Доклад «Активизация деятельности обучающихся на уроке»

"Описание материала: "В данном докладе отражены вопросы, над которыми давно работают психологи, педагоги: активизация деятельности школьника на уроках, развитие мотивации в обучении. Раскрыты теоретические вопросы по данной теме. Представлены результаты микроисследования владения преподавателями школы методами мотивации и стимулирования деятельности обучающихся, а также определён уровень мотивации школьников средних классов по определённой методике. Сделаны вывода по данной теме и рекомендаци...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Дровнинская средняя общеобразовательная школа




АКТИВИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКЕ.



Учитель математики:

Балабанова Ирина Георгиевна





30 октября 2013


Мотив учебной деятельности можно определить как направленность учащегося на приобретение знаний, умений и навыков, продиктованных его интересами, внутренними потребностями, а также внешней средой.

Всем известно, что без сформированной мотивации учения сложно добиться педагогам заметных результатов в обучении. В последнее время психологи стали определять мотивацию как склонность, предрасположенность к действию; перейдет ли склонность к самому действию в свою очередь зависит от многих факторов, в том числе - эмоций, намерений человека, внешних влияний, которые могут запустить целенаправленное поведение, либо воспрепятствовать ему.

На практике бывает недостаточная мотивация. Почему:

1) до конца не известны все мотивы, в силу которых дети разного возраста с различными индивидуальными особенностями включаются в учение.

2) Не всегда догадываемся, что для ребёнка действительно значимо и может по настоящему мотивировать их в учение.

3) Среди самих детей существуют большие индивидуальные различия, в силу которых то, что значимо для одного ребёнка, может не представлять интереса для другого.

4) Мотивация является ситуационно изменчивой. То, что в одних ситуациях подходит мотивация, а в других нет.

Строгой классификации мотивов не существует. Различные варианты классификации:

- познавательные и социальные

Ориентация на приобретение дополнительных знаний, на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний; на овладение новыми знаниями, фактами, явлениями - это познавательные мотивы. Социальные - стремление занять определенную позицию в отношении окружающих (например, заслужить их одобрение); ориентация на взаимоотношения и способы взаимодействия с другими людьми.

- внутренние и внешние

Если учащиеся решают задачу, то внешними мотивами этой деятельности могут быть желание получить хорошую отметку, показать умение решать задачи, добиться похвалы мастера, преподавателя и т.д. Внутренними - интерес к процессу решения, поиску наиболее рационального способа, к результату и т.д. Без контроля и напоминания взрослого мотив является лишь внешним для учащегося.

Существует такая древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Её можно применить к образованию. Да, можно усадить учащихся за столы - парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности. В случае дефицита мотивации имеющие задатки не превращаются в способности, а интеллектуальное и личностное развитие идёт гораздо медленнее, чем могло бы при более благоприятных условиях.

Как же пробудить у обучающихся желание учиться? Как мотивировать познавательную активность? Как сделать так, чтобы в стенах школы не слышалась фраза: «Они не хотят учиться!»? Оказывается над этой проблемой настойчиво давно работают преподаватели, методисты, психологи. Правда, пока особых успехов нет. Поэтому и придумывают педагоги различные на уроках игры, слайды и т.д. Но все это - внешняя мотивация. Она, конечно, тоже важна. Но успешность учебной деятельности и в конечном итоге качество образования зависят от мотивации внутренней.

- стремление обучающихся к достижению успеха и избеганию неудачи.

Мотивированные на достижение успеха ребята ставят перед собой позитивные цели, активно ищут средства, испытывая при этом положительные эмоции, мобилизуя ресурсы.

Мотивированные на избегание неудачи не уверены в себе, боятся критики, с работой, где возможна неудача, у них связаны только отрицательные эмоции. Такая мотивация связана с низкой самооценкой, неверием в свои силы, в возможность успеха.



Варианты поведения учащихся в ситуациях стремления к успеху и избегания неудач

Характеристики деятельности

Учащиеся с мотивом стремления к успеху

Учащиеся с мотивом избегания неудач

Ситуация достижения

Активно ищут ситуации соревнования, риска с личной ответственностью за исход.

Избегают рискованных ситуаций, а, попадая в них, «плывут по течению».

Цель

Выбирают цели несколько выше средней степени трудности, успех в которых позволяет подтвердить самооценку.

Ставят либо очень легкие, либо очень трудные цели, так, чтобы успех или неуспех не влиял на самооценку.

Действия

Настойчивы и упорны в достижении цели, действуют самостоятельно.

Склонны к поиску помощи и поддержки, к отвлечению от деятельности (фантазированию).

Результат

Эффективны, в случае неудачи сохраняют или снижают уровень сложности, в случае удачи- повышают.

