Статья Реализация воспитательной компоненты в национальной школе

Обращение к глубинным корням национальной культуры,народных традиций – наш долг перед потомками, для которых мы должны бережно сохранить бесценное наследие прошлого, чтобы можно было его изучать и творчески развивать. Познавая народные традиции, общественные обряды, семейно- бытовые обычаи, мы, тем самым, способствуем сохранению национальной самобытности народа, помогаем более глубокому осмыслению истории своего народа, формируем в детях национальное самосознание. Поэтому этнокультурный компонен...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Реализация воспитательной компоненты в национальной школе.

Автор: Макшаева Елена Павловна, место работы: МОУ СОШ «Ор Авнер», тел.: 8 952 45 77 404, должность: учитель географии и биологии.

Обращение к глубинным корням национальной культуры,народных традиций - наш долг перед потомками, для которых мы должны бережно сохранить бесценное наследие прошлого, чтобы можно было его изучать и творчески развивать. Познавая народные традиции, общественные обряды, семейно- бытовые обычаи, мы, тем самым, способствуем сохранению национальной самобытности народа, помогаем более глубокому осмыслению истории своего народа, формируем в детях национальное самосознание. Поэтому этнокультурный компонент обязательно включается в учебно-воспитательный процесс любого образовательного учреждения. Я работаю не в обычной школе, а в средней образовательной школе "Ор Авнер". Учреждении, которое занимается воспитанием еврейских детей, с учетом традиций еврейского народа и требований российского образования.

Это одна из тех школ города, которая базируется на народной педагогике. Опыт народного воспитания у всех этносов, наций и народов очень богат. Как показал анализ традиционной культуры воспитания, этот опыт характеризуется почти одинаковыми требованиями к качествам формируемой личности и системе средств ее воспитания и обучения. Он представляет собой своеобразную (общую для всего человечества) народную мудрость, систему общечеловеческих ценностей, проверенных веками. Но это не означает, что надо использовать весь арсенал народных средств и факторов воспитания без изменений и критической оценки. Необходимо брать те из них, которые работают сегодня и соотносятся с нашими представлениями о гуманизме и общечеловеческих ценностях.

Царь Давид сравнивал воспитание со стрельбой из лука: первый этап - выбор цели (определение приоритетов воспитания), затем натягивание лука (пока ребенок маленький, 5-7 лет, в нем нужно подавить животное и развить духовное), третий - наводка стрелы на цель (без погрешности, уступки, чтобы не случилось отклонения), четвертый - иметь мужество отпустить (от повеления перейти к уважению, не упустить возраст подростка), пятый - стрела в полете (иметь мужество закончить воспитание, ничего не делать).

В народной педагогике обязательно включение ребенка в различные виды деятельности (трудовую, празднично-игровую и т.д.) вместе со взрослыми. Семья наряду с общиной считалась основным воспитателем ребенка. Она несла ответственность за качество воспитания не только перед общиной, но и перед церковью. Религиозные заповеди и запреты, соединенные с сохранившимися народными представлениями о совершенной личности, являлись содержанием целей и задач воспитания.

Воспитание у евреев - это воспитание совести,«прививка совести»,как ее называет раввин Кушнир. На практике еврейское воспитание - это прививание хороших привычек. Если полезная привычка сформирована с детства, она не вызывает дискомфорта, ощущения ограничения прав и свобод. Чем больше полезных привычек, тем быстрее они формируют стремление души ко всему хорошему. Если не заниматься воспитанием как формированием привычек, то вместо полезных привычек их место займут другие, которые вряд ли понравятся не только родителям. Дети, которые с детства занимались спортом, имеют больше шансов сохранить хорошую форму будучи взрослыми. Целеустремленность, честность, организованность - все это из детства. Дети, которые в детстве занимались музыкой, день за днем, год за годом проигрывая упражнения, повзрослев, не бегут от нудной и однообразной работы, чтобы получить желаемый результат.

Перечислим основные постулаты еврейского воспитания.

Любопытство, пытливость - основа успешности. Его не подавляют, ребенок может спросить что угодно. Но к воображению отношение другое - развивать его не нужно и даже в отношении некоторых детей вредно. Выдумки ребенка - это естественно, и порой грань между реальностью и выдумкой очень тонка. Фантазии ребенка не нужно высмеивать, но можно попробовать привязать их к реальности, чтобы ребенок не привыкал уходить в иллюзии. Важно приучить ребенка жить в реальном мире, не витать в облаках.

Целеустремленность. Не удовлетворение сиюминутных желаний, от которых только пустота и вечная неудовлетворенность, а достижение далеких и больших целей. Евреи говорят: кто не достигает, тот не сильно хочет. Целеполагание - это привычка. Если с детства научить ребенка ставить цели, эта привычка перейдет в его взрослую жизнь. Взрослые должны проследить, чтобы ребенок не останавливался на трудностях и достигал результата, и тем больше его ценил, чем больше усилий приложено.

