- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Инновационная работа с одаренными детьми
Инновационная работа с одаренными детьми
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | 9 класс |
Тип | Научные работы |
Автор | Чаркина Н.Н. |
Дата | 19.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Инновации в обучении и воспитании одаренных детей
Чаркина Н Н , учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ № 1г Порхов
Французский писатель Антуан де Сент-Экзепюри писал: «Слишком много на свете людей, которым никто не помог пробудиться».
Обществу во все времена были нужны одаренные люди. Далеко не каждый человек способен без чьей-либо поддержки реализовать свои способности. А поддержать одаренного ребенка может в первую очередь семья и школа. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы - поддержать ребенка и развить его способности. Если дети - национальное достояние любой страны, то одаренные дети - ее интеллектуальный творческий потенциал. Чем раньше учитель обнаружит незаурядные способности в своих учебниках и сумеет создать для них условия для обучения, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети составят гордость и славу своего отечества.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Важнейшей составляющей процесса обучения становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя и ученика. Особую роль отводят духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика человека. Развитие педагогики открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания. Постоянно появляются новые, инновационные подходы к организации процесса обучения.
Именно инновации (нововведения) являются наиболее оптимальным средством повышения эффективности образования. Инновация означает новшество, новизну, изменение; применительно к педагогическому процессу это введение нового во все компоненты педагогической системы цели, содержание, методы, средства и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащихся, их методическое обеспечение.
Инновационный подход к обучению или воспитанию означает введение и использование педагогических инноваций.
Так, например, под инновациями в обучении предлагается понимать новые методики преподавания, новые способы организации занятий, новшества в организации содержания образования (интеграционные (межпредметные) программы), методы оценивания образовательного результата. К наиболее известным инновациям в этой области относятся:
-
Организация занятий (без разрушения классно-урочной системы):
-
создание профильных классов;
-
игровые методики (викторины, диспуты).
-
Организация занятий (с разрушением классно-урочной системы):
-
метод проектов;
-
программное обучение;
-
проблемное обучение;
-
организация исследовательской деятельности с получением новых для учащихся знаний.
-
Методы оценивания образовательного результата:
-
расширение бальной шкалы (для фиксации творческого продвижения);
-
рейтинговая оценка;
-
создание портфолио.
Под инновациями в воспитании предлагается понимать системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств, способствующие социализации детей и подростков и позволяющие снизить асоциальные явления в детско-юношеской среде:
-
Создание различных вариантов школы полного дня.
-
Создание психолого-педагогических центров и подразделений школ.
-
Создание детско-родительских объединений вокруг школы.
-
Создание развернутой системы дополнительного образования внутри школы.
-
Создание систем дополнительной мотивации к общественно-полезной деятельности.
Перейдем к рассмотрению современных, инновационных методов обучения русскому языку, направленных на более эффективное развитие личности.
Основной целью обучения русскому языку является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество. Задача учителя активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении.
Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках русского языка включают:
-
Формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков.
-
Обогащение словарного запаса.
-
Овладение нормами литературного языка.
-
Знание лингвистических и литературоведческих терминов.
-
Формирование общеучебных умений и навыков.
Возможности использования Интернет-ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создает условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодежи, статьи из газет и журналов и т.д. Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д. Также могут получать информацию по проблеме, над которой работают в данный момент в рамках проекта.
Применение новых технологий, особенно проектная методика, личностно-ориентированное обучение, помогают в работе с одаренными детьми. Дети с удовольствием занимаются исследовательской деятельностью при выполнении любых проектов. Здесь реализуется дифференцированный подход в обучении, существует возможность сочетать индивидуальные, парные и групповые формы работы. Мы можем проследить многообразие форм реализации проекта и оформление конечного результата (конференция по проблемам исследований, выпуск газеты, создание учебных материалов, игра-путешествие, систематизация справочного материала по определенной теме и т.д.). Я в 8 классе подготовила и провела научно-исследовательскую работу «Откуда есть пошла славянская письменность», где мы представили историю возникновения письма в компьютерной презентации.
Кроме того, учащиеся могут осуществлять познавательно-исследовательскую деятельность не только в области русского языка, но и в нескольких учебных предметах. Такие дети мыслят нестандартно, они рассказывают о своих представлениях по определенным ситуациям, явлениям. Часто бывает, что одна и та же ситуация интерпретируется ими по-разному. Но самое главное, что ученики выполняют эту работу с огромным удовольствием.
Внеурочная деятельность играет не менее важную роль в развитии одаренности. Это - различные конкурсы, театральные постановки, недели русского языка и литературы, школьные, районные, зональные и региональные олимпиады, элективные курсы.
Наверное, нет необходимости говорить о том, что занятия с одаренными детьми - это процесс взаимообогащающий и взаиморазвивающий, и он важен как для ученика, так и для учителя.
Таким образом, учителю необходимо создавать условия для развития и реализации потенциальных возможностей одаренных детей в условиях образовательной среды, применяя различные формы и методы, учитывая индивидуальность каждого ребенка.