- Преподавателю
- Директору, завучу
- Программа кружка Азбука этикета
Программа кружка Азбука этикета
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Котова Н.А. |
Дата | 22.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа - интернат № 5 г. Нижнеудинск»
Рассмотрено на МО Согласовано: Утверждено:
«__»_______20__г. Зам. директора по ВР Директор Т.В.Байкалова
______ Заичко Т.Н. Приказ№_____от______
Рабочая программа
дополнительного образования
социально - педагогической направленности
«Азбука этикета»
5-9 классы
Количество часов в год - 34
2015 - 2016 учебный год
Пояснительная записка.
Жизнь ребенка в социальном учреждении связана с включением его в различные социальные группы (сверстники, педагоги), где каждый наделён своими индивидуальными особенностями, а все вместе образуют социальную общность, в которой каждому ребёнку предстоит наладить взаимоотношения. Помочь подросткам почувствовать свою принадлежность к роду человеческому, формировать у детей представление мира в его развитии, расширить границы внутреннего мира - задача педагогов.
Проводя анализ вопросов социально-личностного развития, можно выделить наиболее существенные проблемы:
У детей, поступающих в социальное учреждение низкий уровень нервно-психического развития. Это связано с воспитанием в семье, биологическими факторами - это задержка отрицательно влияет на налаживание контактов со сверстниками.
У наших детей ярко выражена проблема с общением (замкнутость, пассивность).
Проблема, связанная с различными отклонениями в поведении. Она касается гиперактивных детей.
Проблема - здоровье. Обе эти проблемы тесно связаны между собой - это отрицательная наследственность.
Материально-техническое обеспечение (чувствуют себя не такими как все, сравнивают себя с другими детьми из домашней среды; манера говорить, одеваться, общаться).
На основе этих проблем скоординировала следующие задачи, как помочь ребёнку лучше адаптироваться в обществе, расширить границы внутреннего мира подростка:
Понимание детей своего места в жизни, формировать уверенность в своих возможностях.
Раскрытие общечеловеческих норм морали, доброты, сочувствия, милосердия, взаимопонимания.
Помочь освоить элементарные правила этикета.
Развитие способности к самооценке, саморегуляции поведения и деятельности.
Формирование представлений о здоровом образе жизни, через познание своего организма.
Решение этих задач даёт возможность положить фундамент, основ духовной личности, обеспечить чувство психологической защищённости, радости существования, чтобы каждый ребёнок стал: Человеком. Гражданином. Личностью.
На сегодняшний день проблема нравственного воспитания, считается одной из основных проблем в нашем обществе. Отсутствие умения общаться, навыков поведения в обществе, за столом, получаемых в детстве, впоследствии вселяет в человека неуверенность в себе, боязнь сделать что-нибудь не так. В результате теряется естественность в поведении. Человеку кажется, что все взоры устремлены именно на него. Потерявший уверенность делает одну ошибку за другой, невпопад отвечает на вопросы, замыкается в себе.
Множество мелких ошибок свидетельствуют о дурном воспитании, неумении вести себя в обществе со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Решить эту проблему можно - научив ребёнка правилам поведения в обществе. Чтобы подготовить ребёнка к взрослой жизни, научить нормам морали, понимать логику определённых правил и взаимоотношений, адекватному поведению в общении с различными людьми, привить знания и навыки, необходимые на протяжении всей жизни. На основе этого я определила направление в работе: Этические нормы жизни как регулятор поведения детей школьного возраста, воспитывающихся в учреждении государственного воспитания, и разработала программу: "Азбука этикета".
Программа разработана в соответствии:
Конвенция о правах ребёнка.
Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ" № 124-ФЗ от 24.07.98 г.
Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" 120 - ФЗ от 24.06.99 г.
Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" № 159 - ФЗ от 21.12.96 г.
Областной закон "О защите прав ребёнка" № 28 - 03 от 23.10.95 г.
Цель: способствовать созданию условий для самореализации детей, развитию их культурного уровня при специально организованной деятельности.
Задачи:
Формировать способы социального поведения подростков в различных ситуациях, опыт доброжелательного отношения к окружающим.
Воспитывать положительные качества: вежливость, тактичность, милосердие, доброту.
Совершенствовать умение регулировать своё поведение.
Обучать детей правильному поведению в социуме.
Программа рассчитана на один учебный год, в количестве 68 часов. Состоит из 4 разделов: теоретической части - 32 часа; практической - 36 часов. Занятия по два часа в неделю.
