Система мероприятий по обеспечению педкадрами образования области

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Развитие профессиональных качеств

преподавателя педагогического колледжа

как условие результативной деятельности педагогических образовательных учреждений области


Меденкова Г.В.

зам. директора

по учебной работе

ИПК


Повышение профессионализма работников образования - приоритетная задача образовательной политики. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» перед всеми уровнями профессионального образования поставлена цель - обеспечить подготовку конкурентоспособных и мобильных на рынке труда специалистов, адаптированных к современным условиям и задачам труда на уровне мировых стандартов.

Конкурентоспособность - это показатель, характеризующий уровень профессиональной, социальной и личностной компетенции педагога, обеспечивающей ему уверенность в своих силах и способность выдержать конкуренцию на рынке труда.

В условиях формирующегося в нашей стране рынка образовательных услуг степень конкурентоспособности самого учебного заведения находится в прямой зависимости от уровня конкурентоспособности его выпускников, поэтому повышение профессиональной квалификации педагогов образовательного учреждения способствует результативности деятельности последнего.

Цели модернизации образования включают в себя, среди прочих, повышение качества и эффективности образования.

Одним из условий реализации этих целей должно стать формирование непрерывного профессионального роста педагогических кадров, создание эффективной системы повышения их квалификации не только на федеральном или уровне субъектов Федерации, но и на уровне учебных заведений и их горизонтальных и вертикальных связей с учетом интеграционных процессов, происходящих в высшем, среднем и общем образовании.

Усиление конкуренции, реализация профессиональных образовательных программ согласно заказам и договорам с учредителями, местными органами власти, органами занятости населения, юридическими и физическими лицами требуют повышения квалификации педагогов, роста профессиональной мобильности. В соответствии с этим необходимо выстроить многоуровневую структуру повышения профессионального мастерства.

Используемые в публикациях термины многоуровневого образования можно условно разделить на следующие подгруппы ( Занина Л.В., 2000):

  • термины, характеризующие многоуровневость (многоступенчатость) системы образования в целом: преемственные образовательные программы и государственные образовательные стандарты различного уровня и направленности, образовательные учреждения различных организационно-правовых форм, типов, видов, органы управления образованием и подведомственные им учреждения и предприятия;

  • термины, используемые для характеристики многоуровневости ( многоступенчатости) системы высшего образования: неполное высшее образование, бакалавриат, магистратура, специалист;

  • термины, используемые для характеристики многоуровневости (многоступенчатости) структуры подготовки кадров: непрерывное образование взрослых, послевузовское образование, дополнительное образование.

В качестве основной методологической идеи многоуровневой профессионально-педагогической подготовки выступает непрерывное образование.

Впервые термин «непрерывное образование» был использован в материалах ЮНЕСКО (1968). В 1996 г. в Женеве состоялась Международная конференция по образованию, которая была посвящена теме «Усиление роли учителей в изменяющемся мире». В материалах конференции подчеркивается роль учителя, как человека, организующего образовательный процесс и обеспечивающего его высокое качество. В 1997 г. прошла пятая Международная конференция ЮНЕСКО по образованию взрослых, девизом которой был: «Непрерывное образование для всех. Учение взрослых: ключ к 21 веку». Непрерывное образование способствует ликвидации пробелов в знаниях, дает человеку возможность успешно адаптироваться в изменяющихся условиях жизни современного общества. Таким образом, «непрерывное образование» - это универсальный способ осуществления процесса образования, продолжающегося в течение всей жизни (Занина Л.В., 2000).

В условиях реформы образования, обновления его содержания и форм востребован новый образ педагога, способного своей деятельностью в новых социальных обстоятельствах осуществлять не только процесс образования студентов, но и самого себя.

О разработке и апробации современного содержания и новых форм повышения квалификации работников образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования в целях подготовки к решению задач модернизации образования идет речь и в «Основных направлениях и задачах модернизации педагогического образования».

В связи с вышеизложенным в Истринском педагогическом колледже возникла необходимость появления программы «Непрерывное профессиональное образование выпускников и педагогов колледжа».

