- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Конспект воспитательного мероприятия Урок доброты
Конспект воспитательного мероприятия Урок доброты
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Зорина Г.В. |
Дата | 23.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект воспитательного мероприятия
«СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО»
г. Нижний Новгород
2015г.
Тема занятия: «Спешите делать добро»
Возрастная группа: 5-6 классы.
Цель: способствовать развитию у воспитанников нравственных чувств и мотивации к совершению добрых поступков для успешной социальной адаптации в обществе, профилактика асоциальных проявлений учащихся.
Задачи:
Образовательные:
- развивать представление детей о доброте, отзывчивости;
- формировать представление о нормах этического поведения в отношениях с людьми;
Воспитательные:
- воспитывать внимательное отношение к окружающим, мотивацию
на выполнение добрых поступков.
Коррекционно-развивающие:
- корригировать и развивать психические процессы и операций мышления;
Формы занятия: общеклассные, групповые, индивидуальные.
Предварительная подготовка: диагностика нравственной воспитанности и отношение к жизненно важным ценностям с учащимися 5-6 классов, знакомство с художественной литературой на тему нравственности, анализ и заучивание отдельных стихов на уроках чтения, опережающее домашнее задание, создание компьютерной презентации.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, 2 листа ватмана формат А-1, карандаши, ручки и песочные часы для выполнения задания командами, корзина с лепестками ромашки (10 шт.) для дидактической игры «Что угодно для души», индивидуальные раздаточные карточки с текстом басни «Солнце и ветер» древнегреческого баснописца Эзопа (10 шт.), жетоны (10 штук), свеча,
Ход занятия:
-
Организационный момент - 7 мин.
-
Учитель предлагает ученикам прослушать аудио - запись песни «Если добрый ты» (слайд № 1)
Инструкция к прослушиванию:
-выделить главную мысль этой песни и обозначить тему занятия,
-вспомнить героя из мультфильма, который исполнил песню.
2. Прослушивание песни.
3. Краткая беседа по вопросам:
- кто исполнил песню?
- где прозвучала песня?
- главная мысль этой песни?
-о чем пойдет речь на занятии ( высказывания учеников).
4 Учитель сообщает тему занятия. (слайд №2)
5. Коррекционное упражнение на коррекцию и развитие артикуляции и дикции учеников через произношение темы занятия:
- хором громко,
- хором громко по слогам с усиленной артикуляцией,
- хором шепотом по слогам с усиленной артикуляцией,
- индивидуально (3 человека)
-хором спокойным нормальным звуком.
6. Учитель сообщает
- цель занятия,
- задачи занятия,
- виды предстоящей деятельности на занятии.
-
Основная часть - 30 мин.
-
Учитель предлагает послушать слова, выспевающие доброту.
Введение в тему. Прочтение стихотворения Любови Бодровой учениками из опережающего домашнего задания.
Ученик 1:
Ценней всего на свете доброта,
Она сияет добрыми глазами,
Невидима, но яркими лучами
Согреет, и откликнется душа.
Ученик 2:
Нет ничего прекрасней красоты,
Она достойна всяческих похвал.
Но только тот, кто доброту познал,
Поклонится ей низко до земли.
-
Учитель проводит словарную работу (слайд № 3- слово ДОБРОТА с ударением)
-
произносится учениками индивидуально(2-3 человека) и хором.
-
блиц опрос учеников: «Что такое доброта?»
-
-предмет?
-украшение?
- одежда?
- внешность?
3. Учитель поясняет и делает вывод:
Доброта - это черта характера человека. ( Слайд №4 )
4. Учитель связывает понятие о доброте с реальной жизнью и имеющимся опытом учеников через ряд заданий.
-
Новый материал. Правила доброты (слайд № 5):
(первое прочтение социальным педагогом с последующим повторением учениками).
- доброе отношение к людям.
- доброе отношение к окружающему нас миру.
- нельзя огорчать близких плохим поведением, плохими поступками.
- думать о спокойствии окружающих.
- никого не обижать.
-
Закрепление нового материала.
Практическое задание с коррекционной направленностью на развитие мышления для двух команд на время (2 мин. по песочным часам.). Работа в командах по цепочке. Учащимся предлагается выбрать и записать слова, характеризующие доброго человека. Пояснение: побеждает команда, которая выберет большее количество эпитетов.
Учащиеся выполняют задание.
Словесное поощрение.
Право команды-победителя: выбрать себе пару из другой команды для танца.
5. Физ. пауза - танец. (2 мин).
Инструкция к физ. паузе:
под музыку к песне «Дорогою добра» парам предстоит выполнять произвольные танцевальные движения для профилактики переутомления, снятие психического напряжения у учащихся.
6. Решение педагогических ситуаций.
Социальный педагог предлагает решить педагогические ситуации.
Слайд 6:
-
Пятиклассник Витя опоздал в школу, потому что как всегда проспал.
Ч то нужно сделать, если ты пришел на урок в класс с опозданием?
а) открыть дверь, пройти и сесть на место
б) извиниться и тихо занять свободное место.
в) громко со всеми поздороваться и занять место в классе.
Словесное поощрение учащихся, указавших правильный ответ на вопрос.
Слайд 7:
-
Девочка Катя очень торопилась домой после занятий из школы, чтобы помочь маме провести уборку в квартире. На пешеходном переходе старая бабушка попросила перевести ее через дорогу. Как поступить Кате?
а) извиниться и сказать бабушке, что нет времени.
б) перевести ее через дорогу, а маме дома сказать о этой ситуации
в) промолчать и пойти домой.
Словесное поощрение учащихся, указавших правильный ответ на вопрос.
7. Учитель предлагает дидактическую игру «Что угодно для души» (Приложение 1, слайд 8).
