Проектная работа по теме: «Модель бюджетирования образовательного учреждения»

Социально-экономические условия страны требуют оптимизации и повышения эффективности деятельности образовательных учреждений. Изменение правового статуса ОУ диктуют изменения в финансовом обеспечении ОУ, которое предполагает на современном этапе большую самостоятельность в ведении финансовой деятельности.
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»



Проектная работа по теме:

«Модель бюджетирования образовательного учреждения»



Купина Ирина Валентиновна

директор МКОУ СОШ № 6













2015 год

Аннотация: данный проект представляет модели бюджетирования образовательного учреждения, анализирует условия и причины перехода на новые методики финансирования, дает краткую аннотацию отдельных моделей.

Актуальность

Социально-экономические условия страны требуют оптимизации и повышения эффективности деятельности образовательных учреждений. Изменение правового статуса ОУ диктуют изменения в финансовом обеспечении ОУ, которое предполагает на современном этапе большую самостоятельность в ведении финансовой деятельности.

В последние годы отчетливо проявляются тенденции ухудшения социального положения и здоровья детей. На последнюю роль в ухудшении здоровья детей имеет тяжелая ситуация, в которой оказались сами образовательные учреждения. Учебно-материальная база образовательных учреждений приходит в негодность, устаревает. Резко сократились капитальные вложения, темпы износа зданий существенно опережают темпы их реконструкции и нового строительства. Неудовлетворительное финансирование образования является одной из основных причин кризисных ситуаций в системе образования. Сохраняется тенденция сокращения реального объема ассигнований на нужды образования, особенно в части материально-технического обеспечения.

Таким образом, дефицит бюджетного финансирования образовательных учреждений породил весь негатив, который мы видим сегодня в системе государственного образования. Анализируя расходы, запланированные в федеральном бюджете на финансирование образования за последние три года, можно отметить наметившуюся тенденцию к увеличению суммы расходов на эти цели.

Сфера образования остро нуждается в поисках источников финансирования и выявлению резервов их более целесообразного использования для улучшения качества образования, в соответствии с требованиями научно-технического прогресса. Уровень и динамика инвестиций в образование недостаточны. Поэтому, целесообразно обратить внимание на повышение эффективности использования имеющихся ресурсов на основе использования современных инструментов финансового планирования, наиболее прогрессивным среди которых, является технология бюджетирования.

Базовым понятием, используемым при характеристике бюджетирования, является бюджет. Современными учеными по-разному трактуется содержание этого понятия. Некоторые считают, что бюджет - это метод учета, позволяющий сравнивать фактические результаты с плановыми (т.е. прогнозными или нормативными показателями). По моему мнению, такой подход сужает роль бюджета в управлении финансовыми ресурсами. Более правильно определять бюджет как «запланированное на будущее состояние предприятия, финансовое выражение результатов маркетинговых исследований и производственных планов, необходимых для достижения поставленных целей».

При внедрении бюджетирования в сфере среднего общего образования, необходимо определить какие бюджеты будут при этом использоваться. Состав бюджетов по-разному определяется отечественными и зарубежными учеными. Выделяют три основных вида бюджетов: бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств и бюджет баланса (его правильнее называть прогнозный баланс). Некоторые экономисты добавляют к основным видам бюджета еще: бюджет продаж, бюджет производства, бюджет материалов, бюджет рабочего времени, сметы производственных и накладных расходов, бюджет запасов и др. Наиболее удачную детализация видов бюджета приводится в работе коллектива авторов В.Е Хруцкого, Т.В. Сизовой и В.В. Гамаюновой, которые говорят о выделении четырех групп бюджетов: основных, операционных, вспомогательных и дополнительных. К основным бюджетам они относят бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств и расчетный баланс; к операционным - бюджет продаж, бюджет прямых материальных затрат, бюджет управленческих расходов и др.; к вспомогательным - бюджет налогов, план капитальных затрат и кредитный план; к дополнительным - бюджет распределения прибыли, бюджеты отдельных проектов и программ.

