- Преподавателю
- Директору, завучу
- Положение о рабочей программе по ФГОС
Положение о рабочей программе по ФГОС
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Чепрасова Е.И. |
Дата | 04.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Рассмотрено на заседании «УТВЕРЖДАЮ»
педагогического совета школы Директор Голосновской ООШ
протокол № ___ __________ Чепрасова Е.И.
от ________ 20__ года Приказ №____ от ________20____ г.
Положение
об учебной рабочей программе
педагога, реализующего ФГОС
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования, Уставом муниципального казенного общеобразовательного учреждения Голосновской основной общеобразовательной школы и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ педагогов.
1.2. Рабочая программа по учебному предмету - это нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся начальной ступени образования и основного общего образования по конкретному предмету учебного плана общеобразовательного учреждения (далее - ОУ).
1.3. Цель рабочей программы - создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине (образовательной области). Программы отдельных учебных предметов должны обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Задачи программы:
-
дать представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета (курса);
-
конкретно определить содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины (курса) с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения и контингента обучающихся.
1.4. Функции рабочей программы:
-
нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
-
целеполагания, то есть определяет ценности и цели ее введения в ту или иную образовательную область;
-
определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;
-
процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;
-
оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.
2. Разработка рабочей программы
2.1. Разработка и утверждение рабочих программ по обязательным учебным предметам, элективным и факультативным курсам, программам по организации внеурочной деятельности относится к компетенции образовательного учреждения и реализуется им самостоятельно.
2.2. Рабочая программа разрабатывается учителем (группой учителей, специалистов по данному предмету).
2.3. При составлении, согласовании и утверждении рабочей программы должно быть обеспечено ее соответствие следующим документам:
-
федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования;
-
требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
-
программе формирования универсальных учебных действий;
-
основной образовательной программе начального общего образования;
-
примерной программе дисциплины, утвержденной Министерством образования и науки РФ (или авторской программе, прошедшей экспертизу и апробацию);
-
федеральному перечню учебников.
2.4. Рабочая программа учебного предмета может быть единой для всех работающих в данной школе учителей или индивидуальной.
2.5. Рабочая программа учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) является основой для создания учителем календарно-тематического планирования учебного курса на каждый учебный год.
2.6. Если в примерной или авторской программе не указано распределение часов по разделам и темам, а указано только общее количество часов, учитель в рабочей программе распределяет часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые учебно-методические комплексы и индивидуальные особенности обучающихся.
3. Структура, оформление и составляющие рабочей программы
3.1. Рабочая программа учебного предмета должна быть оформлена аккуратно, без исправлений выполнена на компьютере. Текст набирается в редакторе Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.
Титульный лист считается первым, но не нумеруется.
Календарно-тематическое планирование представляется в виде таблицы.
3.2. Структура рабочей программы
-
Титульный лист.
-
Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели начального общего или основного общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса.
-
Общая характеристика учебного предмета, курса.
-
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
-
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
-
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.
-
Содержание учебного предмета, курса.
-
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
-
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
3.3. Структурные элементы рабочей программы педагога
Элементы
рабочей
программы
Содержание элементов рабочей программы
Титульный лист
- полное наименование образовательного учреждения;
- гриф утверждения программы (согласование с заместителем директора по УВР и методическим объединением учителей с указанием даты, утверждение директором школы с указанием приказа и даты);
- название учебного курса, для изучения которого написана программа;
- указание класса, где реализуется программа;
- фамилию, имя и отчество разработчика программы (одного или нескольких), квалификационная категория;
- учебный год
Пояснительная
записка
- кому адресована программа: тип (общеобразовательное, специальное и др.), вид (гимназия, лицей, др.) учебного учреждения и определение класса обучающихся;
- особенность по отношению к ФГОС НОО;
- концепция (основная идея) программы;
- обоснованность (актуальность, новизна, значимость);
- указывается, в какую образовательную область входит данный учебный предмет;
- кратко формулируются общие цели учебного предмета для ступени обучения;
- сроки реализации программы;
- основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы, включая раскрытие связей основного и дополнительного образования по данному предмету (при наличии таковых);
- предполагаемые результаты;
- кратко излагается система оценки достижений учащихся;
- указывается основной инструментарий для оценивания результатов;
- приводится используемая в тексте программы система условных обозначений.
Общая характеристика учебного предмета, курса
указывается примерная или авторская программа, на основе которой разработана рабочая программа (издательство, год издания).
конкретизируются общие цели и задачи начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса
- общая характеристика учебного процесса: основные технологии, методы, формы обучения и режим занятий;
- логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана;
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
К какой образовательной области относится, в течение какого времени изучается, за счет каких часов реализуется, недельное и годовое кол-во часов
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса в соответствии с требованиями ФГОС и авторской программы конкретизируются для каждого класса; могут быть дифференцированы по уровням
Требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с требованиями ФГОС и примерной (авторской) программой по предмету или примерными учебными программами (для интегрированного курса).
Требования задаются в деятельностной форме (что в результате изучения учебного предмета учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни).
Содержание тем учебного курса
- перечень и название раздела и тем курса;
- необходимое количество часов для изучения раздела, темы;
- содержание учебной темы:
-
основные изучаемые вопросы;
-
практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении;
-
требования к знаниям и умениям обучающихся к концу изучения раздела;
-
формы и вопросы контроля;
-
возможные виды самостоятельной работы учащихся
-
формируемые универсальные учебные действия;
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
- перечень разделов, тем и последовательность их изучения;
- количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы;
- темы отдельных уроков и учебные материалы к ним
- вид занятий (теоретические или практические, количество часов);
- указание на виды деятельности учащихся
- Конкретизируются формы и методы контроля;
- др.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Средства обучения: учебно-лабораторное оборудование и приборы, технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся, учебная и справочная литература, цифровые образовательные ресурсы, демонстрационный и раздаточный дидактический материал. Список рекомендуемой учебно-методической литературы должен содержать используемый учителем учебно-методический комплекс (УМК) с обязательным указанием учебника и учебных пособий для учащихся и содержать полные выходные данные литературы.
Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы: Базовый учебник Дополнительная литература для учителя и учащихся,
Перечень Интернет ресурсов и других электронных информационных источников Перечень обучающих справочно-информационных, контролирующих и прочих компьютерных программ, используемых в образовательном процессе
4. Рассмотрение и утверждение рабочей программы
4.1. Рабочая программа рассматривается на школьном методическом объединении учителей. На титульном листе ставится гриф согласования: СОГЛАСОВАНО. Руководитель МО (подпись). Расшифровка подписи. Дата.
4.2. Рабочая программа анализируется заместителем директора по учебно-воспитательной работе ОУ на предмет соответствия программы учебному плану образовательного учреждения и требованиям государственного образовательного стандарта; проверяется наличие учебника. Предполагаемого для использования, в федеральном перечне. На титульном листе ставится гриф согласования: СОГЛАСОВАНО. Заместитель директора по УВР (подпись). Расшифровка подписи. Дата.
4.3. После согласования рабочую программу утверждает директор ОУ и ставит гриф утверждения на титульном листе: УТВЕРЖДЕНО. Приказ №, дата. Директор школы (подпись). Расшифровка подписи.
4.3. Рабочие программы, являющиеся авторскими, проходят дополнительно процедуру внешнего рецензирования.
Данное Положение вступает в силу со дня его утверждения. Срок действия: до момента введения нового Положения.