Программа духовно-нравственного воспитания

"Описание материала: Данная программа долгосрочная, рассчитана на 11 лет, то есть, на весь период обучения ребенка в школе. Она представляет интерес для заместителей директоров по воспитательной работе и определяет пути развития духовно-нравственного развития ребенка в школе. Её предназначение - помочь педагогам в воспитании высоконравственных граждан общества, которые смогут взять на себя ответственность за будущее России, найти своё место в обществе. Программа предполагает воспитание не только...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа духовно-нравственного воспитанияПрограмма духовно-нравственного воспитанияПрограмма духовно-нравственного воспитанияПрограмма духовно-нравственного воспитанияПрограмма духовно-нравственного воспитанияПрограмма духовно-нравственного воспитанияПрограмма духовно-нравственного воспитанияПрограмма духовно-нравственного воспитанияМуниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3»

















Программа духовно-нравственного воспитания

«Стань гражданином России»


















Железногорск

2013

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Название программы духовно-нравственного воспитания школьников: «Стань гражданином России»

Автор программы - заместитель директора по воспитательной работе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» Биленко Людмила Сергеевна

Заказчик программы: администрация и родители МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»

Исполнители: педагоги, обучающиеся МОУ «СОШ №3»

Срок реализации программы: 2011-2021гг.

Краткое изложение идей программы:

Данная программа предполагает формирование у обучающихся таких ценностей как: гражданственность; патриотизм; уважение к правам и свободам человека; эстетическое отношение к окружающему миру; умение видеть и понимать прекрасное вокруг себя; потребность и умение выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для обучающегося видах творческой деятельности; организационную культуру, представление о нравственности и опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми в нашем обществе нравственными нормами, приобщение к системе культурных ценностей своего народа, своей страны; готовность к осознанному выбору будущей профессии, которая будет востребована на рынке труда в первую очередь в России.

Цель Программы:

  • социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого потенциала гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, хорошо знающего и ценящего духовные и культурно-исторические традиции многонационального народа Российской Федерации.

Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности.

Задачи Программы:

  • развивать и воспитывать функционально грамотную личность, человека нравственного, культурного, деятельного созидателя, усвоившего общечеловеческие и национальные ценности;

  • воспитывать граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, уважения к национальным и культурным традициям Российской Федерации, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу;

  • консолидировать и координировать деятельность школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании школьников.

Предполагаемые результаты:

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням:

  • Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Этот уровень достигается в результате взаимодействия детей с учителем как значимым носителем социального опыта.

  • Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Второй уровень достигается в ходе взаимодействия школьников между собой на уровне класса, школы.

  • Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей.

В процессе реализации школьной программы по духовно-нравственному воспитанию обучающихся «Стань гражданином России» у выпускников к моменту окончания школы должны быть сформированы следующие качества личности:

  • активная гражданская позиция;

  • способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи, города, Родины;

  • чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству;

  • духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;

  • способность к саморазвитию.



Пояснительная записка

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучаю-щихся МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3», (далее - Программа) определяет содержание, основные пути развития духовно-нравственного воспитания в школе и направлена на воспитание духовно-нравственных качеств личности, патриотизма и формирование гражданственности.

Программа создана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта и Концепции духовно-нравственного воспитания и развития школьников, в которой указывается на отсутствие нравственных ориентиров и согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, на недостаток сознательно прини-маемых большинством граждан принципов и правил жизни, недостаточное уважение к родному языку, самобытной культуре своего народа.

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и духовно-нравственного воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Современный гражданин России получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время у него возросла ответственность не только за свою судьбу, но и за судьбу других людей. В этих условиях духовность, нравственность, патриотизм становятся важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический потенциал. В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.

Воспитание в школе - это не специальные мероприятия. Как подчёркивается в Примерной программе воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование), «подход, при котором воспитание сведено к проведению мероприятий и фактически отделено от содержания деятельности ребёнка в школе, в семье, в группе сверстников, в обществе, от его социального и информационного окружения, усиливает объективно существующую в современной культуре тенденцию к изоляции детской субкультуры от мира не только взрослых, но и от старшего поколения детей и молодёжи. Это приводит к ещё большему нарушению механизмов трансляции культурного и социального опыта, разрыву связей между поколениями, снижению жизненного потенциала личности, росту неуверенности в собственных силах, падению доверия к другим людям, обществу, государству, миру, самой жизни».

Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, оно должно охватывать и пронизывать собой все виды деятельности: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, поисковую, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность.

Современный информационный мир противоречив и нередко агрессивен. Зачастую исходящее из разных источников воздействие (СМИ, реклама и пр.) противоположно целям и задачам духовно-нравственного воспитания обучающихся. Поэтому мы должны сделать то, что в наших силах, внести свой вклад в дело духовно-нравственного воспитания. За 40 минут урока, несколько часов внеурочной деятельности, выход вместе с детьми за пределы школы - в каждой этой ситуации мы можем повлиять на развитие духовного мира наших детей своими словами и делами. Мы можем повлиять на часть того мира, в котором живет школьник - работая с родителями, устанавливая контакты с культурными и общественными организациями. Все это вместе и есть содержание нашей воспитательной работы.

Роль педагога в развитии духовно-нравственных качеств ученика велика: поступки, речевое поведение учителя являются для школьника ярким примером, образцом для подражания.

На подготовительном этапе разработки данной программы было проведено анкетирование обучающихся 5-6 классов школы по вопросам их гражданского отношения к своей Отчизне.

78,5 % учащихся, как показал опрос, понимают, что такое Отчизна, чувствуют себя гражданами своей страны.

19,5 % осознают свою принадлежность к Отчизне.

2 % учащихся не могут четко определить понятие «Гражданство. Патриотизм. Духовность»

Программа духовно-нравственного воспитания должна внести существенный вклад в решение ряда воспитательных и социальных проблем.

Её предназначение - помочь педагогу в реализации воспитательного процесса, т.е. действий, направленных на развитие личности ученика, его внутреннего мира.

Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.


Цель и задачи Программы

Цель Программы:

  • социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого потенциала гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, хорошо знающего и ценящего духовные и культурно-исторические традиции многонационального народа Российской Федерации.

Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности.

Задачи Программы:

  • развивать и воспитывать функционально грамотную личность, человека нравственного, культурного, деятельного созидателя, усвоившего общечеловеческие и национальные ценности;

  • воспитывать граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, уважения к национальным и культурным традициям Российской Федерации, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу;

  • консолидировать и координировать деятельность школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании школьников.

Содержание Программы духовно-нравственного воспитания

Данная программа предполагает формирование у обучающихся таких ценностей как: гражданственность; патриотизм; уважение к правам и свободам человека; эстетическое отношение к окружающему миру; умение видеть и понимать прекрасное вокруг себя; потребность и умение выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для обучающегося видах творческой деятельности; организационную культуру, представление о нравственности и опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми в нашем обществе нравственными нормами, приобщение к системе культурных ценностей своего народа, своей страны; готовность к осознанному выбору будущей профессии, которая будет востребована на рынке труда в первую очередь в России.







