Педагогический совет: этапы подготовки и проведения, содержание и формы

Непременным условием грамотной организации работы в рамках образовательного пространства является сочетание коллективного руководства с персональной ответственностью. Для осуществления данного принципа большое значение имеет деятельность педагогического совета. Педсовет как высший орган руководства всем воспитательно-образовательным процессом решает конретные задачи отдельно взятого учреждения. Его деятельность определяется "Положением о педагогическом совете" В данной статье рассмотрены вопросы...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

« Педагогический совет: этапы подготовки
и проведения, содержание и формы»

Непременным условием грамотной организации работы в рамках образовательного пространства является сочетание коллективного руководства с персональной ответственностью. Для осуществления данного принципа большое значение имеет деятельность педагогического совета.

Само словосочетание «педагогический совет» означает, что в основе его заложено стремление посоветоваться всем учителям друг с другом и с администрацией и прийти к действенному решению. К сожалению, в современных школах происходит либо вырождение педсоветов и их роли в жизни педагогических коллективов, либо формализация их с единственной целью: привычная традиция соблюдена. Делается это либо методом подмены, когда вместо педсовета проводят административное, инструктивное, информационное совещание, либо педсовет вырождается в методическое информирование. Подобная практика не так безобидна, как может показаться на первый взгляд:

Во-первых, отсутствие нужды в проведении педсоветов говорит о самонадеянном убеждении первых лиц, что они умнее коллектива и все придумать и решить могут сами (это с точки зрения теории управления вообще губительная практика для любой организации и всегда ведет к перекрытию каналов обратной связи, разрушению заинтересованности коллектива в общих делах).

Во-вторых, становится очевидно, что в подобных школах отсутствует демократическая практика, без которой обучение еще худо-бедно возможно, но воспитание оказывается забытым.

В-третьих, инициатива, подавленная невозможностью для публичного

предъявления, блекнет, как и отсутствие форумов, где может быть продемонстрировано общественное признание, снижает общественный поиск, общественную активность.

Педсоветы- информационно-обучающий, административно-распорядительный, постоянно действующий орган демократического участия членов коллектива в управлении школой.

Педсовет как высший орган руководства всем воспитательно-образовательным процессом решает конкретные задачи отдельно взятого учреждения. Его деятельность определяется «Положением о педагогическом совете».

Тематика педсоветов должна вытекать из глубокого анализа состояния дел в школе.

Содержание педсоветов реализует четыре избранных приоритетных направления:

управление развитием образования;

обновление содержания образования в связи с появлением новых стандартов образования;

повышение уровня профессионализма педагогов через внедрение новых образовательных технологий;

личностно-ориентированное общение.

Конкретная тема встающая перед школой, раскрывается, трансформируется в повестку дня педагогического совета. Пед. совет определяет пути и средства решения проблем, дает рекомендации на длительный срок, таким образом управляя уровнем и результатами образовательного процесса.

Нерационально выносить на рассмотрение советов частную проблему, актуальную только для части коллектива. Необходима значимость и всеобщность проблемы. Частные темы планируются к обсуждению на заседаниях методических объединений. Например, вопрос о повторении как средстве борьбы за высокое качество знаний целесообразно передать метод объединениям. Коллективный обмен мнениями, решения педагогического совета будут иметь большое значение для улучшения деятельности школы только тогда, когда рассматриваемая проблема актуальна для всех и решение ее требует коллективного всестороннего обсуждения.

Формулировки темы и обсуждаемых вопросов должны быть проблемными, лаконичными, доступными и выразительными.

Планирование пед. советов.

Выделяют два вида планирования. Долгосрочное (3-5 лет) планирование на диагностической основе, рассчитанное на дальнюю перспективу охвата всех актуальных для школы проблем с диалектическим развитием уровня их рассмотрения на каждом следующем витке развития.

Оперативное планирование педагогических советов

Оперативное планирование педагогических советов отражается в ежегодном плане работы ОУ. Наиболее распространенная структура годового цикла педагогических советов состоит из шести составляющих:

первый педагогический совет - аналитическо-планирующий, проводится до начала учебного года, в конце августа, посвящен анализу итогов предыдущего года, принятию плана работы школы, настраивает на решение предстоящих проблем;

второй, третий, четвертый и пятый педагогические советы - тематические, с промежуточными итогами, проводятся, как правило, в конце учебной четверти или во время школьных каникул;

шестой - итогово-организационный, на нем подводятся итоги года, анализируется выполнение образовательных программ, принимаются решения о допуске к экзаменам, переводе в следующий класс и т. п.


