Занятие по внеурочной деятельности Письмо ветерану

Раздел Воспитательная работа
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеурочное занятие в группе сетевого взаимодействия

Тема занятия: Письмо ветерану.

Тип : практическая работа.

Виды деятельности: писать письма с соблюдением норм речевого этикета. Коллективная работа.

Планируемые результаты:

Предметные: Проводить исследование текста, его редактирование. Обобщать знания о слове. Овладевать нормами речи.

Метапредметные:

Регулятивные: - определять самостоятельно цель деятельности на уроке.

- учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

- учиться планировать учебную деятельность.

- работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (дополнительная литература, свой личный опыт).

Познавательные:

- добывать новые знания: находить необходимую информацию, в предложенных учителем словарях.

- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельно

выводы.

Коммуникативные: - слушать и понимать речь других.

- вступать в беседу на уроке и в жизни.

Личностные: - осознавать, что правильная и грамотная речь-показатель культуры человека.

- принимать нормы поведения в обществе, учиться правильно оценивать.

Цели:

  • Познакомиться с письмом, как разновидностью текста, имеющего свою структуру и стилистические особенности.

  • Познакомиться с правилами и вежливыми формами переписки.

  • Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, а также уважительное отношение к людям пожилого возраста; чувства сострадания и доброты.

Задачи:

  • Ознакомить с основными частями письма, с правилами составления текста письма.

  • Научить составлять письмо с учетом особенностей адресата.

  • Написать письмо ветеранам ВОВ.

Оборудование:

1. Электронная презентация.

2.Дополнительная литература ( Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова)

3.Карточки для групповой деятельности.

4.Конверты.

Методические приемы:

1.Проблемная задача.

2.Рефлексия учебной деятельности и психологического состояния каждого ребенка.

3.Сочетания индивидуальной и групповой деятельности.

- Наше занятие проходит накануне Дня Победы. Давайте перенесёмся в те далёкие годы и вслушаемся в солдатские письма. Письма с войны…

Слайды

Фронтовые письма… С их страниц мы слышим голоса павших, тех, кто отдал свои жизни за нас, за то, чтобы мы жили и сделали то, что они не успели сделать. Сколько таит в себе треугольник, сложенный солдатской рукой? Когда, где, при каких обстоятельствах попал он в почтовый ящик? Да и в руки адресата доставлялся он не сразу - почта военного времени нередко задерживалась… И каждая весточка с фронта - это и радость, что пришла новость о солдате, и холодящая душу тревога: "Не случилось ли чего?" А письма из дома переносили в мирную довоенную жизнь, согревали душу.

А если одним словом - в этих письмах жизнь!

Письмо… Держу его в руке…

Что в этом маленьком конверте?

Конечно, грусть в любой строке

А вдруг и весть о чьей-то смерти?

Исторический экскурс. Слово учителя.

- Наш урок посвящен древнему, благородному, но, к сожалению, утраченному нами искусству - умению писать письма. А ведь письма сокращают расстояние, дают возможность на несколько минут приблизить дорогого, близкого человека. Они дают возможность состояться содержательному диалогу.

ПОДГОТОВЛЕННЫЙ УЧЕНИК

Писание писем распространилось со времен античности. Они сочинялись как литературные произведения. Древние риторики и "письмовники" давали правила переписки и образцы искусства писать письма. Задача письма - "называть вещи своими именами". "Письменный разговор с отсутствующим собеседником" - это "полное выражение нравственного облика человека", "изображение души" и рассказ "о простом деле простыми словами".

К сожалению, пишем все реже. Эпистолярный жанр сейчас оттеснен современными ритмами, темпами, телефонной связью, Интернетом. Вы любите получать письма? Сегодня мы будем учиться писать их.

- Напомните, пожалуйста, что такое эпистола?

Словарная работа. ( Подготовленный ученик)

Эпистола (греч.) - письмо, послание

- А что такое письмо?

Письмо -

1. Умение, навыки писать, а также само писание.

2. Система графических знаков, употребляемых для писания.

3. Бумага с написанным текстом, посылаемая кому-либо для сообщения чего-либо.

4. Стиль, манера художественного изображения.

Практикум.

- Правильно составить письмо не всегда легко, особенно если оно адресовано не близкому человеку. Этому будем учиться.

Беседа. Определение основной мысли письма.

Подберите слова-ассоциации к словосочетанию «Фронтовые письма».

- Охарактеризуйте свое душевное состояние, когда вы слышите это словосочетание. Работа в парах.

Слова распечатаны на карточках

(радость, неожиданность, тревога на душе, наша история, вечная память, семейная реликвия, счастье, согревающие строчки, стук сердца, биение сердца, слезы радости, шелест старых страниц)

У: О чем бы вы хотели рассказать солдату?

У: Из каких частей состоит письмо?

1. Зачин. (Место и дата написания. Приветствие. Обращение.)

2. Информационная часть (Основная информация, которую нужно изложить.)

3. Концовка. (Итоговые фразы: просьба писать, благодарность, приветы и прощание. Подпись.)

- Давайте немного потренируемся.

Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает дидактическую карточку

1-я гр. Подобрать слова обращения и приветствия.

Здравствуйте...! Добрый день... Приветствую тебя...

  • 2-я гр. Продолжи фразы.

    Вы хотите узнать..., Хочется сообщить..., Я хотел бы рассказать..., Я писала еще, что..., Во-первых..., Во-вторых..., В- третьих

  • 3-я гр. Продолжи фразы.