Основываясь на рассмотренных взглядах ученых, выскажем предположение о том, что состав бюджетов должен базироваться на плане приема учащихся должен включать следующие виды бюджетов: бюджет затрат на заработную плану учителей и учебно-вспомогательного персонала; бюджет затрат на литературу библиотечного фонда и учебно-методические пособия; бюджет затрат на аренду и содержание помещений; бюджет административных и управленческих расходов; бюджет капитальных затрат; бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств и прогнозный баланс.

Нормативно - правовые основы формирования и деятельности модели бюджетирования образовательного учреждения

  1. Конвенция о правах ребенка.

  2. Конституция РФ.

  3. Закон РФ « Об образовании».

  4. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

  5. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления».

  6. ФЗ от 08.05.2010 № 83-ФЗ « О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

  7. Указ президента от 31.08.1999г. № 1134 «О дополнительных мерах по поддержке ОУ в РФ».

  8. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 25 мая 2009г.

  9. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ.

  10. Типовое положение ОУ.

  11. Нормативные документы регионального, муниципального уровней.

  12. Нормативно-правовые акты ОУ.

Цели:

- создать модель бюджетирования МОУ СОШ № 6;

- обеспечение должного качества образовательных услуг, развитие условий перехода на новые методики финансирования;

- необходимость создать гибкую современную систему финансирования Российского образования.

Задачи:

- изучить методику введения новой модели финансирования МОУ СОШ № 6 с целью организации работы в образовательном учреждении по оптимизации и повышению эффективности деятельности МОУ СОШ № 6, в т.ч. финансовой;

- представить оценку бюджетирования.

Принципы:

  • Переход от управления затратами к управлению результатами: от финансирования учреждений к финансированию услуг.

  • Повышение эффективности бюджетных расходов. Формирование новых типов учреждений: казенных, бюджетных и автономных.

  • Переход от содержания учреждений по смете к финансированию заданий учредителя, включая критерии и показатели оценки качества услуг.

  • Изменение порядка распоряжения внебюджетными средствами, полученными от деятельности, приносящей доход.

Эффекты:

Предложенная модель бюджетирования образовательного учреждения позволит обеспечить:

  • создание конкурентной среды образовательных учреждений

  • возможность для учреждения планировать долгосрочные перспективы развития

  • создание условий для экономической независимости образовательного учреждения.

Риски:

  • Недостаток средств, выделяемых бюджетной системой.

  • Недостаточно эффективное распределение бюджетных средств между уровнями образования и образовательными учреждениями.

  • Недостаточное развитие финансовых инструментов, для обеспечения доступности образования.

  • Слабая увязка показателей объемов и качества предоставляемых образовательными учреждениями услуг.

1. Организация бюджетирования в учреждении

Указом президента Российской Федерации предусмотрены и внесены предложения по изменению порядка финансирования общеобразовательных учреждений. Решались следующие задачи:

  1. придание школе статуса государственной;

2. обеспечение выплат заработной платы из бюджета субъекта федерации;

3. введение нормативного финансирования;

4. санкционирование расходов и доходов бюджетов Федеральным Казначейством.

Финансирование школьного образования становится нормативным в расчете на одного ученика, начинается конкуренция между школами за учащихся. Чем больше в школе учащихся, тем больше бюджетных средств она получит. В большей степени это касается начального образования. Возникает ситуация «кто быстрее», какая школа в городе или в районе привлечет большее количество детей в первые классы. Как правило, большинство учащихся остается в одной и той же школе до ее окончания.

Для школы не важно из какой семьи ученик - бедной или богатой; каждый из них принесет ей одинаковую сумму.

За получение знаний, навыков в пределах образовательного стандарта платит бюджет. А сверх стандарта - все становится дополнительной платной услугой.