Например

Дата

Форма

Тема педагогического совета

Август

Конференция

Итоги образовательного процесса в прошедшем учебном году. Планирование деятельности в новом учебном году

Ноябрь

Деловая игра

Мотивация учебной деятельности - основное условие успешного обучения школьников

Январь

Исследование

Изучение психологических особенностей личности школьника - важнейший фактор повышения эффективности обучения

Март

Проект

Контрольно-оценочная деятельность педагога - условие успешной итоговой аттестации обучающихся

Май

Круглый стол

Качество образования и система его оценки в школе

Июнь

Защита инноваций

Подведение итогов за учебный год. Мониторинг успешности обучения

Этапы подготовки и проведения

Чтобы пед. совет имел эффективные результаты по проблемам коллегиально обсуждаемым на его заседаниях, необходимо администрации и всему коллективу серьёзно готовится к его проведению.

Можно выделить следующие этапы подготовки пед. советов.

I. Теоретический:

  • Определение темы, целей, задач;

  • составление плана диагностико - практической деятельности на педсовете;

  • отбор литературы по рассматриваемому вопросу.

II. Организационный:

  • Составление плана подготовки и проведения,

Составление плана подготовки и проведения педсовета (вопросы педсовета, план проведения, графики анкетирования и открытых просмотров вывешиваются (минимум) за месяц до проведения педсовета, тема педсовета и литература по заявленной теме - за 2 месяца).

План подготовки заседания пед. совета может быть оформлен в виде таблицы .Приложение 2

  • выбор форм проведения,

  • подбор методов исследования,

  • создание творческой группы или организационного комитета…

Издаётся Приказ о создании тв. группы или орг. комитета.

III. Мониторинговый:

  • Организация сбора материала

(итоги тестирования, контрольных срезов, анкетирования учащихся и родителей…);

  • обсуждение и подготовка цифрового материала;

  • подготовка вопросов для обсуждения на пед. совете.

IV. Практический:

  • Семинарские занятия по теме педсовета;

Предварительно возможно проведение семинара, дискуссий, предварительного методического обсуждения по заранее данным коллективу вопросам.

  • Проведение уроков по теме педсовета;

  • Подготовка проекта решения педсовета;

  • Проведение педагогического совета, принятие решения.

V. Заключительный ( аналитический):

После пед. совета комиссия по его подготовке должна подвести итоги педсовета, наметить план контроля за выполнениием постановления педсовета.

Необходимо провести анализ эффективности проведения педагогического совета на административном совещании, заседании методического совета.

Например для самоанализа деятельности пед. совета можно использовать следующие вопросы:

1. Оценка выбора темы педсовета:

- актуальность;

- целесообразность;

- потребность для коллектива школы.

2. Оценка готовности коллектива к обсуждению темы, коллегиальному рассмотрению вопросов, связанных с темой, и принятия решения;

- включение в план подготовки педсовета изучения пед. коллективом теоретических основ темы;

- изучение состояния дел в школе, анализ, обмен опытом работы.

3. Оценка доклада директора (зам. директора) на педсовете:

- соответствие теме по содержанию и форме;

- аналитический характер информации;

- критичность и самокритичность.

4. Оценка выступлений учителей на педсовете:

- тематика;

- проблематичность;

-самоанализ критика и самокритика;

- предложения;

- элементы дискуссии;

5. Оценка принятых на педсовете решений:

- обусловленность их докладов и выступлений;

- направленность на устранение причин недостатков;

- конкретность действий, действенность;

- возможность проверки использования принятых решений;

- спонтанный характер обсуждения вопросов.

6. Общий вывод:

- удалось ли педсовету объединить усилия пед коллектива на совершенствование собственной деятельности в избранном направлении;

- выполнил ли педсовет свою главную функцию как коллегиальный орган по выработке курса деятельности коллектива.