Блок начальной школы

Безусловно, все духовно-нравственные ценности постепенно входят в духовный мир человека на протяжении всей его жизни. Таким образом, решение этих воспитательных задач начинается до начальной школы, с «нежного возраста», и продолжается после. Однако до школы жизненный опыт ребёнка, как правило, соотносится с его представлением о мире «сказочном». Иными словами, дошкольник может отличить добро от зла в простых житейских ситуациях, но уверен, что все люди, как в сказках, делятся на плохих и хороших, что на любые вопросы есть «правильные» ответы.

Понятно, что это не так. Осознание этого и составляет «воспитательное новообразование» начальной школы. С помощью педагогов младший школьник начинает приводить в систему свои взгляды на мир, своё отношение к нему. Он начинает понимать, что жизнь не похожа на сказку, что она сложнее и противоречивее, что в ней постоянно встречаются ситуации, требующие непростого нравственного выбора между разным пониманием добра разными людьми, между добром для одних и злом для других, что каждый делает этот выбор сам и не существует готовых единственно правильных решений. И совесть, как развивающееся нравственное сознание, способна оказывать влияние на выбор того или иного решения.

Учитывая возрастные и психологические особенности младших школьников, воспитательная работа в этом блоке строится таким образом, чтобы она включала в себя как игровые моменты, так и самое тесное сотрудничество семьи и школы

1 класс.

В основу работы в первом классе ложится процесс адаптации детей к школьной жизни, пробуждение интереса к урокам и внеклассным мероприятиям, умение подчиняться ритму класса и школы, начинается становление классного коллектива.

№ п/п

Название

блока

Форма проведения

Планируемые цели

Сроки

1.

Мы теперь не просто дети - мы теперь ученики

Экскурсии, знакомство с

5- классниками, совместные ут-ренники, игро-вые программ-мы. Праздник посвящения в первоклассники

Знакомство со школой, режимом занятий, правилами для учеников, про-буждение интереса к школе, всему, что связано со школой, знакомство со школьными тради-циями и с русскими народными традициями.

Первая четверть

2.

Сказочные герои, приходите в гости к нам!

Клуб коллек-тивного чтения. Вечера семей-ного чтения. Участие в фес-тивале инсце-нированных русских народ-ных сказок, новогоднем утреннике.

Знакомство с русскими народными сказками. Первое коллективное творческое дело.

Вторая четверть

3.

Здравствуй, зимушка-зима. Что, зима, ты нам принесла?

Катание на санках с горки, конкурс на лучшего снеговика, зимние забавы, экскурсия в зимний лес.

Привитие навыков культуры общения. Знакомство с зим-ними праздниками и обычаями русского народа. Знакомство с красотой родной природы.

Третья четверть

4.

Весна-красна в гости к нам пришла

Экскурсии на природу.

Весенние зарисовки

Знакомство с природой родного края и его историей

Четвертая четверть



















2 класс


Во втором классе продолжается процесс поддержания интереса к урокам и внеклассным мероприятиям, процесс становления классного коллектива, начинаем вводить элементы самоуправления, стараемся поддержать интерес к школе, всему, что связано со школой, школьными традициями и традициями русского народа. Происходит знакомство с героической историей своего народа.

№ п/п

Название

блока

Форма проведения

Планируемые цели

Сроки

1.

Что я знаю о своей школе?

Встречи со старшекласни-ками, беседы, совместные экскурсии

Знакомство со школьными традициями

Первая четверть

2.

Все сказки приглашаем в гости к нам

Вечера семейного чтения. Участие в новогоднем утреннике.

Знакомство с русскими народ-ными сказками, обсуждение персонажей сказок, умение дать оценку их действиям. Участие в КТД

Вторая четверть

3.

Так гуляли наши деды

Встречи с интересными людьми. Экскурсия в школу народ-ных промыс-лов «Артель»

Знакомство с русскими народными традициями и обрядами.

Третья четверть

4.

Памятные уголки моего края

Экскурсия на мемориал «Большой Дуб»

Знакомство с героической историей своей страны.

Четвертая четверть





3 класс

В третьем классе продолжается процесс поддержания интереса к урокам и внеклассным мероприятиям, развитие школьного самоуправления, продолжается процесс становления классного коллектива, знакомство с историей своей школы, своей Родины, воспитание чувства гордости за воинов-героев, уважения к солдатам, которые стоят на страже нашей Родины. Дети учатся отстаивать своё мнение и аргументировать его.

№ п/п

Название

блока

Форма проведения

Планируемые цели

Сроки

1.

Что я знаю об истории своей школы?

Классные часы, клубы интересных встреч.

Знакомство с историей школы, встречи с родителями, окончивших школу №3 в разные годы.

Первая четверть

2.

Что за прелесть эти сказки!

Обсуждение прочитанных сказок. Выбор сказки для участия в фестивале инсценирован-ных сказок.

Выбор понравившейся сказки. Умение отстаивать свое мнение и аргументировать его.

Вторая четверть

3.

Прикоснись к подвигу.

Экскурсии в краеведческий музей. Участие в конкурсе изобразительного творчества «Время уходит, память остаётся»

Воспитание чувства гордости за воинов-героев, уважения к солдатам, которые стоят на страже нашей Родины.

Третья четверть

(22 часа)

4.

Что рассказал солдатский медальон?

Экскурсия в краеведческий музей

Знакомство с героическими страницами истории нашей Родины.

Четвертая четверть



4 класс


В четвёртом классе продолжается процесс поддержания интереса к урокам и внеклассным мероприятиям, изучение истории своей школы, своей страны и ей национальных традиций, процесс становления классного коллектива, воспитание чувства гордости за свою страну и её героев. Знакомство с историей своей семьи и её местом в истории нашей Родины. Развитие самоуправления.

№ п/п

Название

блока

Форма проведения

Планируемые цели

Сроки

1.

Наша школа - лучше всех!

Клуб интерес-ных встреч. Сбор матери-алов для школьного музея.

Знакомство с выпускниками школы

Первая четверть

2.

Фестиваль инсценированной сказки

Обсуждение прочитанных сказок. Выбор сказки для ин-сценировки, распределение ролей, изго-товление костюмов и декораций.

Участие в коллективном творческом деле. Развитие школьного самоуправления.

Вторая четверть

3.

В жизни всегда есть место подвигу

Встречи с воинами-афганцами. Экскурсии в краеведческий музей.

Воспитание чувства гордости за тех, кто честно выполнил свой долг перед Родиной

Третья четверть

4.

История моей семьи в истории моей страны

Сбор матери-алов о своих прадедушка - участниках Великой Оте-чественной войны.

Знакомство с историей своей семьи и её месте в героической истории нашей Родины.

