Проект на тему Патриотическое воспитание в школе

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Лицей «Спектр» г.Тореза



ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

В ШКОЛЕ

Проект на тему Патриотическое воспитание в школе

Авторы

Архипова И.В. - заместитель директора по ВР

лицея «Спектр» г.Тореза

Моргослип Е.В.-

педагог-организатор-методист

лицея «Спектр» г.Тореза

Торез 2015





Актуальность

Без памяти - нет истории.

Без истории - нет культуры.

Без культуры - нет духовности.

Без духовности нет воспитания.

Без воспитания - нет Человека.

Без Человека нет - Народа!

В.Караковский


Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать её богатства - начинает формироваться уже в школьном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли её наши предки, наши отцы и деды. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Ребенок с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкает ко всему, что его окружает, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой для формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей земле, воспринимаемые в качестве естественной и привычной среды обитания. Патриотическое воспитание - многоплановая, масштабная и постоянно осуществляемая деятельность. Оно является неотъемлемой частью жизнедеятельности общества, целого ряда социальных и государственных институтов. Патриотическое воспитание требует учета многонационального состава ДНР и связанного с этим многообразия национально-этнических культур. Патриотизм - основа существования и развития государственности. Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства.

Проект является составной частью плана учебно-воспитательной работы школы и включает следующие направления:
- гражданско-патриотическое - формирование ценностной системы, обеспечивающей становление гражданственности и патриотизма;

- историко-краеведческое - формирование интереса к познанию исторических корней и осознание неповторимости Отечества и его судьбы, гордости за сопричастность к деяниям предков современного поколения и их исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве;

- военно-патриотическое - формирование у молодежи патриотизма, готовности к достойному служению Отечеству и его защите, знакомство с историческими и знаменательными датами в истории Республики, воспитание чувства гордости к героическому прошлому предков;
- духовно-нравственное - формирование высоконравственных, этических норм поведения, качеств гражданской чести, личной ответственности и коллективизма.


Данный проект обеспечивает тесное взаимодействие с различными субъектами социума на основе реального участия в общих делах: совместный поиск материалов по истории Донбасса, общение с участниками исторических событий, работа с первоисточниками, хранящимися в библиотеках и музеях.

Цель проекта:

- развитие у юных граждан ДНР патриотического самосознания;

- воспитание безграничной любви к Родине, к своему народу, стремление добросовестно выполнять гражданский, профессиональный и воинский долг, соблюдать свои конституционные права и обязанности;

- осмысление прошлого и настоящего Донбасса через участие в различных акциях и проектах;

- стимулирование познавательной самостоятельной деятельности в области индивидуальных содержательных интересов;


- совершенствование коммуникативных умений в процессе групповой работы, публичного выступления и во время представления презентации.

Задачи:

- приобщение учащихся к легендарному прошлому нашей Родины;

- отработка содержания деятельности, наиболее эффективных форм и методов воспитательного воздействия;
- воспитание патриотизма, толерантности, здоровой национальной гордости;

- воспитание чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Донецкой Народной Республики - Герба, Флага, Гимна, другой символики и исторических святынь Отечества;

- формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских взаимоотношений между народами;
- поддержка творческих инициатив учителей и учащихся.

Тип проекта:

- по организационной форме - творческий;
- по количеству участников - коллективный;
- по длительности - долгосрочный (постоянно-действующий)

Участники проекта:

учащиеся 1-11 классов, педагоги и родители лицея «Спектр» г. Тореза.



Описание проекта: стратегия и механизм достижения целей

Проект представляет собой интегрированный комплекс компонентов базового и дополнительного образования, школы и семьи. Направлен на формирование гражданского сознания школьников, способствует созданию единого воспитательного пространства образовательного учреждения. Проект обеспечивает успешное взаимодействие с различными субъектами социума, обеспечивает выстраивание партнерских отношений между ними за счет проведения занятий, мероприятий, встреч в образовательном учреждении на базе школьного музея, а также экскурсий по местам боевой славы, коллективных выходов в музеи других школ, пеших походов, поездок.

