Литературная гостиная Жизненный и творческий путь К. Симонова

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Жизнь и творческий путь К.М. Симонова

Цель мероприятия: познакомиться с биографией и творчеством К. М. Симонова.
Задачи:
- обучающие:научить знанию о творческом наследии Константина Михайловича Симонова.
- развивающие:развить логическое мышление, внимание, речь.
- воспитательные: воспитать чувство ответственности, любви к русской литературе XX века.

Ход мероприятия:

Слайд 2.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня наше внеклассное мероприятие посвящено 100 - летию со дня рождения замечательного советского писателя и поэта Константина Михайловича Симонова. Его настоящее имя -Кирилл.

Слайд 3
Ученица: Константин Михайлович Симонов родился 28 ноября 1915 года в Петрограде. Отец - Михаил Агафангелович пропал без вести на фронте в Первую мировую войну. Детство прошло в Рязани и Саратове. Отчим - кадровый офицер. Жизнь в командировках, общежитиях. Военный быт. И дисциплина в семье строгая, почти военная.

Учитель: «Атмосфера нашего дома, - писал Симонов в своей автобиографии, и атмосфера военной части, где служил отец, породили во мне привязанность к армии и вообще ко всему военному, привязанность, соединенную с уважением. Это детское, не вполне осознанное чувство, как потом оказалось на проверку, вошло в плоть и кровь».

Слайд 4
Ученик: После окончания семи классов Константин Михайлович поступил в фабрично-заводское училище. Работал токарем в Москве с 1931 года, где жила вся семья. В этом же году поступил учиться в литературный институт имени А. М. Горького. Окончил институт в 1938 году.
Ученица: К этому времени Константин Михайлович уже печатается в журналах «Молодой гвардии» и «Октябрь».

Слайд 5

Учитель: Армейские впечатления, накрепко связанные с детством и юностью писателя хорошо подготовили Симонова к военным испытаниям. Судьба возложила на его плечи нелегкий солдатский труд еще до начала Великой Отечественной. Летом 1939 года Симонов побывал на своей первой войне, на Халхин-Голе, в качестве сотрудника газеты «Героическая красноармейская». Здесь поэт услышал первые раскаты будущей Второй мировой войны. Пишет стихотворение «Танк». Знакомится с полководцем Г. Жуковым.

Слайд 6.

Ученик: Формируются основные жизненные принципы:

  • Преклонение перед военным профессионализмом

  • Верность фронтовой дружбе

  • Уважение к храбрости врага Милосердие к поверженному

  • Пренебрежение к слабакам и нытикам

  • Подчеркнутое «гусарство» по отношению к женщинам

Ученица: Там, на Халхин-Голе, началась огневая, в прямом смысле слова, поэзия Симонова. С Халхин-Гола он привез книгу новых стихов, стихов, посвященных живым и павшим героям.

Ученик: Тогда же Симонов был удостоен первой правительственной награды - ордена «Знак Почета». Симонову было 24 года.

Учитель: Из «Автобиографии»: «22 июня мне и моим товарищам пришлось надеть военную форму и не снимать ее до конца войны».

Чтец читает стихотворение «Родина»

Касаясь трех великих океанов,

Она лежит, раскинув города,

Покрыта сеткою меридианов,

Непобедима, широка, горда.

Но в час, когда последняя граната

Уже занесена в твоей руке

И в краткий миг припомнить разом надо

Все, что у нас осталось вдалеке,

Ты вспоминаешь не страну большую,

Какую ты изъездил и узнал,

Ты вспоминаешь родину - такую,

Какой ее ты в детстве увидал.

Клочок земли, припавший к трем березам,

Далекую дорогу за леском,

Речонку со скрипучим перевозом,

Песчаный берег с низким ивняком.

Вот где нам посчастливилось родиться,

Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли

Ту горсть земли, которая годится,

Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,

Да, можно голодать и холодать,

Идти на смерть... Но эти три березы

При жизни никому нельзя отдать.