VI. Регулирующий:

Контроль за выполнением решений педагогического совета.

Вывод: хороший пед.совет имеет предысторию, связан с реальными проблемами и обязательно имеет организационный выход, позволяющий с трудом, с серьёзными усилиями, но добиваться улучшения качества работы педагогического коллектива или хотя бы его западающей части.

Процедура проведения педагогического совета- имеет определённые стандартные элементы не зависящие от содержания и формы проведения.

  1. Заседание педсовета проводит председатель - директор школы.

  2. В назначенное время на основе данных явочного листа председатель ставит вопрос на голосование об открытии заседания педагогического совета.

- на заседании педсовета из ____ членов явилось______ ( если известны причины отсутствия членов совета, они называются). Какие будут предложения?

- Поступило предложение открыть заседание? Против? Воздержался?

Председатель сообщает результаты голосования

  1. Предлагается следующая повестка дня:

1.___________

2.___________

- Какие будут предложения? Утвердить (или дополнить, изменить) Голосуем (процедура голосования та же)

4. Есть предложение утвердить регламент:

докладчик просит _______ минут;

для выступлении в прениях _____ минут;

перерыв через ________ минут.

Общее время заседания в пределах ( указывается 1-2 часа)

Регламент утверждается голосованием.

  1. Прежде чем приступить к реализации основных вопросов повестки дня, кому - то из администрации предлагается слово для информации о выполнении решений предыдущего заседания и принимается решение по информации:

Например, слушали ___________ о выполнении решений педсовета ______ 2013 г. №_____

Решили: принять к сведению или указать на недопустимость несоблюдения сроков выполнения ___________ указать на недисциплинированность, выразившуюся в не выполнении такого - то пункта; обязать закончить (провести) к такому - то числу и т.п.

6-8 Далее работа по регламенту в зависимости от содержания, форм и методов..

. Принятие решения:

Слово для зачтения проекта решения предоставляется __________

(если решение было заранее доведено до всех членов совета, оно может не зачитываться)

Какие будут мнения по проекту решения? Какие будут изменения и предложения?

- Поступило предложение проект решения принять за основу. Голосуем. (Каждое дополнение, уточнение голосуется отдельно).

- Ставлю на голосование, принять проект решения педсовета с дополнениями и изменениями в целом. Кто за проект, прошу поднять руки. Кто против? Кто воздержался?

- Результаты голосования сообщаются. Решение принимается единогласно ( или кто - то против)

Схема решения педсовета. Приложение 3

  1. Решение педсовета состоит из двух частей:

А) констатирующей

Б) постановляющей

А) В констатирующей части дается анализ состояния обсуждаемого вопроса в коллективе и даётся обязательно оценка. Более подробно указываются нерешённые вопросы и недостатки, приводятся факты, цифры, указываются нерешенные вопросы и недостатки, фамилии тех, кто отвечает, от кого зависело решение вопроса.

Б) Содержание постановляющей части решения является программой деятельности коллектива на предстоящий период по обсуждаемой проблеме. Обычно каждому нерешённому вопросу и недостатку соответствует пункт решения. Каждый пункт проекта решения должен чётко указывать содержание предстоящей работы, сроке ее исполнения и ответственных за исполнение.

Докладывать на последующем педсовете о выполнении решения будет тот, на кого возложен контроль.

В решениях заседаний педсоветов могут содержаться следующие действия:

• создание методических сборников по итогам педсовета;

• разработка различных положений, локальных нормативных правовых актов школы;

• подготовка учителями статей для научно-методических журналов и сборников;

• обобщение передового педагогического опыта;

• разработка методических рекомендаций;

• подготовка проектов, повышающих креативность педагогического коллектива;

• подготовка мероприятий, направленные на повышение педагогического мастерства всего коллектива, отдельных групп педагогов.


Например решение пед. совета

тема: «От общеучебных умений и навыков - к универсальным учебным действиям»

Решение:

Констатирующая часть

Стандарты второго поколения обозначили явный отход от ориентации на предметные знания и умения как результаты образования и выход в сферу надпредметных умений, компетентностей в различных областях жизнедеятельности школьника. Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности учащегося.

Фундаментальным ядром содержания общего образования являются

универсальные учебные действия.

