Арт-терапия в работе психолога

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Занятие психолога с детьми 5-6 лет «Межкультурное общение»

В современном обществе огромное значение приобретает развития у подрастающего поколения навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия с представителями как своей, так и других культур, а также умение детей уважительно и неконфликтно выражать собственные мысли и желания. А дошкольный возраст является сенситивным периодом для становления речевой деятельности, формирования основ сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Всё это обуславливает необходимость проведения планомерной работы в данном направлении педагогом-психологом.

Цель: познавательно-речевое развитие, развитие познавательно-исследовательской деятельности, психических функций и личностных качеств (нравственно-волевых, самоконтроля, навыков общения, доброжелательного отношения к окружающим) .

Задачи:

1. уточнить отличительные особенности в передаче информации у растений, животных и человека.

2. продолжить развивать эмоциональную сферу.

3. выявить особенности невербального общения у разных народов.

4. развивать слуховое восприятие интонации речи,

5. формировать выразительность речи,

6. расширять словарный запас

Интеграция образовательных областей:

1. Социально-коммуникативное развитие

2. Познавательное развитие

3. Речевое развитие

4. Художественно - эстетическое развитие.

Методы:

Наглядный

Словесный

Практический

Оборудование: ноутбук, интеллектуальная компьютерная игра на ноутбуке «Правила общения» (eor-np.ru/taxonomy/term/548? page=16) видео-ролики об особенностях приветствия, принятых в том или ином народе; видео - фрагменты Олимпийских игр, конкурсов красоты, цирковых представлений, выставок, кинофестивалей, круизов.

Ход занятия.

•Ритуал приветствия. Дети сначала приветствуют друг друга рукопожатием, затем «конструируют» общее рукопожатие: дети одновременно вкладывают свои руки в ладони психолога.

•Игра «Через стекло». Необходимо одному ребенку передать сообщение для остальных, находящихся как бы за стеклом. Ведущий на ухо шепчет фразу, которую нужно передать. Например, «Ты забыл надеть шапку и перчатки - на улице сегодня холодно», «У меня болит горло и поднялась температура - помоги мне», «Позвони мне по телефону - я расскажу как съездил в деревню и что там видел и делал».

•Беседа. Ребята, расскажите, пожалуйста, что такое вежливость? Что всегда должны делать вежливые люди? (Ответы детей). Вежливость в разное время и у разных народов на Земле понималась по-разному. Хотите узнать об этом? Тогда вы мне будете рассказывать о современных наших правилах поведения, а я - о правилах других народов.

В древние времена, когда людей было еще очень мало, они очень радовались встрече со своим знакомым и приветствовали друг друга. В разных племенах, у разных народов делали это по-разному. У народов Кавказа мужчины обнимаются и целуют друга в обе щеки. В России мужчины жмут друг другу правую руку. В Японии и мужчины, и женщины кланяются друг другу, сложив ладони у груди. В Европе у мужчин было принято целовать женщине руку, наклонившись к ней. В Африке, приветствуя друг друга, люди дотрагиваются лбами или трутся носами.

Людей, живущих в других странах называют иностранцами, то есть люди иных стран. А в каких же случаях могут встречаться жители разных стран? (Видеопросмотр на ноутбуке фрагментов Олимпийских игр, конкурсов красоты, цирковых представлений, выставок, кинофестивалей, круизов).

Дети рассматривают предложенные им ситуативные видео-ролики и отвечают на вопрос ведущего. Затем ведущий знакомит с правилами речевого и поведенческого этикета, используя обыгрывание, натуральный или видеопоказ.

- Что делают люди при встрече или расставании?

- Как дети должны вести себя по отношению к взрослым?

- Как вести себя, если провинился?

- В чем выражается любовь друг к другу у членов семьи?

- Как познакомиться с человеком, которого видишь в первый раз?

- Ты поссорился, а теперь хочешь помириться. Что сделать?

- Какие правила необходимо соблюдать в общественных местах - в парке, в автобусе, в театре, в магазине и др.?

•Игра-упражнение «Встреча в аэропорту»

Ведущий делит детей на две подгруппы - встречающих и прилетевших пассажиров, и объясняет для каждой подгруппы отдельно кто будет изображать того или иного представителя народа.