Организацию и руководство реализацией проекта осуществляют заместитель директора по ВР лицея «Спектр» Архипова И.В. и педагог-организатор-методист лицея «Спектр» Моргослип Е.В. Создана творческая группа по внедрению проекта в составе: заведующая музейной комнатой лицея Иващенко С.ВА., учитель истории Давыдова А.И., классные руководители, библиотекарь школы Беспалова С.Л. Активно привлекаются узкие специалисты (учителя-предметники, психолог школы Козюменко Т.В.), а также родители. При этом управленческая деятельность ориентируется на коллегиальное руководство. Срок реализации проекта рассчитан на один учебный год, осуществляется поэтапно, с постепенным расширением работы патриотической направленности. В рамках данного проекта предполагается поэтапное усвоение общечеловеческих ценностей - от привития школьникам любви к семье, ближнему, своей улице, школе до формирования чувства ответственности за будущее страны и человечества. Один из самых эффективных способов формирования данных качеств личности является взаимодействие современных учащихся с представителями старших поколений (мамы и папы, бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки, пожилые соседи, ветераны ВОВ, защитники ДНР). Если объединить усилия всех поколений, то можно создать микросоциум, способствующий нравственному формированию человека. Это оптимальный вариант передачи жизненного опыта, мудрости, знаний, всех духовных и материальных ценностей молодому поколению.

Календарный план реализации проекта

с указанием сроков реализации по этапам

Этапы и срок выполнения

Содержание деятельности

Ответственный

І Подготовительный

Август - сентябрь нового учебного года

Составление проекта.

Заседание творческой группы.

Старт роботы проекта.

Архипова И.В.

Моргослип Е.В.

Иващенко С.В.

Классные руководители

ІІ Диагностико-концептуальный

Сентябрь

Анкетирование учащихся 5-11 классов по гражданско-патриотическому воспитанию.

Ведение консультаций по технологии выполнения проектной работы (структурирование проекта, общие и специфические требования). Обсуждение идей будущего проекта, составление индивидуальных планов работы над проектом. Выбор источников информации.

Архипова И.В.

Моргослип Е.В.

Иващенко С.В.

Давыдова А.И.

Классные руководители

ІІІ Поисково-исполнительский этап

На протяжении учебного года

Накопление теоретического материала через изучение коллективом теории проблемы

  • на заседаниях научно-методического совета

  • методических оперативках

  • в индивидуальной и групповой работе с учителями

  • в работе по самообразованию

Сбор и систематизация материалов

Иващенко С.В.

Давыдова А.И.

Классные руководители

V Практический

На протяжении учебного года

Проведение различных внеклассных мероприятий по формированию нравственно-патриотического воспитания

Архипова И.В.

Моргослип Е.В.

Иващенко С.В.

Давыдова А.И.

Классные руководители

VI Обобщающий этап

Оформление результатов проектной деятельности

Май

Подготовка к публичной защите работ: определение даты и места, программы и сценария публичной защиты, определение списка приглашенных.

Презентация проектов.

Создание банка данных из опыта работы

Архипова И.В.

Моргослип Е.В.

Иващенко С.В.

VII Заключительный этап

Июнь

Подведение итогов, анализ выполненной работы

Архипова И.В.

Моргослип Е.В.

Иващенко С.В.

Классные руководители

Модули по гражданско-патриотическому воспитанию

1. Семья и школа в моей жизни

Цель:

развивать познавательный интерес к своим истокам, к традициям семьи и лицея «Спектр»;

воспитывать уважение к старшему поколению, чувство гордости за своих родных и свою школу.

Темы:

  1. Праздник "День знаний".

  2. Беседа "Мы школьники, а это значит…".

  3. Психологический этюд "Расскажи сам о себе".

  4. Диспут "Рождение моей семьи" (с участием родителей).

  5. Конкурс-выставка рисунков "Моя дружная семья".

  6. Классный час "Права и обязанности ученика".

  7. Этическая беседа " Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть".

  8. Праздник «День лицеиста».

  9. Час общения "Вот какие замечательные братья и сёстры!".

  10. Игра - практикум "Подари другому радость".

  11. Фестиваль «Лицей имеет таланты».

  12. Этическая беседа "В гостях у бабушки".

  13. Выпуск стенгазеты "Мой дедушка и папа в армии".

  14. Этическая беседа "Я в своей семье".

  15. Выставка рисунков "Моя бабушка", "Моя мама", "Букет для мамы".

  16. Конкурс стихов "Моя мама - лучше всех".

  17. Выставка "Генетическое дерево моей семьи".

  18. Конкурс «Мисс и мистер лицей».

  19. Фестиваль «Традиции моей семьи»

2. Мой Торез - моя Родина!

Цель:

прививать чувство любви к родному городу, дать почувствовать ребятам, что они являются полноправными членами общества и несут ответственность за свои поступки и действия.

Темы:

  1. Устный журнал "Я - житель Тореза".

  2. Проектная мастерская "Дом, который мы построим".

  3. Праздник "Папа, мама, я спортивная семья".

  4. Презентация «Мой город в рассказах, фильмах и картинах».

  5. Виртуальная экскурсия "Из истории родного города".