Работа над усвоением норм и правил этикета напоминает спираль: на каждом новом витке рассматриваются те же самые вопросы, но на более высоком уровне сложности, что необходимо учитывать при планировании тем.
Опираясь на методику обучения и развития навыков культурного общения детей, я включила в своей работе следующие разделы.
Раздел: "Из истории этикета". Этот раздел предполагает изучение с детьми понятия "этикет". Значение этикета в прошлом веке, этикет в настоящее время, и формах приветствия людей друг другу.
Раздел: "Общение и взаимоотношения людей". Изучив этот раздел, дети учатся умению вести беседу, общению друг с другом, написанию писем и телефонному этикету.
Раздел: "Поведение в общественных местах". После изучения данного раздела дети овладевают знаниями правильного поведения в общественных местах (на улице, в школе, в общественном транспорте, дома).
Раздел: "Гостеприимство". Изучив данный раздел, дети обучаются знаниям и умениям приёма гостей, правилам сервировки, умению пользоваться столовыми приборами, умению вести беседу.
В работе с детьми особое внимание уделяю развитию умения понимать людей, проявлять доброжелательное отношение, развиваю эмоциональную отзывчивость, формирую правила и нормы культуры поведения в обществе.
При планировании воспитательного процесса включаю следующие формы работы:
1. Организационная форма.
а) познавательные занятия; б) занятия-беседы; в) игры-занятия; г) викторины, тесты, конкурсы.
2. Совместная деятельность воспитателя с детьми.
а) дидактические игры; б) упражнения подражательного характера на имитацию выразительных жестов, мимики, движений.
3. Самостоятельная деятельность.
а) сюжетно-ролевые игры; б) рассматривание иллюстраций, фотографий; в) детская продуктивная деятельность (свободное рисование, лепка, аппликация).
Благодаря специально разработанным занятиям, играм и упражнениям у детей формируются эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, к сверстникам и взрослым.
Принцип обучения соответствует возрастным особенностям детей. Они приобретают навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе.
Объект исследования: Этическое воспитание как часть процесса социализации.
Предмет исследования: Услуги по обучению детей этикету.
Гипотеза: Занятия детей по этикету будут способствовать повышению культуры поведения у детей.
Проблема: Разрешение противоречия между знанием этикета и его практическим применением.
Ожидаемые результаты:
- Умение формулировать понятие "этикет";
- Сформированное значение роли этикета в жизни людей;
- Доброжелательное отношение к взрослым и сверстникам;
- Сформированные навыки в общественных местах;
- Следование правилам поведения в различных ситуациях;
- Сформированный навык сервировки стола;
- Умение пользоваться столовыми приборами.
Содержание программы.
№ п/п
Название темы, мероприятия
Кол-во часов
Форма проведения
Средства работы
Цель
1.
"Из истории этикета"
6
1.1.
"Ваш друг этикет".
Происхождение понятия "этикет". Виды этикета. Аспекты этикета. Значение этикета в прошлом столетии. Роль этикета в настоящее время. Назначение этикетных норм этикета.
2
Беседа, занятия, рассказ.
Конспект занятий, учебные видеофильмы, слайды по этикету.
Дать детям понятие о происхождении этикета, его роли в нашей жизни.
1.2.
"Приветствуем друг друга".
Приветствие - одна из форм вежливости. Роль приветствия в жизни людей. Формы приветствия и прощания. Правила хорошего тона. Интонации при приветствии.
2
Занятия, беседы, конкурсы, игры.
Карточки с этикетными формулами, слайды, видеозаписи.
Формирование у детей правил хорошего тона.
1.3.
"Давайте познакомимся".
Роль знакомства в жизни и общении людей. Правила поведения при знакомстве. Виды знакомств. Представление людей друг другу. Формы проявления интереса к человеку.
2
Занятие, беседа, игры на приветствие, тесты, конкурсы, диспут.
Карточки с этикетными формулами, слайды по этикету.
Развитие умения детей вести себя в соответствии с правилами этикета.
2.
Общение и взаимоотношения людей
9
2.1.
"Правила хорошего тона".
Обращение -одна из форм речевого этикета. Зависимость обращения людей друг другу, независимо от возраста, пола, социального положения. Формы обращения.
3
Занятия, беседы, экскурсии, викторины, анкеты, игры на развитие коммуникативных умений.