Основные идеи программы:

  • осуществление изменений в системе образования невозможно без того, кто эти изменения будет осуществлять - студентов и педагогов;

  • педагог - не транслирующий знания объект, а субъект, самостоятельно определяющий цели и смысл своей деятельности, образующий не только студентов, но и себя самого;

  • профессиональное образование педагога в новых социальных условиях требует опоры на новые принципы, один из них - принцип непрерывности.

Цель программы:

  • создание проекта модели взаимодействия среднего профессионального и высшего профессионального учебных заведений для осуществления принципа непрерывности профессионального образования выпускников и педагогов колледжа на основе активизации деятельности ПЦК в колледже и взаимосвязи между ПЦК колледжа и кафедрами вуза.

Ожидаемые результаты программы (сформулированы на основе Программы развития непрерывного педагогического образования России на 2001-2010 годы):

  • непрерывное повышение уровня профессиональной компетентности педагогов колледжа;

  • достижение конкурентоспособности и профессиональной мобильности выпускников Истринского педагогического колледжа на рынке труда;

  • овладение педагогами правовой, экономической, социальной культурой, востребованной в современных условиях;

  • максимальная ориентация на конкретные запросы субъектов рынка образовательных услуг;

  • овладение педагогами современными информационными технологиями, что необходимо в информационном обществе, характеризующимся постоянным ростом объема знаний;

  • создание в Истринском педагогическом колледже системы информационно-библиографического обеспечения преподавателей и студентов;

  • приобщение педагогов и студентов к методической и научно-исследовательской деятельности, развитие умения вести самостоятельную научно-исследовательскую работу;

  • участие педагогов в муниципальных и федеральных конкурсах методических и научных проектов;

  • увеличение печатных изданий учебной, методической и научной литературы;

  • подготовка и проведение конференций и семинаров по проблемам непрерывного педагогического образования на основе горизонтальных и вертикальных связей.

Для осуществления намеченной программы целесообразно использовать метод моделирования.

Большой вклад в теорию и практику формирования модели профессионала внес коллектив во главе с Е.Э. Смирновой. За основу модели специалиста она взяла модель его деятельности, выделив для описания деятельности специалиста следующие базовые характеристики (Смирнова Е.Э., 1977, с.27):

  • проблемы (задачи), которые приходится решать специалисту в профессиональной деятельности;

  • типы деятельности, то есть способы или приемы, с помощью которых решаются сформулированные задачи;

  • функции, то есть обобщенные характеристики основных обязанностей, выполняемых в соответствии с требованиями профессии;

  • пути решения выделенных проблем или задач;

  • знания теоретического или прикладного характера, которыми оперирует в своей деятельности специалист;

  • умения и навыки, с помощью которых достигаются желаемые результаты;

  • качества (индивидуально-типические параметры) личности, обеспечивающие успешность действий в избранной области;

  • ценностные ориентации и установки.

Еще одной моделью специалиста является его квалификационная характеристика. Л.В. Макарова считает, что модель деятельности специалиста включает в себя квалификационную характеристику специалиста как описание объективных требований, выполнение которых позволит ему успешно решать свои профессиональные задачи (Макарова Л.В., 1992, с.6)

Модели профессиональной деятельности преподавателя педагогического колледжа являются конкретизацией моделей специалиста. На разных квалификационно-должностных уровнях (высшая квалификационная категория, первая квалификационная категория, вторая квалификационная категория) непрерывного образования преподавателя педагогического колледжа присутствуют разные модели. Если обобщить все квалификационные характеристики на разных квалификационно-должностных уровнях, то можно сформировать проект модели квалификационной характеристики преподавателя педагогического колледжа ( на основе квалификационной характеристики преподавателя высшей школы - Матушанский Г.У., 2000):

Характеристика деятельности преподавателя педагогического колледжа

1. Цель деятельности преподавателя педагогического колледжа: передача новому поколению элементов культуры, созданной предшествующими поколениями.

2. Сфера деятельности преподавателя педагогического колледжа: Среднее профессиональное образование.

3. Объекты деятельности преподавателя педагогического колледжа:

  • содержание образование,

  • образовательные технологии,

  • методы, способы и средства реализации технологий.

