- Преподавателю
- Директору, завучу
- «Система профессиональных компетентностей учителя»
«Система профессиональных компетентностей учителя»
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Колесникова О.В. |
Дата | 08.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
«Система профессиональных компетентностей учителя».
Колесникова Ольга Васильевна,
учитель английского языка.
г. Новосибирск, 2015 год.
Содержание.
Пояснительная записка…………………………………………………..….…3
-
Вводная часть……………………………………………………………....4
-
Основная часть……………………………………………………….......4-9
-
Система профессиональных компетенций учителя………………..….4
-
Основные составляющие компетентности и требования к учителю...5
-
Этапы формирования профессиональной компетентности…………..6
-
Собирательный портрет учителя-профессионала.…………………….8
Выводы………………………………………………………………………….9
Список используемых ресурсов.
Пояснительная записка
Идеологию ФГОС второго поколения характеризует ориентация на результаты образования, на реализацию системно-деятельностного подхода в образовании, на развитие личности учеников, на целенаправленную организацию учебной среды. В связи с этим принципиально меняются требования к учителю. Центральное место в них занимают профессиональные педагогические компетенции учителя.
Современный учитель - это творческая индивидуальность, обладающая оригинальным проблемно-педагогическим и критическим мышлением, создатель многовариативных программ, опирающихся на передовой мировой опыт и новые технологии обучения, интерпретирующий их в конкретных педагогических условиях на основе диагностического целеполагания и рефлексии.
Современного учителя должны отличать высокая креативность, направленность на активную созидательную и преобразующую деятельность, технологическая подготовленность.
Владение современными технологиями развивающего образования, определяющими новые параметры школы XXI в.
Приоритет антропоцентрического подхода к процессу обучения и воспитания детей и молодежи, то есть ученик становится центральной фигурой и главным действующим лицом, ориентированного на развитие креативной личности.
Способность «видеть» многообразие учащихся, учитывать в учебно-воспитательном процессе возрастные индивидуальные и личностные особенности различных контингентов детей (одаренных, девиантных и делинквентных детей, с ограниченными возможностями здоровья, с задержками в развитии и др.) и реагировать на их потребности.
Способность улучшать среду обучения, проектировать психологически комфортную образовательную среду.
Умение применять здоровьесберегающие технологии.
Способность сопровождать профессиональную карьеру молодого человека.
-
Вводная часть: цель и задачи работы.
Проблемное задание №3.
-
Осуществить поиск и анализ информации по теме «Система профессиональных компетентностей учителя».
-
На основе анализа информации разработать комплексную таблицу, отражающую:
-
основные составляющие компетентности;
-
этапы формирования профессиональной компетентности;
-
требования к учителю по каждой компетентности в условиях введения стандартов второго поколения.
Цель: рассмотреть особенности профессиональных компетентностей учителя в условиях введения и реализации ФГОС нового поколения.
Задачи:
-
Рассмотреть основные составляющие компетентности в условиях реализации ФГОС.
-
Рассмотреть профессиональную компетентность педагога условиях введения и реализации ФГОС.
-
Представить собственное видение проблемного задания №3.
II. Основная часть.
-
Система профессиональных компетенций учителя.
-
Владение содержанием и методологией предмета.
-
Знание закономерностей познавательных процессов ученика в обучении и умение применять их при проектировании реального учебного процесса.
-
Знание требований к уроку и умение использовать их при проектировании учебного процесса.
-
Владение приёмами эффективного общения с детьми, коллегами, родителями.
-
Компетенция в сфере медиатехнологий. Владение методиками, приёмами, социализирующими и развивающими средствами учебного предмета.
-
Владение управленческими технологиями (педагогический анализ, постановка целей, планирование, организация).
-
Умение управлять инновационным процессом (проектировать, провести и проанализировать эксперимент).
-
Владение навыками обобщения и передачи своего опыта.
-
Способность к профессиональному самосовершенствованию.
2.Основные составляющие компетентности и требования к учителю.
2.1 Компетентность - качество действий учителя, обеспечивающих адекватное и эффективное решение профессионально значимых задач, носящих проблемный характер, а так же готовность нести ответственность за свои действия.
