Почему мне и моей школе необходимо меняться

Раздел Завучу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Жаримбетова Гульсара Касымбековна, учитель высшей категорий по предмету технология КГУ «Гимназии №21» г. Алматы.

Образование - самое сильное оружие, с помощью которого можно изменить мир. Нельсон Мандела.

В XXI веке все изменения в мировой экономике, породили необходимость приспосабливаться к конкурентной экономической среде и, соответственно, обострили качество образования, потому что «образовательный интеллект» любой страны является важным ресурсом каждого государства. Любые перемены в обществе будь то социальные, экономические, естественно, задают новые параметры обучения и воспитания подрастающих детей, требуют кардинального пересмотра целей, задач, результатов образования, методов преподавания предметов и систем оценки достигнутых результатов. Меняется мир, меняются требования к становлению новой личности нужной обществу, меняется понимание окружающего, а значит, меняются знания, необходимые для дальнейшего развития цивилизации. В жизни все взаимосвязано и зависимо друг от друга.

Одним из ключевых и регулирующих факторов человеческой деятельности считается образование. «Подход к образованию детей в школах Казахстана необходимо изменить и дать ребенку больше мыслить самостоятельно», - считает глава государства.

В Послании народу Казахстана Н. Назарбаев говорит, что именно образование выступает в главной роли при обеспечении интеллектуального потенциала общества, его конкурентоспособности и сохранения культурного своеобразия страны (1). В мировом сообществе Казахстан признан как государство с высокоразвитой рыночной экономикой и за период обретения независимости Казахстан сделал огромный прорыв в экономике, интернируясь в мировую цивилизацию, используя новые прогрессивные технологии. Именно качество образования является фундаментом экономического роста и основой процветания общества. В связи с этим в ОЭСР (организация экономического сотрудничества и развития) разработан проект - «определение и отбор ключевых компетенций» (2), который рассматривает систему ключевых компетенций, предполагающих у детей наличие базовой грамотности с глубоким концептуальным пониманием. У учителей проявление компетентности не только в развитии ЗУН учащихся, но в их личностном становлении, основанном на индивидуализации обучения в формировании навыка обучения, как учиться. (Schleicher, 2012) (3). В казахстанских школах дети обучаются в соответствии с Государственной программой развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы (ГОСО). В связи с этим, система образования должна ориентироваться на обучение человека новой формации, готового к жизни и работе в XXI веке. «Образование должно давать не только знания, но и умения их использовать в процессе социальной адаптации», сказал глава государства Н. Назарбаев.

В настоящее время подготовка детей к жизни и к труду, требует пересмотра результатов образования и в связи с этим, усиливается тенденция реформирования системы образования. Сейчас педагоги (учителя) в своей работе, вытесняют традиционные методы преподавания предметов (уроков), используя интегрированные, деятельные подходы к обучению, тем самым помогая детям самостоятельно находить ответы на разные вопросы. Нам нужна более современная педагогика. «Учитель должен общаться с учениками, вместе с ними открывать для себя что-то новое, увидеть потенциал в каждом ребенке, помочь ему раскрыться» (Н. Назарбаев). Время не стоит на месте, происходят перемены. Преобразовывается деятельность школы. Обуславливаются различные стартовые возможности системы образования для каждой конкретной школы, учитывая индивидуальность качественного состава педагогического коллектива.

Преобразования в Республике Казахстан сопровождаются процессами перемен в сознании людей, требует переосмысления фундаментальных и универсальных знаний, получаемых через систему образования. Образование рассматривается как один из современных интеграционных систем. Оно влияет на развитие мирового сообщества в целом. Качество образования постоянно оценивается авторитетными международными организациями. Были подписаны международные соглашения с Международной Ассоциацией по оценке качества образовательных достижении (International Association for the Evaluation of Educational Achievement - IEA), а также с организацией экономического сотрудничества и развития (Organization for Economic Co-operation and Development - OECD) для участия в международных исследованиях по программам TIMSS и PISA по оценке качества образования НЦОКО при МОН РК.

