Методические рекомендации по теме Контроль и оценка знаний обучающихся

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДОКЛАД


Тема «Процесс оценивания и контроля знаний обучающихся как средство управления учебной деятельностью на уроке и путь повышения качества обученности».

Анализ посещенных уроков с целью наблюдения за системой опроса обучающихся, анализ предметных страниц в классных журналах, выявил пробел методической подготовки учителей школы: проблему оценивания и контроля умений знаний и навыков учащихся.

Безусловно, все учителя осуществляют контроль на разных этапах урока, но парадокс в том, что ответы учеников часто бывают учителями не оценены и не отмечены. Не оцениваются не только дополнения с места, но и достаточно объемные устные ответы по содержанию учебника, работа ученика у доски. Анализ предметных страниц в классных журналах показывает, что учителя заранее не планируют опрос обучающихся, поэтому у некоторых учеников до сих пор в журналах одна или две оценки, в т.ч. и неудовлетворительные. Все эти факты говорят о том, что система опроса обучающихся в некоторой степени стихийна и не позволяет учителю реально отследить уровень усвоения учебного материала, что ведет к низким результатам учебной деятельности по итогам четверти, года и наконец, к низким результатам государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ (выступление Н.В.Лошкиной).

Отсутствует система работы учителей- предметников с дневниками обучающихся. Между тем, ведущими учеными отмечено, что контроль «является насущной необходимостью», так как отражает обратную связь между учеником и учителем: чем чаще обратная связь, т.е. чем чаще опрашивается ученик, тем точнее управление учебной деятельностью со стороны учителя.

Необходимость оценивания и регулярного контроля отмечают учителя и ученики нашей школы, что показали результаты анкетирования:

  1. Считают необходимым существование оценки в школе

- ученики - 65%

- учителя - 89%

Не считают необходимым существование оценки в школе

- ученики - 22%

- учителя - 4%

Затруднились ответить

- ученики - 23%

- учителя - 7,4%

  1. Считают необходимым изменить систему оценок

на многобалльную

- ученики - 35%

- учителя - 59%

на безоценочную

- ученики - 24%

- учителя - 4%

оставить пятибалльную систему

- ученики - 41%

- учителя - 37%

  1. Какую роль играет оценка в жизни ученика

  • Стимулирует для работы над собой

- ученики - 29%

- учителя - 26%

  • Определяет уровень знаний

- ученики - 41%

- учителя - 52%

  • Вселяет чувство уверенности

- ученики - 6,3%

- учителя - 15%

  • Оценка нужна прежде всего родителям

- ученики - 14%

- учителя - 4%

  • Оценка не играет никакой роли

- ученики - 10%

- учителя - 4%

  1. Какие виды контроля применяют учителя

- ученики: к/работа, устный ответ, тест

- учителя: к/работа, устный ответ, тест

Какие виды контроля позволяют на ваш взгляд наиболее объективно оценить ваши знания

- практикум - 25%

- урок-дискуссия - 30%

- групповая работа - 30%

- реферат - 18%

Анализ системы опроса учащихся на различных уроках показал, что учителя часто ставят оценки интуитивно. В результате чего процесс оценивания носит произвольный характер и ставит ребенка в незащищенную ситуацию: он не знает своих прав и не может их отстаивать.

Прежде чем перейти к проблемам оценивания знаний, определим суть понятий.

Отметка - цифра, количество баллов, которые являются следствием оценивания деятельности учеников.

Оценка (в узком смысле) - вербальные и невербальные реакции учителя.

Оценка (в широком смысле) - это отметка и парциальная (ситуативная) оценка.

В связи с оцениванием и контролем знаний учащихся в нашей школе выявлены следующие проблемы.

1. Тенденциозность - отметки зависят от отношения учителя к ученику.

2. Жесткость оценок - постоянное занижение оценки, всегда негативные моменты, невозможность получить высокую оценку.

3. Логические ошибки - учитель оценивает ответ в соответствии со своей логикой. Если логика учащегося правильная, но расходится с логикой учителя, то оценка занижается.

4. Отсроченность отметки - отметка выставляется в дневник, а иногда и в журнал, не своевременно, а отсрочено, когда она уже потеряла свою актуальность, таким образом дневник превращается в кладбище оценок.

5. Счетоводный подход - оценка зависит от того, сколько заданий выполнил ученик, сколько примеров решил, сколько раз поднял руку за урок, при этом совершенно не учитывается положительная динамика в формировании предметных умений, в развитии интеллектуальной и эмоциональной сферы, т.е. положительные достижения ученика.

Отмеченные проблемы приводят к негативным последствиям: ученики отказываются учиться, у них формируется заниженная Я-концепция, начинает появляться агрессия по отношению к одноклассниками и учителям, появляются пропуски без уважительных причин.

