Сообщение на областной семинар по теме Организация внеурочной деятельности в МБОУ Городецкая СОШ Трубчевского района, Брянской области

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


СООБЩЕНИЕ НА ОБЛАСТНОЙ СЕМИНАР УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

ПО ТЕМЕ « Организация внеурочной деятельности в МБОУ Городецкая СОШ Трубчевского района, Брянской области»

Школьная образовательная среда-

- важнейшее условие развития личности,

ориентированной на творческую деятельность

и активную жизненную позицию

В рамках перехода образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, на государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения (ФГОС) каждому педагогическому коллективу необходимо определиться с организацией неотъемлемой части образовательного процесса - внеурочной деятельностью учащихся.

Школа после уроков - это мир творчества, проявление и раскрытие каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов, в которой осуществляется обучение настроенных на успех учеников в различных областях спорта, искусства, науки, техники и других видов деятельности.( слайд -фото разнообр деят)

Актуальность, важность рациональной организации внеурочной деятельности особо возрастает в рамках перехода на новые образовательные стандарты.

Наша школа сельская. Как много их в России! Из них вышло не одно поколение людей, сделавших нашу страну красивой, богатой и сильной. В ней - память лет и слитки знаний.

( фото -школы, ветераны. Жигунов, робкин, слюнкин)

С 2011/2012 учебного года наше ОУ перешло на ФГОС НОО, одной из отличительных особенностей которых является предъявление требований к организации внеурочной деятельности младших школьников.

Как же организована внеурочная деятельность в нашем образовательном учреждении? Что касается механизма реализации внеурочной деятельности, то именно здесь и начинают возникать перед образовательным учреждением ряд проблем:

1. Внеурочная деятельность включена в учебный план ООП НОО, но в учебный план школы она не входит, поэтому ОУ приходится самостоятельно изыскивать финансовые возможности для оплаты труда педагогов, ведущих внеурочную деятельность.

2. Вопрос организации внеурочной деятельности более остро стоит именно перед сельскими школами. Мероприятия проводятся во второй половине дня, однако образовательное учреждение не имеет свободных помещений для организации внеурочной деятельности, поэтому они проходят в классных аудиториях. При организации внеурочной деятельности обучающихся не можем использовать возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей в силу их отсутствия на селе, организаций культуры и спорта. В условиях сельской местности практически нет учреждений социальной сферы, которые можно было бы привлечь к организации дополнительного образования детей. В селе имеется лишь Дом Культуры, библиотека и музей. Большую часть мероприятий нам приходится брать на себя из-за отсутствия детских досуговых учреждений, то есть школа, по сути является единственным культурным центром села.

Для начала проанализировали наши возможности, кадровый потенциал учителей школы, ведь необходимо изменение менталитета учителя, умение мыслить и действовать по - новому, преодолевая сложившиеся представления и стереотипы. Потребовалась большая разъяснительная работа с родителями, позиция основной массы которых "одет и накормлен", о преобразованиях, которые идут в школу вместе с ФГОС. С целью мотивации провели ярмарку образовательных услуг с наглядной демонстрацией программ, образовательных продуктов, опыта кружковой работы школы предыдущих лет, провели по Тропе Достижений наших учащихся на творческих конкурсах. Характерной возрастной особенностью младших школьников является сменность видов деятельности, непостоянство интересов. Это очень важно, т.к. связано с педагогической нагрузкой учителя, поэтому при тарификации первоначально часы выставляются в вакансию, а когда интересы обучающихся обозначились более стабильно - часы тарифицируются. Это один из аспектов управленческой деятельности. ( фото кружк р-ты)


  • Наше общеобразовательное учреждение самостоятельно выбирает формы, средства и методы организации внеурочной деятельности в соответствии со своим уставом и с Законом Российской Федерации «Об образовании», и основывается на принципах организации внеурочной деятельности:

  • -соответствие возрастным особенностям обучающихся;

  • -преемственность с технологиями учебной деятельности;

  • -опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;

  • - опора на ценности воспитательной системы школы;

  • - свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребёнка ( слайд)

Направления внеурочной деятельности рассматриваем как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ. В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность в 1- 3 классах нашей школы организована по следующим направлениям:

Направление

Спортивно - оздоровительное

Общекультурное

Духовно-нравственное

Общеинтеллектульное

Социальное

( слайд со стрелками ром направления

Задачи внеурочной деятельности:

= развитие личности каждого ребёнка через самореализацию в условиях игровых и творческих ситуаций;

= развитие инициативы и творчества детей;

= воспитание любви к родному краю на основе элементов народного творчества;

= пропаганда здорового образа жизни.