Карточки с этикетными формулами, таблицы по этикету, слайды.
Формировать у детей навык культурного обращения друг другу.
2.2.
"В мире вежливости". Культура общения при разговоре. Формы выражения просьбы, благодарности, сочувствия. Вежливая просьба в различных ситуациях. Искусство ведения разговора. Роль общения в жизни людей.
2
Занятия, беседы, экскурсии, викторины, инсценировки ситуаций по теме.
Карточки с этикетными формулами, видеофильмы, слайды по этикету.
Воспитывать культуру этикета в общении с людьми.
2.3.
"Пишем письма".
Письмо - средство связи и общения между людьми. Культура письма, стиль, тон, внешнее оформление. Традиционное построение писем, аккуратность и разборчивость написания. Ответ на письмо, своевременность ответа.
2
Занятия, беседы, написание писем. Оформление конвертов.
Конкурс на правильно составленное письмо.
Слайды о значении письма в жизни людей.
Конверт. Иллюстрации по теме.
Учить детей культуре построения письма.
2.4.
"Беседа по телефону".
Телефон в нашей жизни. Номера телефонов, которые должен знать каждый (01, 02, 03), ситуации обращения, данные, которые необходимо сообщить. Построение разговора по телефону.
2
Занятия, беседы, инсценировка ситуации по теме, викторина, игры по теме, конкурсы.
Видеозаписи, аудиозаписи, слайды по построению разговора по телефону. Карточки с заданьем.
Формирование у детей навыков общения по телефону.
3.
"Поведение в общественных местах"
9
3.1.
"По улице мостовой…"
Улица общественное местонахождение людей. Внешний вид человека перед выходом на улицу. Правила поведения на улице. Умение обратиться с просьбой. Действие в опасных ситуациях. Встреча знакомого на улице.
3
Занятия, беседы, инсценировка ситуаций по теме, викторины, тесты, экскурсии, конкурсы.
Видеоматериалы, слайды по теме, схемы, плакаты.
Карточки с этикетными формулами.
Прививать детям навыки и умения поведения на улице.
3.2.
"Ох уж эти пассажиры…"
Правила поведения детей в общественном транспорте. Виды транспорта. Выработка правил поведения. Безопасность на дорогах. Знание правил дорожного движения.
2
Занятия, игры по предложенной теме. Инсценировка ситуаций, экскурсии, викторины, анкеты, тест.
Слайды по теме. Карточки с заданьем.
Учить детей культуре поведения в транспорте.
3.3.
"Школьные годы чудесные…"
Школа - общественное местонахождение детей и педагогов. Правила поведения на уроке, перемене, в столовой. Умение соблюдать дисциплину. Неуместные капризы у детей.
2
Занятия, беседы, инсценировка ситуаций по теме, викторины, тесты, экскурсии.
Карточки с заданьем, слайды по теме, видеоматериал.
Формировать у детей культуру поведения в школе.
3.4.
"Делу - время…"
Отношения между сверстниками, воспитателями, и другими сотрудниками центра.
Этические нормы поведения, возможный выбор тем для беседы. Формы общения, умение не вмешиваться в разговор. Умение внимательно выслушивать взрослых.
2
Занятия, инсценировка ситуаций по теме, беседы, экскурсии, викторины, тесты, конкурсы.
Карточки с заданьем, слайды по теме, видеоматериал.
Усвоить основные этические требования, в поведении и общении с людьми.
4.
"Гостеприимство"
10
4.1.
"Милости просим".
Приглашение в гости, способы приглашения. Подготовка к приёму гостей. Законы гостеприимства. Основные правила поведения в гостях. Встреча гостей. Приглашение за стол. Угощение за столом и умение вести беседу.
3
Занятия, беседы, викторины, инсценировка ситуаций по теме, конкурсы.
Карточки
с заданьем, видеозаписи, слайды по теме.
Формировать у детей правила поведения и культуру гостеприимства.
4.2.
"Красота на столе и за столом".
Понятие сервировки стола. Эстетика украшения блюд на столе. Правила пользования столовыми приборами во время трапезы. Хорошие манеры за столом.
2
Занятия, беседы, конкурсы по предложенной теме, инсценировка ситуации по теме.
Слайды по теме, видеозаписи, карточки с заданьем.
Формировать у
детей навыки и умения пользования столовыми приборами.
4.3.