4. Виды деятельности преподавателя педагогического колледжа:

  • профессионально - педагогическая;

  • научно - исследовательская;

  • профессиональная (по базовой специальности);

  • административно - хозяйственная;

  • управленческая;

  • коммерческая;

  • общественная.

5. Уровни деятельности преподавателя педагогического колледжа:

  • репродуктивный (узнавание, воспроизведения, репродуктивного применения),

  • продуктивный (синтеза, оценки, моделирования).

6. Квалификационно-должностные уровни: II категория, I категория, высшая категория.

7. Основные проблемы (задачи) в деятельности преподавателя педагогического колледжа:

  • проблемы, связанные с содержанием обучения;

  • проблемы методического обеспечения курса;

  • проблемы социально - психологического регулирования деятельности студентов;

  • проблемы выбора форм, методов и технологий обучения;

  • проблемы выбора и реализации системы контроля уровня обученности студентов;

  • проблемы профориентации и профотбора абитуриентов;

  • проблемы воспитания и формирования личности студентов;

  • проблемы создания и обновления материально - технической базы учебных лабораторий;

  • проблемы участия в научно - исследовательских работах;

  • проблемы повышения квалификации;

  • проблемы участия в общественной работе;

  • проблемы, связанные с коммерческой деятельностью (маркетинг, менеджмент, реклама образовательных услуг);

  • проблемы профессионального общения со студентами, коллегами, администрацией, представителями других организаций;

  • проблемы взаимодействия учебного процесса с производством (практикой).

Характеристика личности преподавателя педагогического колледжа

Преподаватель педагогического колледжа должен знать: фундаментальные основы преподавания учебной дисциплины;

  1. основные достижения, проблемы и тенденции развития соответствующей учебной дисциплине научной области;

  2. нормативно - правовые аспекты функционирования системы высшего образования и ее подсистем;

  3. содержание, формы и методы проектирования и организации образовательного процесса в вузе;

  4. современные подходы к моделированию учебной и профессиональной деятельности в высшей школе;

  5. валеологические и психофизиологические аспекты образования;

  6. проблемы и методы воспитания в высшей школе;

  7. возрастные и психологические особенности учащихся.

Преподаватель педагогического колледжа должен уметь:

  1. формулировать и решать научно - исследовательские и педагогические задачи;

  2. выбирать, модифицировать и разрабатывать новые методы исследования;

  3. вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;

  4. представлять итоги проделанной работы в виде научных и педагогических документов с привлечением современных средств редактирования и печати;

  5. проводить научный и педагогический эксперимент;

  6. обрабатывать и анализировать полученные результаты;

  7. приобрести новые знания, используя современные информационные образовательные технологии;

  8. на научной основе организовывать свой труд;

  9. четко и корректно излагать учебный материал, используя современные достижения науки и техники;

  10. определять стратегические, тактические и оперативные цели обучения и воспитания;

  11. оценивать и использовать позитивный педагогический опыт;

  12. осуществлять педагогический контроль;

  13. использовать различные дидактические средства;

  14. вести дискуссию и доказывать свои убеждения;

  15. организовывать работу учащихся, находиться и принимать управленческие решения;

  16. выявлять психологическое состояние учащихся;

  17. стимулировать учебную деятельность;

  18. прогнозировать возможные варианты развития личности учащихся.

Преподаватель педагогического колледжа должен владеть:

  1. методами научных исследований в сфере основной профессиональной подготовки;

  2. методами организации научно исследовательской работы;

  3. навыками преобразования научного знания в учебный материал;

  4. навыками реферирования и аннотирования научной и педагогической литературы;

  5. основами научно - методической и учебно-методической работы в высшей школе;

  6. инструментарием педагогического анализа и проектирования;

  7. навыками подготовки служебных документов и деловой переписки;

  8. понятийно - категориальными аппаратом педагогической теории и практики;

  9. современными образовательными методиками и технологиями;

  10. навыками использования компьютерной техники и информационных технологий в учебном процессе и научных исследованиях;

  11. деловой профессионально ориентированными иностранным языком;

  12. методами и приемами составления учебных задач, упражнений и тестов;

  13. методами и приемами устного и письменного изложения материала;

  14. методами формирования навыками самостоятельной работы учащихся;

  15. навыками сохранения и укрепления здоровья;

  16. методами эмоциональной само регуляции.