Следует сказать, что в школе вообще и в нашей, в частности, нет общепринятого подхода к критериям оценок. Тем не менее, учеными давно предложены, например, такие критерии, их четыре:

- объем воспроизводимого материала

- понимание материала

- старательность ученика

- оформление работы

Конечно, любой из этих критериев может вызвать сомнение:

Если в тестах и письменных работах проблема объема решается просто, то при устных опросах сделать это значительно труднее. Учитель чисто интуитивно определяет объем правильно воспроизводимого материала. Один из предлагаемых выходов в этой ситуации - уменьшение объема до минимума, т.е. формулируется конкретный вопрос на который нужно точно, конкретно ответить.

Затруднен также критерий понимания учебного материала. Обычно понимание проверяется дополнительными, уточняющими вопросами.

Старательность тоже должна обязательно учитываться при оценивании учащихся. Если ученик старается на этапе усвоения учебного материала, но не достигает высокого результата, а учитель выставляет оценки только по результату и не отмечает старательности, то ученик перестает проявлять ее. Надо отметкой фиксировать результат, а вербальной оценкой отмечать старательность.

Подобная ситуация складывается и с оформлением тетрадей. Если ученик правильно выполняет задания, но записи небрежны, и педагог снижает оценку, то через некоторое время у ученика возникает протест. Если же совсем не обращать внимания на оформление письменных работ, то это ведет к небрежности. Таким образом, при оценивании учебной деятельности ученика учитель должен использовать хотя бы четыре критерия: объем, понимание, старательность, оформление работы.

Оценивание работы ученика имеет свои функции.

  1. Диагностическая, т.е. определяется объем усвоенного материала.

  2. Обучающая, т.е. определяется на сколько произошел прирост знаний, умений, навыков.

  3. Развивающая - определяется тем, на сколько произошел прирост психических операций (мышление, память, внимание).

  4. Воспитывающая - насколько формируются личностные качества: позитивная Я-концепция сотрудничества, законопослушание, ответственность.

  5. Стимулирующая - насколько ученики готовятся к каждому уроку, активны во время опроса, насколько формируются мотивация для занятий данным предметом.

Чтобы деятельность учителя по оцениванию работы ребенка на уроке была успешной, а управление учебной деятельностью более эффективным, следует выполнять основные требования к контролю и оцениванию.

  1. Основа контроля - тщательно переработанный учебный материал, который подробно рассматривался на уроке и дома. Если материал едва упоминался в классе, не задавался на дом, он не может проверяться.

Точность оценки зависит от правильности формулирования вопроса. Желательно, чтобы вопрос начинался с вопросительного слова: что? Кто?, когда? Где? Почему? и т.д. Терминология должна быть понятна ученикам.

Вопрос должен содержать одну мысль, четко соотноситься с понятием или проблемой, должен быть однозначен, ясен и конкретен.

  1. Необходима четко налаженная обратная связь между учителем и учеником, т.е. ученику следует обязательно показывать, что им сделано правильно, а где ошибки и недочеты. Поэтому необходимо проверить и вернуть работу как можно скорее. Есть способы быстрой обратной связи, когда проверка и оценивание происходит сразу. Это взаимоконтроль, тест с обратной связью, работа в малой группе. В этих случаях учащийся сразу получает эталон ответа, и либо сами, либо одноклассники - партнеры сравнивают его со своим ответом.

Желательно также применять подход, когда учащиеся в малых группах разбирают хорошо выполненные работы. Всем известна ситуация, когда во время устного опроса не все слушают отвечающего. Некоторые учителя проводят после устного опроса письменный, поэтому послушать хороший ответ у доски полезно.

  1. Контроль должен стимулировать желание ребенка заниматься данным предметом. Для этого необходимо:

    • Разъяснять учащимся свой подход к выставлению оценки: какие критерии будут использоваться при оценке устного ответа, письменной работы, из чего будет складываться итоговая оценка.

    • Должны быть разумные требования к ученикам. Проверять надо главное. Для этого учитель прежде всего сам должен выделить главное из всего учебного материала.

    • Любая проверка должна начинаться для учащегося успешно. Начинать нужно с простых вопросов, постепенно переходя к более сложным.

    • Необходимо планировать частоту опроса каждого учащегося и помнить, что проверять нужно самое главное, то, что необходимо держать в памяти.

    • Не желательно сообщать отметки родителям на родительских собраниях вслух. У родителей формируется негативное отношение к школе и учителям. Они перестают посещать родительские собрания.

В некоторых странах родители получают конверты с оценками детей. Процесс оценивания учащихся соответствует всем требованиям, когда создает условия для коррекции педагогом своей деятельности. На основании результатов опроса учитель обязан принимать решения о том, есть ли необходимость изменять свою деятельность, методы, приемы и формы работы на уроке.

Если ученики работают в меру своих сил и получают хорошие отметки, значит подход правильный.

Если ученики работают спустя рукава и все же получают хорошие отметки, следует повысить требовательность.

Если же ученики работают с полной отдачей и при этом не могут получить хорошую отметку, учитель должен скорректировать свой подход к обучению и оцениванию детей.

© 2010-2022