"Семь бед - один обед…"
Правила поведения за столом во время принятия пищи. История возникновения столовых приборов. Правила пользования приборами. Как и что есть за столом.
2
Занятия, беседы, инсценировка ситуаций по теме, экскурсии, конкурсы.
Карточки с заданьем, видеозаписи, слайды по теме.
Формирование у детей культуры поведения за столом.
4.4.
"Традиции гостеприимства".
История возникновения народных традиций. Традиции русского гостеприимства. Народные гуляния к различным праздникам. Возникновение примет.
3
Занятия, беседы, дискуссия.
Видеоматериалы, иллюстрации, слайды по теме.
Воспитание у детей любви к русским традициям
Тематическое планирование.
№
Дата проведения.
Тема.
Количество часов.
Содержание.
Из истории этикета. (6 часов).
1
07.09.15
14.09.15
Ваш друг этикет.
2
Происхождение понятия «Этикет. Виды этикета. Значение этикета в прошлом столетии и в настоящее время
2
21.09.15
28.09.15
Приветствуем …
2
Приветствие - одна из форм вежливости. Роль приветствия в жизни людей. Формы приветствия и прощания. Правила хорошего тона.
3
5.10.15
12.10.15
Давайте познакомимся …
2
Роль знакомства в жизни и общении людей. Правила поведения при знакомстве. Виды знакомства. Представления друг другу. Формы проявления интереса друг к другу.
Общение и взаимоотношения людей. (9часов)
4
19.10.15
26.10.15
2.11.15
Правила хорошего тона.
3
Роль знакомства в жизни и общении людей. Правила поведения при знакомстве. Виды знакомства. Представления друг другу. Формы проявления интереса друг к другу.
5
9.11.15
16.11.15
В мире вежливости.
2
Культура общения при разговоре. Формы выражения просьбы, благодарности, сочувствия. Вежливая просьба в различных ситуациях. Искусство ведения разговора. Роль общения в жизни людей.
6
23.11.15
30.11.15
Пишем письма.
2
Культура общения при разговоре. Формы выражения просьбы, благодарности, сочувствия. Вежливая просьба в различных ситуациях. Искусство ведения разговора. Роль общения в жизни людей.
7
7.12
14.12
Беседа по телефону.
2
Культура общения при разговоре. Формы выражения просьбы, благодарности, сочувствия. Вежливая просьба в различных ситуациях. Искусство ведения разговора. Роль общения в жизни людей.
Поведение в общественных местах. (9 часов).
8
21.12
28.12
11.01.16
По улице мостовой…
3
Улица общественное местонахождение людей. Внешний вид человека перед выходом на улицу. Правила поведения на улице. Умение обратиться с просьбой. Действие в опасных ситуациях. Встреча знакомого на улице.
9
18.01.16
25.01.16
Ох уж эти пассажиры.
2
Правила поведения детей в общественном транспорте. Виды транспорта. Выработка правил поведения. Безопасность на дорогах. Знание правил дорожного движения.
10
1.02.16
8.02.16
Школьные годы чудесные.
2
Школа - общественное местонахождение детей и педагогов. Правила поведения на уроке, перемене, в столовой. Умение соблюдать дисциплину. Неуместные капризы у детей.
11
15.02.16
29.02.16
Делу - время …
2
Отношения между сверстниками, воспитателями, и другими сотрудниками центра.
Этические нормы поведения, возможный выбор тем для беседы. Формы общения, умение не
Гостеприимство. (10часов).
12
14.03.16
21.03.16
28.03.16
Милости просим …
3
Приглашение в гости, способы приглашения. Подготовка к приёму гостей. Законы гостеприимства. Основные правила поведения в гостях. Встреча гостей. Приглашение за стол. Угощение за столом и умение вести беседу.
13
4.04.16
11.04.16
Красота на столе.
2
Понятие сервировки стола. Эстетика украшения блюд на столе. Правила пользования столовыми приборами во время трапезы. Хорошие манеры за столом.
14
18.04.16
25.04.16
Семь бед - один обед.
2
Правила поведения за столом во время принятия пищи. История возникновения столовых приборов. Правила пользования приборами. Как и что есть за столом.
15
16.05.16
23.05.16
30.05.16
Традиции гостеприимства.
3
История возникновения народных традиций. Традиции русского гостеприимства. Народные гуляния к различным праздникам. Возникновение примет.
Итого:
34
№ п/п
Название разделов и тем.
Кол-во часов.
Теория.