Среди уровней педагогического мастерства преподавателей педагогического колледжа: репродуктивного; адаптивного; локально - моделирующего знания обучаемых; системно - моделирующего знания; системно - моделирующего деятельность преподавателя педагогического колледжа, имеющий квалификацию «преподаватель». Должен иметь уровень педагогического мастерства не ниже адаптивного. Преподаватель педагогического колледжа, имеющий квалификацию доцента, должен иметь уровень педагогического мастерства не ниже локально - моделирующего знания обучаемых; профессора - не ниже системно - моделирующего знания.




Сформированный проект модели преподавателя педагогического колледжа можно взять за основу профессионального мастерства, а ответственность за развитие профессиональных качеств преподавателей возложить на деятельность предметно-цикловых комиссий (ПЦК).

Главная цель моделирования в нашем случае - создание проекта модели взаимодействия средних и высших профессиональных учебных заведений для осуществления принципа непрерывности профессионального образования студентов и педагогов колледжа.

Задачи моделирования:

  1. Объединение вуза и колледжа на единых теоретических позициях, наличие близких взглядов на специфику педагогической деятельности.

  2. Определение места, функций и особенно каждого учреждения в общей системе непрерывного педагогического образования.

  3. Регулярная, систематическая диагностика результатов деятельности вуза и колледжа с целью коррекции учебной деятельности и организационно - педагогических условий её осуществления. Особое внимание здесь нужно обратить на «стыки» - моменты перехода обучающегося из одного учреждения в другое со всеми проблемами адаптации личности как субъекта образовательной деятельности в новых условиях.

  4. Постоянная коррекция учебных планов и образовательно-профессиональных программ для обеспечения их преемственности и взаимосвязи; разработка их научно - методического обеспечения; коррекция форм, методов, образовательных технологий.

  5. Оптимизация использования кадрового потенциала вуза и колледжа. Нужна серьезная работа по кадровому обеспечению согласованных учебных планов и программ, развитию собственного кадрового потенциала через выделение мест для специалистов колледжа в аспирантуре; развитие практики статировок; реального включения всех основных сотрудников в научно - исследовательскую и научно - методическую работу; обмен специалистами вуза и колледжа ряда учебных дисциплин; оказание взаимного консультирования, методической помощи, обеспечение деятельности научных и методических структур и др.

  6. Создание единого информационного пространства вуза и колледжа через взаимообмен библиотечной литературой совместный анализ нового нормативного и учебно-методической документации, скоординированную издательскую деятельность, возможность обмена информацией через глобальные информационные сети и др.

  7. Создание эффективных организационно - управленческих структур поддержки модели взаимодействия вуза и колледжа для осуществления принципа непрерывности профессионального образования студентов и педагогов колледжа.

  8. Установление взаимосвязи между предметно - цикловыми комиссиями колледжа и кафедрами вуза, таким образом развитие профессиональных качеств преподавателя педагогического колледжа - одно из условий результативной деятельности педагогического образования учреждений, а создание проекта области модели взаимосвязи вуза и колледжа позволит осуществить принцип непрерывности профессионального образования студентов и педагогов колледжа, будет способствовать повышению социокультурного потенциала региона и развитию региональной системы образования.




создание проекта модели системы повышения профессионального мастерства преподавателей педагогического колледжа через преобразование деятельности предметно-цикловых комиссий.

Задачи моделирования:

  • организация непрерывной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов через деятельность ПЦК;

  • внедрение в ПЦК постоянно действующей системы оценки и аттестации работников;

  • создание в ПЦК благоприятных социальных и морально-психологических условий обучения и развития педагогов;

  • создание в ПЦК условий для непрерывного самообразования;

  • создание в ПЦК необходимой методической базы повышения квалификации;

  • создание в ПЦК благоприятных условий для овладения и использования современных информационных технологий;

  • установление ПЦК взаимовыгодных отношений с заинтересованными субъектами внешней среды;

  • участие ПЦК в системе профессиональной ориентации колледжа;

  • организация в ПЦК распространения передового опыта во внешней среде образовательного пространства;

  • развитие в ПЦК организационно-педагогической культуры, максимальное согласование деятельности всех членов ПЦК через работу методического и педагогического советов.