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного процесса.

В широком смысле универсальные учебные действия означают умение

учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Подготовка образовательного учреждения к внедрению в практику школы

образовательного стандарта второго поколения: формирование у школьников универсальных учебных действий на базе общеучебных умений и навыков является основной целью работы педагогического коллектива на ближайшее будущее.

Постановляющая часть

Учитывая вышесказанное, Педагогический совет постановляет:

1. На основе предыдущего опыта работы проводить систематическую це-ленаправленную работу по формированию УУД, обеспечивая постепенный переход на стандарты второго поколения.

2. Создать творческую группу учителей по подготовке методических алго-ритмов формирования УУД (ответственный - методический совет; срок: сентябрь 2012 г.).

3. Подготовить и провести методические консультации, семинар и круг-лый стол по формированию УУД (ответственный - зам. директора по НМР; срок: 2012/13 учебный год).

4. Разработать инструментарий мониторинга УУД (ответственные - зам.

директора по НМР, психолог, педагоги; срок: 2012/13учебный год).

5. Организовать взаимопроведение уроков (ответственные - руководите-ли МО и творческих групп; срок: 2012/13 учебный год).

6. Провести с родителями занятие-тренинг педагогического всеобуча «Как

помочь ребенку учиться и воспитать самого себя» (ответственные - зам. директора по ВР, психолог, социальный педагог; срок ноябрь 2012/13учебный год).


В ходе заседания ведётся протокол.

Оформление протокола имеет некоторые стандартные элементы, пример : Приложение 4

Протокол №____

Заседание педагогического совета ________ школы от ___ 2013 г.

Всего членов Совета _____

Присутствовало______

Отсутствовало ______

Начало работы пед. совета_______

Окончание_____

Повестка дня:

1.

2.

(Информация о ходе выполнения предыдущих решений заранее не обозначается, но в протоколе записывается).

  1. Слушали: информацию директора школы _________ о выполнении решения педсовета от _______ № _____

  2. Решили: Информацию о ходе выполнения решения педсовета от ___ 2013 г. принять к сведению (или принимаются конкретные решения по одному или нескольким пунктам в зависимости от хода выполнения решения).

  3. Слушали : доклад ________ (фамилия и должность). Излагается кратко содержание доклада. Полный текст доклада прилагается.

  4. Вопросы докладчику:

1.

2.

3.

Фиксируются вопросы и ответы.

Прения по докладу:

1.

2.

3.

Решили: _______________ Излагается полностью решение пед. совета с указанием результатов голосования)

III. Слушали: ( в том же порядке идёт обсуждение следующего вопроса по повестке дня)

IV. Справки замечания по ведению педсовета.

Председатель пед.совета_________ подпись

Секретарь педсовета ____________ подпись

Однако часто педагоги без особого желания и интереса участвуют в работе педагогических советов, принимая их как необходимое, должное, с неохотой отсиживают положенные часы. Что же не устраивает учителей в педсоветах? Одного не интересуют вопросы, поднимаемые на педсоветах, другого - сама атмосфера и тон разговора (часто «бюрократические»), третьему такого рода заседания кажутся малопродуктивными, ненужными. Неравнодушному руководителю трудно мириться с таким положением, ему хочется не только получить отдачу, результат от периодически собираемого педагогического форума, но и сделать педагогический совет событием школьной жизни. Один из самых простых и в тоже время эффективный способ реализации установки руководителя на повышение отдачи от педагогического форума - вариативность форм проведения педсоветов.

Формы проведения педагогических советов

Существует большое разнообразие форм проведения педагогических советов. Согласно методике подготовки и организационной схеме проведения педагогического совета, наиболее распространено деление педагогических советов на три группы:

  • классические (традиционные) - строятся на основе докладов с соблюдением стандартной организационной схемы обсуждения вопросов;

  • интенсифицированные - на основе работы проблемных групп с частичным соблюдением стандартной организационной схемы обсуждения вопросов;

  • нетрадиционные - на основе нестандартной организационной схемы обсуждения вопросов.

На слайде В таблице отражены формы проведения педагогических советов, свойственные каждой группе.

