Доклад на районном семинаре

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки по РБ

МБОУ «Хоринская средняя общеобразовательная школа №2»













Методический семинар по теме:

«Система оценивания УУД учащихся начальной и средней школы».

Доклад по теме: «Накопительная система оценивания. Портфолио.»









Подготовила: учительница начальных классов

Доржиева В.Д.














2015-2016 учебный год.


Введение

В начале 21 века в русле общего процесса модернизации российского образования вполне закономерно возник вопрос о необходимости модификации существующей пятибальной шкалы отметок. Процесс оценивания может осуществляться в виде количественного показателя (отметка, баллы) и качественного показателя (словесное высказывание о процессе и результате работы, эмоциональная реакция). Оценка достижения требований стандарта сводится к оценке достижения требований планируемых результатов. Нормативной основой при определении объекта, содержания и методов оценки достижения требований стандарта к результатам основного общего образования служат совокупность требований к результатам освоения основных общеобразовательных программ, установленных федеральным государственным образовательным стандартом.

Одним из ориентиров качественного обновления оценки является технология портфолио. Об этом говорится в Стандартах второго поколения «Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. 1 часть».

1слайд

Портфолио в широком смысле этого слова - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьников, относящих его к разряду истинные индивидуализированных оценок ориентированных на новые формы оценивания, а также самооценивания. Основной целью аутентичного оценивания является оказание помощи учащимся в развитии их способностей анализировать собственную деятельность, сопоставлять ее с общепринятыми стандартами и на основе этого пересматривать, усовершенствовать, перенаправлять свою энергию проявлять инициативу для достижения собственного прогресса.

Портфолио в отличие от традиционных контрольно-оценочных средств содержит более объективные данные, показывающие факты всесторонней деятельности учащихся: это участие в различных конкурсах, олимпиадах, спортивные достижения, участие в соц. практике и т.д. и снижают влияние предвзятого отношения учителя к ребенку.

2слайд



Портфолио ученика начальной школы

Основной смысл портфеля достижений - «показать все, на что ты способен». Смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету.

3слайд

Портфолио - портфель, который представляет собой комплект материалов, в который входят материалы, представляющие достижения учащегося.

Портфолио как инновационный продукт носит системный характер. В образовательном процессе начальной школы он используется как: процессуальный способ фиксирования достижений учащихся; копилка полезной информации; наглядные доказательства образовательной деятельности ученика.

Для чего ученику портфолио?

"У каждого ученика будет "портфолио", то есть индивидуальный "портфель" образовательных достижений - результаты районных, областных олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы. Это очень важно при определении готовности школьника к углубленному изучению ряда предметов".

4 слайд

Через портфолио возможно оценивание учащегося, не сравнивая его с другими детьми. Решая ряд важных педагогических задач:

  • поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

  • поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

  • развивать навыки рефлексивной и оценочной, самаоценочной деятельности учащихся;

  • формировать умение учиться- ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

Основные цели и задачи ведения портфолио в начальных классах:

► Создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях.

► Максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка, создание условий для его самореализации в различных областях школьной и внешкольной жизни.

► Развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию.

►Формирование установки на творческую деятельность , развитие мотивации дальнейшего творческого роста.

► Приобретение навыков саморефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»);

Таким образом, традиционная система оценки, ориентированная в основном на контроль и проверку полученных знаний и умений, в стандартах второго поколения трансформируется в систему, направленную на управление учебным процессом и обеспечение его качества.

5 слайд

Для чего это нужно?6,7 слайд

Преимущества Портфолио как метода оценивания достижений учащихся:

- направлено на процессуальном контроле новых приоритетов современного образования, которыми являются УУД (универсальные учебные действия);

- учитывает особенности развития критического мышления учащихся путем использования трех стадий: вызов (проблемная ситуация) - осмысление - рефлексия;

- позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активное присвоение информации и размышлять о том, что они узнали.


Работая с портфолио, 8 слайд.

школьник:

- формирует навык самоконтроля и самооценки;

- видеть своё продвижение.

Учитель:

- наглядно видит процесс формирования предметного знания у детей, обеспечивает своевременную и целенаправленную коррекцию;

- делает отметку содержательной и для ученика и для родителей;

- делает оценку работы оптимистичной.

9 слайдМатериал портфолио собирается не один год, а в течение всего периода обучения. Портфолио является формой аутентичного(т.е. "подлинное, оценивание реальных достижений обучающихся базируется на стандартах обучения, построено на концепции компетентности и на конечных результатах образования), одной из важных задач которой является быстрое и надежное оценивание знаний ученика.) оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности.

