Выступление на городском семинаре заместителей директоров г Белгорода. 2011 г

Рекомендации по оборудованию и использованию кабинетов информатики и физики.                                                                                                                                                   Заместитель директора МОУ СОШ №37 И.Н.Денисова.                                                                                                                                        Выступление на городском  семинаре заместителей директоров.2011г.                                                                     Введение Современное образование нев...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рекомендации по оборудованию и использованию кабинетов информатики и физики.

Заместитель директора

МОУ СОШ №37

г. Белгорода

И.Н.Денисова.

Выступление на городском семинаре заместителей директоров г. Белгорода.2011 г.


Введение

Современное образование невозможно представить без использования компьютеров. За последние годы, как свидетельствуют данные социологических исследований, возрастная граница первого опыта работы с компьютером существенно снизилась. Однако работа на компьютере связана с воздействием негативных факторов. Чтобы уменьшить их отрицательное влияние на здоровье обучающихся, необходимо соблюдать определенные правила и требования, которые отражены в новых санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Указанные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы будут введены в действие с 1 сентября 2011 года.

Привожу выдержки из новых санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «29» декабря 2010 года №189.

IV. Требования к зданию.

4.11. Площадь кабинетов информатики и других кабинетов, где используются персональные компьютеры, должна соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

V. Требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений.

5.9. Оборудование кабинетов информатики должно соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

VII. Требования к естественному и искусственному освещению.

7.2. Искусственное освещение.

7.2.4. В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности должны соответствовать следующим нормам: на рабочих столах - 300-500 лк, в кабинетах технического черчения и рисования - 500 лк, в кабинетах информатики на столах - 300 - 500 лк, на классной доске 300-500 лк, в актовых и спортивных залах (на полу) - 200 лк, в рекреациях (на полу) - 150 лк.

При использовании компьютерной техники и необходимости сочетать восприятие информации с экрана и ведение записи в тетради - освещенность на столах обучающихся должна быть не ниже 300 лк.

X. Гигиенические требования к режиму образовательного процесса.

10.18. Необходимо чередовать во время урока различные виды учебной деятельности (за исключением контрольных работ). Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 1-4 классах не должна превышать 7-10 минут, в 5-11 классах - 10-15 минут. Расстояние от глаз до тетради или книги должно составлять не менее 25-35см у обучающихся 1-4 классов и не менее 30-45 см - у обучающихся 5-11 классов.

Продолжительность непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения устанавливается согласно таблице 5.

Таблица 5

Продолжительность непрерывного применения технических средств

обучения на уроках



Классы

Непрерывная длительность (мин.), не более


Просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

Просмотр телепере

дач

Просмотр динамических изображе

ний на учебных досках и экранах отраженно

го свечения

Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиату

рой

Прослу

шивание аудиозаписи

Прослушивание аудиозапи

си в наушниках

1-2

10

15

15

15

20

10

3-4

15

20

20

15

20

15

5-7

20

25

25

20

25

20

8-11

25

30

30

25

25

25

После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз (приложение 5), а в конце урока - физические упражнения для профилактики общего утомления (приложение 4).

10.19. Режим обучения и организации работы кабинетов с использованием компьютерной техники должен соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы на них.

1.Оборудование кабинета информатики и ИКТ

Кабинет информатики и ИКТ оснащается:

• набором учебных программ для изучения курса информатики и отдельных разделов учебных предметов;

• заданиями для осуществления индивидуального подхода при обучении, организации самостоятельных работ и упражнений за ПЭВМ;

• комплектом учебно-методической, научнопопулярной, справочной литературы;

• журналом вводного и периодического инструктажей учащихся по технике безопасности;

• журналом использования КУВТ на каждом рабочем месте;

• журналом отказа машин и их ремонта;

• стендами для экспонирования демонстрационных таблиц и работ учащихся;

• аптечкой первой помощи;

• средствами пожаротушения;

• инвентарной книгой для учета имеющегося в кабинете учебного оборудования, планами дооборудования кабинета информатики, утвержденными директором школы.