1 Принципы бюджетного финансирования реализации государственного стандарта общего образования:

1. Финансирование деятельности аккредитованных образовательных учреждений в части реализации государственного стандарта общего образования осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. При необходимости на реализацию государственного стандарта общего образования предоставляется финансовая помощь из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам.

2. Порядок бюджетного финансирования образовательных и иных услуг, предоставляемых аккредитованными образовательными учреждениями сверх государственного стандарта общего образования, устанавливается федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

3. Бюджетное финансирование реализации государственного стандарта общего образования в аккредитованных образовательных учреждениях осуществляется на основе государственных и местных нормативов бюджетного финансирования в расчете на одного обучающегося в год.

4. Норматив бюджетного финансирования представляет собой определенную на одного обучающегося величину финансовых средств, обеспечивающих реализацию права граждан на получение общего образования на уровне государственного стандарта общего образования.

1.2. Порядок бюджетного финансирования реализации государственного стандарта общего образования:

1. В Российской Федерации устанавливается система взаимосвязанных государственных (федеральных и региональных) и местных нормативов бюджетного финансирования реализации государственного стандарта общего образования (далее - нормативы бюджетного финансирования).

2. Федеральные органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают федеральные нормативы бюджетного финансирования реализации государственного стандарта общего образования.

3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают региональные нормативы бюджетного финансирования реализации государственного стандарта общего образования, которые не могут быть ниже соответствующих федеральных.

4. Органы местного самоуправления устанавливают местные нормативы бюджетного финансирования реализации государственного стандарта общего образования, которые не могут быть ниже соответствующих региональных.

5. Порядок бюджетного финансирования реализации государственного образовательного стандарта общего образования при очно-заочной (вечерней), заочной форме обучения, при семейном образовании, экстернате, а также в негосударственных общеобразовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, определяется Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральным законом, а в части, не урегулированной федеральными нормативно-правовыми актами - субъектами Российской Федерации.

1.3.Внебюджетные источники финансирования общеобразовательных учреждений

В условиях реформирования образования и неустойчивости экономической ситуации в России важное значение приобретает стабильность финансового обеспечения образовательного процесса в образовательных учреждениях.

Система образования все больше включает в себя рыночные формы организации работы. Бюджетные средства крайне ограничены и не всегда доступны, поэтому образовательные учреждения осваивают новую для себя задачу - удовлетворение потребностей общества в дополнительных образовательных услугах. Выявление и учет запросов различных категорий заказчиков становится обязательным условием деятельности образовательных организаций.

Для большинства школ система многоканального и многоуровневого финансирования стала действующей моделью и иного пути они не предполагают.

В данной модели помимо разного уровня бюджетных средств образовательных учреждений становятся внебюджетные доходы.

Внебюджетные средства - это все средства, получаемые образовательным учреждением от выполнения работ, оказания услуг, реализации продукции на договорном гражданско-правового характера и иные поступления, кроме бюджетного финансирования, средства, возмещающие расходы по созданию товарной услуги - образовательной деятельности.

Многоканальное и многоуровневое финансирование образовательных учреждении.

бюджетное

внебюджетное

/Текущие расходы нормативное финансирование текущих расходов образовательного учреждения

Капитальные расходы программно-целевое финансирование:

- финансирование расходов по выполнению федеральной, городской или муниципальной программы развития;

- целевое финансирование эксперимента или инновации

Благотворительные взносы

- юридических лиц:

- физических лиц

Благотворительные гранты от иностранных организаций и фондов Деятельность, связанная с образовательным процессом

- организация дополнительных образовательных услуг;

- организация учебно-производственной деятельности

Деятельность, не связанная с образовательным процессом

- аренда;

- торговое и посреднические операции;

- операции с банковскими вкладами и ценными бумагами;

- производство товаров и услуг.

Любая образовательная организация имеет право привлекать и зарабатывать внебюджетные средства, закрепленное Гражданским Кодексом РФ ст. 120 и Законами РФ «О некоммерческих организациях» и «Об образовании».

