Построение коллаборативной среды как способ организации продуктивной работы учителей школы

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Степанова В.Н.,

заместитель директора по УР

ШГ № 32 города Астаны

Построение коллаборативной среды

как способ организации продуктивной работы учителей школы

Современное образование предъявляет высокие требования к школе. Невозможно предугадать тот объем знаний, которым должен владеть человек в современном мире. Чтобы формировать в ученике различные компетенции необходимо учителю самому обладать высоким уровнем знаний и высокой мобильностью в получении образования.

Для того, чтобы выработать у учащегося вышеназванные компетенции, учитель, прежде всего, сам должен обладать ими. Для этого необходимо сформировать особую культуру школы, которая рождается из наличных возможностей образовательного сообщества, инновационных усилий творческого меньшинства, учителей-лидеров при разумном сопротивлении традиционалистски настроенного большинства. И это возможно при создании условий для сотрудничества, которое является принципиально диалогическим образованием.
Построение взаимовыгодных, доброжелательных отношений и популяризация профессиональных знаний являются ключевыми задачами руководителя школы и заместителей директора . Необходимо довести до своих коллег идею того, что отношения в коллективе должны складываться взаимовыгодно, доброжелательно, что профессиональное обучение способствует обогащению и на личностном, и профессиональном уровне и что это окажет положительное влияние на формирование высокой культуры школы в целом.
В результате формальных и неформальных встреч администрация школы-гимназии выработала траекторию движения в данном направлении. «Школьное руководство играет ключевую роль в повышении результативности школы посредством оказания воздействия на повышение мотивации и профессиональных возможностей учителей, а также на климат и атмосферу, в которой они работают и обучаются» Из пяти параметров работы руководства, направленных на успеваемость учеников (по Робинсону), содействие и непосредственное участие в обучении и развитии учителей имеет величину эффекта 84%

Грамотно организованные директором и сертифицированными учителями в течение учебного года процессы коучинга и менторинга способствовали не только ознакомлению с новыми подходами в преподавании и обучении, но и дали возможность для переосмысления процесса самообразования. Многие педагоги рассматривают процесс самообразования как изучение передового педагогического опыта, при этом не учитывая свой опыт, свои проблемы, не проводя рефлексию собственной деятельности и учебно-воспитательного процесса своего класса. Создание среды педагогического сотрудничества и коллаборативного обучения направлено на организацию исследовательской и творческой деятельности, развитию критического мышления как учеников, так и учителей, формированию педагогической рефлексии.

Организовывая инновационную деятельность, занимаясь исследовательской практикой, внедряя новые подходы в обучении и преподавании, надо всегда помнить слова В.А. Сухомлинский, который писал: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться». Это подтверждается и результатами научных исследований, которые говорят, что на первом месте из пятидесяти двух факторов, влияющих на продуктивность, можно сказать, эффективность и качество процесса обучения и преподавания, стоит учебная мотивация, и величина ее влияния составляет 95% . Для поддержания высокой учебной мотивации отдельных учащихся и повышению ее у основного контингента школьников необходимо создание атмосферы творческого сотрудничества и профессиональной толерантности, что в свою очередь будет способствовать формированию у учителей мотивации к высокопродуктивной педагогической деятельности. Однако нельзя не учитывать тот факт, что в системе образования учитель часто выступает в роли объекта контроля на различных уровнях. Если вопрос об учительской мотивацией является делом долга и чести, то вопрос внутришкольного контроля, целью которого на деле является «найти и выставить на вид» или «изучить и обобщить чей-то опыт», заставляет «нервничать» учителей, «прятать свои проблемы».

Работа заместителя директора и сертифицированных учителей школы одна из ступеней создания коллаборативной среды в школе. В школе должна быть создана доверительная среда для профессионального общения, для обмена опытом и взаимооценивания и взаимообучения. Процесс взаимодействия может строиться не только в рамках планерок, заседаний научно-методических советов, взаимопосещения уроков, но и в рамках неформального общения в Сетевом сообществе.

Учитель должен понимать, что внутри школы все учителя-единомышленники, которые готовы помочь, посоветовать, поделиться своими наработками. Доверительность-вот главная составляющая создания коллаборативной среды.

Коллаборативная среда предполагает и общение с другими учителями школы, города. Взаимодействие с другими учителями школ города может осуществляться через различные формы работы: взаимопосещение уроков, семинаров, мастер-классов.

Но главное, это ежедневное общение через Сетевое сообщество. Именно здесь учитель может разместить свои разработки, получить комментарии для его совершенствования от учителей города и республики, получить ответы на волнующие его вопросы и проблемы.

Общение через Сетевое сообщество может расширить круг взаимодействия учителей. Через Сетевое сообщество осуществляется и приглашения на семинары, коучинги, мастер-классы, проводятся он-лайн коучинги, мастер-классы и семинары.

Коллаборативная среда для учителей может стать средой для развития творческих способностей, взаимообучения и средой, способной положительно влиять на повышение учебной мотивации учащихся.


Список литературы:

1. Бизяева А.А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия. Псков: ПГПИ им.С.М.Кирова, 2004.
2. Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой. М.: Центр «Педагогический поиск», 1997.
3. Куренкова Ю.В. Инновационные образовательные результаты в педагогической практике // Педагогическая диагностика. Научно-практический журнал №1. 2012. С.71 - 80
4. Левит М.В. Как сделать хорошую школу?! М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.
5. Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы
6. Рахимбаева И.Э. Мониторинг эффективности управления качеством образования школы // Педагогическая диагностика. Научно-практический журнал №5. 2010. С.3 - 11
7. Руководство для учителя. Первый (продвинутый) уровень. Второе издание. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012



© 2010-2022