Рабочие места учащихся, оснащенные ПЭВМ или ВДТ, и организация их оборудования должны соответствовать гигиеническим требованиям Санитарных правил и норм. Конструкция одноместного стола для работы с ПЭВМ или ВДТ должна предусматривать:

• две раздельные поверхности - одна горизонталь ная для размещения ПЭВМ или ВДТ с плавной регули­ ровкой по высоте в пределах 520-760 мм и вторая - для клавиатуры с плавной регулировкой по высоте и углу на клона от 0 до 15° с надежной фиксацией в оптимальном рабочем положении (12-15°), что способствует поддер­ жанию правильной рабочей позы учащихся, без резкого наклона головы вперед;

• ширину поверхности для ПЭВМ или ВДТ и клави атуры - не менее 750 мм, а при наличии принтера - 1200мм;

• глубину каждой поверхности стола - не менее 550 мм;

• опору поверхностей стола на стояк, расположен­ный в центре; в стояке должны проходить провода электропитания и кабель локальной сети с обеспечением не обходимых требований по электробезопасности, а осно­ вание стола совместить с подставкой для ног;

• отсутствие ящиков.

Высота края стола, обращенного к работающему за ПЭВМ или ВДТ, а также стула, должны приниматься в соответствии с ростом учащегося в обуви согласно таблице I .

Таблица I

Рост учащегося, см

Высота над полом, мм

Стол

Пространство для ног, не менее

Стул

116-130

520

460

300

131-145

580

520

340

146-160

640

580

380

161-175

700

640

420

Больше 175

760

700

460

Основные размеры стула в зависимости от ростовых особенностей учащихся представлены в таблице 2.

Таблица 2

Параметры стула

Рост учащихся в обуви, см

116-130

131-145

146-160

161-175

более 175

Высота сиденья над полом, мм

300

340

380

420

460

Ширина сиденья не менее, мм

270

290

320

340

360

Глубина сиденья, мм

290

330

360

380

400

Высота нижнего края спинки над сиденьем, мм

130

150

160

170

190

Высота верхнего края спинки над сиденьем, мм

280

310

330

360

400

Высота линии прогиба спинки не менее, мм

170

190

200

210

220

Радиус изгиба переднего края сиденья, мм

20-50

Угол наклона сиденья, градусы

0-4

Угол наклона спинки сиденья, градусы

95-108

Радиус спинки в плане не менее, мм

300

Наличие столов и стульев в соответствии с ростовыми особенностями учащихся способствует обеспечению правильной посадки и предупреждению отклонений при формировании костно-мышечной системы.

2. Гигиенические рекомендации к работе в кабинете ин­форматики и ИКТ

Уровни напряженности электростатического поля на расстоянии 10 см от экрана не должны превышать 5 кВ/м. Мощность экспозиционной дозы рентгеновского излучения в любой точке на расстоянии 0,05 м от экрана и корпуса видеомонитора при любых положениях регулировочных устройств не должна превышать 7,74 х 10-12 А/кг, что соответствует эквивалентной дозе, равной 0,1 мбэр/ч или 100 мкР/ч (измерение параметров могут осуществлять Центры Госсанэпиднадзора).

3. Гигиенические требования к помещениям с ПЭВМ или ВДТ

Площадь на одно рабочее место в помещении с ПЭВМ или ВДТ должна быть не менее 6 м2, объем - 24 м3 при высоте не менее 4 м. При меньшей высоте учебного помещения рекомендуется увеличить площадь на одно ра­бочее место. Учебные помещения с ПЭВМ или ВДТ должны иметь естественное и искусственное освещение. Ориентация оконных проемов должна быть на С или С-В. Основной поток естественного света должен быть слева, допускается справа. Не допускается направление основного потока естественного света спереди и сзади. Для окраски стен следует применять краски холодных тонов: светло-зеленый, светло-голубой, светло-серый. Допускается окраска стен светло-бежевым, светло-желтым цветом или цветом слоновой кости. При этом поверхности стен должны быть матовыми. Для учебных помещений с ПЭВМ или ВДТ следует применять систему общего равномерного освещения, выполненную потолочными или подвесными люминесцентными светильниками, размещенными по потолку рядами в виде сплошных линий, с двух сторон от рабочего стола с ПЭВМ или ВДТ (см. схему).