Образовательное учреждение может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно и создано. Главное, чтобы школа, занимаясь предпринимательской деятельностью, не отклонялась от выполнения основной деятельности, направляла полученный доход полностью на выполнение уставных целей.

В соответствии с Федеральным Законом от 13 января 1996г. №12-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «об образовании» (ст. 41), помимо бюджетного финансирования образовательных учреждений на основе государственных и местных нормативов, образовательные учреждения,

независимо от их организационно-правовой формы, вправе привлекать в порядке, установленном законодательством РФ, дополнительные финансовые средства. Такими средствами являются:

- доходы, полученные за счет оказания дополнительных платных образовательных услуг;

- добровольные пожертвования и целевые взносы физических и юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц;

- доходы, полученные образовательным учреждением от предпринимательской деятельности, предусмотренной его уставом.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании (ст. 46) государственные и муниципальные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные услуги. Дополнительные услуги осуществляются за счет внебюджетных средств:

- средств родителей (законных представителей):

- спонсорских средств:

- сторонних организаций:

- частных лиц.

Платные образовательные услуги, их оказания и доходы от них выполняют дефицит государственных ресурсов, предоставляемых школе. Привлечение внебюджетных источников не влечет за собой снижение размеров финансирования образовательного учреждения на основе нормативов бюджетного финансирования, выделяемых на одного обучающегося, воспитанника по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения.

2. Формирование доходов и расходов учреждения в соответствии с планом счетов Бюджетного учета

Экономическая классификация расходов (ЭКР) сформирована в зависимости от влияния на чистую стоимость активов. Она выглядит следующим образом:

200 «Расходы»;

210 «Оплата труда и начисления на оплату труда»;

211 «Заработная плата»;

212 «Прочие выплаты»;

213 «Начисления на оплату труда»;

220 «Приобретение услуг»;

221 «Услуги связи»;

222 «Транспортные услуги»;

223 «Коммунальные услуги»;

224 «Арендная плата за пользование имуществом»;

225 «Услуги по содержанию имущества»;

226 «Прочие услуги»;

230 «Обслуживание долговых обязательств»;

231 «Обслуживание внутренних долговых обязательств»;

232 «Обслуживание внешних долговых обязательств»;

240 «Безвозмездные и безвозвратные перечисления организациям»;

241 «Безвозмездные и безвозвратные перечисления государственным и муниципальным организациям»;

242 «Безвозмездные и безвозвратные перечисления организациям»; 250 «Безвозмездные и безвозвратные перечисления бюджетам»;

251 «Перечисления другим бюджетам бюджетной РФ»;

252 «Перечисления наднациональным организациям и правительствам иностранных государств»;

253 «Перечисления международным организациям»;

260 «Социальное обеспечение»;

261 «Пенсии, пособия и выплаты по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию населения»;

262 «Пособия по социальной помощи населения»;

263 «Пенсии, пособия, выплачиваемые организациями сектора государственного управления»;

290 «Прочие расходы»;

300 «Поступления нефинансовых активов»;

310 «Увеличение стоимости основных средств»;

320 «Увеличение стоимости нематериальных активов»;

340 «Увеличение стоимости материальных запасов»;

500 «Поступления финансовых активов»;

540 «Увеличение задолженности по бюджетным кредитам»;

600 «Выбытие финансовых активов»;

620 «Уменьшение стоимости ценных бумаг, кроме акций и иных форм участия в капитале»;

640 «Уменьшение задолженности по бюджетным ссудам и кредитам».

