Деятельностный подход в экологическом воспитании школьников

Деятельностный подход – основной способ получения знаний. Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания, требует существенных изменений в экологическом воспитании школьников.Основное отличие экологического учебно-воспитательного процесса - формирование системного и критического мышления через реализацию деятельностного подхода, который включает методы школьного экологического мониторинга, игровые, исследовательские и проектные технологии. Дополнительное образова...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 7 г. Тында




Деятельностный подход в экологическом воспитании школьников



Подготовила:

учитель биологии, высшей категории

Т.К. Сидоренко








ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ


Деятельностный подход - основной способ получения знаний. Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания, требует существенных изменений в экологическом воспитании школьников.

Сегодня, очевидно, что традиционный путь развития ведет к деградации природы и проблемам в современном обществе. ХХI век ставит новые задачи, связанные с осмыслением проблем окружающего мира на основе интеграции экономических, социальных, экологических проблем в направлении повышения безопасности и культуры человека. Для создания экологических ценностных ориентаций, развития критического, творческого мышления необходимо системное экологическое образование и воспитание.

Ведущую роль в реализации устойчивого развития, в становлении экологической культуры играет общеобразовательная школа, где формируются основы мировоззрения, происходит активное становление ценностно-смысловой сферы личности, осваиваются на практике экологические нормы и требования. Важнейшее значение имеет формирование навыков, отношений, ценностей, мотивации к личному участию в решении экологических проблем с целью улучшения качества окружающей среды. Процесс экологического образования неразрывно связан с воспитанием экологически грамотного и культурного человека, важно принятие учащимися общечеловеческих ценностей, осознание влияния собственного образа жизни на судьбу будущих поколений, обретение навыков сотрудничества в решении проблем окружающей среды.

Основное отличие экологического учебно-воспитательного процесса - формирование системного и критического мышления через реализацию деятельностного подхода, который включает методы школьного экологического мониторинга, игровые, исследовательские и проектные технологии. Дополнительное образование, внеклассная и внеурочная работа являются наиболее подвижной формой экологического образования и воспитания.

Учителя естественного цикла муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы № 7 г. Тында

более 15 лет занимаются учебно-исследовательской работой, выбирая темы биолого-экологической, природоохранной направленности, например, «Экология растений кабинета биологии», Т.К. Сидоренко.

Школьный двор МОБУ СОШ№7 - это не только достояние нашего города, но и объект для проведения исследовательской деятельности по темам, связанным с изучением экологии, флоры и фауны.

На территории школьного двора проводились исследовательские работы. Одной из работ является «Влияние органических и минеральных удобрений на рост и развитие дикорастущей жимолости съедобной», которая была завезена с берега реки Гилюй, «Влияние экологических и антропогенных факторов на рост и развитие жимолости съедобной» (Т.К. Сидоренко - учитель биологии). «Исследование загрязнения снежного покрова города Тынды», учитель М.Ф. Ведерникова. Снежный покров обладает рядом свойств, делающих его удоб­ным индикатором загрязнения не только самих атмосферных осадков, но и атмосферного воздуха, а также последующего загрязнения вод и почв.

1. «Экологическое состояние почвы на территории школьного двора» (Ведерникова М.Ф.).

2. «Приживаемость водосбора на разных участках школьного двора» (Сидоренко Т.К.).

Любая исследовательская деятельность в детских объединениях эколого-биологической направленности сочетает в себе использование теоретических знаний и эксперимента, моделирование, посторенние плана исследования. Учителя биологии с учащимися проводят практические работы, например, «Оценка состояния древостоя с использованием простейшей шкалы», «Оценка экологического состояния почвы по кислотности солевой вытяжки», «Грибы - паразиты на растениях и меры борьбы с ними», игра - шоу « Наш школьный двор», лекции на природоохранные темы и др.

Проводятся факультативы, кружки по экологии, в школе действует школьное лесничество «Березка», работа которого имеет экологическую направленность. Школьное лесничество « Березка объединяет 878 школьников.

Согласно договору Тындинский лесхоз поставляет школе древесные и кустарниковые породы для озеленения пришкольного участка.

Совместно с представителями лесхоза проводим акции:

«Зимующим птицам - нашу заботу»;

«Отходы в доходы»;

«Пожар - враг леса».

Проводятся операции:

«Сохраним краснокнижные растения»

«Зеленая аптека» (проводим учет лекарственных растений на территории школьного двора, изучаем их лечебные свойства).

«Сохраним нашу Землю голубой и зеленой».

Члены школьного лесничества высаживают растения, выявляют насекомых вредителей.

Проводится конкурсы:

« Сохраним зеленую красавицу»,

« Кормушка».

Развешиваем с учащимися кормушки на деревья для подкормки птиц зимой. Весной проводится праздник «День птиц». О своей работе, проблемах экологии ребята пишут статьи в СМИ.

Осенние листья, ветки деревьев школьники используют для приготовления различных поделок, композиций. Длительное время ведем работу с жильцами микрорайона о запрете выгула собак на школьном дворе. В 2011году высажено деревьев - 687,кустарников- 465, ежегодно выращиваем цветковых растений от 1500 до 3040

Большое значение имеет экологическая практика, направленная на выполнение социально - значимых проектов. Важной чертой проектирования является его ориентированность на практическую реализацию, связанную с ресурсосбережением, охраной природы, с безопасностью и улучшением окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.

С учащимися разработан проект «Школьный двор как центр экологического воспитания школьников», учитель Т.К. Сидоренко. Целью проекта является реализация государственной политики в области патриотического, экологического, эстетического воспитания молодежи - содействие улучшения экологической обстановки в микрорайоне через благоустройство и озеленение школьного двора. На первом этапе реализации проекта была организована совместная деятельность учащихся, родителей, учителей, жителей микрорайона по реализации основных мероприятий проекта (сформированы творческие группы - экологи, зеленые патрули, «Зеленый мир» по разным направлениям деятельности).

- Поведена ландшафтная организация школьной территории, выбраны растения для озеленения, проведен сбор информации и опрос школьников, жильцов микрорайона для оценки экологической обстановки школьного двора.

-Удалены с участка погибшие деревья и кустарники, с помощью специальной техники шефствующие организации бурили ямы для посадки деревьев;

спонсорами произведен подвоз земли для клумб;

- Практической деятельностью на территории школьного двора занимались школьники, родители формировали первые клумбы, альпинарий, делали плетеные ограждения для клумб, рабаток.

Общение с природой при изучении родного края формирует экологическое мировоззрение, способствует воспитанию культурного поведения в природе, ведь каждый выход на природу сопровождается экологическими акциями. Разноплановая работа с учащимися дает реальный результат и способствует экологическому воспитанию школьников.

Экологическое воспитание формирует ценностное отношение к природе, тесно связано с развитием эмоций ребенка, умением сочувствовать, удивляться, сопереживать, с осознанием того, что от их посильных действий зависит окружающий мир и их здоровье.







© 2010-2022