Таким образом, портфолио соответствует целям, задачам и идеологии практико-ориентированного обучения.

10 слайд -15 слайда Жестких требований (государственного образца) на данный момент не существует. И это радует! Ведь работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное.

В качестве формы работы с детьми использовала классные часы, где шла работа по содержанию портфолио, анализ и оценка результатов. Название разделов пусть придумывают сами дети.

16 слайд. Они остановились на следующих разделах:

  • ♦ Мой мир. Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка. Это может быть

  • - "Мое имя"17 слайд - информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.

  • "Моя семья"18- 19 слайда - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье или родословное дерево.

  • "Мои друзья"20 слайд - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.

  • "Мои увлечения"21-22 слайд - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.

  • "Мои любимые школьные предметы" 23-24 слайд - небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенные по принципу "мне нравится..., потому что...". Также неплох вариант с названием "Школьные предметы". При этом ребенок может высказаться о каждом предмете, найдя в нём что-то важное и нужное для себя.

  • Моя общественная работа 25-26 слайд Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе (поручениям). Может быть, ребенок играл роль в школьном спектакле, или читал стихи на торжественной линейке, или оформил стенгазету к празднику или выступал на утреннике… Вариантов очень много. Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему.

  • 27-28 слайд Мое творчество В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Родителям необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела!

Важно! Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось.

  • Хорошо бы дополнить это сообщение фотографией. Если событие освещалось в СМИ или Интернете - надо найти эту информацию. Если проводилось Интернет-порталом, сделать распечатку тематической странички

  • 29 слайд Мои впечатления В начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления

  • 30 слайд мои достиженияЗдесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.

Роль классного руководителя, прежде всего в том, чтобы стимулировать детей к сбору материалов по той или иной теме, обсуждать с ним различные способы демонстрации достижений, рекомендовать рубрики, давать советы по оформлению. В самом начале, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму. Старайтесь с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.

31 слайд В конце учебной четверти, полугодия или года учащийся может презентовать содержание своего портфолио на родительском собрании или классном собрании или на конференции и т.п. На презентацию учащийся выходит с комментарием своего портфолио.

32- слайд33 Например мальчик Слава имеющий дефект речи имел скорость чтения на начало 2 класс 23 слова, ни как немог повысить свой темп чтения, что естественно его удручало, но систематичная работа с текстом по ФГОС позволила значительно увеличить темп чтения, когда мальчик увидел свои результаты и объективно сравнивая с результатами своих друзей. На данное время он читает 50-55 слов. Системная работа с портфолио мне, как учителю предметнику помогает объективно оценить учащегося, что позволило снизить неуспеваемость в классе.













Библиографический список.

  • Абдуллина О.А. Высшее образование в России// Мониторинг и стандарты в образовании. - № 3, 1998.

  • Белова С.Н., Шамова Т.И., Ильина И.В. Современные средства оценивания результатов обучения в школе. - М.: Педагогическое общество России, 2007.

  • Голубев Н.К., Битинас. Введение в диагностику воспитания. - М.: Педагогика, 1989.

  • Демакова И.Д. Гуманизация пространства детства//Народное образование. - № 4, 2001

  • Загвоздкин В.К. Роль портфолио в учебном процессе. Некоторые психолого - педагогические аспекты (на основе материалов зарубежной прессы)// Педагогическая психология. - №1, 2006

  • Калмыкова И.Р. Портфолио как средство самоорганизации и саморазвития личности.// Педагогические технологии. - №5, 2002

  • Лях Т.И. Удовлетворение образовательным процессом как одно из направлений педагогического мониторинга// Практический психолог. - № 4, 1998.

  • Макарова Т.Н., Макаров В.А. Презентация портфолио как альтернативная форма аттестации учителя.// Заместитель директора школы по воспитательной работе. - №3, 2005

  • Морозова Т.В. Диагностика успешности учителя (Сборник методических материалов для директоров и заместителей директора учебных заведений). - М.: ОЦ "Педагогический поиск", 1998.

  • Новикова Т.., Прутченков А., Пинская М. Портфолио учащихся в профильном обучении: философия, структура, методика работы.// Народное образование. - №1, 2007

  • Новикова Т., Прутченков А., Пинская М. Портфолио в российской школе.// Народное образование. - №1, 2005

  • Новикова Т., Прутченков А., Пинская М. Методические рекомендации по сопровождению работы с портфолио учащихся старшей профильной школы.// Народное образование. - №2, 2007

  • Уилмс Д. Системы мониторинга и модель "вход-выход"// Директор школы. - № 1, 1995.

  • Эверт Н. Критерии мастерства учителя.// Директор школы. - № 1(25), 1997.



© 2010-2022