Проект Экология отношений

Термин "экология" в переводе с греческого обозначает "наука о доме". Все стремятся обустроить свой дом так, чтобы в нем было уютно, комфортно, красиво. Школа - это тоже своеобразный дом, в котором необходимо создать атмосферу уважительных, доверительных отношений между всеми участниками образовательного процесса. Именно на это нацелен проект "Экология отношений".Задача проекта - научить ребят ценить себя, свое здоровье, свою индивидуальность, ценить других людей - не только тех, с кем общаешьс...
Раздел Завучу
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВЕЧЕРНЯЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6»

426063, г. Ижевск, ул. Орджоникидзе, 17, тел., факс 68-15-66, [email protected]












ПРОЕКТ


«Экология отношений»


Руководитель проекта: Захарова М.В. -

директор

Разработчики:

Карсканова Л.В.- заместитель директора

по учебно-воспитательной работе;

Иванова Т.А., заместитель директора по ВР



Ижевск, 2014

Актуальность:

Экология и педагогика. Что между ними общего? «Экология» в переводе с греческого означает «наука о доме», а нашему поколению с детства внушали: «Школа - твой второй дом». Экология школы - это деятельность в пространстве школьной жизни, сообразная природе человека.

Экология школы - это средовая характеристика, отражающая состояние школьного «дома». Конечно, это и санитарно-гигиенические условия: свежий воздух, чистота, обилие цветов и свободного пространства. Кроме того, это и эстетика школьной среды - современный дизайн, цветовая насыщенность. Это и безопасность, дающая ощущение надежности и спокойствия.

Но самое главное, экология школы - это ее «атмосфера», то есть отношения, стиль общения и взаимодействия учеников, учителей, родителей. Присутствие в отношениях открытости, уважения, доверия, доброжелательности и бережного отношения друг к другу, диалог и умение слушать, совместные дела и принятие важнейших решений, - все это можно назвать экологией отношений.

Поэтому задача школы - научить ребят ценить себя, свое здоровье, свою индивидуальность, ценить других людей - не только тех, с кем общаешься, среди которых живешь, но и тех, кого никогда не увидишь, не узнаешь, с уважением относиться ко всем проявлениям жизни, воспринимать мир во всем его богатстве форм, красок, звуков.

Тем более актуальна эта задача в условиях вечерней школы, ведь контингент наших учащихся является весьма пестрым по возрастному и социальному составу. Относительно общими и устойчивыми характеристиками учащихся являются выпадение из нормального возрастного образовательного потока и принадлежность к группам повышенного риска.

По данным социального паспорта школы, за последние годы увеличилось число учащихся, проживающих в неполных, многодетных, малообеспеченных семьях. Число подростков, состоящих на учете в ОДН и ВШУ, также увеличивается из года в год.

Такие юноши и девушки испытывают дидактическую и социальную запущенность, сопровождаемую снижением мотивации к учебе, повышением личностной тревожности, агрессивности.

По данным диагностики, для таких подростков характерны следующие особенности:

- у многих из них (40% учащихся) - завышенная самооценка;

- у многих выделяются следующие формы агрессии: физическая агрессия (73%), негативизм (47%), чувство вины (47%), высокий индекс враждебности (47%) и индекс агрессивности (40%);

- большая часть подростков имеют среднюю (40%) и сниженную (40%) мотивацию, у 20% учащихся резко отрицательное эмоциональное отношение к учению.

Как показывает практика, именно трудные подростки наиболее нуждаются в психологической коррекции отклонений поведения, а следовательно, в социально-психологической поддержке. Для таких подростков очень важно создать комфортную школьную среду с доброжелательным отношением к ним.

Наш проект направлен на учащихся группы риска, нуждающихся в социальной адаптации.

Цель: создание комфортной школьной среды для учащихся группы риска.

Задачи:

- создание условий для успешной социальной адаптации учащихся группы риска;

- формирование мотивов положительной социализации личности;

- формирование толерантного сознания и поведения учащихся;

- формирование установок на здоровый образ жизни;

- формирование умений правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния людей, выбирать адекватные способы общения с другими.

Основные этапы:

Проект рассчитан на три года (2014-2017 г.):

1. Подготовительный этап (первое полугодие 2014-2015 учебного года):

  • подбор диагностических методик;

  • разработка программ коррекционно-развивающих занятий;

 создание школьного банка данных о различных категориях учащихся;

 проведение начальной психодиагностики учащихся группы риска.