Ученица: За четыре года войны около 30 раз Симонов ездил в короткие и длинные командировки на фронт, первый раз - в июне сорок первого, - под Могилев и последний - в апреле сорок пятого, - под Берлин.

Учитель: Он ходил в атаку вместе с пехотной ротой в Крыму. Был в горящем Сталинграде. Где он только не бывал. Редакция бросала его с одного важного участка фронта на другой - Западный фронт, Одесса, Севастополь, Рыбачий полуостров, снова Западный фронт, Курская дуга, Украинские фронты - Первый, Второй, Третий, Четвертый, а потом Польша, Румыния, Болгария, Югославия, наконец, поверженная в прах Германия.

(Фоном звучит аудиозапись песни «Корреспондентская застольная» (муз. М. Блантера, сл. К. Симонова).)

Ученик: «Я не был солдатом, был всего-навсего корреспондентом... Это не самый тяжелый хлеб на войне…» - не однажды высказывал эту мысль Симонов.
Нельзя было с этим не согласиться. Но все же она была и тяжелой и опасной.

Ученица: Симонов знал войну как никто. Стихи и очерки, рассказы и пьесы Симонова сыграли огромную роль в духовной жизни нашего народа во время Великой Отечественной войны. Широкую популярность приобрела в годы войны его: « Ты помнишь Алеша, дороги Смоленщины». «Убей его». В 41-м поэт потрясен седым мальчишкой, которого отец-майор на пушечном лафете вывез из Брестской крепости. И Симонов пишет стихотворение «Майор привез мальчишку на лафете».

Чтец читает стихотворение «Майор привез мальчишку на лафете»

Учитель: Как корреспондент газеты «Красная звезда» Симонов издает книгу очерков «От Черного до Баренцева моря».

Роман-трилогия «Живые и мертвые», повесть «Случай с Полыниным», пьеса «Русские

люди» и многие другие произведения Симонова повествуют о войне.

Валентина Серова стала лирической героиней и музой поэта.

Этой красивой и талантливой женщине поэт посвятил свое стихотворение «Жди меня».

Стихотворение «Жди меня» читает третий чтец.

Учитель: Это стихотворение, звучащее как заклинание, десятки, если не сотни, раз перепечатывалось во фронтовых и армейских газетах, выпускалось как листовка, постоянно читалось по радио и с эстрады. Его переписывали друг у друга, отсылая с фронта в тыл и из тыла на фронт, эти листовки хранили с самыми дорогими реликвиями - люди военного поколения отлично это помнят.

Ученик: Кончилась война, Симонову нет еще и тридцати. Работавший всю войну, не зная отдыха и передышек, он и теперь не имеет времени, чтобы оглянуться. В мирное время Симонов становится одним их руководителей Союза писателей, главным редактором "Нового мира", а затем "Литературной газеты", общественным деятелем. Приступив к работе над трилогией "Живые и мертвые", писатель не ограничился собственными воспоминаниями, пережитым на фронте с ним делились Г.К. Жуков, А.М. Василевский, И.С. Конев.
Ученица: Симонов объездил полсвета. Побывал в Германии, США, Японии, во Вьетнаме и многих других странах. Любознательность, писательский и общественный темперамент ведут его по всей стране, по всему миру.

Учитель: Непрерывность труда была стилем и смыслом жизни Симонова. И, пожалуй, самым печальным днем для этого человека был день в июле 1979 года, когда он почувствовал, что не может работать. Умер Константин Михайлович в Москве 28 августа 1979 года.
По завещанию писателя прах его развеян на Буйническом поле под Могилевом, откуда он чудом выбрался живым, тогда, в июле сорок первого.

Сейчас там, на поле боя, стоит валун, на котором высечено «Константин Симонов», а в каких-нибудь ста метрах - обелиск воинам 388-го полка, почти целиком полегшего под Могилевом.
Прах его смешался с прахом погибших в сорок первом. Он вернулся к ним навсегда.



© 2010-2022