Формы проведения педагогических советов

Классические

Интенсифицированные

Нетрадиционные

На основе:

доклада руководителя ОУ с обсуждениями;

доклада руководителя ОУ с содокладами заместителей руководителя ОУ;

доклада руководителя ОУ с содокладом приглашенного специалиста

Педсовет - деловая игра.

Педсовет - семинар-практикум.

Педсовет - аукцион педагогических идей.

Педсовет-диспут, дискуссия (дебаты).

Педсовет - презентация педагогических инноваций

Педсовет - методический день.

Педсовет - творческий отчет.

Педсовет в форме КТД.

Педсовет-конкурс.

Педсовет-фестиваль.

Педсовет-конференция.

Педсовет - мастер-класс

Традиционные педагогические советы отличаются преимуще­ственным применением словесных (вербальных) методов, тради­ционным характером содержания, авторитарным стилем общения администрации с учителями. По форме и организации деятельности участников этих педагогических советов выделяются прежде следующие технологии: традиционный педагогический совет (классиче­ский) на основе доклада с обсуждением (выступлениями); доклад с содокладами или с приглашением докладчика-специалиста

Недостатки традиционного пед. совета отражены на слайде.

Основными недостатками традиционного педсовета, являются:

­авторитарный стиль ведения педсовета, превращение педсовета в нструктаж;

­поверхностное обсуждение поставленных проблем;

­абстрактность докладов;

­низкая результативность.

Чтобы разбудить творческую мысль учителей, вызвать у них потребность в деловой дискуссии и оказать влияние на положение дел в школе, нужно использовать нестандартные, современные нетрадиционные интенсифицированные формы проведения.

Интенсифицированные педагогические советы проводятся в два этапа. На первом этапе применяются традиционные методы проведения педагогического совета, соблюдается классическая процедура, включающая аналитический доклад, академическую или публичную лекцию. На втором этапе происходит интенсификация через вовлечение всех членов педагогического коллектива в обсуждение вопросов педагогического совета.

Основные интенсифицированные формы проведения педагогических советов представлены в таблице на слайде.

В практической части мы вам предлагаем поучаствовать в пед. совете ярмарке педагогических идей «Новые формы воспитательного взаимодействия с учащимися»

На первом этапе педсовета-ярмарки (аукциона) на рассмотрение выносятся различные педагогические идеи (технологии, техники, методы, формы, средства) по определенной педагогической проблеме. Каждый из последователей или авторов идеи делает ей рекламу, готовит специальное сообщение. На втором этапе учителя "покупают" те идеи, которые, на их взгляд, заслуживают внимания. Организационный комитет (жюри) подводит итоги, представляет педагогическую идею, заработавшую большее количество "денег" (баллов, очков). Далее формулируется решение педагогического совета. Педсовет-аукцион поощряет инициативу педагогов, их самостоятельность и творчество, попытки создать технологию решения педагогической проблемы.

Нетрадиционные педагогические советы могут рассматриваться как особая технология работы с коллективом, которая имеет три уровня целей:

  • образовательная цель

  • коллективообразующая цель

  • организационно-деятельностная

Краткое описание эффективных форм проведения пед. советов представлены в приложении 5

  • Педагогический совет - «круглый стол» (Коллективное размышление над заданной проблемой, требующее постановки актуальных вопросов для обсуждения, подбора соответствующей литературы, предварительного обсуждения отдельных вопросов группами учите­лей, соответствующую деловую обстановку и ведущего, умеющего ориентироваться в вопросах и направлять разговор в нужное русло.);

  • Педагогический совет - деловая игра (Обучающая форма, в ходе ко­торой участники наделяются определенными ролями, учатся анализировать и решать сложные педагогические проблемы. Специфической особенностью игры является возможность создать эмоциональный настрой, кото­рый повышает интерес учителей к обсуждаемой проблеме, акти­визирует творческую деятельность, делает игру действенной и эко­номичной формой управления учебно-воспитательным процессом.) ;

  • Педагогический совет - защита инноваций (Каждой творческой группе учителей дается задание: предварительно подготовиться и на совете в лаконичной форме изложить идеи и осо­бенности конкретной педагогической инновации по четко установленным критериям. В ходе подготовки группа выбирает из своего состава исполнителей сле­дующих ролей: автор-новатор, оптимисты, пессимисты, реалисты.)