2. Основной этап (второе полугодие 2014-2015, 2015-2016 учебные годы):

  • создание в школе условий и системы дифференцированной помощи учащимся группы риска;

  • внедрение коррекционных программ для учащихся группы риска;

 подготовка кураторов для работы с подростками группы риска.

3. Аналитический этап (2016-2017 учебный год):

 создание методических рекомендаций для педагогов-предметников и кураторов по работе с детьми различных категорий группы риска;

 контрольная диагностика учащихся «группы риска». Анализ и оценка работы с точки зрения эффективности, внесение необходимых корректив;

  • анализ социальной адаптации выпускников.

Мероприятия по реализации проекта


п/п

Формы деятельности

Срок исполнения

Ответственные

1. Подготовительный этап (первое полугодие 2014-2015 учебного года)


1

Подбор диагностических методик, разработка

Август-сентябрь

Педагог-психолог

2

Разработка индивидуальной психологической карты для подростков группы риска

Август-сентябрь

Педагог-психолог

3

Разработка программ коррекционно-развивающих занятий

Август-сентябрь

Педагог-психолог

4

Определить категории детей, прибывших в ВСОШ № 6 на основе:

 анкетирования учащихся;

  • создания социального паспорта класса

  • первичного запроса в ОДН, Центр «Подросток» о наличии учащихся, стоящих на учете

Сентябрь-октябрь

Кураторы, соц.педагог

Соц. педагог

5

Создать школьный банк данных обо всех обучающихся школы,

кроме того:

 банк «Сироты и опекаемые»

 банк «Дети - инвалиды»

 банк «Дети - правонарушители»

 банк «Дети «группы риска»:

1. дети с проблемами в развитии;

2. дети из неблагополучных, асоциальных семей;

4. дети из малообеспеченных, многодетных, неполных семей;

5. дети с проявлениями социальной и психологической дезадаптации

Сентябрь-октябрь

Соц. педагог, кураторы,

педагог-психолог

6

Разработать социальный паспорт школы

Октябрь

Соц. педагог

7

Обследовать жилищные условия учащихся группы риска

Сентябрь-ноябрь

Соц. педагог, кураторы

8

Провести первичную диагностику среди вновь прибывших учащихся с целью выявления подростков, относящихся к различным категориям риска: низкая самооценка, высокая тревожность, конфликтность, употребление ПАВ.

Сентябрь-октябрь

Педагог-психолог

9

Диагностика уровня воспитанности вновь прибывших учащихся

Октябрь-ноябрь

Кураторы, педагог-психолог

10

Диагностика эмоционально-личностной сферы учащихся, состоящих на различных видах учета, заполнение индивидуальных психологических карт на учащихся группы риска

Октябрь-ноябрь

Педагог-психолог, соц. педагог, кураторы

11

Диагностика особенностей семейного воспитания учащихся группы риска

Сентябрь-октябрь

Кураторы, педагог-психолог

12

Тренинговые занятия во вновь набранных классах (9,10-ые), направленные на знакомство учащихся друг с другом, становление классного коллектива

Сентябрь-октябрь 2014 г.

Педагог-психолог, кураторы

13

Проведение совещания с кураторами «Адаптационный период в школе» с целью выявления проблем в адаптации всего класса и отдельных учащихся

Октябрь 2014 г.

Педагог-психолог, администрация, кураторы

2. Основной этап (второе полугодие 2014-2015 - 2015-2016 учебные годы)


14

Индивидуальные и групповые консультации учащихся и родителей по итогам психодиагностики

В течение учебного года

Педагог-психолог

15

Консультации кураторов по результатам диагностики, с целью совместного определения приоритетных направлений в работе с классным коллективом в целом и в индивидуальных случаях

В течение учебного года

Педагог-психолог, соц. педагог

16

Разработка и реализация индивидуальных коррекционных программ по итогам полученных данных

В течение учебного года

Педагог-психолог, соц. педагог

17

Проведение групповых коррекционных занятий с подростками группы риска на тему «Познавая себя и окружающих».

В течение учебного года

Педагог-психолог

18

Заседания Профилактического совета

В течение учебного года

Администрация

19

Организация родительских всеобучей

В течение учебного года

Администрация

20

Организация работы по вовлечению подростков «группы риска» во внеклассную работу, кружковую работу, как на уровне школы, так и города

В течение учебного года

Зам. директора по ВР

21

Подготовка и проведение педсовета на тему «Современные принципы воспитания в условиях вечерней школы»

Март 2015 г.

Администрация

22

Семинар для кураторов «Профилактика подростковых самоубийств»

Апрель 2015 г.