2.2 Профессиональная компетентность - качество действий учителя, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей; владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п., методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми), осуществление оценочно-ценностной рефлексии.
2.3 Информационная компетентность - качество действий учителя, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, её адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе; регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях.
2.4 Коммуникативная компетентность - качество действий учителя, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; установление контакта с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, родителями (лицами их замещающими), коллегами по работе; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей; умение убеждать, аргументировать свою позицию; владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.
2.5.Правовая компетентность - качество действий учителя, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности нормативных правовых документов для решения профессиональных задач.
3. Этапы формирования профессиональной компетентности.
Профессиональная компетентность педагога - это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний учителя и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.).
Исходя из современных требований можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
-
Работа в методических объединениях, творческих группах;
-
Исследовательская деятельность;
-
Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
-
Различные формы педагогической поддержки;
-
Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;
-
Трансляция собственного педагогического опыта;
-
Использование ИКТ и др.
Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности.
Развитие профессиональной компетентности - это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.
Отсюда можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:
1 этап - самодиагностика, проблемный анализ собственной деятельности, фиксация проблем и причин их возникновения;
2 этап - формирование общей концепции « Я в будущем»;
3 этап - выбор стратегии саморазвития;
4 этап - конкретизация ближайших целей;
5 этап - составление плана действий по саморазвитию, когда основные задачи обрастают конкретными механизмами, методами и средствами реализации.
Основные компетенции учителя.
-
Уметь учиться вместе с учениками, самостоятельно закрывая свои «образовательные дыры».
-
Уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся (помогать учащемуся определять цели и образовательные результаты на языке умений/компетенций).
-
Уметь мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции;
-
Уметь «сценировать» учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работы и деятельности, с учетом их склонностей, индивидуальных особенностей и интересов.
-
Уметь занимать позицию эксперта в отношении демонстрируемых учащимся компетенций в разных видах деятельности и оценивать их при помощи соответствующих критериев.
-
Уметь подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность.
-
Владеть проектным мышлением и уметь организовать групповую проектную деятельность учащихся и руководить ею.
-
Владеть исследовательским мышлением, умея организовать исследовательскую работу учащихся и руководить ею.
-
Использовать систему оценивания, позволяющую учащимся адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их.
-
Уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и уметь организовать ее у учащихся в процессе учебных занятий.
-
Уметь организовать понятийную работу учащихся.
-
Уметь вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой учащиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя не только между собой, но и с учителем, принимая то, что собственная точка зрения может быть также подвергнута сомнению и критике.
-
Владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе.
Из всего выше сказанного можно составить портрет учителя-профессионала.
4. Собирательный портрет учителя-профессионала.
Профессиональный учитель - это человек, умеющий найти общий язык с учениками, подход к каждому, заинтересовать и влюбить учеников в свой предмет.
Профессиональный учитель сочетает традиционный подход и вносит в процесс обучения свои инновации.
Профессиональный учитель - это тот учитель, который доступно объясняет материал, заинтересован в своей работе, его цель - дать знания ученикам.
Профессиональный учитель - это компетентный учитель. Желающий учить, мудрый человек; он должен любить свой предмет и своих учеников.
Профессиональный учитель - это грамотный педагог, знающий свой предмет до тонкостей, до мелочей, умеющий в доступной форме преподать его ученикам.
Прежде всего, профессиональный учитель должен обладать простыми человеческими качествами: добротой, пониманием и умением помочь ученику в трудную минуту.
Профессиональный учитель - это учитель, умеющий вести урок нестандартно.
Профессиональный учитель - это учитель, знающий свое дело не только в рамках школьной программы, но и на более высоком уровне; человек, который постоянно стремиться к получению новых знаний в своей области, а не останавливается на достигнутом. Это учитель, который осознает свою роль в судьбах детей и несет ответственность за их знания, а не ограничивается сухим объяснением параграфа.
Профессиональный учитель - это учитель, обучающий не только своему предмету, но и жизни, духовный наставник.