Четвертая четверть

Блок 5-9 классов

Воспитание как принятие или отторжение человеком определённых ценностей (правил, идей) может быть как целенаправленным так и стихийным. Это означает, что на личность ребёнка влияют самые разные неконтролируемые воздействия: что и каким тоном говорят ему разные люди, что требуют от него, как хвалят или ругают (наказывают), что он смотрит, что читает, во что играет, какие проявления эмоций при этом подкрепляются и т.д. В этом смысле воспитывает человека вся среда, в которой он живёт, - то общество, которое его окружает (семья, школа, город), те люди, с которыми он общается прямо или через посредников (книги, телевизор, компьютер и т.п.).

Однако, как уже говорилось, воспитание для педагога - это процесс не стихийный, а целенаправленный и выстроенный. Осознанная цель (портрет желаемых человеческих качеств) переводится в конкретные задачи (передача системы ценностей), под которые подбираются средства решения, способные развить нужные качества личности, помочь ребёнку принять духовные ценности в свой внутренний мир.

Обозначив в начальной школе проблемы воспитания духовности, гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека, бережного отношения к окружающему миру, умение видеть и понимать прекрасное вокруг себя, потребность и умение выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для обучающегося видах творческой деятельности, организационную культуру, представление о нравственности и опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми в нашем обществе нравственными нормами, приобщение к системе культурных ценностей своего народа, своей страны, мы продолжаем на следующих ступенях развития личности школьников учить подростков самостоятельно находить новые проблемы и решать их, в частности добавив к уже обозначенным проблемам проблему готовности к осознанному выбору будущей профессии, которая будет востребована на рынке труда в первую очередь в России. Это происходит постепенно, из класса в класс.









5 класс

В основу воспитательной работы в 5-м классе ложится процесс становления нового классного коллектива, так как многие дети приходят из других школ, из других классов. Поэтому много мероприятий носят игровой, занимательный характер. В непринуждённой обстановке легче заинтересовать ребёнка, вовлечь в общую деятельность. Следствием этого становится более подробное изучение каждого ученика и сплочение детского коллектива. В 5-ом классе происходит укрепление интереса школьников к отечественной истории и культуре, к культурно-историческому наследию, формирование чувства гордости за свой родной край, преданность родному городу, школе, становление коллектива класса, обучение навыкам сбора и сохранения информации

№ п/п

Название

блока

Форма проведения

Планируемые цели

Сроки

1.

До чего ж он хорош, край, в котором ты живёшь

Экскурсии по героическим местам. Литературная гостиная

Знакомство с классом, работа по сплочению детского коллектива. Знакомство с исто-рическими местами Курской области, русскими народными традициями, тради-циями Курского края, сохранение культур-ного наследия прош-лого.

Первая четверть

2.

Пришла Зимушка-зима

Инсценированный классный час-игра. Экскурсия в школу народных промыслов «Артель»

Объединение обучаю-щихся в рамках коллективного твор-ческого дела; знаком-ство с народными традициями, зимними праздниками, народ-ными промыслами и декоративно-приклад-ным творчеством Кур-ской области

Вторая четверть

3.

Природа и история родного края

Экскурсия по городу, его окрестностях. Экскурсия в музеи.

Наблюдение за кол-лективом обучающих-ся в неформальной обстановке, ознаком-ление с особенностя-ми ландшафта, приро-дой региона, располо-жением ближайших населённых пунктов, их историей.

Третья четверть

4.

История города и история моей семьи

Поисковая работа, творческий отчёт

Привитие навыков сбора информации, привлечение родите-лей обучающихся к подготовке мероприя-тий, ознакомление с историей и традиция-ми трудовых коллек-тивов предприятий города Железногорска

Четвертая четверть























6 класс

Сохраняя прежнюю занимательность, работа в 6-х классах уже начинает строиться на основе самостоятельной деятельности и инициативы со стороны обучающихся. Подготовка к классным часам, мероприятиям позволяет выявить лидеров классного коллектива, приступить к развитию более совершенного самоуправления, развитию творческих способностей и интересов детей. Дети переходят на новую ступень становления классного коллектива.

№ п/п

Название

блока

Форма проведения

Планируемые цели

Сроки

1.

Памятник поэту

Литературная гостиная. Встречи с писателями

П.Н.Исаковым, В.М.Мельцариком, поэтом

О.Н. Головановой

Формирование навыков самостоя-тельного планиро-вания и проведения классных меропри-ятий, воспитание ответственности за порученное дело; ознакомление с эпизодами жизни поэтов и писате-лей, связанных с его пребыванием в Курской области, с традициями орга-низации и проведе-ния литературной гостиной, город-ских праздников

поэзии.

Первая четверть

2.

Казачий круг

Тематические классные

часы, традиционные казачьи игры.

Формирование навыков проведе-ния познавательно-игровых классных часов и других мероприятий, встреча с предста-вителями казачест-ва, формирование представлений о традициях казачества

Вторая четверть

3.

В жизни всегда есть место подвигу.

Совместные мероприятия с городским краеведческим музеем, музеем-мемориалом «Большой Дуб» «Поиск бессмертия».

Знакомство с исто-рическими собы-тиями в нашем регионе в годы Великой Отечест-венной войны, традициями отечественных вооруженных сил.

Третья четверть

4.

Путешествие в прошлое

Тематический устный журнал о памятниках в окрестностях города, конкурс фоторабот обучающихся.

Приобретение обучающимися навыков проектной деятельности, сбор материалов по теме, обобщение информации, вос-питание интереса к историческому прошлому региона, бережного отно-шения к памятни-кам истории и культуры

Четвертая четверть




















7 класс


Работа в 7-х классах строится, в большей мере, на основе самостоятельной деятельности и инициативы со стороны обучающихся. В классе уже определились лидеры, это позволяет приступить к развитию более совершенного самоуправления, дальнейшему развитию творческих способностей и интересов детей.

№ п/п

Название

блока

Форма проведения

Планируемые цели

Сроки

1.

С Днём рождения,

город Железногорск

Подготовка к выставке и участие в выставке творческих работ обучающихся, посвящённой Дню города

Отражение знаний школьников о городе Железногорске в их творческой деятельности, воспитание гордости за родной город, стремление к приумножению традиций трудовых коллективов города

Первая четверть

2.

Взятие снежной крепости

Зимние игры на воздухе

Ознакомление с традициями русс-ких народных гуляний, подвижными играми, их симво-ликой и прави-лами; сплочение коллектива класса в игровой ситуации


Вторая четверть

3.

Именем героя

Классные часы, уроки муже-ства, встречи с воинами-интернациона-листами, жителями города Железногорска, возложение цветов к мемориальной доске, про-смотр фильмов о мужестве русских солдат

Патриотическое воспитание на отечественных воинских лассии-ях, формирование правильного представления о преемственности поколений, зна-комство с земляка-ми, воевавшими в «горячих точках» планеты, воспита-ние уважительного отношения к памяти павших

Третья четверть

4.