Создание проекта модели позволит преобразовать деятельность предметно-цикловых комиссий по развитию профессионального мастерства педагогов от реально существующего уровня к более высокому.


Факультет социальной педагогики

Целью обучения является: формирование у студентов способностей всестороннего понимания проблем взаимоотношений детей и взрослых в городском социуме, а также подготовка выпускников к оказанию профессиональной социально - педагогической помощи различным категориям семей и детей в трудных жизненных ситуациях; формирование у студентов навыков и умений профессионального использования имеющихся ресурсов и возможностей социальных университетов города, самих нуждающихся для разрешения детско-юношеских проблем социализации в реформируемом обществе.

Усилия факультета сосредоточены на подготовке специалистов для профессиональной деятельности по оказанию социально - педагогической поддержки детям, взрослым и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Объектом их внимания являются прежде всего трудные дети и подростки, дети с ограничениями в развитии, педагогически несостоятельные родители и маргинальные семьи.

Последующие шаги развития факультета ориентированы на социально - педагогическую деятельность по социализации детей и взрослых, семей в новых социально - экономических условиях жизнедеятельности общества. В этом плане, объектом внимания при подготовке специалистов становятся, кроме вышеназванных, семьи и дети, относящиеся к, так называемым, «среднестатистическим группам», т.е. сфера деятельности специалиста расширяется до уровня системного массового социально - педагогического обеспечения взрослых, детей и различных групп населения города.

Основной целью обучения на факультете является формирование у студентов способности всестороннего понимания проблем взаимодействия взрослых и детей, различных социальных групп в городском (общинном) социуме, подготовка выпускников к оказанию социально - педагогической помощи различными категориями семей и детей в трудной жизненной ситуации на основе использования имеющихся социальных ресурсов и возможностей социальных университетов города и самих нуждающихся для разрешения, прежде всего, детско-юношеских проблем.

Основными направлениями деятельности факультета является учебно-методическая работа, обеспечение учебного процесса, индивидуальная работа со студентами, организационная работа по руководству кафедрами, научно - исследовательская работа.


Основными задачами факультета являются:

1. Подготовка кадров гуманитарного профиля с высшим профессиональным образованием для социально - педагогической коррекционно - развивающей консультационной и управленческой деятельности в городских образовательных структурах, организациях различных типов и видов в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по специальности 031300 «Социальная педагогика» и методических рекомендаций УМО вузов Российской Федерации по педагогическому образованию.

2. Проведение учебно-методической работы среди профессорско-преподавательского состава по оказанию помощи в повышении качества преподаваемых ими дисциплин, в апробации новейших методик обучения и воспитания будущих специалистов, в подготовке и использовании необходимых дидактических материалов.

3. Руководство научно - исследовательской работой профессорско-преподавательского состава факультета по актуальным проблемам социальной педагогики и социальной работы в интересах повышения качества образовательного процесса и обеспечения соответствия подготовки выпускников вуза требованиям предъявляемым к современному социальному педагогу.

4. Осуществление межпредметного взаимодействия и оказание помощи кафедрам в проведении методической работы с преподавателями по этим вопросам на этапах разработки. Реализации основных образовательных программ; принятие мер по исключению дублирования и нарушения структурно - логической схемы изучаемого материала.

5. Организация взаимодействия с образовательными учреждениями и организациями города по реализации различных форм социально - педагогической практики студентов, достижение полноты и качества выполнения договорных обязательств со стороны Университета и учреждений (организаций), являющихся учебно-производственной подготовки выпускников и определению их в послевузовском профессиональном пространстве.

6. Поддержание взаимодействия с Московским социально - педагогическим колледжем по созданию и реализации возможностей системы непрерывного профессионального образования на уровне « колледж - вуз» по специализациям факультета. Практиковать лучшее из этого опыта в отношении других средних специальных учреждений педагогического профиля.