В результате делового обсуждения инновации по ролям педа­гогический совет коллективно приходит к тому или другому решению о целесооб­разности ее применения.

  • Педагогический совет в форме КТД (Это такая организация деятельности, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, осуществ­лении и анализе деятельности, имеющей характер коллективного творчества и заботы об общественном благе. Педагогический совет в форме КТД предполагает активное сотрудничество всех педагогов для достижения определенной цели. КТД используется для активизации поиска и выявления новых оригинальных решений теоретических и практических проблем. Достоинствами такой формы являются: сознание целей как единых, требующих объединения уси­лий всех членов коллектива; разделение труда; в процессе деятельности между членами коллектива возникают отношения взаимозависимости; частичное осуществление контроля членами коллектива; деловое общение коллег, которое является важной предпо­сылкой интереса к теме.

В условиях современной школы, работающей в режиме разви­тия, педагогический совет в форме КТД может применяться (давать эффект) при следующих условиях: для обсуждения берется кардинальная, общественно значи­мая воспитательная или образовательная проблема; у педагогов имеется достаточный уровень мотивации на ре­шение этой проблемы; коллектив имеет опыт организации КТД в работе с детьми.

  • На педагогическом совете - творческом отчете отдельного учителя или методического объединения обобщается пере­довой педагогический опыт, который становится достоянием всех. Такой педагогический совет - один из важнейших способов повышения методического уровня учителей. Учитель, выступающий с творческим отчетом, - это человек, пользующийся уважением в коллективе, систематически добиваю­щийся высоких результатов, но­ситель передового педагогического опыта, способствующего формированию и развитию профессионального мастер­ства, увеличению числа учащихся с ярко выраженной потребностью в самообразова­нии, глубокими интересами, творческим отношением к труду..

  • Педагогический совет-презентация проводится для офици­ального представления новых программ, учебников, учебных каби­нетов, нового опыта по определенной проблеме. Цель презентации - привлечь внимание к чему-либо, ознакомить с новым начинанием, дать ему общественную оценку.

  • Педагогический совет-конкурс ставит целью подвести итоги конкурсов мастерства в педагогическом коллективе, выделить луч­ших. Заранее разрабатываются положения, условия проведения кон­курса, продумывается подведение итогов.

  • Педагогический совет-аукцион рассматривает множество представленных идей (методик, методических приемов) по опреде­ленной проблеме. Педагогический совет-аукцион может быть проведен и в форме «защиты проекта», поощряет рост инициативы учителей, их самостоятельность и твор­чество. Желательно посадить участников «треугольником», чтобы они видели друг друга и легко общались между собой. Такое расположение позволяет собрать больше участников, чем «круглый стол», и в то же время в какой-то мере выделить положение руководителя (жюри).

  • Педагогический совет-фестиваль проходит как широкий об­щественный смотр достижений, празднество, сопровождающееся показом, смотром форм, методов, приемов, средств обучения в раз­нообразии художественного оформления.

  • Проблемно-деловая (рефлексивно-ролевая) игра - результативная форма для подведения итогов работы коллектива по какой-либо про­блеме или за определенный период времени. Основное место в таком педагогическом совете занимает групповая работа. Участники раз­личных ролевых микрогрупп определяют негативные (позитивные) моменты в работе, вырабатывают цели и задачи на новый период, разрабатывают программы действий, которые лягут в основу решения педагогического совета.

  • Педагогический совет - диспут (дискуссия) - это форма сотрудничества, которая выявляет различные точки зрения по какой-то определенной проблеме для выявления ис­тцы. Педагогический совет-дискуссия предполагает, что каждый учитель (или большинство) коллектива выскажет свое мнение по ка­кому-то вопросу, ознакомится с мнением коллег. Раз­новидностями дискуссии являются формы «круглого стола», «фило­софского стола» и др.

  • Педагогический совет - конференция - это форма предъявления обще­ственности каких-либо результатов, итогов, опыта. На конференциях в устном или письменном виде авторы делают заявки на первенство, рекламу, обмениваются информацией. Обычно конференции являются открытыми публич­ными мероприятиями, предполагают обсуждение сообщений. Педагогический совет-конференция предполагает глубокое и всестороннее раскрытие темы при активном участии педагогов школы. Творческий обмен опытом - суть педагогического совета-конференции.

