Педсовет. Системно-деятельностный подход как основа образовательного стандарта

Разговор по теме педагогического совета хочется начать с известной восточной мудрости:«Дай человеку рыбу, и ты накормишь его только раз. Научи его ловить рыбу, и он будет кормиться ею всю жизнь». Если провести «параллель» с педагогикой, то главная задача учителя заключается в организации учебно-познавательной деятельности учащихся так, чтобы знания стали результатом их собственной деятельности. Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих осн...       Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не «впрок», а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации, как «научение жить здесь и сейчас».            Поэтому учителям необходимо овладевать  педагогическими  технологиями, с помощью которых  можно реализовать новые требования. В настоящее время, к сожалению, большая часть педагогов не ...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педсовет. Системно-деятельностный подход как основа образовательного стандарта.Педсовет. Системно-деятельностный подход как основа образовательного стандарта.Педсовет. Системно-деятельностный подход как основа образовательного стандарта.Педсовет. Системно-деятельностный подход как основа образовательного стандарта.Педсовет. Системно-деятельностный подход как основа образовательного стандарта.Педсовет. Системно-деятельностный подход как основа образовательного стандарта.Педсовет. Системно-деятельностный подход как основа образовательного стандарта.Педсовет. Системно-деятельностный подход как основа образовательного стандарта.Педсовет. Системно-деятельностный подход как основа образовательного стандарта.Педсовет. Системно-деятельностный подход как основа образовательного стандарта.Педсовет. Системно-деятельностный подход как основа образовательного стандарта.Педсовет. Системно-деятельностный подход как основа образовательного стандарта.Педсовет: «Системно-деятельностный подход как основа новых образовательных стандартов»

Педсовет:

«Системно-деятельностный подход

как основа новых образовательных стандартов»

«Можно накормить голодного рыбой,
а можно дать ему удочку, чтобы он поймал ее сам».

Цель педсовета: совершенствование теоретической и практической подготовки педагогов по вопросу использования системно-деятельностного подхода в обучении.

Задачи педсовета:

1.Обсудить деятельность педагогического коллектива в условиях обновления содержания системы образования;

2. Обобщить и систематизировать теоретические положения о системно-деятельностном подходе в обучении;

3.Выявить опыт работы педагогов по применению системно-деятельностного подхода в обучении;

4. Выработать рекомендации.

Вопросы педсовета:

1. Введение.

2. Основные идеи СДП.

3. СДП и ФГОС.

4. Структура урока с точки зрения СДП.

5. Из опыта работы.

6. Решение педсовета.

Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому выпускники российской школы по уровню фактических знаний, заметно превосходят своих сверстников из большинства стран. Однако результаты проводимых за последние два десятилетия международных сравнительных исследований заставляют насторожиться.

Российские школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Однако их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных или их интерпретацию, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений.

Российские школьники показали значительно более низкие результаты при выполнении заданий, связанных с пониманием методологических аспектов научного знания, использованием научных методов наблюдения, классификации, сравнения, формулирования гипотез и выводов, планирования эксперимента интерпретации данных и проведения исследования.

Поэтому вопрос о качестве образования был и остаётся самым актуальным.

Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не «впрок», а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации, как «научение жить здесь и сейчас».

В докладе международной комиссии по образованию для 21 века под председательством Жака Делора «Образование: скрытое сокровище», сформулировано «4 столпа, на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться быть» (Ж. Делор).

Учиться знать подразумевает, что учащийся ежедневно конструирует свое собственное знание, комбинируя внутренние и внешние элементы.

Учиться делать фокусируется на практическом применении изученного.

Учиться жить вместе актуализирует умения отказаться от любой дискриминации, когда все имеют равные возможности развивать себя, свою семью и свое сообщество.

Учиться быть акцентирует умения необходимые индивиду развивать свой потенциал.

По сути дела Жак Делор определил глобальные компетентности необходимые человеку, чтобы выжить в современном мире.

Перед нами ставятся задачи:

  • научить получать знания (учить учиться)

  • научить работать и зарабатывать (учение для труда)

  • научить жить (учение для бытия)

  • научить жить вместе (учение для совместной жизни)

Всё вышеперечисленное и не только это побудило органы государственной власти к разработке и внедрению образовательных стандартов второго поколения.

Принципиальным отличием этих стандартов является усиление их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов. Процесс учения понимается не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности.

В основу Стандарта положен системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.

Системно-деятельностный подход как концептуальная основа ФГОС общего образования обеспечивает:

  • формирование готовности личности к саморазвитию и непрерывному образованию;

  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

  • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных,

  • психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Естественно, возникает вопрос: что такое системно-деятельностный подход?

Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.

Таким образом, Стандарты нового поколения смещают акценты в образовании на активную деятельность учащихся. В процессе деятельности учащийся осваивает универсальные учебные действия (УУД), развивается как личность. (Основные виды УУД - коммуникативные, познавательные, регулятивные, личностные (слайд)).

Задача учителя - организовать урок таким образом, чтобы включить детей в деятельность. Перед учителем встает вопрос: Какими средствами реализовать системно-деятельностный подход. Обратимся к теории данного подхода.

Любая образовательная система имеет свои корни, свой психолого-педагогический фундамент, свою научную школу. Системно-деятельностный подход ориентируется на отечественную советско-российскую психолого-педагогическую науку и уходит корнями в культурно-историческую теорию известного отечественного психолога Льва Семеновича Выготского. Его ученики и последователи - Алексей Николаевич Леонтьев, Петр Яковлевич Гальперин, Даниил Борисович Эльконин, Василий Васильевич Давыдов, Александр Григорьевич Асмолов и другие известные ученые, методисты - в течение полувека смогли разработать эту основу, на которой может строиться современная российская школа.

Ключевое место в системно-деятельностном подходе занимает категория "деятельности", а деятельность сама рассматривается как своего рода система, нацеленная на результат. Современные ученые выделяют следующие взаимосвязанные между собой структурные элементы деятельности как системы:

При организации деятельности надо учитывать психолого-возрастные и индивидуальные особенности развития личности ребенка и присущие этим особенностям формы деятельности.

Реализация деятельностного подхода в практическом преподавании возможна при любой из действующих программ и обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности - означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности - предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса - заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности - предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности - предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества - означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Сравним урок в режиме деятельностного подхода с традиционным уроком по ряду элементов:

Элементы

сравнения

Традиционный урок

Урок в режиме деятельностного подхода

Формулирование темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся

Постановка целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальная форма организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповая и индивидуальная форма организации деятельности)

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля по предложенному талону)

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Оценивание

Учитель оценивает работу на уроке

Учащиеся участвуют в оценке деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще - задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Характер обучения становится поисковым: освоение нового происходит на основе решения учебной задачи (проблемы) с помощью преобразования способов действий, конструирования новых, помимо предложенных учителем.

Очевидно, что переход на новые образовательные стандарты предполагает совершенствование урока.

С помощью каких технологий реализовать деятельностный подход на уроке?

Механизмом реализации системно - деятельностного подхода является такие технологии, как:

  • Информационные и коммуникативные технологии.

  • Технология, основанная на создании учебной ситуации.

  • Технология, основанная на реализации проектной деятельности.

  • Технология, основанная на уровневой дифференциации.

  • Технология деятельностного метода.

Деятельностный метод - метод, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

Технология деятельностного метода предполагает следующую

последовательность шагов на уроке:

Этапы урока

Организующая роль учителя

1

Мотивация к учебной деятельности

Создают условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в деятельность («хочу») и выделения содержательной области («могу»).

2

Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Организует подготовку учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия: 1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; 2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершении этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащимися, которое фиксируется ими самими.

3

Выявление места и причины затруднения

Организует выявление учащимися места и причины затруднения: 1) организовывается восстановление выполненных операций и фиксация места, шага, где возникло затруднение 2) выявление причины затруднения- каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

4

Построение проекта выхода из затруднения

Организует процесс открытия нового знания, где учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, строят план достижения цели, выбирают метод разрешения проблемной ситуации.

5

Реализация построенного проекта

Организует: обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися; выбор оптимального варианта, который фиксируется вербально и знаково. Уточняет характер нового знания.

6

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Организует усвоение учениками нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием (фронтально, в парах или группах).

7

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Организует самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия и самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Создает, по возможности, для каждого ученика ситуацию успеха.

8

Включение в систему знаний и повторение

Организует выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

9

Рефлексия учебной деятельности.

Организует оценивание учащимися собственной деятельности, фиксирование неразрешённых затруднений на уроке как направления будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

В условиях применения деятельностного метода отношение школьников к миру всё чаще не укладывается в привычную схему «знаю - не знаю», «умею - не умею» и сменяется параметрами «ищу и нахожу», «думаю и узнаю», «пробую и делаю».

Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность - в этом функция учителя. И наиболее актуальными становятся педагогические технологии, основными чертами которых выступают:

  • процессуально-целевая ориентация;

  • относительная целостность;

  • ориентация учащихся на самостоятельное освоение нового опыта, развитие своих познавательных возможностей;

  • представление процесса обучения как творческого поиска решения познавательных задач;

  • познавательная рефлексия;

  • активная позиция учащегося в процессе обучения (самостоятельный выбор вариантов решения, принятие решений, оценочная деятельность);

  • позиция педагога как «партнёра по учебному исследованию»; измеряемость и воспроизводимость результатов.

Это такие технологии, как

  • Проблемно-диалогическая технология (на слайде пример)

Основным средством развивающих технологий становятся продуктивные задания. (слайд).

  • Технология развития критического мышления

  • Кейс-технология

  • Исследовательская технология обучения

  • Информационная технология

  • Адаптированная система обучения (АСО) - работа в группах и в парах

  • Проблемно-развивающая технология

  • Рейтинговая технология

  • Технология модульного обучения

  • Технология коллективного способа обучения (авторская)

  • Здоровье-сберегающая технология

  • Личностно-ориентированная технология

  • Технологии игрового обучения

В отличие от традиционного обучения, где дидактические игры выполняют вспомогательную роль (иллюстрации, стимулирование интереса, эмоционально-привлекательный фон), в развивающем обучении учебная игра моделирует процесс исследования реальной или имитационной проблемной ситуации, самостоятельного принятия решения в соответствии с правилами игры, а также оценочную деятельность при анализе принятых решений и достигнутых результатов (в том числе учебных).

Подводим итоги.

  • Позиция учителя: к классу не с ответом, а с вопросом.

  • Позиция ученика: за познание мира.

  • Учебная задача - задача, решая которую ребёнок выполняет цели учителя.

  • Учебная деятельность - управляемый учебный процесс.

  • Учебное действие - действие по созданию образа.

  • Образ - слово, рисунок, схема, план.

  • Оценочное действие - я умею! У меня получится!

  • Эмоционально-ценностная оценка - формирование мировоззрения.

  • Задача школы - не дать объём знаний, а научить учиться.

Закончить своё выступление мне бы хотелось словами английского политика Уильяма Уорда (яхтсмен, бронзовый призер летних олимпийских игр 1908г.), которые, ещё больше усиливают противоречия между профессией учителя и всеми остальными: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».

Решение:

  1. Всем педагогам активизировать работу по самообразовательной деятельности, посещая уроки коллег с целью изучения опыта реализации СДП.

  2. Использовать теоретические знания и опыт работы коллег для активизации применения деятельностного подхода в учебном процессе.

  3. Разместить материалы на школьном сайте об использовании СДП в обучении и воспитании.

ФГОС: изменение требований к образовательному результату
Предметные (основы системы научных знаний).
Метапредметные
(усвоенные
межпредметные
понятия и УУД).
Личностные (внутренняя позиция школьников, самооценка,
мотивация,способность
к решению моральных проблем и т.д.).
Собственная УД школьников - важная составляющая СДП
Text
Text
Какова деятельность - такова и личность
Вне деятельности нет личности
деятельность
личность
УД становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.
Элементы
сравнения
Традиционный урок
Урок в режиме
деятельностного
подхода
Формулирование темы
урока
Учитель сообщает
учащимся
Формулируют сами учащиеся
Постановка целей и задач
Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны
научиться
Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания
Планирование
Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь
цели
Планирование учащимися способов достижения намеченной цели
Практическая деятельность учащихся
Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальная форма организации деятельности
)
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповая и индивидуальная форма организации деятельности)
Особенности урока в рамках
деятельностного
подхода

Традиционный взгляд на урок
1.

Дом.задание:
«Перескажи…»
2. Тема:
«Сегодня мы будем изучать …»
3.Объяснение:
«Итак, слушайте внимательно…»
4.Закрепление:
«Повторите что…? Когда…?»

Проблемно-диалогический урок
1.Постановка проблемы: -
«С одной стороны… , но с другой стороны …»; -«Что вас удивляет? …» -«Какой возникает вопрос? (проблема)»
2.Актуализация:
«Вспомните, что мы уже знаем по этой проблеме?»
3. Поиск решения:
«По тексту определите …»
4. Решение:
«Как мы можем ответить на наш вопрос?»
Проблемно-диалогическая технология

Цель - обучить самостоятельному решению проблем
(
ФГОС)
Средство - открытие знаний вместе с детьми
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД
Когда людей станут учить не тому,
что
они должны думать,
а тому,
как
они должны думать,
то тогда исчезнут всякие недоразумения.
Г. Лихтенберг
.
Технологии реализации механизма СДП
Информационные и коммуникативные технологии.
Технология, основанная на создании учебной ситуации.
Технология, основанная на реализации проектной деятельности.
Технология, основанная на уровневой дифференциации.
Технология
деятельностного
метода.
Всё образование в школе должно быть организовано так, чтобы в нём ясно просвечивала будущая цель образования личности к свободному
самоопределению.
С.И.Гессен
Посредственный учитель излагает.
Хороший учитель объясняет.
Выдающийся учитель показывает.
Великий учитель вдохновляет.
У.Уорд
Основные виды УУД
Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