7. Осуществление мер по обеспечению студентов факультета необходимой учебной, учебно-методической литературой; своевременное, совместно с кафедрами. Принятие мер по изданию и обновлению литературы, прежде всего, программ, учебных пособий, учебно-методических

материалов и практических заданий.

8. Развитие и совершенствование студенческого самоуправления и активного участия студентов в формировании образовательной политики факультета посредством проведения постоянных встреч с преподавателями факультета для обсуждения проблем, замечаний, предложений и других вопросов, касающихся жизни студентов в Московском городском психолого-педагогическом университете.

Содержанием деятельности факультета является:

1. В учебно-методической работе:

- формирование и реализация совместно с другими структурами Университета идеологии развития функционального аспекта подготовки социальных педагогов и перспектив совершенствования учебного процесса и методической работы адекватно изменяющейся социально - педагогической практике и потребностей города в специалистах этого профиля;

- проведение всех видов учебных занятий со студентами и иными категориями обучаемых, руководство различными видами практика, психолого-педагогическая практика, а также курсовыми и выпускными квалификационными работами по профилю специализаций факультета;

- перспективное планирование учебно-методической деятельности факультета в контексте задач Московского городского психолого-педагогического университета в соответствии с существующими Государственными образовательными стандартами по соответствующим направлениям и рекомендациями Учебно-методических объединений вузов России по педагогическому образованию;

- изучение и обобщение совместно с представителями учреждений, организаций сферы образования и социальной защиты населения инновационного опыта деятельности специалистов различного профиля, требований нормативных документов и внедрение их в учебный процесс; организация по этим вопросам постоянно действующего семинара профессорско-преподавательского состава факультета с целью совершенствования их методической подготовки;

- совершенствование профессиональных образовательных программ, учебно-методических материалов с учетом изменяющейся социально - педагогической практики и отзывов преподавателей, студентов (выпускников) по их улучшению; проводить работу по подготовке к изданию учебно-методических материалов, учебных программ и других материалов в интересах образовательного процесса.

2. В научно - исследовательской работе:

- внедрение научных достижений в учебный процесс, развитие этих целях научного творчества молодежи, привлечение к научной деятельности аспирантов и студентов; проведение конкурсов студенческих научных работ;

- проведение ежегодных факультетских психолого-педагогических чтений и издание научных сборников и других научно - методических изданий по материалам обсуждаемых на них теоретических и практических проблем;

- развитие зарубежных научных контактов с социальными образовательными и научными структурами путем участия в международных научно - практических конференциях, симпозиумах и семинарах;

- участие в подготовке кадров высшей квалификации через аспирантуру, докторантуру и соискательство в области психолого-педагогического обеспечения процессов социального развития города;

- совместно с библиотекой проведение для студентов - первокурсников и слушателей курсов повышения квалификации библиотечно-библиографических уроков и научно - практических конференций по вопросам развития библиотечно-библиографического дела;

3. В организационной работе по руководству кафедрами:

- развитие системы взаимодействий с кафедрами с учетом реальных социальных отношений в педагогических коллективах и педагогических предпочтений в реализации целей подготовки специалистов сферы социального образования;

- совершенствование межкафедрального взаимодействия, оказание помощи кафедрам в проведении работы с преподавателями по вопросам межпредметного взаимодействия на этапах разработки, реализации профессиональных образовательных программ; принятие мер по исключению дублирования изучаемого материала;

- содействие кафедрами в решении задач научно - исследовательской работы и издательской деятельности; оказание помощи кафедрам в работе по подготовке выпускниками дипломных работ;

- формирование совместно с кафедрами концептуальных положений о практическом аспекте подготовки специалистов. Разработка документов по взаимодействию (включая подготовку договоров) с учреждениями и организациями социальной сферы в интересах практики студентов и перспектив трудоустройства в них выпускников факультета;

- осуществление совместно с кафедрами контроля за качеством проведения и посещаемостью учебных занятий студентами; обобщение аналитического материала о качестве образовательной деятельности кафедр за семестр, учебный год.