Линия

светильников

Стол

с ПЭВМ

или

ВДТ

Линия

светильников

Экран монитора должен располагаться в зоне защитного угла светильника. Светильники не должны отражаться на экране ПЭВМ или ВДТ, так же как оконные светопроемы. Освещенность на поверхности стола должна быть в пределах 300-500 лк. В качестве источников света рекомендуется использовать люминесцентные лампы мощностью 40 Вт, 58 Вт или энергоэкономичные мощностью 36 Вт типа ЛБ, ЛХБ как наиболее эффективные и приемлемые с точки зрения спектрального состава.Для обеспечения нормируемых значений освещенности в учебных помещениях с ПЭВМ или ВДТ следует проводить чистку стекол оконных рам и светильников не реже двух раз в год и осуществлять своевременную замену перегоревших ламп.

Таблица 3. Допустимые уровни ионизации воздуха

Уровни

Число ионов в 1 см3 воздуха

n +

n -

Минимально необходимые

400

600

Оптимальные

1500-3000

3000-5000

Максимально допустимые

50 000

50000

Таблица 4. Оптимальные и допустимые параметры температуры и относительной влажности

Оптимальные параметры

Допустимые параметры

Температура, °С

Относительная влажность, %

Температура, °С

Относительная влажность, %

19

62

18

39

20

58

22

31

21

55

-

-

4. Гигиенические требования к правильной посадке учащихся

При правильной посадке учащиеся должны сидеть прямо, напротив видеомонитора, не сутулясь. Спина должна иметь опору в области нижних углов лопаток, предплечья должны находиться под прямым углом по отношению к плечам и опираться на наклонную поверхность стола с клавиатурой; тем самым снимается статическое напряжение с мышц плечевого пояса и рук. Край сиденья стула должен заходить за край стола, обращенного к учащемуся, на 5-7 см. Угол, образуемый голенью и бедром, должен быть порядка 90-120°, стопы должны опираться на пол или подставку для ног. Голова слегка наклонена вперед (не более 15°). Линия взора должна быть перпендикулярна центру поверхности экрана и отклоняться в вертикальной плоскости, мысленно проведенной через середину экрана видеомонитора (не более 10°; оптимальное отклонение - 5°). Уровень глаз должен приходиться на центр высоты экрана видеомонитора. Оптимальный обзор в горизонтальной плоскости, проходящей через центр экрана, располагается в пределах ±15% допустимый- ±30°. При рассматривании информации, находящейся в крайних положениях на экране видеомонитора, угол рассматривания, ограниченный линией взора и информацией, расположенной по левому или правому краю экрана, должен быть не менее 45°. В зоне доступности ±30° должны находиться учебные пособия, пюпитр. Оптимальное расстояние глаз учащихся до экрана мо­нитора должно быть в пределах 60-70 см, допустимое - не менее 50 см.

5. Гигиенические требования к организации режима ра­боты

Учитывая санитарные нормы работы учащихся за компьютером, первоклассникам разрешено проводить за компьютером 10 минут, учащимся вторых - пятых классов не более 15 минут, шестые - седьмые классы могут работать за компьютером 20 минут, восьмые и девятые классы - 25 минут. Учащиеся десятых, одиннадцатых классов на первом уроке могут находиться за компьютером 30 минут, на втором уроке 20 минут.

Литература:

1.Методические рекомендации по оборудованию и использованию кабинетов информатики. Разработано в Институте информатизации образования Российской академии образования. Научный руководитель разработки: доктор педагогических наук, профессор И. В. Роберт. Авторы: доктор педагогических наук, профессор И.В. Роберт, М.В. Рязанский, А.Л. Шаргородский, В.П.Давыдов, Н.А.Львовская (Институт информатизации образования Российской Академии образования), кандидат медицин­ских наук, старший научный сотрудник Е.А. Гельтищева (Московский НИИ гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана Министерства здравоохранения Российской Федерации).

Опубликовано: 2004-11-08 18:47

2. СанПиН 2.4.2.2821-10
































© 2010-2022