С глубоким уважением..., Уважающий Вас., Любящий тебя...).

Наращивание лексики на основе мыслительных ассоциаций.

У: Подберите слова и словосочетания по темам:

1-я гр. "мир",

2-я гр. " боец",

3-я гр." армия".

(Мир - дружба, радость, счастье.

Боец - солдат, воин.

Армия- войско, рать, вооруженные силы.)

- А теперь давайте напишем ветеранам письма. За что мы можем их поблагода -рить?

- Не забудьте о знаках препинания при ОБРАЩЕНИИ, (с двух сторон обращения и вводные слова выделяются запятыми)

- Слова-подсказки для письма-благодарности:

  1. Сердечно…

  2. От всего сердца…

  3. От всей души…

  4. Я очень благодарен…

  5. Большое спасибо…

  6. Благодарю Вас (тебя) за то, что…

Знакомство с этикетными правилами письма.

  • избегай громких фраз;

  • пиши чисто, опрятно, без помарок;

  • пиши почерком, который легко читать;

  • то, как ты украсишь свое письмо и подпишешь свой конверт зависит от твоего вкуса.

- Перед вами лежат памятки, которые помогут вам написать правильно сочинение в форме письма. Прочитайте.
Памятка
1. Обращение.
2. Сообщение.
Пишет Вам…
Хочу сказать Вам…
Спасибо Вам за…
Извините, пожалуйста,…
Мне хочется пожелать Вам…
3. Прощание.
До свидания.
4. Подпись

- Ребята, письмо можно писать в форме стихотворения.
7. Орфографическая работа.

- О чём пойдёт речь в 1 части?
- Как вы думаете, какие слова- приветствия вы можете использовать?
На доске карточки со словами помощниками.
Здравствуйте, добрый день, доброе утро, добрый вечер.
- Как нужно выделять на письме обращение?
- О чём будете писать во 2 части?
- Какие слова благодарности используете?
Спасибо, огромное спасибо, большое спасибо, благодарю Вас.
- За что вы будите благодарить ветеранов?
- Почему слово «Вас» следует писать с заглавной буквы?
- О чём напишите в следующей части?
- Какие слова пожелания выберите?
Всего хорошего, всего доброго, будьте здоровы, будьте счастливы.
- Какими словами закончите своё письмо?
До свидания, с уважением.

- Как можно избежать орфографических ошибок?
1. Использовать словарь.
2. Письмо с «окошками».
3. Спросить написание слова у учителя.
- После того, как вы закончите написание письма, поработайте редактором и корректором.
8. Самостоятельная творческая работа.

(Дети пишут письма под песни военных лет)

- Кто из вас хотел бы сейчас прочитать вслух свою работу?
Выделение удачных сочинений, предложений, слов.
- Спасибо за доверие.

-Письма с фронта. Они не шли в конвертах, на них не было марок. Они были сложены треугольником, такую форму письма придумали находчивые воины и они занимают особое место в нашей истории. Письма складывались простым треугольником, что не требовало конвертов, которых всегда не хватало на фронте.

Конверт-треугольник - обычный тетрадный листок, сначала загнутый справа налево, потом слева направо. Оставшаяся полоса бумаги вставлялась, как клапан, внутрь треугольника. Готовое письмо не заклеивалось - его должна была прочитать цензура, почтовая марка была не нужна, адрес писался на наружной стороне листа.

- Сейчас мы сложим письма треугольником и вручим ветеранам 9 мая на мемориале Победы.

Получит ветеран твое письмо
И может вспомнит и свое,
Которое писал с войны
Домой любимым и родным.
Смахнет слезу, помянет друга,
Как им порой бывало туго,
Как до победы долго шли,
Как верили в нее они.

- Пишите письма, пока их есть, кому писать. Время так быстротечно. Всё меньше и меньше остаётся ветеранов. Война это страшно. Это очень и очень страшно. Это смерть, голод, лишения. Война это большое горе для всех.
- Помните об этом. Не забывайте свою историю. Ведь история нашей страны это и частица истории твоего рода, твоей семьи, твоих славных и великих предков. Это твоя история. И это твоё будущее.

Заканчивается урок песней, которую дети исполняют вместе

Детская песня «Закаты Алые»

музыка - Виталий Осошник, слова - Наталия Осочник.

Перед боем тихие, теплые вечера
И покрыт тревожною сон тишиной
У вчерашних мальчиков гимнастерки новые
И письмо от мамы с собой

Здесь всю ночь горела звезда одинокая
И туман прозрачный лежит у реки
Здесь березы белые, травы высокие
Враг не должен дальше пройти

Припев:
А закаты алые, алые, алые
Перед боем выстрелы не слышны...
Не об этом вместе с тобою мечтали мы
За четыре дня до войны...

Полыхнули взрывы и небо обрушилось
Солнца не видать - прячет дыма стена
Спят березы белые, травы высокие
Забрала вас, мальчики, война

Отстояли Родину в годы суровые
Нет следов далеких, дорог боевых
Нужно, чтобы помнили, мы с тобою помнили
Имена героев своих...

Припев:
А закаты алые, алые, алые
Перед боем выстрелы не слышны...
Не об этом вместе с тобою мечтали мы
За четыре дня до войны...

Припев:
А закаты алые, алые, алые
Перед боем выстрелы не слышны...
Не об этом вместе с тобою мечтали мы
За четыре дня до войны...


© 2010-2022