Благодаря их исследованиям выявлено, что большая часть системы образования не успевает за быстро меняющейся экономикой. Организация и проведение основного исследования PISA-2012 в республике Казахстан проходит на основании приказа №353 «Об организации и проведении международного исследования «PISA-2012» национальным центром оценки качества образования МОН РК. С 2000 года проект PISA проводится трехлетними циклами и делает акцент на одно из трех направлений в исследования. Например, в 2009 году Казахстан принимал участие в Международном исследовании PISA по направлению - грамотность чтения, а в 2012 году по направлению - математической грамотности. В 2013 году ОЭСР опубликовал результаты PISA-2012, где казахстанские участники среди 65 стран мира заняли 49 место по математике, 52 место - по естественнонаучным дисциплинам и 63 место - по читательской грамотности. Средний показатель Казахстана по естественнонаучной грамотности по странам ОЭСР - 20,5%.

«Главным мерилом успеха в сфере образования становится не просто повышение требований национальных стандартов, а формирование систем образования мирового класса. Именно поэтому все больше стран измеряют успехи и недостатки своей системы образования с помощью разработанных ОЭСР глобальных параметров PISA (Андреас Шляйхер) (3).

Я ознакомилась с образовательными системами Новой Зеландии и Финляндии, и хотела бы отметить, что учащиеся этих стран стабильно показывают самые высокие образовательные достижения и видим эффективность системы школьного образования.

Почему же именно эти страны стали лидерами в области образования?

Образовательная система Новой Зеландии делится на четыре ступени: начальная школа, средняя школа, политехники или технологические институты и университеты Обязательным в новозеландских школах считается образование в возрасте от 6 до 16 лет. Высшею ступенью образования считаются университеты. В школу дети идут с 5-6 лет. Ученики обучаются в начальной школе 8 лет - с 1 по 8 класс. В возрасте 13 лет дети переходят в среднюю ступень школы. Ребят с 9 по 13 классы готовят к поступлению в политехнические институты и университеты. В конце 13 класса ученики сдают выпускные экзамены, которые являются одновременно вступительными экзаменами в вузы. В частных школах ведутся внеклассные занятия по интересам (например, драматический, танцевальный, музыкальный, курсы по фотографии, живописи, дизайну и.т.д).

Правительство Финляндии 40 лет назад приняло решение внести новые реформы направления в системы образования. И сейчас система образования Финляндии признана самой лучшей в мире.

Чем привлекает финское образование нас?

• Дети начинают ходить в школу с 7 лет. С 6 лет могут по желанию посещать предварительное начальное образование.

• Дети в младших классах не выполняют домашних заданий, не сдают экзамены, им не выставляются оценки. Оценивание обучаемости с 4-го класса от 4 до 10 баллов, 10 - "практически недостижимо", 4 - "хуже некуда". Также оценивается поведение - умение работать в группе и одному, воспитанность, стремление влиять на других в лучшую сторону.

• В 3 классе начинают изучать английский язык, а с 4 класса ребёнку предоставляется возможность выбрать дополнительное освоение иностранного языка (французский, немецкий или русский).

•В 7 классе начинают обязательное изучение шведского языка.

• В 16 лет школьники сдают единственный обязательный стандартизированный экзамен.

• Нет разделения детей на «успевающих» и «неуспевающих».

•Перемены в начальной школе по 75 минут.

• 66% студентов обучаются в вузах

• По естественнонаучным предметам классы разбиваются для практических работ на подгруппы (не более 16 человек).

• Учителя проводят в классе только по 4 часа в день, а 2 часа в неделю им отводится на профессиональное развитие.

• Школы полностью финансируются государством. Государство гарантирует бесплатное основное образование. Бесплатное питание в школе, а также бесплатно выдаются учебники, тетради, основные канцелярские принадлежности, ноутбуки-планшетники.

• Все учителя обязательно должны иметь магистерскую степень, что также субсидируется государством.

• Учителями становятся только 10% лучших выпускников педвузов ( psypress.ru/psynews/26051.shtml).

А что же мы имеем в Казахстане в области образования? Интернет-ресурсы предлагают интересную статистику:

  • Продолжительность начального обучения и в основной ступени в Казахстане - 9 лет, в странах ОЭСР - 9,5 лет.

  • Средняя продолжительность обучения на всех уровнях образования в Казахстане 14-15 лет, а в различных странах колеблется от 16 до 20 лет.

  • Продолжительность обучения в колледжах Казахстан 1,9 лет, а в странах ОЭСР - 3,8 лет.

  • Обучение детей начинают не одинакова, например в Казахстане с 5-7 лет, а в Финляндии только с 7 лет.

  • Годовая учебная нагрузка школьников Казахстана в сравнении со странами ОЭСР превышает в 1,8 раз.