Практика.
Содержание.
1
Из истории этикета.
1.1.
Ваш друг этикет.
2
1
1
Происхождение понятия «Этикет. Виды этикета. Значение этикета в прошлом столетии и в настоящее время
1.2.
Приветствуем …
2
1
1
Приветствие - одна из форм вежливости. Роль приветствия в жизни людей. Формы приветствия и прощания. Правила хорошего тона.
1.3.
Давайте познакомимся …
2
1
1
Роль знакомства в жизни и общении людей. Правила поведения при знакомстве. Виды знакомства. Представления друг другу. Формы проявления интереса друг к другу.
2
2.1.
Правила хорошего тона.
2
1
1
Обращение -одна из форм речевого этикета. Зависимость обращения людей друг другу, независимо от возраста, пола, социального положения. Формы обращения.
2.2.
В мире вежливости.
2
1
1
Культура общения при разговоре. Формы выражения просьбы, благодарности, сочувствия. Вежливая просьба в различных ситуациях. Искусство ведения разговора. Роль общения в жизни людей.
2.3.
Пишем письма.
2
1
1
Культура общения при разговоре. Формы выражения просьбы, благодарности, сочувствия. Вежливая просьба в различных ситуациях. Искусство ведения разговора. Роль общения в жизни людей.
2.4.
Беседа по телефону.
2
1
1
Культура общения при разговоре. Формы выражения просьбы, благодарности, сочувствия. Вежливая просьба в различных ситуациях. Искусство ведения разговора. Роль общения в жизни людей.
3
3.1.
По улице мостовой …
2
1
1
Улица общественное местонахождение людей. Внешний вид человека перед выходом на улицу. Правила поведения на улице. Умение обратиться с просьбой. Действие в опасных ситуациях. Встреча знакомого на улице.
3.2.
Ох уж эти пассажиры.
2
1
1
Правила поведения детей в общественном транспорте. Виды транспорта. Выработка правил поведения. Безопасность на дорогах. Знание правил 16.11дорожного движения.
3.3.
Школьные годы чудесные.
2
1
1
Школа - общественное местонахождение детей и педагогов. Правила поведения на уроке, перемене, в столовой. Умение соблюдать дисциплину. Неуместные капризы у детей.
3.4.
Делу - время …
2
1
1
Отношения между сверстниками, воспитателями, и другими сотрудниками центра.
Этические нормы поведения, возможный выбор тем для беседы. Формы общения, умение не
4.1.
Милости просим …
2
1
1
Приглашение в гости, способы приглашения. Подготовка к приёму гостей. Законы гостеприимства. Основные правила поведения в гостях. Встреча гостей. Приглашение за стол. Угощение за столом и умение вести беседу.
4.2.
Красота на столе.
2
1
1
Понятие сервировки стола. Эстетика украшения блюд на столе. Правила пользования столовыми приборами во время трапезы. Хорошие манеры за столом.
4.3.
Семь бед - один обед.
2
1
1
Правила поведения за столом во время принятия пищи. История возникновения столовых приборов. Правила пользования приборами. Как и что есть за столом.
4.4.
Традиции гостеприимства.
2
1
1
История возникновения народных традиций. Традиции русского гостеприимства. Народные гуляния к различным праздникам. Возникновение примет.
Обобщающие занятия.
2
2
2
Итого:
34
17
17
Список использованной литературы
Бутелёва Б.В. "Поговорим о воспитании". С.-Пб., 1994 г.
Вендербильт Э.К. "Культура поведения, этикет, мораль". М., 1998 г.
Волченко Л.Б. "Этикет". Ростов-на-Дону, 1996 г.
Вольф И.Т. "Современный этикет". М., 1997 г.
Гольдин В.Е. "Речь и этикет". М., 1983 г.
Крохина И.М. "Всё об этикете". М., 1995 г.
Лихачёва Л.С. "Уроки этикета". Екатеринбург, 1996 г.
Николаева Т.Н. "Этикет и мы". С.-Пб., 1993 г.
Мудрик А.В. "Введение в социальную педагогику". М., 1997 г.
Плоткин М.М. "Содержание и организация воспитательной работы в школе-интернате" М., 1982 г.
Титаренко А.И. "Нравственные основы общения". М., 1997 г.
Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате. Пособие для воспитателей. М., 2006.Хрестоматия под редакцией Мухиной В.С. "Лишенные родительского попечения". М., 1991 г.