Преодоление сиюминутных желаний и необдуманных действий. Только так можно бороться с вечной неудовлетворенностью и несчастливостью. Умение ждать, думать наперед, иметь терпение, отказывая себе в чем-то сегодня и не страдать от этого - важные качества для будущего. Современный постулат «здесь и сейчас», лозунг современной психотерапии, хорошо работает в отношении прошлого, когда человек тянет с собой обиды и опыт неудач, но губителен в отношении реализации стратегических целей. Отказывая себе в удовлетворении сиюминутных слабостей и желаний, человек способен получить несоизмеримо большее удовлетворение от достижения больших целей, решения трудных задач, чувства собственного превосходства и нужности.

Воспитание самостоятельности и инициативности. Не делать за ребенка то, что он сам в состоянии делать. Не решать его проблемы, чтобы те же проблемы не перешли во взрослую жизнь. Жить за ребенка - то же самое, что решать за него все домашние задания до выпускного экзамена. Можно помочь ребенку найти самостоятельное решение, но не принимать решение вместо него. Гибкость ума в поиске вариантов решения проблемы можно тренировать, и умные родители постоянно делают это, а не дают готовые решения. Еврейский отец дает детям не рыбу, а удочку. Второй момент - дать ребенку выбор, всегда задавать ему вопросы - что он будет делать в ближайшие несколько часов, как это сделать иначе, более эффективно, чтобы сделать счастливыми других людей, удобно, легко, интересно и т. д. Тренировка бесконечного подбора вариантов решения вопроса - огромное подспорье для человека, который уже выбрал свой путь и «осуществляет тактическое планирование».

Воспитание религиозности. Чем жизнь и поступки верующего человека отличны от действий атеиста? Верующий ощущает на себе постоянный взгляд Господа, и этот взгляд не дает ему нежиться в постели, совершать, когда его никто не видит, неблаговидных поступков и некрасивых действий. Общение с Царем царей воспитывает более высокий уровень общения и в кругу семьи, и в других сферах жизни. Для ребенка ощущение, что за ним наблюдает кто-то незримый и великий, даже когда родителей нет рядом, с одной стороны, дисциплинирует, а с другой - дает чувство защищенности и высшей справедливости.

Воспитание ответственности. Именно чувство безответственности часто является неотъемлемой частью детства и самым приятным воспоминанием о первых годах жизни. Евреи считают, что с раннего детства у ребенка должны быть обязанности - чем старше он становится, тем больше должно быть обязанностей. Пусть он чувствует ответственность за свои вещи, домашних питомцев или покупку хлеба для всей семьи. Избыточные требования могут сломать ребенка, охладить его стремление быть взрослым, поэтому «грузить» ребенка нужно по принципу тренировки спартанских воинов: ключ от дома, порядок действий перед уходом из дома, ответственность за младших.

Развитие уверенности в себе. Если родители сформируют у ребенка высокую самооценку он в дальнейшем будет действовать в соответствии с этой высокой самооценкой. Хорошее мнение о самом себе проецируется на каждый прожитый день - проснулся с довольством собой и миром, заснул с удовлетворением прошедшим днем. Уверенность родителей в том, что ребенок со всем справится, со временем перерастает в его уверенность в себе. В психологии есть такое понятие как «печать успеха», когда позитивный опыт и уверенность в успехе программируют будущие достижения. Окружающие своей реакцией и уверенностью в победе или поражении тоже формируют «форму и размер печати». Постоянные сомнения, одергивания, сравнения не в пользу ребенка формируют «печать неудачи» - боязнь всего нового и своих неудачных решений.

Итак, феномен еврейского воспитания чрезвычайно прост! Взрослые умеют любить и у них всегда есть время на детей. Определяющим в развитии ребенка в первую очередь считается его непосредственное общение с родителями, бабушками и дедушками, которых не может заменить ни один самый современный компьютер. Сегодня мы все чаще обращаемся к опыту наших предков, к истокам народного образования и воспитания, поскольку именно там мы находим ответы на многие трудные вопросы сегодняшнего дня. Все очевиднее становится тот факт, что только взаимодействие поколений (причем трех) позволяет должным образом осуществлять воспитание и развитие ребенка. Мудрость народного воспитания как исторически проверенного опыта должна стать основой современных учебно-воспитательных систем.

У еврейского народа в системе воспитания есть чему поучиться, особенно в системе народного воспитания, к которому сегодня мы снова возвращаемся.

Человек - связующее, по меньшей мере, трех столетий. В том столетии жили дедушки и бабушки со своими родителями, мы их помним, в этом столетии мы живем со своими родителями и детьми, а вот в следующем будут жить наши внуки со своими родителями и детьми. Они нас будут помнить. Что же касается педагогических традиций, носителями которых мы сами являемся, то сохранение их в роду в течение трех веков - это и есть педагогика в действии.

Литература:

1. Рыбникова М. А. Избр. труды. - М., 1958.

2. Тора. Пятикнижие Моисеево. С комментарием Раши. -Лехаим. Книжники :3072, 2010.


6

© 2010-2022