  6. Встреча с почётными жителями г.Тореза.

  7. Экскурсия в музеи г.Тореза.

  8. Викторина "Памятные места нашего города".

  9. Конкурс фотографий "Лучший город на земле".

  10. Экскурсия в городской парк "Природа и вдохновение".

  11. Праздник "Город-сказка, город-мечта!".

  12. Экскурсии по предприятиям города.

  13. Проектная деятельность "История моей семьи в истории города".

  14. Трудовая вахта «С любовью к городу и школе»


3. Всё для тебя в родном краю шахтерском!

Цель:

прививать ученикам духовные, нравственные качества, которые являются фундаментом общества, человеческих отношений;

формировать умение ценить свои национальные истоки.


  1. Беседа «С чего начинается Родина». Символы Донецкой Народной Республики.

  2. Классный час "Уголь - гордость земли донецкой".

  3. Классный час "Заповедные места ДНР".

  4. Час общения «Полезные ископаемые Донбасса».

  5. Игра-путешествие по карте "Город Торез на карте Республики ".

  6. Классный час "Известные люди в Республике!" (ветераны, воины, художники, поэты, музыканты).

  7. Праздник "Фольклор, традиции, обычаи Донбасса".

  8. Лаборатория культурного мышления "Экологические проблемы нашего края".

  9. Беседа-игра "Правила поведения в природе".

  10. Музыкально-конкурсная программа "Где песня льётся - там легче живётся".

  11. Урок доброты " О редких, исчезающих видах растений" (по страницам Красной книги).

  12. Викторина " Природа в опасности".

  13. Конкурс мини-сочинений "Самый красивый уголок Республики ".

  14. Фотоконкурс «Мой Донбасс».

  15. Выставка-конкурс «Народные ремесла».

  16. Акция «Сохраним елочку - 2015».

  17. Акция «Сохраним первоцвет - 2016».

  18. Конкурс-выставка декоративно-прикладного искусства «Знай и люби свой ​​край».

4. Легендарное прошлое и настоящее нашей Родины!

Цель: воспитывать уважение к прошлому нашей страны, любви к своей Родине; развивать желание сохранять и чтить память о ветеранах ВОВ.


  1. Час общения «Я - хранитель истории».

  2. Виртуальная экскурсия «Памятники города Тореза».

  3. Устный журнал «Их именами названы улицы».

  4. Урок мужества «Город Торез в годы Великой Отечественной войны».

  5. Выставка фотографий «Мои родные - в годы войны».

  6. Экскурсии по музеям ДНР.

  7. Конкурс рисунков «Эхо войны» к 72-й годовщине освобождения Донбасса от фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны

  8. Возложение цветов к памятникам в микрорайоне школы ко Дню Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годах

  9. Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и работниками тыла;

  10. Урок мужества "День защитника Отечества".

  11. Оформление выставки ко Дню партизанской славы.

  12. Литературно-музыкальная композиция «Послушай ветры над Саур-Могилой» ( о героических сражениях в 1943 и 2014 годах).

  13. Экскурсия на Саур-Могилу».

  14. Встречи с защитниками ДНР.

  15. Литературно-музыкальная композиция ко Дню Победы "Цветы и порох".

  16. Участие в городских митингах, возложение цветов к памятнику неизвестного солдата.

  17. Праздник народных традиций "Донбасс многонациональный ".

  18. Конкурс стихов о Донбассе.

  19. Акция «Вахта Памяти».

  20. Акция «Ветеран живет рядом».

  21. Акция «Письмо солдату».

  22. Игра «Зарница».

  23. Спортивно-конкурсная программа «А, ну-ка, парни!»

5. Гражданином быть обязан

Цель: воспитывать законопослушных граждан нашей страны,

формировать умения действовать в рамках закона и морали

Темы:

  1. Встречи со специалистами "Ты и закон".

  2. Классный час «Я гражданин и патриот своей Республики».

  3. Лаборатория культурного мышления «Мои права и обязанности».

  4. Устный журнал «Мои известные земляки»

  5. Аукцион «Профессии моих родителей»


  1. Твори добро!

Цель: воспитывать у учащихся положительные моральные качества (милосердие, толерантность, взаимопонимание, доброту и др.), развивать желание руководствоваться ими в повседневной жизни.

Темы:

  1. Тематические часы «Уроки доброты и милосердия».

  2. Акция по сбору канцелярских принадлежностей для детей из малообеспеченных семей лицея «Сотвори добро».

  3. Благотворительная ярмарка «Щедрая осень».

  4. Акция по сбору теплых вещей и предметов личной гигиены для детей льготных категорий «Поделись теплом».

