Доклад на педсовете Новые педагогические технологии

Раздел Завучу
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями. Школа в свою очередь ищет пути, которые позволили бы выполнить этот заказ общества. Так было и раньше - требования к образованию часто менялись в зависимости от социально-экономического и политического состояния общества. Именно от учителя общество требует быстрой перестройки, несмотря на то, что не всегда учитель чувствует обратную связь и поддержку. В связи с переходом образовательных учреждений на ФГОС второго поколения возникает острая необходимость изменения подходов к планированию современного урока. Учитывая такие требования к образовательному процессу, учителю необходимо активно использовать современные образовательные технологии. Я считаю ,что системная работа по использованию современных педагогических технологий и их элементов в образовательном процессе способствует повышению качества знаний по предмету. И невозможно придерживаться одной какой-то технологии, ибо они эффективны при умелом сочетании. Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию УУД, является технология развития критического мышления, целью которой является развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс. Роль преподавателя состоит в том, чтобы стимулировать учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме, способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от школьников. При этом важно не критиковать их ответы, даже если они неточны или неправильны. Нам, преподавателям, очень сложно выступать в роли терпеливых слушателей своих учеников. Мы привыкли их поправлять, критиковать, морализировать по поводу их действий. Немецкий педагог Адольф Дистерверг однажды заметил: «Плохой учитель преподносит истину, хороший- учит ее находить».
Я думаю, что новые технологии уникальны тем, что не оставляют учителю иного варианта как быть хорошим учителем, учителем, который выстраивает обучение на основе учета внутренних закономерностей развития ребенка, большое внимание уделяя его индивидуальности. Личностно-ориентированная технология обучения помогает мне в создании творческой атмосферы на уроке, а так же создает необходимые условия для развития индивидуальных способностей детей.
Технология уровневой дифференциации способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельного творческого мышления. Разноуровневые задания облегчают организацию занятия в классе, создают условия для продвижения учащихся в учебе в соответствии с их возможностями. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации.
Использование методов, основанных на создании проблемных ситуаций и активной познавательной деятельности учащихся, позволяет мне нацелить ребят на поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации знаний. Исследовательские методы в обучении дают возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого учащегося. Прекрасные возможности для поисковой и исследовательской деятельности школьников дает метод проектов.Данная технология дает возможность: не столько передавать ученикам сумму знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач; развивать умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения; приобретать и совершенствовать коммуникативные навыки и умения, расширять человеческие контакты, знакомство с людьми и новыми объектами исследования; познакомиться с разными культурами, разными точками зрения на одну и ту же проблему и т.д.
Я считаю, что использование на уроках игровых технологий обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Так включение в урок игровых моментов делает процесс обучения более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает преодолевать трудности в обучении.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлекcировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность и личные качества учащихся. При традиционных методах обучения учитель чаще всего работает сразу со всем коллективом класса с преобладанием фронтальных видов деятельности, где сильный ученик всегда в выигрыше: он быстрее «схватывает» новый материал, быстрее его усваивает, и учитель в большей мере опирается именно на него. А слабый раз от разу становится еще слабее, поскольку ему не хватает времени, чтобы все четко понять, ему не хватает характера, чтобы задать учителю вопросы, соответственно он не может быстро и правильно отвечать и только «тормозит» ритмичное продвижение класса к успеху. У него постепенно развивается по определению психологов «выученная беспомощность». А можно учиться по-другому, когда рядом с тобой твои товарищи, у которых можно спросить, если что-то не понял, можно обсудить решение очередной задачи, т.е. использовать методику работы в группах. Данная методика основывается на взаимном обучении при совместной работе учащихся в малых группах. Становится ясно, что ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. Моя задача, как учителя, организовать учебную деятельность таким образом, чтобы полученные знания на уроке учащимися были результатом их собственных поисков. Но эти поиски необходимо организовать, при этом управлять учащимися, развивать их познавательную активность. Все названные технологии при целесообразном их применении стимулируют, активизируют деятельность школьников. Учащиеся принимают активное участие в предметных неделях, участвуют в олимпиадах, у слабых учащихся снижается порог тревожности. Ученик и учитель, взаимодействуя между собой в учебном процессе, строят свое взаимодействие на принципах сотрудничества. Учитель, должен быть профессионально компетентным специалистом, гуманистом, знающим и понимающим психологию ребенка. У современного учителя кардинально изменено отношение к ученику, уходит из практики авторитарность. Педагог должен уважать ребенка. Сегодня учителя ребенок не может интересовать только как ученик. У каждого из них свои качества, потребности, цели, желания, поэтому учитель должен относиться к ученику как человек к человеку. Учитель не должен видеть ученика только в будущем, каким он должен стать, а понять его сегодняшнего, такого, какой он есть: с его трудностями в учебе, переживаниями. У современного хорошего учителя должен быть построен индивидуальный образовательный маршрут для каждого ученика. На уроке ученик и учитель должны быть сотрудниками. Только в деловой и доброжелательной обстановке ребенок будет раскрывать и реализовывать свои возможности. Главным работником на уроке должен быть ученик. Современные требования к учителю таковы, что он помогает ученику учиться самому, воспитывает потребность в образовании.
Формированию эффективных взаимоотношений учителя и ученика в большей степени способствует демократический стиль общения учителя, осуществление учителем индивидуального подхода к детям, творческий характер учебных заданий.


© 2010-2022