4. В обеспечении учебного процесса факультета:

-проведение работы по совершенствованию профессионального потенциала (качественной характеристике) профессорско-преподавательского состава в различных формах повышения квалификации и самообразования, по участию их в научно - исследовательской деятельности;

- проведение мероприятий по своевременному подбору кадров профессорско-преподавательского состава, по распределению учебной нагрузки на преподавателей кафедр, по контролю и учету выполненных преподавателями работ и оплате их деятельности;

- организация мероприятий по повышению личной ответственности профессорско-преподавательского состава за выполнение преподавателями функциональных обязанностей и реализации решений, принимаемых на кафедре;

- определение оптимально необходимого объема учебно-методической литературы, издаваемой для обеспечения учебного процесса студентов дневного (очного), вечернего и заочного отделений;

- планирование обновления (издания) учебно-методической литературы, прежде всего учебных программ, учебных пособий и практических заданий с учетом графика движения студентов социально - педагогического факультета;

- принятие мер по созданию и работе компьютерных, методических классов и лабораторий, обеспечению их необходимыми для учебного процесса оборудованием, техническими и аудиовизуальными средствами обучения, программным обеспечением освоения основных профессиональных образовательных программ;

- внедрение научной организации учебно-воспитательного процесса, учебной и педагогической деятельности с использованием наиболее эффективных средств, организационных форм и методов обучения, современных психолого-педагогических технологий подготовки специалистов с профессиональным высшим социальным образованием.

5. В индивидуальной работе со студентами:

- проведение индивидуальной дифференцированной работы со студентами по вопросам прав и обязанностей студента, порядка разрешения различных вопросов, связанных с организацией учебной деятельности, досуга, личного социального и профессионального роста и самореализации;

- оказание помощи студентам в профессиональном определении и выборе специализации, а также разрешении различных вопросов организации и выполнения студенческих практик, проведения необходимых исследований и стажировок;

- формирование у студентов мотивации к успешному освоению профессиональных образовательных программ, активному участию в студенческих мероприятиях, научной работе и спортивной жизни факультета;

- воспитание у студентов чувства ответственности и уважения к правам и свободам человека, Конституции и законов России, верности нормам Кодекса этики социального педагога и социального работника;

- осуществление работ по подготовке и сверке документов студентов - выпускников, необходимых для оформления дипломов об окончании высшей учебного заведения и приложения к ним;

- разрешение и предупреждение развития противоречий во взаимоотношениях студента в учебной группе, в среде преподавателей или других сотрудников, причастных к образовательному процессу факультета и оказывающих дезорганизующее воздействие на учебную деятельность, формирование личности будущего специалиста.



Концептуальные положения развития факультета социальной педагогики.

Многофункциональная теория и практика социально - педагогической деятельности составляет сегодня актуальную область научной, образовательно-воспитательной, организационной и развивающей деятельности. Эффективность ее преобразующих влияний на все сферы государственной социальной политики зависит от многих объективных и субъективных факторов, в том числе от уровня и качества решения задач подготовки высококвалифицированных специалистов в области теории и практики социальной педагогики в условиях базового высшего профессионального образования. Решение этих задач факультетом социальной педагогики осуществляется в условиях:

- устойчивости тенденций переориентации российской социальной политики в условиях рыночных отношений на реформирование сферы образования, которая становится основным социальным университетом социализации личности на основе восстановления ее социальной активности;

- расширения системы специализированных служб различного профиля, для которых в числе первостепенных задач, все чаще проявляются интегративные проблемы социально - педагогического свойства, требующие решения проблем взрослых и детей на профессиональном уровне;

- приближения к критической точке накопления нереализованных в социальной сфере числа педагогических услуг и уровнем все возрастающих социальных проблем, требующих ускоренного внедрения достижений социальной педагогики в профессиональную деятельность специалистов различного профиля, предоставляющих помощь клиентам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