Экономическая классификация доходов бюджетов (ЭКД) также определяется трехзначным кодом классификации операций сектора государственного управления:

110 «Налоговые доходы»;

120 «Доходы от собственности»;

130 «Доходы от оказания платных услуг»;

140 «Суммы принудительного изъятия»;

150 «Безвозмездные и безвозвратные поступления от бюджета»;

151 «Поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ»;

152 «Перечисления наднациональных организаций и правительств иностранных государств»;

153 «Перечисления международных финансовых организаций»;

160 «Взносы, отчисления на социальные нужды»;

170 «Доходы от операций с активами»;

171 «Доходы от переоценки активов»;

172 «Доходы от реализации активов»;

180 «Прочие доходы»;

330 «Приобретение (увеличение стоимости) земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности»;

420 «Уменьшение стоимости непроизведенных активов»;

440 «Уменьшение стоимости материальных запасов»;

510 «Увеличение остатков средств бюджетов»;

530 «Приобретение (увеличение стоимости) акций и иных форм участия в капитале, находящихся в государственной и муниципальной собственности»;

610 «Уменьшение остатков средств бюджетов»;

630 «Продажа (уменьшение стоимости) акций и иных форм участия в капитале, находящихся в государственной и муниципальной собственности»;

у10 «Увеличение задолженности по внутренним долговым обязательствам»;

720 «Увеличение задолженности по внешним долговым обязательствам»;

730 «Увеличение прочей кредиторской задолженности»;

810 «Уменьшение задолженности по внутренним долговым обязательствам»;

820 «Уменьшение задолженности по внешним долговым обязательствам»;

830 «Уменьшение прочей кредиторской задолженности».

Чтобы организовать бюджетирование в учреждении и обеспечить его эффективное функционирование, необходимо провести ряд подготовительных работ. В сумме они и оставят организацию бюджетирования в учреждении.

Организация бюджетирования включает следующие основные группы работ:

проектирование и утверждение финансовой структуры организации;

разработка структуры генерального бюджета организации;

утверждение бюджетной политики (или раздела в учетной управленческой политике);

разработка регламентов бюджетирования.

Разработка финансовой структуры необходима для того, чтобы грамотно предать полномочия в части составления конкретных бюджетов менеджерам организационных звеньев системы управления учреждением.

Структурирование генерального бюджета организации осуществляется с целью закрепления статей за бюджетами и полномочий по их составлению и/или контролю за ответственными менеджерами. Разработка структуры генерального бюджета организации включает работы по формированию классификаторов бюджетов, бюджетных статей, наложению видов бюджетов и бюджетных статей на организационные звенья структуры управления учреждением или финансовой структуры. В данном случае используется методика

матричных проекций. Осуществляется детальная проработка связей между всеми компонентами, в результате создаются положения о бюджетной структуре и положения о- конкретных бюджетах.

Положение о бюджетной структуре включает описание содержания бюджетов, структуры бюджетных статей; оно закрепляет распределение статей по бюджетам, а также фиксирует полномочия по составлению, исполнению и контролю бюджетов за центрами финансовой ответственности.

Положения по конкретным бюджетам детализируют информацию предыдущего положения, а также представляют в систематизированном и развернутом виде порядок составления и исполнения отдельного бюджета. Положения по конкретным бюджетам формулируют цели и задачи их составления, таблицу закрепления статей бюджета за центрами финансовой отчетности, определяют порядок бюджетного контроля, бюджетный регламент. Бюджетный регламент включает: определение периода бюджетирования; срока возможной поправки бюджета; схемы документооборота по составлению конкретного бюджета; графика документооборота с указанием кода и наименования документа, участников создания документа, адресов, количества и сроков предоставления документа; формы бюджетной таблицы.









Модель бюджетирования МКОУ СОШ № 6

Ставропольский край

Проектная работа по теме: «Модель бюджетирования образовательного учреждения»

Красногвардейский район

Проектная работа по теме: «Модель бюджетирования образовательного учреждения»

П. Медвеженский

Учредитель: администрация Красногвардейского муниципального районаПроектная работа по теме: «Модель бюджетирования образовательного учреждения»

Проектная работа по теме: «Модель бюджетирования образовательного учреждения»Проектная работа по теме: «Модель бюджетирования образовательного учреждения»

Муниципальное казенное учреждение «Финансовый центр» Красногвардейского муниципального района

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6»

Проектная работа по теме: «Модель бюджетирования образовательного учреждения»

Проектная работа по теме: «Модель бюджетирования образовательного учреждения»



Схема "Оприходования

внебюджетных средств"

Проектная работа по теме: «Модель бюджетирования образовательного учреждения»

Муниципальное казённое учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6» является некоммерческой организацией.