Инструкция: «Давайте все вместе сейчас представим, что эта комната - зал встречи пассажиров крупного международного аэропорта. Справа от меня - встречающие, слева - прилетевшие гости. Каждого гостя встречает представитель его народа. Гости ведут себя в соответствии с ритуалами приветствий, принятыми в их культуре. Встречающие должны узнать «соотечественника» по ритуалу приветствия, который он будет выполнять, войдя в зал встречи гостей».

Предварительная работа. Психолог показывает на ноутбуке краткие видео-ролики (параллельно рассказывая) об особенностях приветствия, принятых в том или ином народе

Описание приветствий:

Испанская культура - приветствие: поцелуй в щеки, ладони лежат на предплечьях партнера.

Французская культура - приветствие: двоекратный поцелуй, причем партнеры не касаются друг друга, имитируя поцелуй «в воздух».

Индийская культура - приветствие: сложить ладони вертикально перед грудью и слегка поклониться.

Японская культура - приветствие: держа руки по швам, сделать легкий полупоклон и замереть на две секунды.

Русская культура - приветствие: три раза поцеловаться поочередно в правую и левую щеки.

Чукотская культура - приветствие: прикоснуться носом к носу другого человека.

Таджикская культура - приветствие: правой рукой (пальцами рук) последовательно дотрагиваетесь до лба, рта, груди в области сердца.

•Игра «Правила общения» Психолог предлагает поиграть в интеллектуальную компьютерную игру на ноутбуке «Правила общения» (eor-np.ru/taxonomy/term/548? page=16) в которой разделить предложенные фразы по категориям, к кому они обращены: ко взрослому, или к ребенку.

•Расслабление. Упражнение «Связующая нить». Дети сидят в кругу, передавая друг другу клубок ниток. У того, кто держал клубок в руке, остается нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что дети хотят для себя и что могут пожелать другим. Начинает ведущий. Когда клубок возвращается к ведущему, все закрывают глаза, предварительно натянув нить. Дыхание становится тихим и плавным. Дети представляют сначала, что они одно целое, что каждый из низ значим в этом целом, а затем - какими они будут в будущем, как они будут выглядеть, чем заниматься.

Ритуал прощания. Дети прощаются друг с другом молча и взглядом выражают свою признательность за совместную работу.



























Конспект мастер-класса по «Арт-терапии».

Цель: развитие творческого потенциала педагогов средствами арт-терапевтических практик.

Задачи: развитие воображения, творческого мышления, ассоциативно-образного мышления; развитие коммуникативных умений педагогов.

Длительность мастер-класса: 1 час.

Оборудование: гуашь, кисти, листы бумаги, баночка для воды.

Участники: воспитатели групп детского сада.

Ход мастер-класса.

Психолог.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня тема нашей встречи «Арт-терапия». Впервые этот термин был веден Адрианом Хиллом (1938г.) при описании собственной работы с больными в санатории. Было замечено, что изобразительная деятельность сопровождается терапевтическим эффектом и что искусство само по себе обладает целительным действием. (Э. Крамер).

Арт-терапия в переводе с английского - художественная терапия. Акцент здесь делается не на искусство вообще, а на его разновидности: живопись, скульптуру, дизайн и т. п.

В основе арт-терапии - применение художественной творческой деятельности в качестве лечебного, отвлекающего, гармонизирующего фактора. Постепенно арт-терапия стала применяться и для здоровых людей. Это терапия отвлекающими впечатлениями; занятостью (с целью отвлечения от переживаний). Арт-терапия - одна из составляющих терапии искусством. Арт-терапия позволяет каждому оставаться самим собой, не испытывать сравнения с другими участниками группы, помогает в самовыражении.

Предлагаю Вам взять самую широкую кисть и закрасить белой гуашью все три подготовленных альбомных листочка (размер 10х15см) .