Мой край родной

Подготовка и проведение тематической конференции по истории и природе Курского края

Воспитание твор-ческого отношения и ответственности за порученное дело, объединение коллектива в рабо-те по предложен-ной тематике, ознакомление с традициями и обычаями народов, населяющих Курский край.

Четвертая четверть














8 класс

Внеклассная работа и внеклассные мероприятия рассчитаны на совместную работу подростков и взрослых, опору на инициативу лидеров классного коллектива с учетом индивидуальных способностей и возможностей обучающихся. Стимулирование самостоятельности и активности подростков повысит в их глазах значимость проводимой работы.

№ п/п

Название

блока

Форма проведения

Планируемые цели

Сроки

1.

Государственная символика, герб Курской области и города Железногорска

Подготовка и проведение классных часов. Подбор материалов и выставка книг, материалов периодической печати о родном городе и крае

Воспитание патриотизма, любви к стране и малой родине, к их святыням и традициям, ознакомление с государственной, краевой и городской символикой

Первая четверть

2.

Свобода выбора

Подготовка и проведение круглого стола, посвящённого принятию российской Конституции, дискуссия о свободе совести

Воспитание навы-ков организацион-ной работы, фор-мирование лидер-ских качеств, уме-ния выбирать основной материал и высказывать соб-ственную точку зрения по обсуж-даемому вопросу, ознакомление с основными рели-гиями, исповедуе-мыми на террито-рии Курского края, воспитание толерантности


Вторая четверть

3.

Весна и поэзия

Подготовка и показ литературно-художественной композиции на основе стихов местных поэтов

Нравственное, эс-тетическое и пат-риотическое вос-питание обучаю-щихся, привитие стремления к твор-ческой деятель-ности,знакомство с отечественными литературными традициями и творчеством местных авторов, посвященном городу Железногорску

Третья четверть

4.

От станции до станции

Викторина-путешествие

Воспитание любви к родному краю, привитие интереса к его истории, культуре и тради-циям, сбор матери-ала и рассказ о станциях, истории населённых пунк-тов родного Курского края

Четвертая четверть









9 класс

Воспитательные мероприятия носят обобщающий характер, призваны объединить все навыки общественной работы в коллективе, приобретённые обучающимися с 5 по 8 класс. работа планируется с учётом развития классного коллектива, деятельности его актива и возможностей каждого воспитанника. Инициатива обучающихся проявляется как в формулировке тематики мероприятий, коллективных творческих дел, так и в выборе форм его проведения и используемого материала. Классный руководитель осуществляет общее руководство деятельностью актива класса.

№ п/п

Название

блока

Форма проведения

Планируемые цели

Сроки

1.

По пути с мечтой

Классные часы, беседы по профориентации

Формирование навыков планиро-вания и организа-ционной работы над предложенной темой; сбор информационного материала; ознакомление с предприятиями региона и востребованными профессиями

Первая четверть

2.

С музыкой в сердце

Музыкальная композиция «Великие музыканты» России»

Эстетическое и нравственное вос-питание, формиро-вание представ-ления о русском музыкальном на-следии прошлого и отечественных культурных традициях

Вторая четверть

3.

Операция «Поиск»

Презентация классной руко-писной книги «Бои на Курской Дуге (1943г.)

Нравственное и патриотическое воспитание

Третья четверть

4.

«Что, где,

когда?»

Викторина Аукцион знаний

Воспитание патриотизма, любви к родному краю, стремление сохранить и приумножить традиции народной культуры, обобщение знаний о родном крае, приобретённых за период с 5-го по

9-ый класс

Четвертая четверть



















10 класс

Воспитательная работа в 10-11 классах строится с учётом изменений в составе классного коллектива, направлена на становление классного коллектива, актива класса. Поощряется инициатива обучающихся в выборе форм и характера проведения внеклассных мероприятий, осуществляется подготовка воспитанников к жизни в социуме, закрепляются коммуникативные навыки. Тематика классных часов. Внеклассных мероприятий предполагает использование большого ассортимента технических средств и самостоятельного их обслуживания обучающимися.

№ п/п

Название

блока

Форма проведения

Планируемые цели

Сроки

1.

«Великие» на Курской земле

Конкурс

презентаций творческих проектов

Духовно-нравст-венное и эстетиче-ское воспитание, ознакомление с деятелями культуры и искусства прошлого Курского края; выполнение презентаций по данной теме, передача подготов-ленного материала школьному Залу Боевой Славы

Первая четверть

2.

Имена на карте города

Тематический классный час, фотовыставка

Патриотическое воспитание, воспи-тание любви и бе-режного отношения к родному городу, его традициям и истории, людям, чьи имена носят улицы города, проявление инициативы клас-сного актива и от-дельных обучаю-щихся, использо-вание возможно-стей современной технической аппаратуры

Вторая четверть

3.

Милосердие

Благотворительная акция, коллектив-ное творческое дело

Нравственно-эстетическое воспитание, сохранение русских традиций благотворительности и милосердия, развитие коммуникативных навыков, культуре поведения в социуме

Третья четверть

4.

Железногорск- наш общий дом

Просмотр фото- и видеоматериалов. Дискуссия

Духовно-нравственное воспитание, интернациональное воспитание, воспитание толерантности, уважения к традициям и обычаям народов, проживающих в Курской области, привитие навыков публичного выступления и рефлексии

Четвертая четверть















11 класс

№ п/п

Название

блока

Форма проведения

Планируемые цели

Сроки

1.

Заочное путешествие по родному краю

Конкурс презентаций творческих проектов

Духовное, нравст-венное, эстетическое воспитание, обобщение собран-ного материала в творческом проекте, отражение в нём культурных и исторических событий и традиций, пополнение фондов школьного музея выставочными экспонатами

Первая четверть

2.

Мир профессий

Анкетирование, круглый стол, тематическая конференция, экскурсия в Московский Государственный Горный Университет

Профориентационная акция, знакомство с вузами Москвы и региона, традициями, правилами приёма и предлагаемыми специальностями, встреча с представи-телями учебных заведений, подго-товка исторических и статистических справок об учебных заведениях

Вторая четверть

3.

Музы на войне

Творческий конкурс и встреча с исполнителями и создателями авторской песни

Духовно-патриотическое и нравственно-эстети-ческое воспитание, стимулирование творческой деятель-ности, развитие коммуникативных навыков

Третья четверть

4.