-
Социальный педагог читает вводный строки к началу игры:
В этой маленькой корзинке
Много качеств разных есть,
Всех им нам не перечесть,
Выбирая не спеши:
Бери, что нужно для души.
-
Предлагает инструкцию к игре:
- каждый учащийся по очереди подходит к столу учителя и из корзины берет один лепесток ромашки.
- вслух читает качество человека, которое написано на нем.
-оценивает качество как положительное или отрицательное (самостоятельно или используя подсказку класса).
- при наличии положительного качества закрашивает лепесток ромашки под номером «1» на интерактивной доске ярким цветом (красным, оранжевым, желтым), при наличии отрицательного качества закрашивает лепесток ромашки под номером «2»- черным.
-
Выполнение задания учащимися.
-
Словесное поощрение.
-
Краткая беседа по вопросам:
- одинаковые ли получились ромашки?
- какие чувства у Вас вызывают эти ромашки?
Ответы детей.
8. Физ. пауза «Повторяй за мной» (дети повторяют движения за
анимационным героем видеоролика «Суперфизкультминутка»)
Словесное поощрение.
9. Учитель сообщает о начале дидактической игры «Передай добро по кругу» (слайд 9).
Инструкция к игре:
-учащиеся встают в круг;
-социальный педагог читает вводные строки стихотворения, посвященного доброте.
- учащиеся передают горящую свечу друг другу по кругу, сопровождая действие добрыми словами.
Словесное поощрение.
10. Прочтение басни Эзопа «Солнце и ветер».(Приложение 2, слайд 10)
-
Введение в задание. Исторический аспект.
Социальный педагог: Автор басни - Эзоп, баснописец, живший много веков назад в Древней Греции. Он был рабом при царе и учил людей всегда оставаться людьми.
Инструкция к прочтению басни:
- выделить главную мысль этой басни
- определить кто был прав: Солнце или Ветер.
-
Учитель раздает каждому учащемуся текст басни и жетон с номером от 1 до 10.
-
Сообщает о правилах прочтения: по моей команде ученик с жетоном «1» начинает читать басню, а по команде «Стоп», заканчивает читать и продолжает ученик с жетоном «2» и так далее.
-
Прочтение басни учащимися.
Беседа по вопросам:
-Как она называется басня?
-Кто написал басню?
-О чем говорится в басне?
-О чем же спорили ветер и солнце?
-Чему учит эта басня? Каков ее смысл?
(Высказывания детей по желанию)
Словесное поощрение.
Учитель обобщает, делает вывод: Доброжелательность, понимание друг друга принесут пользу, чем грубость, злость, негодование.
-
Заключительная часть - 7 минут.
-
Закрепление материала. Подведение итогов занятия.
Беседа по вопросам:
- Как называлось наше занятие?
- О чем шла речь? Какова главная мысль занятия?
- Чему научились на занятии?
(ответы детей).
Словесное поощрение.
-
Завершение занятия.
Учитель завершает занятие, делает вывод: Будьте добрыми, умейте добрыми глазами увидеть радость или беду другого человека, добрым сердцем откликнуться на нее. Самое главное правило - это ДЕЛАТЬ ДОБРО ДРУГИМ! (слайд 11)
Прочтение социальным педагогом стихотворения, воспевающее доброту как одну из главных нравственных категорий:
Когда по склонам вечной суеты
Бежать от неудач устанешь люто,
Направь шаги Тропою Доброты
И радость помоги найти кому-то.
Как бы жизнь не летела
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело - Тем живем на Земле. (12,13 слайд)
-
Прослушивание песни «Дорогою добра» (группа «Солнечные барды)
-
Социальный педагог сообщает об окончании занятия.
Приложение №1.
ДИДАКТИЧЕКАЯ ИГРА
«ЧТО УГОДНО ДЛЯ ДУШИ»
Перед детьми корзиночка, в которой лежат лепестки от ромашки. На лепестках написаны качества человека положительные и отрицательные. Дети достают лепестки, читают написанные слова и объясняют их значение.
Положительные качества:
-
Любезность.
-
Отзывчивость.
-
Справедливость.
-
Скромность.
-
Доброта.
Отрицательные качества:
-
Хамство.
-
Раздражительность.
-
Жадность.
-
Эгоизм.
-
Упрямство.
Приложение 2.
Басня «Солнце и ветер»
Поспорили солнце и ветер о том, кто сильнее.
- Я докажу, что я сильнее, - воскликнул ветер. - Видишь человека в плаще. Бьюсь об заклад, что мне скорее удастся заставить его снять плащ, чем тебе.
Солнце зашло за тучу, а ветер начал так дуть, пока не превратился в ураган.
Но чем сильнее дул ветер, тем плотнее старик запахивал на себе плащ. Наконец, ветер стих, а затем и совсем прекратился.
Тогда солнце выглянуло из-за тучи и добродушно улыбнулось старику. Вскоре он стал вытирать пот со лба и снял плащ. Тут солнце и сказало ветру, что доброта и дружелюбие всегда пересилят ярость и принуждение.
Литература:
-
Азбука нравственного воспитания - М.; 1989
-
Бабосов Е.М. Нравственная культура личности - М.; 1985
-
Вортаньян Э. Эти мудрые слова - М.; 1980
-
Гусей А.А. Золотое правило нравственности - М.; 1988
-
Свадовский И.Ф. Нравственное воспитание М.; 1997
-
Строганова Л.В. Воспитание толерантности М.; 2006
-
Тисленкова И.А Нравственное воспитание в средней школе - Волгоград.
2007 -
Шемшурина А.И. Этические диалоги с учениками 5-6 классов -М.; 1998
-
Материалы сети Internet.