  • Доля женщин - учителей во всех уровнях образования Казахстана, в сравнении странами ОЭСР, превышает на 3% в дошкольных учреждениях, больше на 20% в начальном звене, на 30% больше в среднем звене.

Вся выше перечисленная информация о проделанной работе за годы независимости страны это реальные факты, которые можно проследить на примере гимназии, в которой я работаю с 2007 года. Система образования менялась с годами, внедрялись новые программ МОН РК, издавались обновленные учебники, УМК. Проводятся курсы повышения квалификации учителей, где они совершенствуют свою педагогическую деятельность. В нашей гимназии учителя-предметники используют на уроках информационно-коммуникационные технологии. По школе проведен Интернет, двенадцать кабинетов оборудованы интерактивными досками. Имеется два компьютерных класса и два кабинета оснащены переносными ноутбуками. А школьная библиотека оснащена компьютерами (с выходом в Интернет) и электронными учебниками по предметам по программе ГОСО. Прошли и проходят квалификационную переподготовку при «Орлеу , ЦПМ, НИШ: 9 человек - третьего уровня, 7 человек - второго уровня, 3 человека - 1 уровня. Два преподавателя имеют авторские программы, один - авторский учебник. 18 учителей на протяжении многих лет делятся своим опытом работы в республиканских печатных изданиях. Мы не должны работать « по старинке», традиционными методами, а использовать новые инновационные методы преподавания и обучения, которая даст нам (учителям, педагогам) возможность по-новому подойти к процессу обучения.

Наряду с положительными тенденциями в нашей школе имеются трудности:

- отток кадров среди молодых учителей (зарплата маленькая, нет социально-бытовых привилегий, отсутствие опыта взаимодействия с родителями и.т.д.)

- средний возраст учителей школы от 40 лет и выше.

- учителя с нежеланием занимаются ученическими исследовательскими проектами и работами.

- мало одаренных учеников, участвующих в конкурсах и олимпиадах.

- дети утратили интерес к чтению и мотивацию к учебе, так как все это вытеснили электронные гаджеты и др.

Над всеми этими проблемами необходимо серьезно задуматься. Что же из опыта описанных мною стран позволит решить проблемы школы?

Мне кажется, для того, чтобы не было оттока молодых кадров в школе, надо повысить заработную плату учителям, улучшить социально-бытовые условия педагогов и основную ставку сделать на профессиональную подготовленность учителей. Я думаю, что инвестировать и поощрять только тех учителей, кто добивается успеха, а учителям, которые не подтвердили свою профессиональную компетенцию не продлевать трудовой договор. Я считаю, исходя из опыта образования Финляндии, что учителя должны иметь степень магистра для преподавания в школе, а учителя-предметники не должны бояться изменять свой взгляд и подход на новые методы преподавания уроков и чаще применять новые походы и методы обучения, исходя из опыты разных стран.

В каждой школе есть учителя, которые могли бы решить эти проблемы путем внедрения своего опыта, знаний, умений в педагогическую деятельность работы школы. Учитель нового формата - это духовно развитая, творческая и активная личность, которая обладает способностями к рефлексии и повышает профессиональные навыки, с желанием стремится к новизне и самообразованию. А также использует новые современные педагогические технологии и методы. Благодаря реформам в образовании и наряду с другими преобразованиями в политике государства, мы целеустремленно продвигаемся вперед. «Интеллектуальная нация - 2020» - это воспитание казахстанцев в новой формации, превращение Казахстана в страну с конкурентоспособным человеческим капиталом» (Н. Назарбаев) (1)



Список использованной литературы:


  1. Послание народу Казахстана «Новое десятилетие - новый экономический подъем - новые возможности Казахстана».

  2. Определение и отбор ОЭСР ключевых компетенций, 27 мая 2005 г.

  3. Schleicher, 2012 г. Подготовка учителей и развитие школьных лидеров для 21 века: всемирные уроки.

  4. Руководство для учителя АОО «Назарбаев интеллектуальные школы», 2015 г.

  5. Национальный план действия на 2012-2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников.

  6. Национальный отчет по итогам международного исследования PISA-2012, PISA-2015 в Казахстане.

  7. Показатели уровня образования населения в разных странах: анализ данных международной статистики. academconsult.ru

  8. Как организована и функционирует самая успешная образовательная система в мире. enews.md

  9. Мировые образцы образовательных систем: слагаемые успеха школьного образования Финляндии . ru-90.ru

6



© 2010-2022