Теперь мы создадим фон наших зарисовок. Возьмите среднюю кисть и хаотично поставьте мазки по всему листочку понравившимся цветом. Теперь вымойте кисть и нанесите еще один цвет. Растушуйте кистью по листу оба цвета в однородный фон. Пока листочки подсохнут, определите для себя, на каком листочке Вы будете рисовать цветы, на каком горы, на каком пальму или цветущую сакуру.

Обращаю Ваше внимание, на то, что искренность, открытость, спонтанность в выражении собственных чувствии и переживаний, индивидуальный стиль самовыражения представляют большую ценность, нежели эстетическая сторона продукта изобразительной деятельности. Не применяются также оценочные суждения в плане: похоже - непохоже, правильно - неправильно, красиво - некрасиво.

Итак, начинаем рисовать цветы. Берем среднюю кисть, с одной стороны обмакнем ее в любой понравившийся цвет, а другую сторону - в другой цвет. Снизу картины крупными мазками рисуем траву. Затем, короткими мазками поверх травы рисуем цветы тем цветом, каким Вы захотите.

Следующая картина горы. Самой тонкой кистью нарисуем контур гор от одного края листа до другого. Вершины гор нарисуем белой гуашью. Внизу гор может быть море, трава, берег, по вашему желанию.

Третья картина - пальма или сакура. Возьмем среднюю кисть и короткими мазками нанесем ствол пальмы. Листья рисуем другим цветом тонкой кистью. Если Вы будете рисовать сакуру - рисуем кривой ствол короткими мазками и используем белую и красную гуашь для цветущей сакуры.

Обратите внимание, что все Ваши работы по-разному интересны, необычны, несмотря на то, что Вы использовали одинаковые материалы.

Рефлексия работы.

Психолог.

Каждый из Вас может поделиться впечатлениями о работе, показать собственные рисунки, рассказать о своем настроении.

Воспитатель Людмила А.

До выполнения работы я чувствовала усталость. Сейчас я чувствую легкость, спокойствие, умиротворение.

Воспитатель Татьяна Б.

Я думала, что совсем не умею рисовать. Но мне было интересно, я узнала много нового в ходе нашей встречи.

Воспитатель Екатерина К.

Я даже не представляла, что получатся такие красивые рисунки у моих коллег. Было приятно, что Елена Николаевна помогла в такой необычной форме раскрыть творческий потенциал каждого участника мастер-класса, повысить самооценку и поднять всем настроение.

Литература.

1. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий - СПб. : Речь, 2003;

2. Арт-терапия в эпоху постмодерна/ под ред. А. И. Копытина. : Спб. : Семантика - С, 2002

Арт-терапия в работе психолога Арт-терапия в работе психолога

Арт-терапия в работе психолога Арт-терапия в работе психолога

Цветотерапия. Знакомство с желтым цветом. Фотоотчет

Сегодня в старшей общеобразовательной группе прошло занятие по цветотерапии. Дети знакомились с желтым цветом.

Арт-терапия в работе психологаАрт-терапия в работе психолога

Дети узнали, что желтый цвет называют застывшим солнечным цветом. Желтый цвет помогает человеку, когда он плохо себя чувствует, болеет или когда у него грустное настроение.

Желтый цвет помогает преодолеть уныние, дарит радость, вселяет новые силы. Кроме того, желтый цвет помогает думать, быть внимательным.

Арт-терапия в работе психолога Арт-терапия в работе психолога

Каждый ребенок смог полюбоваться на мир в желтом, солнечном свете через цветное стекло.

«Маленькое солнышко» - огонек свечи помог детям снять напряжение, отдохнуть.

Арт-терапия в работе психолога

Дети прогулялись по желтым следам, как по тропинке осеннего сада.

Арт-терапия в работе психолога Арт-терапия в работе психолога

И завершилось желтое путешествие изготовлением маленького солнышка, которое, как частичку тепла, каждый ребенок унес с собой.

Арт-терапия в работе психологаАрт-терапия в работе психолога

Арт-терапия в работе психологаАрт-терапия в работе психолога

Арт-терапия в работе психолога



Арт-терапевтический тренинг для педагогов по профилактике синдрома эмоционального выгорания «Веер перемен»

Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов.

Задачи:

1. Создать положительный эмоциональный настрой.

2. Способствовать сплочению коллектива.