Регулятивные УУД


Личностные УУД

смыслообразование
нравственно-этическая ориентация
целеполагание
планирование
прогнозирование
контроль
коррекция
оценка
саморегуляция
общеучебные
унив.д.
знаково-символические д.
логические унив.д.
постановка и решение проблемы
самоопределение
вопросы общения
Дидактические принципы построения урока в режиме
системно-деятельностного
подхода
Принцип деятельности
Принцип непрерывности
Принцип целостности
Принцип минимакса
Принцип психологической комфортности
Принцип вариативности
Принцип творчества
В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии, основными чертами которых выступают:

процессуально-целевая
ориентация;
относительная целостность;
ориентация учащихся на самостоятельное освоение нового опыта, развитие своих познавательных возможностей;
представление процесса обучения как творческого поиска решения познавательных задач;
познавательная рефлексия;
активная позиция учащегося в процессе обучения (самостоятельный выбор вариантов решения, принятие решений, оценочная деятельность);
позиция педагога как «партнёра по учебному исследованию»;
измеряемость

и
воспроизводимость

результатов.
Позиция учителя
: к классу не с ответом, а с вопросом.
Позиция ученика
: за познание мира.
Учебная задача
- задача, решая которую ребёнок выполняет цели учителя.
Учебная деятельность
- управляемый учебный процесс.
Учебное действие
- действие по созданию образа.
Образ
- слово, рисунок, схема, план.
Оценочное действие
- я умею! У меня получится!
Эмоционально-ценностная оценка
- формирование мировоззрения.
Задача школы
-
не дать объём знаний, а научить учиться.
Педагогический совет на тему:
«
Системно-деятельностный
подход как основа новых образовательных стандартов»

Ноябрь 2013 года
Категория «деятельности» - система, нацеленная на результат
М
отивация
Пробное
действие
Затруднение
Реализация
проекта
Самоконтроль
С
амооценка
Характер обучения -
поисковый: освоение нового происходит на основе решения учебной задачи (проблемы) с помощью преобразования способов действий, конструирования новых, помимо предложенных учителем.
Кейс-технология

Это
технология анализа конкретных ситуаций, в основе которой лежит имитационное моделирование, разработка конкретного примера или использование готовых материалов с описанием реальной деятельности (например, анализ явлений и объектов любой науки и практики, исследовательский проект, разнообразные статистические материалы, прогноз событий). При этом наблюдается ориентация на конкретные, практические проблемы, которые призваны решать специалисты многих сфер деятельности (поэтому она весьма актуальна в профильном обучении). Эта технология с равной эффективностью может использоваться как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
Наши задачи:
научить получать знания (учить учиться)
научить работать и зарабатывать (учение для труда)
научить жить (учение для бытия)
научить жить вместе (учение для совместной жизни)
Основная педагогическая задача -
создание и организация условий,
инициирующих детское действие
Как учить?
обновление
средств
обучения
Ради чего
учить?
ценности
образования
Чему учить?
обновление
содержания
Системно-деятельностный
подход
Вектор смещения акцентов нового стандарта
Основной результат - развитие личности ребенка
на основе универсальных учебных действий
№п/п
Этапы урока
Организующая роль учителя
7.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Организует самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия и самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Создаёт для каждого ученика ситуацию успеха.
8.
Включение в систему знаний и повторение.
Организует выявление границ применения нового знания, повторения учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
9.
Рефлексия учебной деятельности.
Организует оценивание учащимися собственной деятельности, фиксирование неразрешённых затруднений на уроке как направления будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.
Технологии игрового
обучения


В
отличие от традиционного обучения, где дидактические игры выполняют вспомогательную роль (иллюстрации, стимулирование интереса, эмоционально-привлекательный фон), в развивающем обучении учебная игра моделирует процесс исследования реальной или имитационной проблемной ситуации, самостоятельного принятия решения в соответствии с правилами игры и моделью социального взаимодействия, оценочную деятельность при анализе принятых решений и достигнутых результатов (в том числе учебных).
«Образование: скрытое сокровище»
Четыре столпа,
на которых основывается образование:
научиться познавать;
научиться делать;
научиться жить вместе;
научиться быть.
Б. Шоу
Единственный путь, ведущий
к знанию -
это деятельность
№п/п
Этапы урока
Организующая роль учителя
4.
Построение проекта выхода из затруднения.
Организует процесс
открытия нового знания, где учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, строят план достижения цели, выбирают метод разрешения проблемной ситуации.
5.
Реализация построенного проекта.
Учитель организует: обсуждение различных вариантов, предложенных учащимся, выбор оптимального варианта,
который фиксируется вербально и
знаково
. Уточняет характер нового знания.
6.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Организует усвоение учениками нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием: фронтально, в парах или в группах.
Технология критического мышления

