- Преподавателю
- Директору, завучу
- ДОКЛАД: Организация учебного сотрудничества на уроках в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО
ДОКЛАД: Организация учебного сотрудничества на уроках в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Титова Г.Л. |
Дата | 18.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема «Организация учебного сотрудничества на уроках в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО».
Китайская народная мудрость гласит: «Скажите мне, и я забуду. Покажите мне, и я запомню. Вовлеките меня, и я научусь».
Важным для изучения вопроса учебного сотрудничества становиться принцип единства деятельности и общения.
Осмысление и принятие учеником знаний проходит гораздо продуктивнее, если эти знания осваиваются в активной форме с применением педагогики сотрудничества.
Обучение младших школьников с применением технологии сотрудничества даёт возможность наиболее полно реализовать идею личностного ориентирования обучения и помогает решить целый ряд учебно-методических задач.
В своих исследованиях Г.А.Цукерман приходит к выводу, что учебное сотрудничество - это работа ребёнка и взрослого по взаимопониманию, по выяснению позиций точек зрения всех участников взаимодействия и их координация.
Основные аспекты педагогического сотрудничества:
-
Сотрудничество обучающихся как учебное воздействие
-
Сотрудничество учителя и обучающихся как основа педагогического общения
Каждый учитель, стремится воспитать ученика, умеющего учиться, стремиться обучить детей умению спросить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний.
Умение учиться - существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личного морального выбора.
«Начальная школа должна помочь детям освоить эффективные средства управления учебной деятельностью, развить способности к сотрудничеству.
Психологи давно определили, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребенка является не индивидуальная работа под руководством сколь угодно чуткого взрослого, а сотрудничество в группах совместно работающих детей.
Цели организации совместной учебной работы:
- эмоциональная поддержка, без которой многие дети не могут добровольно включиться в общую работу класса;
- возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах;
- опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться: цель - планирование - рефлексия.
Требования к организации обучения в сотрудничестве:
-
особая среда, побуждающая учеников и учителей к учебному диалогу;
-
практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов;
-
доминирование парной и групповой форм работы на уроке;
-
преобладание на уроке и во внеклассной деятельности исследовательских и частично поисковых методов обучения;
-
использование исследовательских методов: определение проблемы, выдвижение гипотезы решения поставленных задач, групповое обсуждение методов исследования, оформление результатов, анализ полученных данных, групповая защита.
Компетенции при обучении в сотрудничестве:
-
Деятельностная компетентность позволяет обучающимся принимать ответственное решение в той или иной ситуации и обеспечить своими действиями его воплощение в жизнь;
-
Информационная - помогает ребёнку быть успешным в классе, современном обществе, принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации.
-
Коммуникативная - способствует достижению поставленных целей общения: получать необходимую информацию от других людей и организаций, убеждать, влиять на принятие решений и т.п. с учетом взглядов и интересов других людей.
Варианты сотрудничества:
1. Обучение в команде:
-
а) индивидуально - групповая работа
-
Дети получают индивидуальные задания по результатам раннего тестирования и далее обучаются индивидуально, но в рамках команды. Члены команды помогают друг другу, отмечая успехи и продвижение каждого члена. Каждую неделю учитель отмечает количество тем, заданий, выполненных каждой командой, и проводит промежуточное, итоговое тестирование.
-
На уроке лишь уделяется время для обсуждения вопросов, связанных с содержанием учебного материала. Поскольку, обучающиеся самостоятельно следят за успешностью усвоения материала каждым членом группы, то у учителя есть время для индивидуальной работы с отдельными учениками, нуждающимися в его помощи.
-
б) командно - турнирная работа
Отличительной чертой командно - турнирной работы является организация соревновательных мероприятий между командами. Для этого организуются турнирные столы, по три ученика, даются задания, дифференцированные по сложности и объёму. На уроках это могут быть самые разнообразные виды работ: грамматические, лексические, небольшие пересказы прочитанных текстов, сочинений и т.п. Могут быть и устные виды работ, диалоги.
-
2. «Пила»
Варианты организации обучения в сотрудничестве, разработанные Аэросанном в 1978 году, названные в педагогической практике сокращенно «пила», не получили широкого применения в начальной школе. В 1986 году Р. Славин разработал вариант технологии «Пила - 2», который предусматривал уже работу группами по 4~5 человек. Отличительной чертой данных вариантов была встреча экспертов групп для обмена информацией и цикловой индивидуальный контроль с последующим суммированием баллов.
3.Учимся вместе
-
Эта форма работы разработана в университете штата Миннесота в 1987г. Класс делится на группы по 3-4 человека. Каждая из них получает одно задание, которое является частью большой темы, над которой работает весь класс.
Организация работы в парах сменного состава и группах:
-
Работа в группах
-
1этап
Организация специального вида деятельности учителя и ребёнка, где педагог передаёт навыки социального общения.
-
2 этап
Демонстрация учителем способов организации деятельности. Взаимодействие обучающихся при руководящей роли педагога.
-
З этап
Самостоятельная деятельность детей по закреплению пройденного материала.
Работа в парах сменного состава начинается с первого класса
-
Работа в парах
Основные шаги организации группового учебного сотрудничества:
-
Определение учебно-воспитательной задачи урока, полное осознание её обучающимися, используя на первых уроках умения, которыми уже владеют ученики.
-
Определиться с объемом материала, который обучающиеся смогут выполнить в малых группах за время, отведённое на занятие.
-
Определить, что должно предшествовать работе учащихся в обучении в сотрудничестве, что следовать за этой работой, т.к. она - лишь компонент урока и компонент системы обучения, в которой есть место другим видам работы.
-
Соблюдение правил, касающихся поощрений.
Технологию обучения в сотрудничестве можно использовать на всех уроках и во внеурочной деятельности.
Результативность
-
повышается мотивация к изучению программного материала
-
развивается креативность мышления учащихся
-
развиваются творческие навыки
-
развиваются навыки самостоятельной работы и навыки работы в команде
-
развивается рефлексия
ВЫВОДЫ
-
на уроке проходит эффективное взаимодействие педагога и учащихся
-
высокая активность учащихся
-
большое количество речевых высказываний осуществляется по инициативе учеников
-
формируется умение дискутировать, рассуждать, доказывать
-
адекватное принятие помощи взрослого
-
у учащихся формируется умение учиться