Статья Преемственность как система педагогического сотрудничества

Раздел Завучу
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Романова И.А.


ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ И ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ КАК СИСТЕМА ПЕДАГОГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ


(Муниципальная казенная общеобразовательная организация «Игирменская основная общеобразовательная школа»)


Главная задача, которую ставит государство и общество перед школой, - сформировать личность, способную занять в жизни достойное место, вырастить человека, способного взять ответственность за себя и своих близких. Однако существуют проблемы, не решив которые, невозможно выполнить этот социальный заказ.

1) Узко понимаемая преемственность и непрерывность между начальной и основной школой. Долгое время считалось, что преемственность касается лишь содержания обучения. На самом деле ученикам переход в пятый класс даётся психологически тяжело, потому необходимо выстраивать преемственность не только на уровне содержания, но и на дидактическом, методическом и психологическом уровнях.

2) Непонимание того, что комплект учебников не может быть случайным, произвольным набором, а должен иметь общую методологическую основу, опираться на единую систему психолого-педагогических принципов, иметь одинаково построенный методический аппарат и единое психологическое пространство.

3) Непонимание того, что образовательную систему должна выбирать вся школа - от первого до выпускного класса ― и работать в её контексте над созданием единой образовательной среды; что все учителя: математики и словесники, биологи и историки, физики и географы - все должны действовать, опираясь на общие психолого-педагогические принципы и общие методические приёмы, в рамках общего психологического пространства - ведь у них общие ученики.

Таким образом, непрерывность и преемственность предполагают разработку и принятие единой системы целей, технологий и содержания образования на протяжении всего образования от первого класса до выпускного, а в идеале - от детского сада до последипломного и курсового обучения.

Проблема преемственности и непрерывности в образовании в условиях внедрения ФГОС второго поколения является принципиальным, поскольку стандарты разработаны и утверждены по уровням общего образования. Сохранение единства методологических и концептуальных оснований ФГОС для всех уровней общего образования обеспечено статьями Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам от 30.08.2013 №1015; Правилами разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, федеральными требованиями к образовательным организациям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений и в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников.

Решение вопросов преемственности представляется возможным при целенаправленной, продуманной системе совместной работы всех участников учебного процесса: администрации школы, учителя 4 класса, учителей-предметников, принимающих детей в 5 класс.

Понятие преемственности понимается либо как внутренняя связь между отдельными частями единого курса учебного предмета, либо как использование полученных в начальных классах знаний при дальнейшем изучении предмета, либо как постоянство и единство требований, предъявляемых к обучающимся. Поэтому, рассматривая преемственность на «практическом» уровне, педагоги обращают внимание на три аспекта:

  • преемственность в содержании курса;

  • преемственность в формах и методах работы;

  • преемственность в требованиях к обучающимся.

Именно такие направления изучения проблемы преемственности должны находиться в центре внимания педагогического коллектива школы.

Связь и согласованность компонентов образовательного процесса обеспечиваются грамотной разработкой основной образовательной программы основного общего образования с учетом принципа преемственности с основной образовательной программой начального общего образования. Именно в этих документах школы отражен порядок организации и осуществления образовательной деятельности, целей, задач, принципов, содержания, условий и результатов образовательной деятельности.

Методологические основы предметной преемственности обеспечиваются согласованностью учителей первого и второго уровней обучения при выборе единого УМК. А также разработкой рабочих программ педагогами основной школы после изучения рабочих программ начальной школы с целью отражения в своих документах логической связи целей и задач изучения предмета, методов, приёмов, технологий, форм организации обучения и воспитания, дидактического и диагностического материала. Немаловажная роль отводится разработке Положения о рабочих программах учебного курсы, предмета для первого и второго уровня обучения.

При переходе из начальной школы в основную обучающимся предстоит преодолеть серьезный психологический барьер. Это связано со многими причинами: вместо одного учителя - сразу несколько, у каждого учителя свои требования, свой стиль общения, свои особенности, больше учебных предметов, кабинетная система и другие. Многие учителя, сравнивая отметки, с которыми дети пришли в пятый класс, с отметками за первую четверть, отмечают падение качества знаний.

Чтобы ученикам было легче адаптироваться к новым условиям, очень важно учителю начать обучение предмету с использованием тех методических приёмов, которыми пользуются учителя начальной школы.

Решению проблемы преемственности - обеспечение готовности детей к обучению на следующей ступени школы, было посвящено заседание межпредметного школьного методического объединения МКОО «Игирменская ООШ» в декабре 2015 года. На заседании педагогами был изучен опыт работы учителей школы № 31 г. Ярославль по проблемам преемственности - алгоритм «8 шагов»:

1.Образование временного методического объединения учителей 4-х и будущих 5-х классов (на календарный год)

2.Договоренность об общих целях (портрет выпускника).