Эффективны в случае легких целей. При неудаче отказываются от реалистичной стратегии.

Оценка окружающих

Стремятся к получению обратной связи и реагируют на нее.

Не стремятся получать информацию или игнорируют ее.

Самооценка и атрибуция причин

Самооценка реалистичная и устойчивая. Успех рассматривают как результат усилий, неудачу как следствие стечения обстоятельств.

Чаще завышенная, заниженная, неустойчивая самооценка, успех рассматривается как случайность, а неудача - как проявление плохих способностей.

Планирование временной перспективы

Умеренное реалистичное планирование, при высоком уровне достижений включается ориентация на отдаленное будущее.

Глобальное либо очень узкое планирование, уклонение от реалистичного планирования.

Есть и другие группы классификации мотивов.

В любом случае можно указать общие правила активизации деятельности обучающихся:

  1. Чем больше новый материал увязан с усвоенными ранее знаниями, приобретенным ранее опытом, тем он интереснее для учащихся, тем больше их мотивация.

  2. Слишком легкие, слишком трудные задания не вызывают интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.

  3. Чем чаще проверяется и оценивается работа учащихся, тем большее желание он испытывает к процессу работы. Здесь важна также и самооценка, взаимооценка как социальный мотив, сравнение изделий с образцами, словесное оценивание мастером, похвала и т.д. Через создание ситуаций успеха повышается статус учащегося в группе.

  4. Яркость учебного материала, эмоциональная реакция и заинтересованность самого мастера с огромной силой воздействует на подростка.

  5. Включенность учащихся в совместную учебную деятельность в коллективе учебной группы (через парные, групповые, бригадные формы работы);

  6. Производительный и учебный труд интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация, использование однообразных методов и приемов при проведении вводных инструктажей, однообразные способы действий быстро вызывают скуку. Необходима смена видов деятельности и применение разнообразных приемов и методов мотивации, а также форм работы: от индивидуальной и парной, до бригадной и фронтальной.

  7. Построение изучения материала на основе жизненных ситуаций, опыте самих педагогов и учащихся;

  8. Развитие самостоятельности и самоконтроля учащихся в учебной деятельности, планирования, постановки целей и реализации их в деятельности, поиске нестандартных способов решения учебных задач.

  9. Построение отношения «педагог - учащийся» не по типу вторжения, а на основе совета, создания ситуаций успеха, использования различных методов стимулирования (от похвалы, дачи дополнительных заданий на оценку, до жетонной системы, «солнышек» и т.д.);

И ещё один важный совет. В общении с учащимися исключите из лексикона фразы - убийцы:

*Так дело не пойдет! *Об этом нам не нужно говорить вообще!

«Словесные поощрения ученика»


  1. Ты на верном пути.

  2. Ты делаешь это сегодня значительно лучше!

  3. Замечательно!

  4. Продолжай работать так же, ты добьешься большего.

  5. Так держать!

  6. Это успешное начало!

  7. Отлично!

  8. Фантастика!

  9. Поздравляю!

  10. Ты прав.

  11. Превосходно!

  12. Умничка!

  13. Молодчина!

  14. Большое тебе спасибо!

  15. Твои успехи всё заметнее1

  16. Это твоя победа!

  17. Красивая мысль!

  18. Это интересно!

  19. Я верю в тебя.

  20. Спасибо!

Начало урока. Оно должно ориентировать учащихся на готовность включиться в учебную деятельность. Для этого необходимо актуализировать предыдущие достижения, вызвать мотивы относительной неудовлетворенности и мотивы ориентации на предстоящую деятельность.

Основная часть урока должна быть направлена на подкрепление и усиление мотивации. Этого можно достичь чередованием различных видов учебной деятельности (легких и трудных, репродуктивных и поисковых, индивидуальных и фронтальных), использование активного поиска самими учащимися, включение учащихся в процесс оценки и самооценки.

На завершающей стадии необходимо обеспечить выход с положительным опытом, с положительной установкой на учение. Это достигается за счет развернутой дифференцированной оценки педагогом деятельности учащегося. Необходимо показать успехи, достижения и отметить слабые места.

Приемы для стимулирования и мотивации познавательной деятельности обучающихся.

Создание комфортной среды

Положительные переживания, связанные с учением

Непосредственно познавательные мотивы

1.Доброжелательные отношения между учащимися.

2.Общая атмосфера в классе, группе (установка на получение знаний).

3.Отношения сотрудничества «Учитель- ученик».

4.Создание положительной эмоциональной сферы на уроке:

-культура общения;

-доброжелательный тон;

-искренность эмоций;

-умение чувствовать и помогать учащимся;

-чувство юмора;

-невербальные средства (взгляд, улыбка, поза, жесты, прикосновения);

-голосовые средства;

-интонация, умение чувствовать и держать паузу.