Основными направлениями деятельности МКОУ СОШ № 6 является разработка и реализация учебных программ, обучение и воспитании учащихся школы. А также в целях учебно-методической поддержки образовательных учреждений в осуществлении государственной политики в области образования, совершенствования профессиональной квалификации педагогических работников и руководителей образовательных учреждений.

Учредителем МКОУ СОШ № 6 является Администрация Красногвардейского муниципального района. Школа является юридическим лицом, самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, лицевой счет в органах казначейства, гербовую печать, штамп и бланки со своим наименованием. Учреждение вправе от своего имени заключать договоры, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, третейском суде.

Права юридического лица у Учреждения возникают с момента государственной регистрации.

Школа в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, Законом Российской Федерации «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, нормативными правовыми актами Министерства образования и науки РФ, нормативно-правовыми актами Министерства образования и молодежной политики Ставропольского края, Уставом школы, нормативно-правовыми актами Школы.

Основными задачами школы являются:

- анализ состояния учебно-методической работы в общеобразовательном учреждении; обеспечение педагогических работников необходимой информацией об основных направлениях развития образования, учебниках и учебно-методической литературе по проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся;

изучение потребностей, обобщение предложений образовательных учреждений, размещение заказа на учебную и учебно-методическую литературу для образовательных учреждений;

прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации педагогических работников и руководителей образовательных учреждений, а также оказание им организационно-методической помощи в системе непрерывного образования, координация этой работы с институтами повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (СКИРО ПК и ПРО);

изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта;

подготовка и проведение аттестации учителей.

Финансово-хозяйственная деятельность МКОУ СОШ № 6 направлена на реализацию уставных задач и осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов школы являются:

средства выделенные в установленном порядке из бюджета Красногвардейского муниципального района;

имущество, закрепленное за школой на правах оперативного управления;

бюджетные и внебюджетные средства;

собственные средства учредителя;

добровольные пожертвования физических и юридических лиц;

кредиты банков и других кредиторов;

другие источники в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Стадии бюджетного процесса:

План-факт-анализ исполнения бюджета прошлого года - составление сводного бюджета отчетного периода - контроль (мониторинг) исполнения бюджета отчетного периода - план-факт-анализ исполнения бюджета отчетного периода.

Таким образом, бюджетный цикл представляется периодом времени от начала первой стадии бюджетного процесса, т.е. составления сводного бюджета, до завершения третьей стадии - план-факт-анализа исполнение сводного бюджета. В идеале в организации бюджетный процесс должен быть непрерывным, т.е. завершение анализа исполнения бюджета отчетного периода должно совпадать по времени с разработкой бюджета следующего периода.

Самым главным условием обеспечения непрерывности бюджетного процесса является правильная методика проведения «сквозного» план-факт-анализа исполнения бюджета, на базе которого формируются цифры бюджетных показателей следующего периода, т.е. план-факт-анализ - это одновременно и отправная, и завершающая стадии бюджетного цикла.

При сравнении фактических и плановых показателей можно определить источники неэффективности, обязать конкретных работников устранить выявленные недостатки и контролировать процесс их исправления.

В основе составления бюджета лежит стратегический план развития предприятия, который составляется с использованием методов стратегического анализа и планирования и определяет основные цели и приоритетные направления развития. На основе основных показателей этого плана разрабатывается сводный бюджет предприятия на планируемый период.

В бюджетном процессе уровень оперативности и качества учетно-аналитической работы существенно повышается, а количество ошибок сокращается при использовании программно-технических средств. Программно-технические средства, используемые структурами предприятия, задействованными в бюджетном процессе, составляют программно-технический блок (компонент) системы бюджетирования.

