Работа с одаренными детьми. Из опыта работы школы

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАЗВИТИЕ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ В

ЛЕТНЕЙ ШКОЛЕ ТВОРЧЕСТВА МОУ «Школа № 94»

Летняя школа творчества начала свою работу в 2004 г. Теоретической основой работы ЛШТ стало методическое пособие «Методические рекомендации по организации Летней школы творчества», автором которого является учитель английского языка школы.

Основная цель ЛШТ: выявление и поддержка одарённых детей и детей, которые стремятся к саморазвитию и умению получать знания самостоятльно.

Задачи ЛШТ:

1) формирование основ духовности;

2) предоставление ученикам и их родителям педагогической помощи по вопросам самообразования;

3) развитие навыков самостоятельного труда, умения формулировать свои мысли, развивать память, речь, умение обобщать, анализировать делать выводы.

Гипотеза: выявление уровня творческого ученика и педагога. От творческого учителя - к творческому ученику.

В ЛШТ получил своё развитие метод проектов.

В 2004 г. в результате деятельности 8 секций первым проектом ЛШТ стала коллективная работа учителей и учеников школы «Святогорье», где были представлены исторический ракурс Святогорска, его пейзажные картины, украинская архитектура XVIII в. Жемчужина Донбасса рассматривалась с точки зрения биологии, географи, химии, литературы, математики.

Затем тематика ЛШТ менялась :

- Коллективный проект «Судьба человека»(2005);

- «У истоков украинской цивилизации» (2006);

- «Я - человек» (2007);

- «Украина в 21 веке»(2008-2009);

-«История моей школы- моя история» (2010);
- «Удивительное- рядом!» (2011);

- «Познаем мир»( 2012-2014)

В ЛШТ основными являются методы творческого
характера - проблемные, поисковые, исследовательские, проектные - в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной
и групповой работы. Эти методы имеют высокий
познавательно-мотивирующий потенциал, и соответствуют уровню познавательной активности и интересов учащихся.

Начиная с 2012 года , в связи с новой Концепцией образования, целью ЛШТ стало приобщение учащихся разных возрастных категорий к разностороннему познанию мира; всестороннее развитие учащихся; воспитание интереса к культурным и научным ценностям своей страны и всего человечества, развитие личности учащегося-исследователя, формирование его жизненных компетентностей, научного мировоззрения.

Охвачены разные направления: экономика, трудовое обучение, биология, химия, география, литература, история, экология, профориентация, культура, начальные классы.

Коллективные и индивидуальные проекты были на самую разнообразную тематику. Некоторые учащиеся подготовили проекты по типу мастер-класса.

Результатом работы ЛШТ последних трех лет стал значительный интерес учащихся к исследовательской деятельности. В течение этого времени возросло количество работ, которые были доработаны и направлены на конкурс-защиту ученических работ учащихся-членов МАН, научно-практические конференции «Юный биолог», «Юный эколог», «Решение региональных экологических проблем».

Так, например, в 2011-2012 уч.г. ученик 8 класса стал лауреатом областной научно-практической конференции «Юный биолог», ученица 8 класса заняла ІІІ м. на областной научно-практической конференции «Юный биолог», І м. на областной научно-практической конференции «Решение региональных экологических проблем» и стала лауреатом Всеукраинской научной конференции в г. Киеве.

Восьмиклассник Сиданич А. стал лауреатом областного этапа конкурса-защиты ученических работ учащихся-членов МАН.

Ученица 9 класса была награждена грамотой Министерства экологии Украины за участие во Всеукраинском конкурсе «До чистих джерел».

В 2012-2013 уч.г. эти же дети продолжили заниматься исследовательской деятельностью и тоже достигли высоких результатов: ученица 9 класса Безрук Т. заняла ІІІ м. на областной научно-практической конференции «Юный эколог», І м. в районном этапе конкурса-защиты ученических работ учащихся-членов МАН; ученик 9 класса занял І м. в районном этапе конкурса - защиты ученических работ учащихся-членов МАН; ученица 10 класса ІІІ м. в районном этапе конкурса - защиты ученических работ учащихся-членов МАН.

В 2013-2014 уч. г. ученик 10 класса занял ІІІ м. в районном этапе конкурса-защиты ученических работ учащихся-членов МАН; І м. на областной научно-практической конференции «Юный эколог»; І м.- на Всеукраинской экологической конференции. А еще три ученицы 10 класса- участницы ЛШТ стали ее лауреатами.