3. Активизировать внутренние творческие ресурсы педагогов.

4. Способствовать самопознанию и самопринятию педагогов.

Материалы и оборудование: пластиковые веера, подносы для каждого участника тренинга, супер-клей,материалы для украшения: бисер, бусины, искусственные цветы и листья, сувенирные бумажные купюры 1000 и 5000 рублей, ленты, кружева, природный материал, пайетки, блестки и т. д.

Ход тренинга.

Вводная часть.

Психолог. Здравствуйте, уважаемые педагоги!

Мне хотелось бы пожелать вам перемен к лучшему: в здоровье, семье, профессиональной деятельности-кому что нужнее!

Перед вами лежат веера и разные предметы. Сегодня мы будем делать талисман - веер, который будет создавать вам Ветер перемен к лучшему.

Что такое талисманы?

Зачем их создавали древние люди? Неужели клык медведя или ветка рябины могли от чего-то защитить или чему-то помочь? Почему древние люди так верили в могущество амулетов?

Разгадка кроется в слове «вера» и в том, как работает наш мозг. Вы все слышали о том, что мысль материальна. Многим знакомы истории с невероятными самоисцелениями от различных болезней, появлением в жизни людей, словно из ниоткуда, желаемых вещей. Было у кого-то из вас так, что стояла серьезная проблема, но вы верили, что все наладится, и все в итоге как-то само удачно складывалось и решалось? (Ответы).

Мысль действительно материальна, она способна создавать реальность. Но тут возникает основной вопрос-чтобы что-то изменить к лучшему, надо верить, а откуда взять веру в лучшее, если все плохо? Для древних людей с их анимизмом такой проблемы не существовало, достаточно было пойти к шаману и получить амулет. Вера в силу конкретной вещи создавала уверенность в том, что все будет хорошо: и рыба наловится, и засуха закончится, и злая болезнь не привяжется. Мы, люди 21 века, не так уж отличаемся от наших предков. Кто-то не выходит из дома, не посмотревшись в зеркало, даже зная, что все хорошо, обязательно надо глянуть в зеркало на выходе! Иначе человек чувствует себя неуверенно. Кто-то верит в счастливые билетики, кто-то-в приметы, а кто из нас в детстве не искал сирень с 5 лепестками? При всех наших технологиях, логичности и рациональности где-то в глубине души мы все равно храним веру в чудеса. И, бывает, что они случаются!

Сегодня каждая из нас будет создавать свое чудо, волшебный талисман, Веер перемен. Идея этого тренинга родилась после рассказа коллеги о том, как они с мужем подарили своему другу на ДР Лопату счастья. Кому из нас незнакомы проблема: что подарить человеку, у которого все есть? Моя коллега, человек творческий, в таких обстоятельствах подошла к решению нестандартно, и купила на рынке лопату. Обычную лопату для чистки снега. Вместе с мужем украсили ее и подарили со словами: «Мы тебе желаем грести счастье лопатой! » Друг посмеялся, лопату поставили где-то в комнате. Через месяц коллега приехала в гости и была ошарашена неожиданным рассказом. Друг, серьезный бизнесмен, рациональный человек, горячо благодарил за… лопату. Дескать, с ее появлением все его сложности начали решаться, и даже супруга, наконец, забеременела!

Я желаю вам перемен к лучшему с вашими веерами!

Основная часть.

А теперь посмотрите, перед вами лежат веера и материалы для их украшения.

Визуализация:

Закройте глаза и подумайте, какого рода перемены вы хотите увидеть в вашей жизни. Представьте себе эту перемену: как начальство объявляет вам о повышении зарплаты и вы держите в руках эти деньги, как они шуршат, пахнут, какие на ощупь! Или отдых на море, вы на пляже, почувствуйте всем телом песок и солнечный жар, запах соли и шум волн… Представили?

А теперь украсьте веера так, как вам хочется.

Украшение вееров под музыку, 40 мин.