Социально-психологическая служба

23

Оформление стенда «Психология для всех» на различные темы

В течение учебного года

Социально-психологическая служба

2015-2016 учебный год

24

Диагностика учащихся (второго года обучения) с целью отслеживания динамики в отношениях к учебе и жизни, выявления проблем в классных коллективах. На основе полученных результатов разработка стратегии работы (психолого-социальные, педагогические, воспитательные мероприятия)

Сентябрь-октябрь 2015 г.

Педагог-психолог, кураторы

25

Обучающий семинар для кураторов «Социально-психологические особенности различных категорий подростков «группы риска».

Октябрь 2015 г.

Педагог-психолог, соц. педагог

26

Корректировка картотеки на учащихся группы риска с учетом новых данных диагностики и изменения различных обстоятельств жизни

Октябрь-ноябрь 2015 г.

Педагог-психолог, соц. педагог, кураторы

27

Ведение социальных паспортов классов

Сентябрь-октябрь 2015 г.

Кураторы, соц. педагог

28

Проведение коррекционных занятий с подростками группы риска по программе «Экология отношений» с целью формирования толерантного сознания учащихся

В течение учебного года

Педагог-психолог

29

Инициирование проектной деятельности учащихся на тему «Планета толерантности»

Ноябрь 2015 г.

Учителя-предметники, кураторы, зам.директора по ВР

30

Акция «Письмо маме»

Ноябрь 2015 г.

Зам. директора по ВР

31

Создание банка мультимедийных презентаций учащихся на темы «Проблемы наркомании и алкоголизма», «Толерантность», «Выбор профессии» и т.д.

В течение учебного года

Социально-психологическая служба, кураторы

32

Проведение Дней открытых дверей для родителей учащихся

Ноябрь-декабрь 2015 г.

Администрация, кураторы

33

Семинар-тренинг для кураторов «Конфликт и пути его разрешения»

Январь 2016 г.

Педагог-психолог

34

Разработка методических рекомендаций для учителей-предметников и кураторов по взаимодействию с учащимися группы риска

Февраль 2016 г.

Педагог-психолог, соц. педагог

35

Разработка и проведение педсовета «Компетентностный подход в воспитании учащихся вечерней школы»

Март 2016 г.

Администрация

36

Подготовка и проведение психолого-педагогических консилиумов

В течение года

Администрация

3. Аналитический этап (2016-2017 учебный год):


37

Диагностика учащихся третьего года обучения

Сентябрь-октябрь 2016 г.

Педагог-психолог

38

Исходя из анализа второго года и результатов анкетирования продолжение индивидуальной и групповой коррекционной работы по различным направлениям

В течение года

Социально-психологическая служба, кураторы

39

Организация и проведение групповых и индивидуальных бесед по профессиональному самоопределению; диагностика профессиональной направленности личности

Март 2017г.

Педагог-психолог, соц. педагог

40

Разработка и проведение коррекционных занятий с подростками группы риска по программе «Экология отношений в семье» с целью подготовки к семейной жизни, формирования культуры семейных отношений

В течение учебного года

Педагог-психолог

41

Контрольная диагностика детей. Анализ и оценка эффективности работы с детьми «группы риска».

Апрель 2017 г.

Педагог-психолог, соц.педагог

42

Создание методических рекомендаций для учителей-предметников, кураторов по работе с детьми «группы риска»

Апрель-май 2017 г.

Администрация

43

Анализ занятости выпускников

Сентябрь 2017 г.

Администрация

Ожидаемые результаты:

- повышение заинтересованности всех участников образовательного процесса в создании комфортной школьной среды;

- совершенствование системы работы школы по социально-психологическому сопровождению учащихся группы риска в течение всего периода обучения в школе;

- обеспечение позитивных межличностных отношений в школе, в классе;

- формирование толерантной позиции учащихся;

- преодоление тенденции роста правонарушений и преступлений среди учащихся ВСОШ №6.

Оценка эффективности реализации проекта:

- результаты диагностики;

- анализ занятости выпускников группы риска;

- анализ преступлений и правонарушений среди учащихся группы риска.

Механизмы управления проектом:

Администрация школы - социально-психологическая служба - куратор - учащийся.

Ресурсы проекта:

1. Сотрудничество школы с различными организациями и учреждениями:

- Городской центр «Подросток»;

- ОДН ОП №3;

- Центр «СПИД»;

- Центр «Психолог плюс»;

- Центр социальной помощи семье и детям Первомайского района;

- Городской центр профилактики наркомании.

2. Социально-психологическая служба школы.


© 2010-2022