Дом, где зажигают сердца

Ежегодная общешкольная творческая акция:

«Оставь в школе память о себе». Школьный капустник «Здесь будут помнить обо мне»

Объединение обучающихся в творческой деятельности, воспитание уважения к школьным традициям и их приумножение, осознание социальной значимости акции и роли классного коллектива в её планировании и осуществлении

Четвертая четверть































План реализации Программы духовно-нравственного воспитания школьников МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»

Для решения поставленных задач планируется использование сложившегося социально-педагогического пространства МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»: работа кружков декоративно-прикладного и технического творчества, патриотических клубов и клубов по интересам, детского объединения «Родник», проведение экскурсий, «круглых столов», конференций, диспутов, соревнований КВН, олимпиад, поисковых и научных исследований и т. д.; занятий по направлениям внеурочной деятельности обучающихся, позволяющих в полной мере реализовать требования Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, а также тесное сотрудничество со всеми субъектами воспитания города Железногорска. МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» давно и тесно сотрудничает с Центром детского творчества, межрегиональным центром социальной поддержки семьи и детей, центром социальной поддержки молодёжи, ОДН, ОДК МГОКа, театром-студией «Данко», культурными центрами «Арт» и «Русь», музеем-мемориалом «Большой Дуб», школой народных промыслов «Артель», школой искусств, этнографическим музеем, спортивной детско-юношеской школой «Олимпийского резерва», бассейном «Нептун», станциями юных техников, юных натуралистов, юных туристов, краеведческим музеем, музеем-мемориалом «Большой Дуб», Советом ветеранов войны и труда, воинами-интернационалистами.

В работе планируется учитывать традиционные общешкольные, городские, областные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения о городских, областных, всероссийских конкурсах, совместную деятельность семьи, школы, общественности. Такие, например:

  • экскурсии;

  • кружки;

  • круглые столы;

  • олимпиады;

  • конкурсы;

  • секции;

  • конференции;

  • диспуты;

  • соревнования;

  • поисковые и научные исследования;

  • общественно-полезные практики;

  • КВНы, концерты, праздники и др.

Реализовывать программу планируется в три этапа:


  1. Диагностический этап (2011-2012 уч. год): получение целостной картины состояния духовно-нравственного воспитания в школе и сформированности духовно-личностных качеств у обучающихся школы на разных ступенях обучения.

  2. Содержательно-деятельностный этап (2012-2020гг.): активизация деятельности в рамках духовно-нравственного воспитания.

  3. Рефлексивный этап (2020-2021 гг.): изменение духовной и нравственной позиции школьников; определение дальнейшей деятельности по духовно-нравственному воспитанию.

Воспитательную работу планируем строить с учетом возрастного критерия. Каждый год посвящается какой-либо теме. Прорабатывая её содержание, пробуя новые подходы и формы воспитательных мероприятий, классный руководитель использует их при планировании работы в следующие годы. Таким образом, идёт накопление материала и наращивание воспитательного потенциала по методу "снежного кома". Каждый слой «снежного кома» несёт в себе новую тему:

2011-2012 уч.г. «Мы познаём мир вокруг нас»

2012-2013 уч.г. «Что я знаю о своей школе, своём городе?».

2013-2014 уч.г. «Героическая история моего края».

2014-2015 уч.г. «История моей семьи в истории моей страны».

2015-2016 уч.г. «До чего ж он хорош, край, в котором ты живёшь»

2016-2017 уч.г. «Историко-культурные памятники вокруг нас»

2017-2018 уч.г. «Мой край родной»

2018-2019 уч.г. «Заочное путешествие по земле Русской»

2019-2020 уч.г. «Что? Где? Когда?.. произошло на нашей земле русской?» «Их имена в истории страны» (Операция «Поиск»)

2020-2021 уч.г. «Какая память останется обо мне в школе?»














Планируемые мероприятия по реализации программы

№ п/п

Мероприятия

Период исполнения

Ответственные

1

Проведение совместного заседания Совета школы и педагогического совета по обсуждению программы духовно-нравственного воспитания школьников с повесткой дня «Духовно-нравственное воспитание обучающихся: проблемы, пути его решения» .

Апрель

2011 г.

зам. директора по воспитательной работе

2

Заседание Совета по реализации программы по вопросам планирования и организации различных мероприятий.

1 раз в четверть

2011 - 2022г.г.

зам. директора по воспитательной работе

3

Привлечение родителей обучающихся и жителей микрорайона к организации и проведению мероприятий по духовно-нравственному воспитанию детей (родительские собрания, конференции, встречи, концерты и др.)

2011 - 2022г.г.

Директор школы;

зам. директора по воспитательной работе;

социальный педагог;

классные руководители.

4

Разработка системы приёмов и методов, направленных на духовно-нравственное воспитание учащихся через учебные предметы и внеурочную деятельность

2011г. сентябрь

Руководители МО;

учителя - предметники,

зам. директора по УВР.

5

Проведение конкурса проектов на лучшую организацию работы классных руководителей и учителей-предметников по духовно-нравственному воспитанию обучающихся «Наши дети-будущее России»

2012 г.

март-апрель

Зам. директора по ВР;

классные руководители;

социальный педагог.

6

Проведение научно - практической конференции «Российский патриотизм: истоки и современность».

2013 г.

Зам. директора по УВР.

7

Обеспечение организационного участия старшеклассников в учебно-полевых сборах, спортивных соревнованиях

Ежегодно

Зам. директора по ВР;

учителя ОБЖ и физкультуры.

8

Разработка положения и инструкций по охране труда при проведении в/с игр и спортивных соревнований

2011 г. сентябрь

Зам. директора по УВР;

учитель ОБЖ.

9

Проведение конкурсов среди обучающихся на лучший реферат, сочинение, рассказ, стихотворение по граждан-ско-патриотической тематике

2011 -

2014 гг.

Зам. директора по ВР; вожатые;

учителя русского языка и литературы;

кл. руководители.

10

Проведение конференции по краеведению

Ежегодно

учителя истории и обществознания.

11

Участие в конкурсах «Ловкие, сильные, умелые»,

«А ну-ка, парни»

Ежегодно

Зам. директора по ВР; учителя физкультуры и ОБЖ

12

Участие в экологическом слете

Ежегодно

Зам. директора по ВР;учителя биологии

13

Проведение спортивных праздников и соревнований, посвященных юбилейным и историческим датам.

Ежегодно

Зам. директора по ВР; учителя физкультуры;

учителя истории;

кл.руководители.

14

Проведение конкурсов инсценированной сказки, Праздника песни

Ежегодно

Зам. директора по ВР; классные руководители.

15

Проведение смотра строя и песни, посвящённого Дню защитника Отечества

Ежегодно

Зам. директора по ВР; классные руководители.

16

Праздник «Здравствуй, школа!»

Сентябрь

Зам. директора по ВР; вожатая.

17

Благотворительная акция «Мир детства», «Помоги ближнему своему».

Сентябрь

Вожатая; классные руководители.

18

Тематические классные часы: «Кто я? Какой я»,«Я среди людей, люди вокруг меня».

Сентябрь

Классные руководители

19

Заседания МО классных руководителей по реализации Программы по вопросам планирования работы и организации различных мероприятий.

Сентябрь- октябрь

Зам. директора по ВР; рук. МО классных руководителей.

20

Привлечение родителей обучающихся и родительского комитета к организации и проведению мероприятий по духовно-нравственному воспитанию

Ежегодно

Зам. директора по ВР; классные руководители.