Мы с вами создали прекрасные веера, но это еще не все. Каждая из вас вложила в веер свои мечты, желания, надежды. Вы задумывались над тем, почему люди нечасто сами изготавливали амулеты, в основном принимали их от кого-то - шамана, родителей, друзей? И это считались очень сильные амулеты. Стремясь к исполнению своих желаний, важно не зацикливаться на них, уметь отпускать. Чаще всего чудеса случаются в жизни тех, кто умеет быть счастливым и без них. Это сложно, поэтому сейчас мы проведем некий ритуал в помощь нам. Положите, пожалуйста, ваши веера на стулья вокруг вас.

Педагоги кладут веера на стулья, расставленные кругом, сами встают в центр круга. По команде психолога берутся за руки, делают три круга в разные стороны.

Психолог. А теперь, не открывая глаз, дойдите до какого-нибудь стула и возьмите в руки веер. Откройте глаза.

Обсуждение: кому чей веер пришел, какие мысли и чувства, ассоциации он вызывает. Пожелания от создателя веера его новому владельцу.

Заключение.

Уважаемые коллеги, теперь это ваши талисманы на перемены к лучшему. Я желаю вам, чтобы эти перемены свершились и не заставили себя долго ждать! Спасибо вам за ваше активное участие. На этом мы закрываем Неделю психологии.

Заведующий детским садом: Неделю психологии «Кухня ресурсов» объявляю закрытой!

Рефлексия.

Уважаемые коллеги, мне очень важно услышать ваше мнение о проведенном мероприятии: что понравилось, что не очень, с каким настроением вы уходите сейчас?

Обсуждение.

Рисование пальцами и ладонями - эффективные методики арт-терапии для детей

Арт-терапия в работе психологаАрт-терапия в работе психолога

исование пальцами и ладонями - эффективные методики арт-терапии для детей

Рисование - это естественное занятие для ребёнка. При этом, не так часто детям предлагается такой нестандартный метод рисования как рисование с помощью ладошек и пальцев. Данный метод относят к терапевтическим. Вы можете убедиться, что в этом творческом процессе активизируются не только визуальные, но и тактильные ощущения от прикосновения краски к коже пальцев.

На первый взгляд рисование ладошкой может показаться не слишком аккуратной работой. На самом деле это - средство для успокоения и, релаксации. Этот вид творчества дает ребёнку творческую смелость, опыт разнообразных тактильных ощущений, развивается фантазия, воображение, интерес к самостоятельной деятельности.

Ребенок опускает всю ладошку в широкую мисочку с разведенной гуашью и делает отпечаток. Когда краска подсохнет, на отпечатке ладошки ребенок рисует то, что ему представляется, что он хочет видеть. По-разному поворачивая руки и дорисовывая детали, легко воплотить любую задумку, довести отпечаток до создаваемого образа. Если ребенку совсем не нравится пачкать руки краской, Вы можете обвести его ладошку на цветной бумаге, вырезать и тоже придумать какой-нибудь образ.





















Коррекционные сказки в работе с агрессивными дошкольниками

«Сказка дает великолепный общий язык для взрослого, работающего с ребенком. Язык сказки их естественно сближает» Д. Соколов

Сказка - это сфера чудес, нежный мир грез. Но самое главное в ней не то, что чудеса происходят в самой сказке где-то там, в неведомых краях, а то, что она может творить чудеса с любым, кто с ней соприкоснется. Сказка является мудрым учителем, который общается с детьми на их языке, языке вымысла и фантазии. Любая, даже самая сложная вещь, если она будет объяснена этим языком, становится близкой и понятной ребенку.

Особое внимание в своей работе уделяю коррекционным сказкам. К сожалению, в моей группе, как в прочем и в любой другой, есть дети с особенностями поведения - агрессивностью, неуправляемостью, лживостью, импульсивностью. И именно коррекционные сказки помогают мне научить детей вежливости, доброжелательности, бережному отношению к природе, опрятности.

Влияние коррекционных сказок можно назвать «мягким намеком» - ребенку просто рассказывается сказка, в которой на примере главного героя показывается, как нужно поступать в той или иной ситуации. Например, сказка «Маленький медвежонок» помогла мне в решении проблем с агрессивностью и враждебностью детей.

Это случилось в одном детском саду, в который ходили разные лесные зверушки. Каждое утро лес просыпался от теплых лучей солнышка, и родители вели лесных зверушек в их лесной детский садик.