1.Поощрение, зависящее от уровня реальных достижений учащихся.

2.Ситуация успеха.

3.Включение в групповую деятельность.

4.Радость от преодоления трудностей.

5.Разъяснение учащимся общественной и личной значимости.

6.Предъявление требований.

7.Приучение к выполнению требований.

8.Оперативный контроль за выполнением требований.

9.Удивление.

10.Привлечение учащихся к оценочной деятельности, формирование адекватной самооценки, осознание учащимися своих возможностей в достижении успеха.

11.Объективная оценка результатов учебного труда учащихся.

12.Использование разнообразных безоценочных форм поощрения.

1.Связь изучаемого с жизнью, достижениями науки и техники.

2.Обращение к личному опыту, анализ жизненных ситуаций.

3.Показ недостаточности имеющихся знаний.

4.Разъяснение значимости З и У в настоящем и будущем.

5.Создание проблемных ситуаций.

6.Использование разноуровневых заданий (создание ситуации выбора).

7.Организация познавательных игр.

8.Вовлечение в дискуссию.

9.Привлечение занимательных примеров, опытов и парадоксов.

10.Планирование целей и задач обучения самим обучаемым.

11.Чередование форм и методов обучения.

12.Тестирование знаний и умений.

13.Использование интерактивных компьютерных средств.

Формирование учебной мотивации замедляют:

  1. эмоциональная бедность учебного материала;

  2. излишняя повторяемость одних и тех же приемов одного порядка;

  3. однообразные задания;

  4. отсутствие оценки;

  5. недоброжелательные отношения преподавателя к учащимся (сарказм, насмешка, упрек, угроза, нотация);

  6. приемы принуждения (наказание, необоснованное требование, придирчивость).

Задача преподавателя состоит в том, чтобы наиболее рационально выбрать методы мотивации и найти удачное сочетание их с методами организации учебных действий по усвоению нового содержания обучения.

Результаты микроисследования владения преподавателями нашей школы основными методами мотивации и стимулирования деятельности обучающихся на уроках приведены ниже.

.

Методы мотивации

Эмоциональные методы мотивации:

1.Поощрение.

2.Порицание.

3.Учебно- познавательная игра.

4.Создание ярких наглядных образных представлений.

5.Создание ситуации успеха.

6.Стимулирующее оценивание.

7.Свободный выбор задания.

8.Удовлетворение желания быть значимой личностью.

Познавательные методы мотивации:

1.Опора на жизненный опыт.

2.Познавательный интерес.

3.Создание проблемной ситуации.

4.Побуждение к поиску альтернативных решений.

5.Выполнение творческих заданий.

6. «Мозговая атака».

7.Развивающая кооперация.

Волевые методы мотивации:

1.Предъявление учебных требований.

2.Информирование об обязательных результатах обучения.

3.Формирование ответственного отношения к учению.

4.Познавательные затруднения.

5.Самооценка деятельности и коррекция.

6.Рефлексия поведения.

7.Прогнозирование будущей деятельности.

Социальные методы мотивации:

1.Развитие желания быть полезным Отечеству.

2.Побуждение подражать сильной личности.

3.Создание ситуации взаимопомощи.

4.Поиск контактов и сотрудничества.

5.Заинтересованность в результатах коллективной работы.

6.Взаимопроверка.

7.Рецензирование.

85% и выше - оптимальный уровень; 65-84% - достаточный уровень; 40-64% - низкий уровень.

Доклад «Активизация деятельности обучающихся на уроке»


Оптимальный уровень: поощрение, создание ситуации успеха




Доклад «Активизация деятельности обучающихся на уроке»

Оптимальный уровень: выполнение творческих заданий.

Доклад «Активизация деятельности обучающихся на уроке»


Оптимальный уровень: предъявление учебных требований, информирование об обязательных результатах обучения, формирование ответственного отношения к учёбе, рефлексия поведения.



Доклад «Активизация деятельности обучающихся на уроке»


Оптимальный уровень: создание ситуации взаимопомощи, взаимопроверка


Соотношение различных групп методов мотивации и стимулирования учебной деятельности (средний балл)

Доклад «Активизация деятельности обучающихся на уроке»


Результаты микроисследования уровня мотивации обучающихся.



Для обучающихся 5-11 классов (кроме 9 класса) предлагалась анкета из 18 вопросов с набором ответов. Для ответа нужно было выбрать два, по их мнению, самых правильных. Опрошено 54 ученика.


Предложения 1, 2, 3, входящие в содержательный блок I диагностической методики, отражают такой показатель мотивации, как личностный смысл учения. Это проявляется в активности самого ученика, в его инициативности, в его зрелости и развернутости всех компонентов учебной деятельности, когда школьник с удовольствием работает над освоением разных учебных предметов, активно ищет дополнительные знания за пределами школьных программ, обнаруживает широкую любознательность при отсутствии глубины познания.