21

Праздничная программа к Дню Учителя, для ветеранов педагогического труда.

Октябрь

Вожатая; классные руководители.

22

Приём учеников в члены детского объединения «Родник».

Ноябрь

Вожатая; классные руководители.

23

Тематические классные часы «Азбука нравственности», «Кем быть и каким быть?».

Октябрь

Классные руководители.

24

Праздничная программа к Дню Матери.

Ноябрь

Ежегодно

Кл. руководители; вожатая.

25

Правовой БУМ:

  1. Конкурс презентаций «Я - гражданин России»;

  2. Конкурс рисованных книг по правовым знаниям;

  3. Конкурс видео-репортажей «Мои права».

Ноябрь

Учителя истории, ИЗО, классные руководители.

26

Городской фестиваль военно-патриотической песни.

Ноябрь

Зам. директора по ВР, учитель музыки

27

Тематический классный час «Я - дома, я - в школе, я - среди друзей».

Ноябрь

Классные руководители.

28

Работа кружков и клубов по интересам

Ежегодно

Руководители кружков.

29

Тематические классные часы «Государственные символы России», «Обычаи и традиции моей страны», «День народного единства»

Ноябрь

Классные руководители

30

Проведение конкурса рисунков на тему «Сердцу милый уголок Родины моей».

Ежегодно

Учитель ИЗО

31

Пополнение новыми экспонатами «Зала боевой славы».

2012-2015 г.г.

Педагоги школы.

32

День открытых дверей для выпускников школы.

Февраль

Ежегодно

Зам.директора по ВР; классные руководители.

33

Конкурсная программа для подростков и старшеклассников «Солдатушки, браво, ребятушки!»

Февраль

Учитель ОБЖ; вожатая.

34

Тематический классный час «Люди, на которых хотелось бы походить».

Февраль

Классные руководители.

35

Тематический классный час «Слава тебе, победитель солдат!», «Есть такая профессия - Родину защищать».

Февраль

Классные руководители.

36

Выставка рисунков «России верные сыны».

Февраль

Учитель ИЗО.

37

Конкурс патриотической и солдатской песни «Служим Отечеству».

Февраль

Учитель музыки.

38

Организация и проведение мероприятий, посвящённых победе в ВОВ и локальным войнам.

Апрель

Май

Зам. директора по ВР; вожатая.

39

Городская военно-спортивная игра «Зарница».

По графику УО

Учитель Физической культуры; ОБЖ.

40

Вахта Памяти

Май

Учитель ОБЖ.

41

Экскурсии в Комнату Боевой Славы.

Май

Зам директора по ВР.

42

Поздравления ветеранов ВОВ; выставка рисунков «Салют, Победа!».

Май

Вожатая; учитель ИЗО.


43

Экскурсия в краеведческий музей, музей истории МГОКа, этнографический музей, музей - мемориал «Большой Дуб».

Май

Учитель ОБЖ.

44

Тематический классный час «Этих дней не смолкнет слава».

Май

Классные руководители.

45

Торжественная линейка «Памяти погибших в Великой Отечественной войне посвящается…».

Май

Зам. директора по ВР; вожатая.




























Прогнозируемые результаты.


Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням:

  • Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Этот уровень достигается в результате взаимодействия детей с учителем как значимым носителем социального опыта.

  • Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Второй уровень достигается в ходе взаимодействия школьников между собой на уровне класса, школы.

  • Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей.

В процессе реализации школьной программы по духовно-нравственному воспитанию обучающихся «Стань гражданином России» у выпускников к моменту окончания школы должны быть сформированы следующие качества личности:

  • активная гражданская позиция;

  • способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи, города, Родины;

  • чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству;

  • духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;

  • способность к саморазвитию.











Модель выпускника МОУ

«Средняя общеобразовательная школа №3»



Личность гражданина - патриота России.

Может нести ответственность за свою семью, город, Родину



Духовно и физически здоровая

Любящая свою Родину и народ

Способная саморазвиваться

Творчески мыслящая

Соблюдающая духовные, правовые и общечеловеческие ценности

Имеющая твердую социально-активную позицию гражданина

Обладающая культурой мысли и речи





















Ресурсное обеспечение Программы

Программа духовно-нравственного воспитания «Стань гражданином России» предназначена для обучающихся 1-11 классов муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3» города Железногорска Курской области и разработана в соответствии со следующими нормативными документами:



  • Конституция РФ, принятая в 1993г.

  • Закон Российской Федерации «Об образовании» от 12 июля 1995г.

  • Конвенция о правах ребенка, утвержденная Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.

  • Федеральные Государственные образовательные стандарты второго поколения (внеурочная деятельность), утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. №142

  • Федеральный закон Российской Федерации «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединениях» от 26 мая 1995г.

  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 24-Ф3

  • Устав МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» города Железногорска Курской области, утвержден решением городской Думы от 31.05. 2007г. № 499-3-РД

Материалы по духовно-нравственному воспитанию из журналов по воспитательной работе

  • Азбука нравственного образования. Воспитание школьников 2007, №5, с.37-44, №10, с. 31-34 и другие №№.

  • Воспитание в режиме повседневной жизни. Воспитание школьников 2007, №7, с.17-24

  • Воспитание поликультурной личности. Воспитание школьников 2007, №3, с.7-16

  • Классный час «Каждый человек достоин уваженья. Справочник классного руководителя, 2007, № 4, с.19-22

  • Мотивация подростков к самовоспитанию. Воспитание школьников 2007, №10, с.22-25

  • Нравственное воспитание детей в условиях педагогики свободы. Воспитание школьников 2007, №6, с.57-59

  • Обеспечение позитивных взаимоотношений в классе. Справочник классного руководителя, 2007, № 1, с. 40-43

  • Час общения «Добро. Зло. Терпимость» (8 кл.). Воспитание школьников 2007, №1, с.19-22

  • Честолюбие - мотив добросовестного отношения к труду. Воспитание школьников 2007, №5, с.34-36

  • Этикет для школьников. Справочник классного руководителя, 2007, №12, с. 19-22

  • Этическое воспитание школьников: Актуальность нравственно-этического воспитания. Этический диалог. Фрагменты занятий в начальной школе. Справочник классного руководителя, 2007, №8, с. 62-68

  • Школа толерантности, школа дружбы. Воспитание школьников 2008, №9, с. 8-10

  • Духовно-нравственное воспитание молодежи. Воспитание школьников 2008, №9, с.10-14

  • Выявление и предупреждение конфликтов. Воспитание школьников 2008, №8, с. 11-15, №9, с.18-25

  • Нравственно-эстетическое воспитание в процессе труда. Воспитание школьников 2008г. №10, с.47-50

  • Традиции народного речевого этикета. Воспитание школьников 2008г. №10, с.58

  • Адаптация первоклассников к школе: Диагностика адаптации учащихся. Справочник классного руководителя 2007 г. № 8, с. 6-15