Недалеко от этого детского сада жил Медвежонок. Никто из зверей с ним не дружил, потому что он со всеми дрался. «Мне надо защищаться, потому что если я не буду драться, зверята будут меня обижать» - думал Медвежонок.

Ему было грустно всегда быть одному, и вот однажды он отправился погулять. Ходил он, ходил и пришел к детскому садику, где играли зверята.

«Смотрите, к нам идет Медвежонок. Может, он будет нашим новым другом» - сказала Белочка.

Но Зайчик закричал: «Посмотрите, он сжал кулаки и собирается с нами драться! »

Медвежонок не слышал разговора зверят и, все сильнее сжимая кулаки, думал: «Они договариваются о том, чтобы напасть на меня».

«Мы хотим с ним дружить, а он хочет с нами драться» - закричали зверята.

И они побежали к Медвежонку. Медвежонок, увидев подбегающих зверят, очень испугался. Он еще сильнее сжал свои кулаки и приготовился к нападению.

«Эх ты! Мы думали, ты наш новый друг, а ты! Мы не будем с тобой дружить! » - закричали Зверята.

И они оставили Медвежонка одного. Медвежонок почувствовал, что ему стало очень стыдно. Грусть переполнила сердце Медвежонка, и он заплакал. Ему стало очень плохо от того, что его все боялись.

«Что же мне делать, как подружиться со зверушками? » - думал Медвежонок.

И вдруг увидел, что кулаки у него до сих пор сжаты и на них капают слезы.

«Я понял, мне надо разжать кулаки, ведь, наверное, из-за них зверята подумали, что я буду с ними драться! » - решил Медвежонок.

На следующий день Медвежонок пришел к зверятам в детский садик и не стал сжимать свои кулаки. Зверята увидели, что он не хочет драться, и решили с ним дружить. Они стали вместе играть в разные веселые игры, петь песни и танцевать, смеяться и рассказывать друг другу интересные истории. А Медвежонок, играя со зверушками, думал: «Я больше никогда не буду без причины сжимать свои кулаки и драться, потому что другие зверята и не думали обижать меня. Хорошо, что я понял сам как плохо быть драчуном! ». И от этой мысли Медвежонок почувствовал себя отлично.

После прочтения сказки я обсуждаю ее с ребятами. Почему Медвежонок думал, что все его хотят обидеть? Так ли это было на самом деле? Почему дети в детском саду сказали Медвежонку, что они не будут с ним дружить? Что помогло Медвежонку подружиться со зверятами? Что бы вы еще ему посоветовали сами?

Я стараюсь подбирать сказочные истории таким образом, чтобы они помогали ребенку увидеть проблему со стороны, а значит, осознать ее. При этом важно не только осветить проблему, но и обязательно показать правильную линию поведения. В сказке «Маленький медвежонок» показано не только то, что агрессия обязательно вернется к агрессивному человеку и ему же самому будет плохо, но и рассказывается, как нужно себя вести, чтобы жить со всеми в мире.

«Сказка о подсолнечном семечке» и сказка «Как Кенгуреныш стал самостоятельным» помогли детям в избавлении от тревог, страхов и переживаний, связанных с расставанием с мамой и вхождением в детский коллектив. Сказки «Цветок по имени Незабудка», «Роза и Ромашка» «Про ежика Витю» будут полезны, если у малыша наблюдаются трудности в общении, неуверенность в себе, зажатость и скованность. Гиперактивным детям-непоседам можно прочитать сказки «Котенок Мур-мур» и «Догадливый комарик».

Другие полезные сказки, а также важную информацию по вопросам использования коррекционных сказок с детьми дошкольного возраста можно найти в книгах:

Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. - СПб. : Речь, 2000. - 310 с.

Капшук О. Н. Игротерапия и сказкотерапия детских проблем. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 221 с.

Практика сказкотерапии / Под ред. Н. А. Сакович. - СПб. : Речь, 2004. - 224 с.

Ткач Р. М. Сказкотерапия детских проблем. - СПб. : Речь, 2008. - 118 с.









© 2010-2022