В зависимости от целей и задач управления составляются стратегические и текущие планы. Текущие планы, выраженные количественно, представляют текущие бюджеты. Текущие бюджеты подразделяются на тактические и оперативные.

Часто в системе текущих бюджетов выделяют так называемый генеральный бюджет, который включает взаимосвязанную систему операционных финансовых бюджетов и бюджет инвестиций. Основными финансовыми бюджетами организации являются:

бюджет доходов и расходов (БДР);

бюджет движения денежных средств (БДДС);

бюджет баланса (бюджет по балансовому листу) (ББЛ).

С точки зрения возможностей для проведения анализа выполнения бюджетов выделяют жесткие (статичные) и гибкие бюджеты. Жесткие бюджеты рассчитываются на фиксированную дату. Гибкие - пересчитываются на достигнутые фактические показатели.

При бюджетировании выделяется временной период, или, иначе, горизонт бюджетирования. Период (горизонт) бюджетирования - это временной интервал, на который составляется бюджет: год, квартал, месяц и др. Период бюджетирования зависит от задач управления.

Анализ экономических показателей

На современном этапе наблюдается тенденция рассмотрения школы как предприятия, создающего и продающего на рынке продукт интеллектуального труда его сотрудников - образовательные услуги. Наметившиеся тенденции имеют объективные предпосылки развития. Прежде всего, это связано с тем, что федеральные законы наделяют школы существенной самостоятельностью в области управления, проведения финансовой политики, определения основных направлений развития. Одновременно наблюдается несоответствие законодательных и фактических условий финансирования школ, не позволяющее им производить полномасштабное развитие и укрепление материальной базы только за счет средств федерального бюджета. Результатом этого является активная работа школ по изысканию и привлечению внебюджетных средств. Соответственно - и при анализе финансовой деятельности школы необходим подход, учитывающий специфику его и как предприятия.

Выводы и предложения

Новый этап экономических и социальных реформ в России предусматривает в качестве приоритетных направлений государственные инвестиции на поддержание систем жизнеобеспечения населения страны. Расходы на образование являются именно такими инвестициями, поскольку развитие всех отраслей экономики напрямую зависит от уровня образованности общества.

Вырабатываются принципы, по которым определяется объем необходимого финансирования того или иного учреждения.

Не менее важная проблема - это переход на новую систему оплаты труда. Однако, несмотря на явное преобладание бюджетного финансирования, велика необходимость стимулирования инвестиционной деятельности в развитие образование.

Данная сфера бюджетного финансирования очень обширна, поэтому охватить все недостатки механизмов ее функционирования очень сложно. В последние годы сфера образования сопровождается большим количеством реформ и ситуация в целом начинает улучшаться (расходы на финансирование стабильно растут). Однако эффективность реализации реформ любого уровня во многом зависит от бюджетного ресурсов государства, субъектов Федерации, муниципалитетов и предприятий, так как без достаточных финансовых средств сложно говорить об адекватном развитии образования.

В последние годы в нашем регионе в сфере образования было сделано несколько принципиальных шагов, которые, возможно, определят дальнейшее развитие образования на десятки лет вперед. Во-первых, в области образования внедряются современные методы финансирования, в частности, метод нормативно-подушевого финансирования. Но это не единственно возможный вариант. Современная управленческая мысль говорит о том, что самым передовым методом является бюджетирование, ориентированное на результат. Система образования обладает очень технологичным инструментом контроля качества знаний - это Единый государственный экзамен. ЕГЭ позволяет оценить качество работы того или иного учреждения и является серьезным шагом в ориентировании на результат. И второй шаг - это национальные проекты. Потому что заданный ими вектор, поощрение лидеров, позволит выбирать лучших в работе и в зависимости от этого распределять бюджетные средства. В заключение можно отметить, бюджетирование, ориентированное на результат, - это способ финансирования завтрашнего дня, и очень хорошо, что мы приступаем к его разработке именно сегодня.

23



© 2010-2022