Подготовка итогового педагогического совета в форме кон­ференции ведется с начала учебного года: на нее нацеливаются планы всех управленческих подразделений школы, ведется диагностика учебно-воспитательного процесса, в течение года отбираются лучшие методические работы учителей. За месяц-два до педагоги­ческого совета составляется программа и начинается подготовка докладчиков.

Проводится педагогический совет-конференция в виде серии коротких докладов, содержащих итоги работы педагогов и руководителей. Тематика педагогических советов-конференций мо­жет быть посвящена как итогам работы учреждения в целом, так и отдельной общепедагогической проблеме, носить научно-практи­ческий характер.

Педагогический совет - методический день

Педагогический совет-методический день содержит в себе элементы как семинара, так и практикума. Разработка педагогического совета в форме методического дня начинается за 2-3 недели на заседании методического совета. Анализируется работа школы, выделяется проблема, разрабатывается содержание, составляется план подготовки, оформляется выставка.

Данная форма работы требует частичной перестройки расписания уроков. Рабочий день открывает первое пленарное утреннее заседание педагогического совета (краткий обзор проблем; инструктаж по дальнейшей организации педа­гогического совета). Члены ученического самоуправления в это время проводят классные (информационные) часы.

В течение второго урока проводятся открытые уроки и мероприятия (практическая часть). Расписание посещений уроков может быть составлено по различным схемам: линейной, кру­говой, секционной и т. д. По окончании урока организуется 20-30-минутный перерыв, в течение которого проводится краткое первичное обсуждение увиденного. Делаются обобщения, вы­деляется положительный опыт, даются рекомендации.

Далее члены инициативной группы анализируют и обобщают результаты деятельности, готовятся к послеобеденному заседанию, оформляют бюллетени.

Второе пленарное заседание начинается с самоанализа уроков учителями с позиций темы педаго­гического совета. Затем группа дает оценку того, как данная пробле­ма реализована на практике. По итогам выступлений всех групп вы­рабатываются рекомендации, принимается решение.

Таким образом, в ходе педагогического совета реализуется главная цель - глубокое, всестороннее рассмотрение определенной проблемы обучения и воспитания как в теории, так и на практике.

Слайд 20 Говоря о нетрадиционных формах пед.совета хочется отметить ещё одну.

В сети «Интернет» существуют виртуальные педагогические советы.

Например: Слайд.

калининградцев -

pedsovet.alledu.ru/-- Московский педсовет

subscribe.ru/catalog/job.education.alledu -Всероссийский педсовет

it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5686&lib_no=5692&tmpl=lib- Сеть творческих учителей, где представлен ряд педсоветов с презентациями

Новости, конкурсы, форумы, блоги, консультации, доклады, сообщества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Модернизация основных звеньев образовательного учрежде­ния возможна лишь через научно обоснованное совершенствование педагогического управления, прогнозирующего успех педагогиче­ского процесса.

Сегодня школа во всем изменяется, обновляется и перестраива­ется. И педагогический совет, как орган коллективного коллегиально­го управления, призван менять старые педагогические пред­ставления и ориентиры. Именно это является сущно­стью и основой того, что именуется новыми походами подготовки и проведения педагогических советов. Освоение новых подходов пред­полагает преемственность и дальнейшее развитие всего позитивного, передового, что содержали в себе традиционные подходы. Вариативность эффективных форм, прие­мов и методов при планировании, организации и проведении педагогических советов беско­нечны настолько, насколько бесконечны сочетания обстоятельств, условий, характеров, опыта, позиций и умений их организаторов и участников.

Педсовет-ярмарка

педагогических идей

«Новые формы воспитательного

взаимодействия с учащимися»

Слайд 21

ЛИТЕРАТУРА

1. Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - М.: Университетское, 1990.

2. Биркенбиль М. Молитвенник для шефа. - М.:СПб «Интерэкспорт», Экономика, 1993.

3. Макаренко А. С. Соч. - М., 1958. - Т. V. - С. 292.

4. Советова Е. В. Педсовет: практическое руководство для директора школы. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2007.


15

© 2010-2022