Доклад «Активизация деятельности обучающихся на уроке»

Предложения 4, 5, 6 входят в блок II и характеризуют другой показатель мотивации - способность к целеполаганию. Наличие способности ставить пред собой цели является показателем зрелости мотивационной составляющей у школьника. Эта способность в будущем ляжет в основу целеполагания в профессиональной деятельности.

Доклад «Активизация деятельности обучающихся на уроке»

Блок III анкеты (предложения 7, 8, 9) указывает на иные мотивы (познавательные, социальные).

Данные по 8 классу (начало учебного года 2013-2014)

Познавательные мотивы - 30 из 54 (6 вариантов ответов* количество участников анкетирования)

Социальные мотивы - 1 из 54

Игровые мотивы - 16 из 54

Волевые мотивы - 3 из 54

Эти данные позволяют сделать вывод о преобладании познавательных мотивов, что говорит об успехе общеобразовательного учреждения. Но социальные мотивы практически отсутствуют.

- мотив получить профессию, интересную работу, найти свое место в обществе;

-мотив самоутверждения (хочу стать лидером, влиять на других);

-стремление личности через учение утвердить свой социальный статус;

-мотив престижа (стать лучшим);

-мотив избегания (боязнь огорчить родителей, преподавателей, мастеров);

-мотив благополучия (стремление получить только одобрение);

-мотив получения достойного вознаграждения за свой труд в будущем.

Учитывая первые три блока, можно вывести общий уровень мотивации.

Доклад «Активизация деятельности обучающихся на уроке»

Содержательный блок IV анкеты (предложения 10, 11, 12) позволяет выявить преобладание у школьника внутренней или внешней мотивации обучения.

Доклад «Активизация деятельности обучающихся на уроке»

Предложения 13, 14, 15 входят в V блок методики и характеризуют следующий показатель мотивации - стремление подростка к достижению успеха в учебе или недопущение неудачи.

Доклад «Активизация деятельности обучающихся на уроке»

Реализацию названных мотивов поведения учащихся позволяют определить вопросы содержательного блока VI анкеты (предложения 16, 17, 18).

Доклад «Активизация деятельности обучающихся на уроке»

Оценка эффективности образовательного процесса на данном этапе тестирования

Подводя итоги мониторинга, можно сказать, что 63 % обучающихся средней школы имеют высокий уровень внутренней и 50% общего уровня мотивации, 30% очень высокого и 50% высокого уровня целеполагания, что говорит о неплохом качестве работы учителей-предметников по повышению мотивации учеников. Именно мотивационная составляющая определяет способность школьника ставить и успешно решать учебные задачи. Низкий уровень по всем показателям практически отсутствует. Правда, остальные параметры снижены, а значит, проблемы есть.

Деятельность образовательного учреждения с точки зрения оказания влияния на развитие мотивации учения школьников может быть признана успешной и эффективной в том случае, если от этапа к этапу происходит значительное увеличение процентных показателей количества учащихся с высоким и очень высоким уровнем учебной мотивации и значительное уменьшение количества учащихся с низким уровнем учебной мотивации (за счет перехода с низкого уровня на средний и высокий). То есть необходимо изучение динамики развития мотивации в обучении.


Сводная таблица результатов диагностики


Итоговые уровни мотивации

Основные этапы диагностики

Перед поступлением в школу

По окончании 1 -го класса

При переходе из начальных классов школы в средние

По окончании 7-го класса

По окончании 9-го класса

По окончании 11 -го класса

Очень высокий


Высокий


Нормальный


Сниженный


Низкий



Задание .Как я могу мотивировать обучаемого?

(Среди ответов несколько неправильных. Найдите их.)

1.Опирайтесь на любопытство.

2.Используйте эффект загадки.

3.Создавайте ситуации поиска.

4.Потребуйте от учащихся внимания и сосредоточенности.

5.Подталкивайте к поиску объяснений.

6.Развивайте концепцию способностей.

7.Делайте замечания невнимательным.

8. Обеспечивайте обратную связь.

9.Хвалите.

10. Используйте «эффект вызова».

Список литературы по теме.

  1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы.- СПб, 2000.

  2. Лопатин А.Р. Как сформировать мотивацию достижения успеха у школьников в образовательном процессе? // ж. «Завуч», 2004, № 6.

  3. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. Книга для учителя. -М., 1990.

4. Кировский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования центр профессионального образования. Формирование учебной и социальной мотивации обучающихся, Рабочая тетрадь для педагогов, Киров, 2010

© 2010-2022