  • Диагностика и анализ ученического самоуправления. Журнал заместителя директора по ВР 2007 г.№7, с.121-128

  • Диагностика и мониторинг процесса воспитания. Классный руководитель 2007г., № 8

  • Мониторинг уровня воспитанности учащихся 10 класса. Журнал заместителя директора по ВР 2007 г.№1, с.27-32

  • Отношение учащихся к классному руководителю: Анкетирование учащихся и родителей. Система обработки данных. Справочник классного руководителя 2007г. №10, с.69-71

  • Психолого-медико-педагогическая помощь гиперактивным детям. Воспитание школьников 2007г.№9, с. 48-55

  • Изучение и формирование мотивации учащихся. Воспитание школьников 2008г. №3, с.9-15

  • Нетерпимость в молодежной среде и способы ее преодоления. Воспитание школьников 2008г.№3, с. 15-20



Мониторинг реализации программы

Администрация школы, педагогический коллектив, классный руководитель могут управлять развитием обучающихся и классного коллектива, если:

  • хорошо знают уровень воспитанности, индивидуальные особенности и возможности каждого ученика и отдельных групп обучающихся;

  • обеспечивают систему деятельности, адекватную основным воспитательным функциям и признакам детского воспитательного коллектива;

  • обеспечивают систему деятельности, адекватную основным воспитательным функциям и признакам детского воспитательного коллектива;

  • обладают конкретными знаниями состояния развития детского коллектива в целом и по отдельным признакам;

  • укрепляют и расширяют актив, развивают организаторские навыки и умения всех обучающихся;

  • изменяют соотношение сил в коллективе за счёт увеличения числа обучающихся с положительным опытом духовно-нравственного поведения, переводя пассивных обучающихся с неустойчивой саморегуляцией и нравственной позицией в активную позицию.

При изучении уровня духовно-нравственной воспитанности личности школьников рекомендуется использовать следующие показатели воспитанности:

  • Согласованность между нравственными знаниями, убеждениями и поведением (А.К. Марков, Н.Е. Щуркова)

  • Активная жизненная позиция (Т.Н. Мальковская, Н.Ф. Родионова)

  • Отношение школьников к обществу, трудовой деятельности, отдельным людям (В.А. Яковлев, А.С. Белкин и др.)

  • Направленность личности (Л.И.Божович, Т.Е.Конникова, З.И. Васильева и др.)

  • Методики диагностики нравственной воспитанности, этики поведения, отношения к жизненным ценностям, нравственной мотивации, нравственной самооценки, предложенные лабораторией воспитания нравственно-этической культуры ГосНИИ семьи и воспитания РАО, автор А.И. Шемшурина.


Работая по программе духовно-нравственного воспитания, предполагается диагностика уровня воспитанности на начальном этапе, в 4 классе, в 9 классе и на выходе - в 11 классе





ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПЛАН

реализации программы

по духовно-нравственному воспитанию

«Стань гражданином России»

1 класс

«Мы познаём мир вокруг нас»

(подпрограмма)


Пояснительная записка.

Перспективная программа воспитательной работы по духовно-нравственному воспитанию «Стань гражданином России» включают в себя подборки материалов духовно-нравственной направленности. Они собраны с учётом разных возрастных особенностей.

Программа поможет учителю и воспитателю организовать работу в своём классе в течение всех лет работы с классом в должности классного руководителя или воспитателя, предусматривая широкий выбор видов и форм деятельности обучающихся. Пользуясь программой, можно найти немало возможностей для того, чтобы вести целенаправленную и активную работу со всеми без исключения учащимися. Классные руководители помогут обучающимся раскрыть свои способности, задатки, свою индивидуальность.

Работу в данном направлении начинаем с начальной школы, но затем её можно и нужно продолжить в среднем и старшем звене, так как программа является перспективной.

С помощью педагогов младший школьник начинает приводить в систему свои взгляды на мир, своё отношение к нему. Он начинает понимать, что жизнь сложна, и каждый должен сделать свой выбор в решении тех или иных проблем, что не существует готовых единственно правильных решений. И совесть, как развивающееся нравственное сознание, способна оказывать влияние на выбор того или иного решения.

И первым осознанием того, что они повзрослели, что на них ложатся определённые задачи, ответственность за свои дела и поступки, становится работа над блоком (темой): «Мы теперь не просто дети - мы теперь ученики»

Учитывая возрастные и психологические особенности младших школьников, воспитательная работа в этом блоке строится таким образом, чтобы она включала в себя как игровые моменты, так и самое тесное сотрудничество семьи и школы. Работа по второму блоку «Сказочные герои, приходите в гости к нам» предполагает продолжение знакомства с русскими народными сказками, обсуждение их, оценка поступков героев и первое коллективное творческое дело - инсценирование сказки.

Богатство, красота и разнообразие окружающего нас мира - неисчерпаемы и могут служить прекрасным средством воспитания души. Если ребёнок поймёт всю неповторимость нашей природы во все времена года, то никогда не поднимется его рука, чтобы уничтожить хоть часть её. Если человек поймёт, что окружающий его мир - это божественный дар, он будет нежно заботиться и охранять этот дар всеми силами души.

Темы, предлагаемые к изучению и обсуждению на первом году обучения в школе, являются важным стимулирующим источником формирования мыслящей личности, способной к независимому поиску смысла и цели жизни, анализу окружающей действительности. Регулярное обсуждение с детьми представленных вопросов поможет детям сформировать осознанное духовно-нравственное отношение к жизни - важнейший фактор сопротивления негативным тенденциям окружающего общества.

Цель: формирование осознанного духовно-нравственного отношения к жизни. Привитие навыков культуры общения. Знакомство с красотой русской природы и русских обычаев.

Задачи:

  • дать понятие красоты, богатства, и разнообразия русской природы, русских традиций;

  • учить правилам общежития, культуры общения;

  • учить радоваться чудесам жизни;

  • формировать личность, способную к независимому поиску смысла и цели жизни, анализу окружающей действительности.

№ п/п



Тема

Виды деятельности

познава

тельная

игровая

худ.эст.

общ.-полезн.

спортивно-озд

досуг.- развлек.

итого часов

1.

Мы теперь не просто дети - мы теперь ученики

(8 недель)

16

24

8

8

8

16

80

2.

Сказочные герои, приходите в гости к нам!

(8 недель)

16

24

8

8

8

16

80

3.

Здравствуй, зимушка-зима.

Что, зима, ты нам принесла?

(10 недель)

20

30

10

10

10

20

100

4.

Весна-красна в гости к нам пришла

(8 недель)

16

24

8

8

8

16

80


Итого часов за год

68

102

34

34

34

68

340

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Формы деятельности на занятиях по духовно-нравственному воспитанию.

  • Беседы.

В начальной школе познавательная деятельность, особенно в 1 классе, начинается с бесед, чтения сказок, обсуждения прочитанного.