Для реализации в школе направлений внеурочной деятельности использовались доступные виды деятельности младших школьников: игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение, художественное творчество, социальное творчество, трудовая, спортивно-оздоровительная, исследовательская. Внеурочная деятельность представлена, прежде всего, организацией ключевых школьных дел, охватывающих всех детей и представляющих возможность старшим учащимся участвовать на этапе подготовки и проведения этих дел, младшим школьникам стать активными участниками. Кроме того, первоклассники по желанию могут посещать разновозрастные кружки.

Внеурочная работа реализовывалась за счёт часов кружковой работы, которые посещали все учащиеся 1- 3 классов. Слайд все прошлогодние со стрелками

А в этом учебном году учитывая мнение родителей, учащихся и возможности школы ведутся кружки( слайд)

Название программы

Часы

Руководитель

«Спортивные игры»

Слюнкин О.А

«Домисолька»

3 ч

Телепова Г.В.

«Брянский край»

3 ч

Шупикова В.М.

Иванова Н.В.

Камозина И.А.

«Занимательная математика»

1 ч

Домасева Е.В.

«Умелые ручки

2 ч

Камозина И.А.

  • Кружок - форма добровольного объединения детей, оптимальная форма организации внеурочной деятельности в начальной школе.

Функции:

  • расширение, углубление, компенсация предметных знаний;

  • приобщение детей к разнообразным социокультурным видам деятельности;

  • расширение коммуникативного опыта;

  • организация детского досуга и отдыха.

Общеинтелектуальное направление

Кружок « Занимательная математика»

Ведущие формы деятельности


  • Викторины, познавательные игры и беседы;
    Детские исследовательские проекты;
    Внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конкурсы);
    Предметные недели, праздники, уроки Знаний, конкурсы.

Общекультурное направление

Кружок « До- ми- соль- ка»

Ведущие формы деятельности

Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, выставки;
Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы;
Художественные выставки, спектакли в классе, школе;
Приглашение артистов в школу;

Социальное направление

Кружок « Умелые ручки»

Ведущие формы деятельности

Работа по озеленению школы;
Организация дежурства в классе; встречи с представителями разных профессий;
Выставки поделок и детского творчества;
Трудовые десанты, субботники;
Сюжетно-ролевые игры.

Духовно- нравственное направление

Кружок « Брянский край»

Ведущие формы деятельности

Образовательные и краеведческие экскурсии;
Туристические походы;
Классные часы на изучение правовых норм государства, законов;
КТД, праздники, викторины, познавательные игры;
Исследовательская деятельность;
Школьный музей;
Этические беседы, уроки мужества, встречи с ветеранами ВОВ.

Спортивно - оздоровительное

Кружок « Спортивные игры»

Ведущие формы деятельности

  • Спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия: школьные спортивные соревнования, подвижные игры, Дни Здоровья.

  • Тематические беседы ,спортивные конкурсы, викторины, проекты,

  • Поощрение учащихся, демонстрирующих ответственное отношение к занятиям спортом, демонстрация спортивных достижений учащихся класса.

Модель организации внеурочной работы дает желаемые результаты и демонстрирует свою жизнеспособность и эффективность.

Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни (для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов - формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом (для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде). Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного социального действия (для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде).

Мы, современные учителя должны понять, что процесс обучения должен обеспечивать самореализацию обучающихся. Только в этом случае можно рассчитывать на эффективную работу педагога по новым Стандартам, только тогда зеркало стандарта не станет для нас кривым

Разве можно зажечь других,

Если сам едва лишь тлеешь.

Счастлив тот, кто сумел сберечь

Жар души, в ком юность жива,

У кого усталости нет,

Страха нет - пусть грохочет гром!-

У кого и на склоне лет

Сердце вспыхивает костром.

В.Д. Гамолин



Подготовили Домасева Е.В. и Шупикова В. М.- учителя начальных классов , высшей категории.


© 2010-2022