3.Открытые уроки в 4-м классах для учителей основной школы.

4.Совместные уроки в 4-м классах учителей основной и начальной школы.

5.Диагностика метапредметных результатов на выходе из 4-го класса

6.Открытые уроки в 5-м класса для методического объединения

7.Обсуждение и решение проблем адаптации 5-х классов

8.Определение эффективности - диагностика, анализ

Решением членов ШМО было создание проблемной группы «Преемственность» с целью внедрение алгоритма организации непрерывного образовательного процесса в условиях принятия педагогами начальной и основной школы общих целей, использования единого комплекта учебников и преемственных образовательных технологий; апробации системы развития универсальных учебных действий обучающихся как целевых ориентиров образовательного процесса на стыках начальной и основной школы; создание и апробация комплексной диагностики уровня развития универсальных учебных действий при переходе из начальной школы в основную.

Первым шагом в январе 2016 года был издан приказ директора школы о создании проблемной группы из учителя 4 класса и учителей-предметников, которым предстоит работать с будущими пятиклассниками.

Вторым шагом в феврале на первом заседании проблемной группы «Преемственность» была достигнута договоренность о едином понимании целей: об уровне универсальных учебных действий, который необходимо получить на выходе из начальной школы и далее развивать в 5 классе и дальше, о соблюдении единых технологий и принципов. При этом педагоги опирались на основные образовательные программы начального и основного образования. В частности, были рассмотрены Концепции математического и филологического образования, планы реализации Концепции в Иркутской области, в Нижнеилимском районе, составлены планы реализации в условиях МКОО «Игирменская ООШ».

Третьим шагом администрацией школы организовано в марте посещение учителями основной школы уроков в 4-м классе по своим предметам и коллективное обсуждение уроков с позиции соблюдения принципов и технологий развивающего образования, демонстрации учениками требуемых умений. При анализе урока обсуждались фрагменты урока: виды деятельности обучающихся, задания и т.д., использование технологий деятельностного типа, какие результаты продемонстрированы в виде УУД, что в следующий раз можно сделать лучше. Положительный опыт - совместными усилиями разработан единый анализ урока по ФГОС:

Четвертым шагом в апреле планируется разработка и проведение учителями основной школы и педагогами начальной школы совместных (бинарных) уроков в 4-х классах с позиций соблюдения договорённостей о преемственности в целях, содержании и технологии. При этом предусматривается три варианта организации таких уроков:

  1. Готовит и проводит урок только учитель основной школы, а учитель начальной школы дает только информацию о классе, темы, отдельные советы

  2. Учителя начальной и основной школы вместе готовят конспект, а проводит урок только учитель основной школы

  3. Оба учителя готовят и проводят урок вместе, распределяя между собой эпизоды урока, поддерживая друг друга в течение всего урока.

Результатом четвертого шага предполагается полная установка сотрудничества учителей основной и начальной школы: вместе готовят урок, вместе проводят, вместе анализируют (при этом сам процесс может идти через острые и трудные споры, но результатом, как правило, довольны оба). Для учеников (и для учителей) предполагается прохождение урока в максимально комфортной обстановке, с минимально возможным числом шоковых ситуаций от ощущения новизны и непонятности приемов и стиля общения нового педагога. Для детей формируется установка: «в 5 классе будет хорошо, привычно, не страшно».

На пятом шаге в мае планируется диагностика универсальных учебных действий и предметных умений, психологического состояния учеников на выходе из начальной школы и на входе в основную школу; итоговое заседание проблемной группы: вывод о соответствии результата согласованному «Портрету выпускника», составление рекомендаций по адаптации будущих пятиклассников, отчёт перед директором и школы за первую половину работы.

Шестой шаг в сентябре - первые уроки в 5-м классе, которые посещают учителя начальной школы; парные обсуждения уроков, проблем адаптации и соблюдении единства целей (УУД), содержания и технологий.

На седьмом шаге в ноябре планируется на заседания проблемной группы «Преемственность» координация работы и решение возникающих проблем адаптации пятиклассников, определение эффективности работы по преемственности ― диагностика универсальных учебных действий и предметных умений, анализ результатов, корректировка деятельности педагогического коллектива, анализ работы группы и решение о дальнейшем сотрудничестве.

В результате совместной деятельности педагогов школа решит такие первоочередные образовательные задачи как обеспечение непрерывного образовательного процесса, направленного на получение нового образовательного результата, с использованием необходимых диагностических, дидактических и методических материалов; воспитание функционально грамотных выпускников, умеющих использовать приобретенные предметные знания и универсальные учебные действия для решения любых задач в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, принципами гражданственности, толерантности и общественной морали.



© 2010-2022