Разработка и создание системы менеджмента качества в профессиональной образовательной организации

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Меденкова Галина Викторовна

заместитель директора по УР

ГБОУ СПО Истринский профессиональный колледж

Московской области

Россия, Московская область, г. Истра

Medenkova Galina Viktorovna

Istra professional college

РАЗРАБОТКА И СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ

МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

THE DEVELOPMENT AND INSTALLATION OF THE

QUALITY MANAGEMENT IN PROFESSIONAL

EDUCATIONAL ORGANIZATION

Сегодня качество образовательных услуг выходит на первый план, что способствует востребованности выпускаемых специалистов. Это требует разработки и создания системы менеджмента качества в каждом учебном заведении.

Abstract

Today the quality of educational services is at the forefront that contributes to the demand for the graduates. It requires the development and establishment of quality management system in each educational institution.

Перечень показателей аккредитации требует от профессиональной образовательной организации разработки и создания системы менеджмента качества.

Система менеджмента качества (СМК) - это порядок управления образовательной организацией в условиях современного рынка, отличающийся сплочённой деятельностью всех его подразделений и направленный на обеспечение качества образовательных услуг, удовлетворяющее потребителя.

Для построения системы менеджмента качества предлагается выбрать любую модель из существующих, так как стандартизированных требований к построению СМК образовательной организации нет. Можно, например, воспользоваться общепринятыми документами, на основе которых строится СМК, - международными стандартами серии 9000.

В Истринском профессиональном колледже внедрение системы менеджмента качества началось со стратегического этапа.

Руководство колледжа приняло решение о необходимости построения СМК, основываясь на требованиях современного общества. Интенсивность работы, обусловленная из-за рыночной конкуренции жесткими временными рамками, а также отсутствие необходимой квалификации в области менеджмента качества, потребовали привлечения квалифицированного внешнего консультанта. Эти затраты, как показала практика, окупились следующими преимуществами: были минимизированы ошибочные решения, использован успешный опыт других организаций, практически отсутствовали трудоемкие корректировки и переделки на следующих этапах.

При помощи внешнего консультанта:

  • были разработаны и документально оформлены миссия, политика и цели в области качества с учетом направлений деятельности и перспектив развития организации;

  • закреплены руководители процессов и подпроцессов системы менеджмента качества, определены их обязанности;

  • проведено специальное обучение ответственных лиц с обеспечением каждого из них стандартами ИСО и другими документами, а также разъяснительная работа с педагогическим коллективом с целью предупреждения недопонимания отдельными работниками значимости внедрения стандартов, что, в свою очередь, может свести к нулю эффект от внедрения СМК;

  • за основу СМК руководством колледжа было решено взять процессный подход.

Начался организационный этап внедрения СМК:

  • составлена структурная схема образовательной организации, на которой отображена взаимосвязь и соподчиненность всех структурных подразделений;

  • описаны и представлены в виде взаимосвязанных схем процессы, регламентирующие учебную, учебно-производственную, учебно-методическую деятельность, а также поддерживающие процессы и подпроцессы:

- определены и измерены входы и выходы каждого процесса,

- определены потребители процесса, идентифицированы их требования,

- изучена удовлетворенность результатами процесса,

- определено ресурсное обеспечение процесса,

- определены методы контроля качества;

  • разработаны документированные (письменные) процедуры:

- управление документацией,

  • - управление записями,

- внутренние проверки (аудит),

- управление несоответствующей продукцией,

- корректирующие действия,

- предупреждающие действия;

  • создана Служба качества, в состав которой включена, помимо представителя Руководства по качеству и сертифицированного эксперта по качеству, группа аудиторов из числа специально подготовленных преподавателей колледжа;

  • разработан перспективный план внедрения системы менеджмента качества.

Таким образом, организационный этап закончился созданием технических, ресурсных, методических и социально-психологических условий, необходимых для перехода к третьему этапу - этапу исполнения. Большое значение в реализации плана внедрения СМК отводится Службе качества. В ее задачи входит:

  • ежегодное непрерывное обучение педагогического коллектива на специальных семинарах, проведение разъяснительных бесед с целью вовлечения персонала в работу по качеству и предупреждения появления социально-психологических барьеров;

  • поддержание в рабочем состоянии документов СМК, распространение документов во все подразделения;

  • осуществление координации деятельности всех подразделений по внедрению элементов системы качества, определение методов совершенствования СМК;

  • проведение плановых внутренних аудитов отдельных процессов или подпроцессов, протоколирование результатов, проведение корректирующих или предупреждающих действий;

  • подготовка документации к сертификации системы менеджмента качества в колледже как условию успешной аккредитации;

  • участие в региональных семинарах по передаче опыта разработки и внедрения системы менеджмента качества в профессиональных образовательных организациях области.

Качество образования - основная идея развития современной образовательной организации, так как сегодняшние реалии требуют от образовательного учреждения находиться в режиме постоянного совершенствования. Система менеджмента качества выступает как основа обновлений, позволяет оперативно реагировать на изменения внешней среды, видеть перспективы развития, повышает авторитет колледжа и его конкурентоспособность.

Использованная литература:

  1. Анасимов П.Ф., Сосонко В.Е. Управление качеством среднего профессионального образования. Монография. Казань, 2001

  2. Ефимов В.В. Внутренний аудит качества и самооценка организации: учебное пособие/В.В. Ефимов, А.Н. Туманова, Ульяновск, УГТУ, 2007

  3. Меденкова Г.В. Аудитор - человек компетентный /Г.В. Меденкова// Учитель. - 2011.-№5.-С.73-76.

  4. Меденкова Г.В., Ресурсное обеспечение ФГОС в разрезе системы менеджмента качества / Меденкова Г.В. // Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. - 2013. - Часть 3. - С. 86-88.

  5. Проценко Т.Н. Процессный подход к созданию системы управления качеством образования в колледже// Среднее профессиональное образование, 2007, № 1

  6. Савушкин М.В. Внутренние аудиты как необходимый аспект повышения качества образовательных услуг вуза/Вестник ТИСБИ, №2,2009

  7. Шевелев Е.А., Крюков М.П. Управление качеством образовательной деятельности в ССУЗе// Среднее профессиональное образование, 2006, № 7





© 2010-2022