Члены ЛШТ, которые отдали приоритет литературному творчеству, смогли достойно представить свои работы на конкурсах ученического творчества, «Творческая юность Донбасса», «Наилучший отзыв на современную детскую прозу», «Налоги глазами детей» и др.

Например, ученица 10 класса несколько лет подряд занимала призовые места в районном этапе конкурса ученического творчества и районном этапе конкурса-защиты ученических работ учащихся-членов МАН в секции «Литература».

Ученица 10 класса неоднократно становилась призером конкурса видеороликов «Делай как я- экологически правильно» и районном этапе конкурса ученического творчества.

Результатом проектов по типу мастер-класса стала коллективная работа учащихся «Разноцветная мозаика», которая является украшением рекреации школьного этажа и получила высокую оценку на районном семинаре учителей этики. Этот проект занял призовое место в конкурсе «Моральный поступок».

Следует отметить, что несколько лет подряд членами ЛШТ стали учащиеся младших классов. Свои проекты они представляли на районном семинаре для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе «Развитие одаренности средствами учебно-воспитательного процесса», районных семинарах для заместителей директоров по воспитательной работе «Развитие духовности юной личности» и «Новые подходы к организации профориентационной работы в школе».

В этом учебном году младшие школьники, выбравшие направлением своей работы профориентацию, смогли представить свои проекты на городском семинаре методистов районных отделов образования.

А в 2012-2013 уч. г. ученики 4 класса выступали на районной математической конференции «Мир вокруг нас» среди учащихся 7-11 классов.

Гордостью нашей школы является ученик 11 класса, член ЛШТ, который выполнял проекты и представлял их затем на различных конкурсах по астрономии, физике, математике, информатике и ИКТ, сопровождая компьютерными презентациями. Таким образом, увлекаясь все больше и больше ИКТ, он смог достичь очень высоких результатов во Всеукраинских ученических олимпиадах по информатике и ИКТ. Последние три года Бондарев М. является победителем и призером ІІІ (областного) этапа ВУО по информатике и ИКТ. А последние два года -победителем и призером ІV этапа ВУО по ИКТ.

В 2014-2015 уч. г. из-за активных боевых действий на территории нашего города работа Летней школы творчества приостановила свою работу. Но с целью создания условий для реализации интеллектуального потенциала учащихся, в школе прошли олимпийские игры «Мудрая сова», в которых приняли участие ученики 5-10 классов. Открытие интеллектуальных Олимпийских игр прошло торжественно и празднично. Команды участвовали в 3-х турах игры, где смогли показать эрудицию и знания по школьным предметам . На разминке игроки набирали баллы для своей команды, отвечая на вопросы по всем базовым дисциплинам. Во ІІ туре все 4 команды - участника выполняли задания по математике, русскому языку и литературе, мировой художественной культуре, биологии и отвечали на вопросы, касающиеся общей эрудиции. В ІІІ туре члены команд - финалистов смогли ответить на вопросы более сложного уровня по тем же предметам. В результате игры победу одержала команда «Пазлики», набрав наибольшее количество баллов.

В 2015-2016 уч. г. Летняя школа творчества продолжила свою работу. «Любимый город Донецк» - в свете последних событий такую тему единогласно выбрали и руководители секций и учащиеся школы. Ребята подготовили много информации и создали интересные проекты, побывав в различных достопримечательных местах любимого города и болем глибоко изучив его историю. Лучшие из работ проходят доработку для участия в различных патриотических конкурсах, а также конкурсе-защите работ МАН.

ЛШТ работает уже 11 сезонов. Она позволяет реализовать совместную деятельность педагогов и учащихся. Подтвердилась гипотеза: от творческого учителя к творческому ученику. ЛШТ развивает одаренность учеников, их таланты и способности. Учащиеся учатся работать в группе, выполняя проекты, учатся их защищать, выступать перед аудиторией. Достижения членов ЛШТ оказывают положительное влияние на весь класс. Кроме того, у участников ЛШТ формируется интерес к определенному направлению деятельности и даже выбору будущей профессии.

Первые ученики ЛШТ давно являются выпускниками и полученные знания, умения применяют в ВУЗах.

Родители благодарны школе за организацию самостоятельной работы детей в летний период.

Заниматься развитием интеллектуальных и творческих способностей необходимо. И, прежде всего потому, что полное раскрытие способностей ученика важно не только для него самого, но и для общества в целом. Творческие и интеллектуальные способности - залог прогресса в любой сфере человеческой жизни.

Директор ДООШ № 94 Е.В.Курилова



© 2010-2022