  5. Акция «Подари книгу библиотеке».

  6. Акция по сбору игрушек и книг для детского дома г.Тореза «Шаг на встречу».

Прогнозируемые результаты реализации проекта

  • Работа над проектом должна помочь созданию нового механизма патриотического воспитания детей и подростков, повысить ценностное отношение у учащихся к проблемам патриотического развития. Проект способствует формированию у молодежи характерных черт патриота: активную поддержку и развитие государственности, соблюдение Конституции ДНР; воспитывает бережное отношение к богатствам родной природы, к родной культуре, языку, традициям, уважение к исторической памяти; способствует повышению заинтересованности молодежи относительно государственной службы и службы в армии ДНР, готовности к защите Родины.

Участники смогут продолжать развивать свои творческие способности, участвуя в различных мероприятиях; ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; целенаправленно вести поисковую, исследовательскую работу по изучению родного края.

Реализация проекта будет способствовать привитию любви к родному городу, району, двору - местам, с которыми человек связан эмоционально; формированию и развитию у детей и молодежи таких важнейших социально-значимых качеств как гражданская зрелость, любовь к Отечеству, ответственность, толерантность, чувство долга, верность традициям, стремление к сохранению и приумножению исторических и культурных ценностей.



Оценка эффективности проекта


  1. Количество мероприятий военно-патриотической направленности.

  2. Наличие фото- и видеоматериалов о проведенных мероприятиях.

  3. Освещение проделанной работы школы по военно-патриотическому воспитанию на блоге лицея «Спектр» г.Тореза. liceispektr.blogspot.com

  4. Участие и победы в городских и республиканских конкурсах военно-патриотической направленности.



п/п

Критерии

эффективности

Показатели

Воспитанность учащихся

  • сформированность информационной и правовой культуры;

  • повышение гражданско-патриотического воспитания учащихся

Обученность учащихся

  • знание основных статей Конституции ДНР, законов Республики, символики;

  • знание истории ДНР, родного города Тореза;

  • повышение интереса к истории своего учебного заведения, города, своей Республики;

  • повышение информационно-коммуникационной культуры учащихся


Личностное развитие учащихся

  • умение строить взаимоотношения с другими людьми на основе равенства, уважения и признания ценности других людей;

  • развитие творческой инициативы и познавательного интереса

Сформированность коммуникативных умений

  • умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге;

  • умение отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям

Состояние здоровья учащихся

  • отсутствие вредных привычек;

  • умение противостоять вредным для здоровья формам поведения;

  • сохранение психического здоровья

Обеспечение активной познавательной деятельности учащихся

  • умение использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных


Взаимодействие всех участников инновационной деятельности

  • создание комфортной психологической среды всех участников проекта;

  • сотрудничество учителей, учащихся, родителей, общественности в реализации проекта;

  • повышение уровня мотивации педагогов и учащихся в использовании информационно-коммуникационных технологий в воспитательной деятельности

Использование инновационных подходов в организации воспитания патриотизма

  • использование новых форм в организации воспитательного процесса;

  • использование возможностей компьютерной техники

Оценка рисков и мероприятия по их минимизации

Риски

Пути предотвращения

Неосведомленность педагогического коллектива об инновационных формах организации военно-патриотического воспитания

Организация и проведение мастер-классов, методических объединений, изучение методической литературы и Интернет-ресурсов по данной проблеме.

Негативное влияние социума на формирование гражданско-патриотических качеств личности.

Создание социальной рекламы

Недостаток финансового обеспечения.

Привлечение спонсорской помощи



Дальнейшее развитие проекта

Анализ промежуточных результатов позволяет определить перспективные направления дальнейшей деятельности:

- внедрение новых технологий в процесс формирования военно-патриотических ценностей обучающихся лицея;

- расширение круга участников проекта;

- фиксирование положительных результатов работы путём морального поощрения, участия в проекте.




Система контроля за ходом реализации проекта:


- открытые воспитательные мероприятия, посвященные памятным датам, связанные с историей Республики;

- конференции, круглые столы, семинары, проводимые администрацией школы для родителей и общественности;

- регулярное обсуждение хода реализации на методических объединении классных руководителей школы, на совещаниях;

- проведение конкурсов и фестивалей военно-патриотической направленности среди учащихся;

- презентации проектной деятельности учащихся;

- создание портфолио лицея по формирования военно-патриотических ценностей обучающихся;

- представление работ лицея «Спектр» на конкурсы различного уровня:

- мониторинг участия.

Проект на тему Патриотическое воспитание в школе

© 2010-2022