Беседы на темы нравственности, повседневной жизни и окружающего мира развивают в детях чувство наблюдательности ко всему происходящему вокруг них.

Беседы по духовно-нравственному воспитанию построены так, чтобы, начиная от самих детей, их ежедневных потребностей и нужд осуществлялся постепенный переход к другим людям и ко всему миру. Беседа делится как бы на три части:

  • Как ты сам?

  • Как другие люди в других странах?

  • Как в идеале, в высшем смысле?

Конечно, это разделение условно, но постепенно дети сами начинают замечать, что происходит вокруг них, приносят всевозможные истории и рассказы: «а я видел…, а у нас вчера…». Дети начинают «видеть».

В процессе воспитания чтение сказок - универсальный способ разговора с детьми на духовно-нравственные темы. То, что поймёт и почувствует ребёнок через сказку, ему не объяснить никакими другими словами.

При отборе сказки для занятий очень важно обратить внимание на то, какой смысл заложен в ней. Некоторые сказки, словно сверкающие жемчужины любви, доброты, света и счастья.

Второй важный момент при работе со сказкой - необходимость беседы, вопросов и заданий на тему сказки. Сказка должна войти в сердце ребёнка. Он должен её прожить. Поставить себя на место героев сказки. При этом беседа должна строиться так, чтобы ребёнок не давал определённые ответы. А подумал о своей жизни, о своих чувствах, поступках.

Очень положительный эффект имеет семейное чтение и обсуждение совместно с родителями идеи сказок, поступков главных героев и т.п.

  • Художественно-эстетическая деятельность

Невозможно представить духовно-нравственное воспитание без художественно-эстетической деятельности: музыки, живописи, поэзии. Но надо сделать так, чтобы остался след в сердце каждого ребёнка, независимо от его развития.

Дети изучают биографии композиторов, художников и поэтов, подробно разбирают их произведения, но почти не уделяется внимание духовной основе творчества. Что они думали о смысле жизни, о смысле своего дара, о чём мечтали, что хотели донести своими произведениями до людей? А ведь это самое главное.

Души детей удивительно чутко реагируют на творчество. Стоит душе ребёнка чуть-чуть приоткрыться - и она уже отзывается стихами, сказками, рисунками.

  • Игры.

Нет нужды доказывать, что ребёнок учится, играя, и, что, играя, он в три минуты выучит столько, что иным способом не выучит и за час. Большинство игр учит внешним правилам общения и этикета, а не развитию чувства внимания к другим людям. Самое важное - не забывать, что игры должны служить развитию души ребёнка.

В игре лучше всего проявляются индивидуальные особенности и взаимоотношения детей. Через игру педагог может постепенно влиять на характер детей, корректировать их поведение, отмечать те или иные закономерности.

Игра даёт возможность детям расслабиться, раскрепоститься и почувствовать себя комфортно. Но следует помнить, что преподаватель постоянно должен искать повод одухотворить, осмыслить игру, сделать её уроком жизни.

Ребятам нравится, когда взрослые принимают участие в их играх. Тогда они чувствуют себя равными со взрослыми, их поведение становится более серьёзным и осмысленным. Важно, чтобы педагог в течение игры сам проявлял те качества, которым хочет научить детей.

  • Общественно-полезная деятельность

Без общественно-полезного труда трудно воспитать духовно-нравственную личность. Детей надо учить трудиться, воспитывать у них потребность в труде, имеется в ввиду не только физический, но и творческий труд. Дети должны видеть результаты своего труда, его необходимость, его пользу для коллектива, для общества в целом. А начинаем мы с самого простого - изготовления декораций, костюмов, художественных поделок, небольших технических моделей и т.п. Главное, чтобы учитель сам мог показать детям необходимость их труда, его результативность и пользу.

  • Поисковая деятельность

Большой интерес для детей представляет поисковая деятельность. Мы считаем, что её целесообразно начинать примерно с 3 класса. Дети уже приучены к школьной жизни, ритму школы, у них появляются новые интересы, и для того, чтобы поддержать интерес детей, мы и начинаем включать их поисковую деятельность. Вначале этот «поиск» включает в себя семью, микрорайон, город. Дети учатся изучать историю своей страны на примере истории своей семьи, своих близких, своего города, так постепенно расширяется представление детей об истории и традициях нашего русского народа. На более старшей ступени становления личности школьника поисковые задания перерастают в творческие проекты.

  • Проблемно-ценностное общение, проектная деятельность

Основная задача школы на современном этапе - привитие детям личной заинтересованности в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно продумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Совместное проблемно-ценностное общение и проектная деятельность способствуют развитию у обучающихся активности, организационных навыков и нравственных качеств. На ранних этапах обучения детям ещё трудно включиться в проектную деятельность. Мы предполагаем начинать её с 4 класса.

  • Спортивно-оздоровительная и туристско-краеведческая

Основная цель данного блока - не наносить ущерб здоровью учеников, сохранять и укреплять его. Подготовка и проведение физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых и туристско-краеведческих мероприятий в школе обеспечивают активный отдых детей, способствуют развитию физических качеств, укрепляют сердечно-сосудистую и дыхательную системы ребенка, повышают работоспособность и хорошее настроение. Для детей разных возрастов систематическое занятие физкультурой и спортом приобретает исключительное значение. В настоящее время многие дети ведут недостаточно активный образ жизни. И не случайно по новым стандартам образования предусмотрено 3 урока физкультуры в неделю. Мы дополнили этот минимум ещё 1, а в 7-8 классах, где идёт сильный мышечный рост, 2 часами спортивно-оздоровительной деятельности. В школьном возрасте необходимо выработать привычку к спортивным занятиям. В более зрелом возрасте она поможет им сохранить здоровье. Но заставлять детей заниматься спортом не надо, так как это, как правило, приводит к обратному результату. Сначала мы заинтересовываем детей обычными детскими играми: в мяч, в салочки, в «классики» или прятки. Обязательное условие физических упражнений - это свежий воздух.

  • Досугово-развлекательная

Все дети любят интересно проводить свободное время, мы же стараемся, чтобы оно проходило и с пользой для них. Поэтому в досугово-развлекательную деятельность включаем русские посиделки, праздники, инсценированные сказки, конкурсы, фестивали, КВНы, смотры, различные виды соревнований и т.п. всё это способствует духовно-нравственному становлению ребёнка в школе.

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Паспорт Программы 2-3

  2. Пояснительная записка 4-5

  3. Цель и задачи Программы 6

  4. Содержание Программы: 6-26

Блок начальной школы 7-11

Блок 5-11 классов 12-26

  1. План реализации Программы 27-28

  2. Планируемые мероприятия по реализации Программы 29-33

  3. Прогнозируемые результаты.

Модель выпускника МОУ «СОШ №3» 34-35

  1. Ресурсное обеспечение Программы 36-37

  2. Мониторинг реализации Программы 38

  3. Приложения 39-43



47



© 2010-2022