Вывод:
Можно сделать вывод, что становление профессиональной компетентности педагога - это постоянно изменяющийся процесс, формирование профессионализма происходит на протяжении всей жизни человека - от выбора профессии (начало профессионального образования) до окончания профессиональной деятельности.
Во - первых, это профессионал, который
-
демонстрирует универсальные и предметные способы действий
-
инициирует действия учащихся
-
консультирует и корректирует их действия
-
находит способы включения в работу каждого ученика
-
создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта.
Во - вторых, это учитель, применяющий развивающие технологии.
В-третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.
Главный показатель качества профессиональной подготовки - способность и готовность применять полученные знания в профессиональной деятельности, что позволяет говорить об интегративной природе компетентности, которая образуется из диалектически связанных частей (знаний, структур, способов деятельности, личностных качеств). Компетентность не существует в готовом виде. Каждый субъект должен создать её для себя заново. Можно усвоить чьё-то открытие, правило, но не компетентность. Компетентность необходимо создать как продукт индивидуального творчества и саморазвития.
Примечание:
Мое мнение о предложенной работе.
Данная разновидность работы достаточная интересна с точки зрения самообразования, но затратно по время.
Приложение 1
Комплексная таблица, отражающая компетентности педагога
в условиях введения стандартов второго поколения.
Этапы формирования профессиональной компетентности
Основные составляющие компетентности
Требования к учителю по каждой компетентности
1 этап - самодиагностика, проблемный анализ собственной деятельности, фиксация проблем и причин их возникновения;
Развивающая компетентность
Работа в методических объединениях, творческих группах; Исследовательская деятельность; Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий; Различные формы педагогической поддержки; Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях; Трансляция собственного педагогического опыта; использование ИКТ
Профессиональная компетентность
качество действий учителя, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей; владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п., методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми), осуществление оценочно-ценностной рефлексии
2 этап - формирование общей концепции « Я в будущем»;
Информационная компетентность
- качество действий учителя, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, её адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе; регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях.
3 этап - выбор стратегии саморазвития;
Коммуникативная компетентность
- качество действий учителя, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; установление контакта с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, родителями (лицами их замещающими), коллегами по работе; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей; умение убеждать, аргументировать свою позицию; владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.
4 этап - конкретизация ближайших целей;
Правовая компетентность
качество действий учителя, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности нормативных правовых документов для решения профессиональных задач.
5 этап - составление плана действий по саморазвитию, когда основные задачи обрастают конкретными механизмами, методами и средствами реализации.
Модель самосовершенствования педагогов
Становление профессиональной компетентности педагога.
Система профессиональных компетенций учителя.
Список используемых ресурсов.
-
festival.1september.ru/articles/630119/
-
google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=4&ved=0CC4QFjADahUKEwj29Jrmo-DIAhXmwHIKHXL1Cx8&url=http%3A%2F%2Fsh14.nevinsk.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2013%2F11%2F%25D0%2594%25D0%25BE%25D0%25BB%25D0%25B6%25D0%25BD%25D0%25BE%25D1%2581%25D1%2582%25D0%25BD%25D0%25B0%25D1%258F-%25D0%25B8%25D0%25BD%25D1%2581%25D1%2582%25D1%2580%25D1%2583%25D0%25BA%25D1%2586%25D0%25B8%25D1%258F-%25D1%2583%25D1%2587%25D0%25B8%25D1%2582%25D0%25B5%25D0%25BB%25D1%258F-%25D0%25A4%25D0%2593%25D0%259E%25D0%25A1.docx&usg=AFQjCNEFDU4fScuFZFWyKU816sUewp15Xg&sig2=O-nawaXkPufAI-ql7DSmCg&bvm=bv.105841590,d.bGQ;
-
okhashkola5.ru/ru/metodicheskaya-kopilka/178-iz-opyta-raboty-2
-
file:///C:/Users/Gas/Downloads/%D0%A4%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8.pdf
-
86school3.ru/doc/inform_o_school/2014/plotnikov.pdf
-
portal.tpu.ru:7777/f_dite/conf/2014/3/c3_Krepsha.pdf
-
koipkro.kostroma.ru/.../Развитие%20профессиональной%20комп..
-
festival.1september.ru/articles/500899/