Цель
: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в дальнейшей жизни
Характерные особенности
:
оценочность;
открытость новым идеям;
собственное мнение и рефлексия собственных суждений.
Технология развития критического мышления и её основные стратегии обеспечивают развитие мышления, формирование коммуникативных и творческих способностей. Данная технология отвечает целям образования на современном этапе, вооружает ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования и конструирования собственного образовательного маршрута.
Что такое системно-
деятельностный
подход?
Системно-
деятельностный
подход
- это организация учебного процесса, в которой главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Ключевая особенность ДП
- постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.
Осуществление
контроля
Учитель
осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы
Учащиеся
осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля по предложенному талону)
Осуществление коррекции
Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию
Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно
Оценивание
Учитель оценивает работу на уроке
Учащиеся участвуют в оценке деятельности по её результатам (
самооценивание
, оценивание результатов деятельности товарищей)
Итог урока
Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили
Проводится рефлексия
Домашнее задание
Учитель объявляет и комментирует (чаще - задание одно для всех)
Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
Элементы


сравнения Традиционный урок Урок в режиме
деятельностного
подхода
Другие педагогические технологии
Информационная технология
Адаптированная система обучения (АСО) - работа в группах и в парах
Проблемно-развивающая
технология
Рейтинговая технология
Технология модульного обучения
Технология коллективного способа обучения (авторская)
Здоровье-сберегающая
технология
Личностно-ориентированная
технология


Современный педагог - не тот,
кто учит, а тот, кто понимает
и чувствует, как ребёнок учится,
как проходит его становление.
И.В.Гёте
Скажи мне, и я забуду,
п
окажи мне, и я запомню,
д
ай мне действовать самому, и

я научусь
.
Народная мудрость
Системно-деятельностный
подход
как концептуальная основа ФГОС общего образования
Обеспечивает:

формирование готовности личности к саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательного процесса с
учётом индивидуальных возрастных,
психологических и физиологических
особенностей обучающихся.
Ученые - основоположники теории
системно-деятельностного
подхода
Л.С. Выготский
А.Н. Леонтьев
Д.Б. Эльконин
П.Я. Гальперин
В.В. Давыдов
Технология
деятельностного
метода
№п/п
Этапы урока
Организующая роль учителя
1.
Мотивация к учебной деятельности
Создаёт условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в деятельность («хочу») и выделения содержательной области («могу»).
2.
Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии
Организует подготовку уч-ся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия: 1)актуализацию
ЗУНов
, достаточных
для построения нового способа действий, 2)тренировку соответствующих мыслительных операций.

3.
Выявление
места и причины затруднения
Организует выявление места и причины затруднения 1)организовывается восстановление выполненных операций и фиксация места, шага, где возникло затруднение, 2)выявление причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.
Продуктивные задания - главное средство
Решению продуктивных задач надо учить:
Осмысли
задание (что надо сделать?)
Найди
нужную информацию (текст, рис…)
Преобразуй

информацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить главное, дать оценку…)
Сформулируй

(устно/письменно) ответ, используя слова: «я считаю что…, потому что во-первых…, во-вторых… и т.д.».)
Дай полный ответ
(рассказ), не рассчитывая на наводящие вопросы учителя
За что Петра
I
называли «великим»?
Перескажи текст о Петре
I
=
Почему корабли сделанные из железа не тонут?
Перечисли основные свойства воды.
=
Личностные результаты
Познавательные УУД
Исследовательская технология
обучения

Подразумевает
организацию поисковой, познавательной деятельности учащихся путём постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Важно помнить, что педагог консультирует, советует, направляет, наталкивает на возможные выводы, но ни в коем случае не диктует и не пишет работу за ученика. При этом учащиеся осваивают структуру учебного исследования (выявление и постановка проблемы исследования; формулирование гипотезы; планирование и разработка исследовательских действий; сбор данных, их анализ и синтез; сопоставление данных и умозаключений, их проверка; подготовка и написание отчёта).
ФГОС: стихийное бедствие или осуществление мечты?
Решение за вами!



© 2010-2022