- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Выступление на тему: Возможности духовно-нравственного воспитания на примере собственного опыта классного руководства
Выступление на тему: Возможности духовно-нравственного воспитания на примере собственного опыта классного руководства
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Акопова Н.А. |
Дата | 28.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
5 февраля 2016
Выступление на ШМО учителя русского языка и литературы
Акоповой Н.А. по теме:
«Возможности духовно-нравственного воспитания воспитания школьников через систему основных уроков, классных часов, внеурочную деятельность. Использование информационных технологий в воспитании».
Знания без воспитания -
это меч в руках сумасшедшего.
Д.И. Менделеев
Никакие технологие, даже самые лучшие, не спасут наших детей от бездуховности, не научат их мыслить и чувствовать… Из поколения в поколение накапливается отрыв от корней, истоков. А что представляет из себя дерево без корней? Это нам известно. Видимо, есть надежда обойти все острые углы современного образования и воспитания с помощью разрозненных, часто разовых программ и разработок. Нам кажется, что мы мыслим глобально, заботясь о модернизации, новых технологиях и т.п. А на самом деле оказывается, как в русской поговорке «А слона- то не приметили». Большое- за бортом. И вправду, было бы о чем думать, ставить такие устаревшие с точки зрения массы задачи восстановления исторической и культурной памяти народа, воспитания в добротолюбии и благочестии.
Отрыв от корней уже сделал свое дело. Исправить положение вещей нелегко в уже сформировавшемся образовательном и воспитательном пространстве. А что творится в душе ребенка? Много разрозненной, странной, часто ненужной, бессвязной информации… Такое знание отторгается юными сердцами. Одни вообще перестают учиться, что мы наблюдаем сегодня (снижение интереса к учебе у многих детей), другие смиренно идут на поводу у старших, которые, предав забвению основы основ, святая святых, сосредоточивают внимание младших на сиюминутном, преходящем, запутывая мозги детей псевдо необходимым знанием.
Чтобы воспитать полноценного человека, гражданина своего Отечества, необходимо органичное сочетание традиционных представлений с современными.
И вот на этой первой ступени (начальная школа) учитель должен научить самому главному : любить родину, (то место, где ты появился на свет), своих самых близких и дорогих людей (маму, папу), город, в котором ты живешь, страну, которая нарекла тебя гражданином. Идеология потому и называется идеологией, что её невозможно сформировать на двух мероприятиях. Идеология- это способ мышления теми убеждениями, которые человек впитал в процессе сознательной жизни. Эта система взглядов, складывающаяся под воздействием семьи, конечно же, школы, общественного влияния, СМИ.
В концепции духовно-нравственного воспитания формулируются цели и задачи воспитания и социализации обучающихся, раскрывается система базовых национальных ценностей, лежащая в основе учебно-воспитательного процесса, определяются основные формы и методы духовно-нравственного развития гражданина России в процессе урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в партнерских отношениях с семьей, институтах гражданского общества. Стандарт устанавливает, что программа воспитания и социализации должна быть направлена на духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям своей этнической, конфессиональной или культурной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России.
Сегодня категории «образование», «обучение» и «воспитание» начинают пониматься как целостный, нераздельный процесс. Собственно говоря, без должной воспитанности учащихся эффективный процесс обучения просто невозможен. Вот почему процесс обучения закономерно предполагает единство образовательной и воспитательной функции. Подчеркнем, что речь идет о единстве, а не о параллельном независимом их существовании.
«Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нём воспитание идёт впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания как пищу, необходимую для дальнейшего роста и становления личности школьника» (Ш.А.Амонашвили).
На уроках словесности, литературы и русского языка посредством художественного слова идёт формирование нравственных чувств и привычек, морального сознания, нравственного поведения. Ребята анализируют поведение героев, оценивают их поступки (Л.Н.Толстой «Кавказский пленник» в 5 классе).
Ведь как сказал известный российский ученый Д. С Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном»: «Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание- понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед нами сердца людей. Одним словом делает нас мудрыми».
Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомить с нормами поведения.
Примером воспитания чувства взаимопомощи могут служить напоминания о произведениях Б. Жидков «Обвал», « На льдине», Коршунов «Едет, спешит мальчик», С. Я. Маршак «Неизвестный герой», В. Осеева « Просто старушка» являются вспомогательным материалом для воспитания бескорыстия, скромности. Постепенно моральные представления, полученные детьми из художественных произведений переносятся в их жизненный опыт.
Формированию нравственных представлений и нравственного опыта, способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека.
Эмоциональная отзывчивость становиться основой формирования у ребенка нравственных чувств: удовлетворения от хороших поступков, одобрение взрослых; стыда, огорчения, неприятных переживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства взрослого. В дошкольном детстве формируются также отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за других. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявит заботу, внимание, успокоить, порадовать.
Активные действия: в этом году пятиклассники впервые дежурили по школе, после своего дежурства они ещё две недели трепетно следили за поведением страшеклассников, сообщая об этом классному руководителю.
Урочная и внеурочная деятельность, в соответствии со Стандартом второго поколения определяется в моей работе следующими направлениями духовно - нравственного развития личности:
№
Направления духовно - нравственного воспитания
Ценности
Разделы программы, формы
1.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
Цикл классных часов:
«Страна вежливости»;
«Расстрелянное детство» (День памяти жертв Беслан );
«Дети особые, не похожие на нас»;
27 января - День снятия блокады в Ленинграде;
Уроки правовых знаний, конвенция прав ребёнка.
Акция новогодняя благотворительная
Тестирование «Поведение - это зеркало, в котором каждый показывает свой облик»
2
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость; милосердие; честь; достоинство; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
«День рождения класса»,
День пожилого человека, Уроки доброты, Уроки нравственности, уроки милосердия
«Рождественские традиции»
3.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость.
Акция «Береги книгу», встречи с людьми разных профессий (Писатель Наталья Пушкарёва), семейные праздники
4.
Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни
уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.
Дни здоровья, акция «Я выбираю спорт как альтернативу вредным привычкам»;
«Весёлые старты среди пятых классов»,
динамическая паузы, подвижные перемены
5.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
День Земли
Поход в библиотеку «Осенние этюды»
6.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.
«В мире звуков»
Концерты для родителей и одноклассников (Рыжов Егор - саксофон, Ефремов Иван- балалайка), конкурсы рисунков, праздники, разучивание песен, игр.