ДОКЛАД: Организация учебного сотрудничества на уроках в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема «Организация учебного сотрудничества на уроках в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО».

Китайская народная мудрость гласит: «Скажите мне, и я забуду. Покажите мне, и я запомню. Вовлеките меня, и я научусь».

Важным для изучения вопроса учебного сотрудничества становиться принцип единства деятельности и общения.

Осмысление и принятие учеником знаний проходит гораздо продуктивнее, если эти знания осваиваются в активной форме с применением педагогики сотрудничества.

Обучение младших школьников с применением технологии сотрудничества даёт возможность наиболее полно реализовать идею личностного ориентирования обучения и помогает решить целый ряд учебно-методических задач.

В своих исследованиях Г.А.Цукерман приходит к выводу, что учебное сотрудничество - это работа ребёнка и взрослого по взаимопониманию, по выяснению позиций точек зрения всех участников взаимодействия и их координация.

Основные аспекты педагогического сотрудничества:

  • Сотрудничество обучающихся как учебное воздействие

  • Сотрудничество учителя и обучающихся как основа педагогического общения

Каждый учитель, стремится воспитать ученика, умеющего учиться, стремиться обучить детей умению спросить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний.

Умение учиться - существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личного морального выбора.

«Начальная школа должна помочь детям освоить эффективные средства управления учебной деятельностью, развить способности к сотрудничеству.

Психологи давно определили, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребенка является не индивидуальная работа под руководством сколь угодно чуткого взрослого, а сотрудничество в группах совместно работающих детей.

Цели организации совместной учебной работы:

- эмоциональная поддержка, без которой многие дети не могут добровольно включиться в общую работу класса;

- возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах;

- опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться: цель - планирование - рефлексия.

Требования к организации обучения в сотрудничестве:

  • особая среда, побуждающая учеников и учителей к учебному диалогу;

  • практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов;

  • доминирование парной и групповой форм работы на уроке;

  • преобладание на уроке и во внеклассной деятельности исследовательских и частично поисковых методов обучения;

  • использование исследовательских методов: определение проблемы, выдвижение гипотезы решения поставленных задач, групповое обсуждение методов исследования, оформление результатов, анализ полученных данных, групповая защита.

Компетенции при обучении в сотрудничестве:

  • Деятельностная компетентность позволяет обучающимся принимать ответственное решение в той или иной ситуации и обеспечить своими действиями его воплощение в жизнь;

  • Информационная - помогает ребёнку быть успешным в классе, современном обществе, принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации.

  • Коммуникативная - способствует достижению поставленных целей общения: получать необходимую информацию от других людей и организаций, убеждать, влиять на принятие решений и т.п. с учетом взглядов и интересов других людей.

Варианты сотрудничества:

1. Обучение в команде:

  • а) индивидуально - групповая работа

  • Дети получают индивидуальные задания по результатам раннего тестирования и далее обучаются индивидуально, но в рамках команды. Члены команды помогают друг другу, отмечая успехи и продвижение каждого члена. Каждую неделю учитель отмечает количество тем, заданий, выполненных каждой командой, и проводит промежуточное, итоговое тестирование.

  • На уроке лишь уделяется время для обсуждения вопросов, связанных с содержанием учебного материала. Поскольку, обучающиеся самостоятельно следят за успешностью усвоения материала каждым членом группы, то у учителя есть время для индивидуальной работы с отдельными учениками, нуждающимися в его помощи.

  • б) командно - турнирная работа

Отличительной чертой командно - турнирной работы является организация соревновательных мероприятий между командами. Для этого организуются турнирные столы, по три ученика, даются задания, дифференцированные по сложности и объёму. На уроках это могут быть самые разнообразные виды работ: грамматические, лексические, небольшие пересказы прочитанных текстов, сочинений и т.п. Могут быть и устные виды работ, диалоги.


  • 2. «Пила»

Варианты организации обучения в сотрудничестве, разработанные Аэросанном в 1978 году, названные в педагогической практике сокращенно «пила», не получили широкого применения в начальной школе. В 1986 году Р. Славин разработал вариант технологии «Пила - 2», который предусматривал уже работу группами по 4~5 человек. Отличительной чертой данных вариантов была встреча экспертов групп для обмена информацией и цикловой индивидуальный контроль с последующим суммированием баллов.

3.Учимся вместе

  • Эта форма работы разработана в университете штата Миннесота в 1987г. Класс делится на группы по 3-4 человека. Каждая из них получает одно задание, которое является частью большой темы, над которой работает весь класс.

Организация работы в парах сменного состава и группах:

  • Работа в группах

  • 1этап

Организация специального вида деятельности учителя и ребёнка, где педагог передаёт навыки социального общения.

  • 2 этап

Демонстрация учителем способов организации деятельности. Взаимодействие обучающихся при руководящей роли педагога.

  • З этап

Самостоятельная деятельность детей по закреплению пройденного материала.

Работа в парах сменного состава начинается с первого класса


  • Работа в парах

Основные шаги организации группового учебного сотрудничества:

  • Определение учебно-воспитательной задачи урока, полное осознание её обучающимися, используя на первых уроках умения, которыми уже владеют ученики.

  • Определиться с объемом материала, который обучающиеся смогут выполнить в малых группах за время, отведённое на занятие.

  • Определить, что должно предшествовать работе учащихся в обучении в сотрудничестве, что следовать за этой работой, т.к. она - лишь компонент урока и компонент системы обучения, в которой есть место другим видам работы.

  • Соблюдение правил, касающихся поощрений.

Технологию обучения в сотрудничестве можно использовать на всех уроках и во внеурочной деятельности.

Результативность

  • повышается мотивация к изучению программного материала

  • развивается креативность мышления учащихся

  • развиваются творческие навыки

  • развиваются навыки самостоятельной работы и навыки работы в команде

  • развивается рефлексия

ВЫВОДЫ

  • на уроке проходит эффективное взаимодействие педагога и учащихся

  • высокая активность учащихся

  • большое количество речевых высказываний осуществляется по инициативе учеников

  • формируется умение дискутировать, рассуждать, доказывать

  • адекватное принятие помощи взрослого

  • у учащихся формируется умение учиться



© 2010-2022