- усиления активности семьи, различных возрастных групп населения в приобщении к ценностям педагогики отношений, интенсификации деятельности специалистов различного профиля, вызвавшей смещение акцента в структуре социально - педагогической помощи на приоритет активных форм социальной поддержки, массовое использование педагогических технологий разрешении проблем клиента. С этой точки зрения социально - педагогическая деятельность представляется как многоплановая и многоуровневая работа специалистов педагогического профиля по развитию и удовлетворению разнообразных потребностей и интересов детей и взрослых, по их социальной защите, поддержке личностного развития, социальной адаптации, подготовке к условиям конкуренции в современном обществе. Как вид профессиональной деятельности она имеет свою структуру, основными составляющими которой являются:

- информационно - воспитательная работа, представляющая собой комплекс многопрофильных мер информационного, воспитательного, развивающего свойства, направленных на формирование, поддержание жизнеспособности детей и подростков в процессе освоения ими общих, профессиональных и специальных знаний на различных уровнях системы образования;

- социально - правовая работа, основным содержанием которой является реализация совместно с другими социальными университетами организационно - правовых и гуманитарных возможностей по охране детства, защите общегосударственных прав, свобод детей и подростков, а также развитие и обеспечение действенности правового поля в образовательном учреждении;

- психо - социальная работа, содержание которой составляют диагностические, информационно - аналитические, сопроводительные (консультативно - посреднические), восстановительно - реабилитационные и прогностические мероприятия, направленные на формирование и поддержание у участников образовательного процесса психологической устойчивости к воздействию различных факторов. А также оказание различных видов психологической помощи по вопросам обучения, воспитания, развития и самосовершенствования детей и подростков;

- культурно - досуговая работа, в сфере которой осуществляется разносторонняя деятельность различного социокультурного жанра, направленная на формирование социальной активности у участников учебно-воспитательного процесса на основе стимулирования позитивных эмоциональных состояний различными средствами искусства и народного творчества:

- медико-оздоровительная работа, предназначенная для поддержания и дальнейшего развития физиологических, интеллектуальных и иных способностей учащихся образовательных учреждений значимых для обучения, взаимодействия с окружающей социальной средой и профессиональной деятельности.

Выше обозначенные виды социально - педагогической деятельности составляет лишь основу ее многопрофильности. В реальной жизни образовательного учреждения ее содержание дополняют: спортивно - воспитательная или спортивно - оздоровительная работа, консультативно - посредническая работа, профилактическая работа и другие. В современных условиях деятельности образовательных учреждений субъектом реализации каждого из имеющихся видов рассматриваемой профессиональной деятельности выступает, как правило, соответствующая служба: социально - педагогическая, психологическая, медико - педагогическая и т.д.

В теории и практике существования социально - педагогических служб образовательных учреждений в зависимости от основания квалификации их работы выделяют два основных направления социально - педагогической деятельности:

1. Социально - педагогическая работа с различными категориями учащихся, их родителей, педагогами и специалистами других социальных университетов. Это может быть и специалистами других социальных университетов. Это может быть работа с детьми и подростками (одаренными, «среднестатистическими», гиперактивными, социально запущенными, дезадаптивными, детьми - инвалидами и т.д.). Это может быть работа с различными категориями семей, имеющими учащихся различных образовательных учреждений. Работа по взаимодействию с педагогами, воспитателями, социальными работниками образовательного учреждения и специалистами других социальных университетов обеспечивает реализацию принципа открытости самой деятельности.

2. Социально - педагогическая работа в различных образовательных учреждениях и, в частности, в дошкольных образовательных учреждениях, (включая специальные коррекционные образовательные учреждения), общеобразовательных школах, гимназиях, учреждениях дополнительного образования, профессиональных клубах, лицеях, профессионально - технических училищах, колледжах и высших учебных заведениях. Каждый уровень образования вносит в социально - педагогическую работу специалистов свои специфические особенности по субъекту внимания и взаимодействия, по содержанию и характеру действий специалиста, по формам и методам работы с учащимися и их родителями и т.д.

Социально - педагогическая деятельность образовательного учреждения открытого типа проявляются в различных формах, основными из которых являются: социально - педагогическая диагностика, социально - педагогическая профилактика социально - педагогическая поддержка, психосоциальная коррекция, педагогическое сопровождение, индивидуальное и групповое консультирование, посредничество, медико-педагогический консилиум, медико-педагогическая коррекция и реабилитация, другие.

16

© 2010-2022