- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Литературная гостиная Жизненный и творческий путь К. Симонова
Литературная гостиная Жизненный и творческий путь К. Симонова
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Таженова К.Ф. |
Дата | 10.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Жизнь и творческий путь К.М. Симонова
Цель мероприятия: познакомиться с биографией и творчеством К. М. Симонова.
Задачи:
- обучающие:научить знанию о творческом наследии Константина Михайловича Симонова.
- развивающие:развить логическое мышление, внимание, речь.
- воспитательные: воспитать чувство ответственности, любви к русской литературе XX века.
Ход мероприятия:
Слайд 2.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня наше внеклассное мероприятие посвящено 100 - летию со дня рождения замечательного советского писателя и поэта Константина Михайловича Симонова. Его настоящее имя -Кирилл.
Слайд 3
Ученица: Константин Михайлович Симонов родился 28 ноября 1915 года в Петрограде. Отец - Михаил Агафангелович пропал без вести на фронте в Первую мировую войну. Детство прошло в Рязани и Саратове. Отчим - кадровый офицер. Жизнь в командировках, общежитиях. Военный быт. И дисциплина в семье строгая, почти военная.
Учитель: «Атмосфера нашего дома, - писал Симонов в своей автобиографии, и атмосфера военной части, где служил отец, породили во мне привязанность к армии и вообще ко всему военному, привязанность, соединенную с уважением. Это детское, не вполне осознанное чувство, как потом оказалось на проверку, вошло в плоть и кровь».
Слайд 4
Ученик: После окончания семи классов Константин Михайлович поступил в фабрично-заводское училище. Работал токарем в Москве с 1931 года, где жила вся семья. В этом же году поступил учиться в литературный институт имени А. М. Горького. Окончил институт в 1938 году.
Ученица: К этому времени Константин Михайлович уже печатается в журналах «Молодой гвардии» и «Октябрь».
Слайд 5
Учитель: Армейские впечатления, накрепко связанные с детством и юностью писателя хорошо подготовили Симонова к военным испытаниям. Судьба возложила на его плечи нелегкий солдатский труд еще до начала Великой Отечественной. Летом 1939 года Симонов побывал на своей первой войне, на Халхин-Голе, в качестве сотрудника газеты «Героическая красноармейская». Здесь поэт услышал первые раскаты будущей Второй мировой войны. Пишет стихотворение «Танк». Знакомится с полководцем Г. Жуковым.
Слайд 6.
Ученик: Формируются основные жизненные принципы:
-
Преклонение перед военным профессионализмом
-
Верность фронтовой дружбе
-
Уважение к храбрости врага Милосердие к поверженному
-
Пренебрежение к слабакам и нытикам
-
Подчеркнутое «гусарство» по отношению к женщинам
Ученица: Там, на Халхин-Голе, началась огневая, в прямом смысле слова, поэзия Симонова. С Халхин-Гола он привез книгу новых стихов, стихов, посвященных живым и павшим героям.
Ученик: Тогда же Симонов был удостоен первой правительственной награды - ордена «Знак Почета». Симонову было 24 года.
Учитель: Из «Автобиографии»: «22 июня мне и моим товарищам пришлось надеть военную форму и не снимать ее до конца войны».
Чтец читает стихотворение «Родина»
Касаясь трех великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.
Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке
И в краткий миг припомнить разом надо
Все, что у нас осталось вдалеке,
Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину - такую,
Какой ее ты в детстве увидал.
Клочок земли, припавший к трем березам,
Далекую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.
Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.
Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть... Но эти три березы
При жизни никому нельзя отдать.
Ученица: За четыре года войны около 30 раз Симонов ездил в короткие и длинные командировки на фронт, первый раз - в июне сорок первого, - под Могилев и последний - в апреле сорок пятого, - под Берлин.
Учитель: Он ходил в атаку вместе с пехотной ротой в Крыму. Был в горящем Сталинграде. Где он только не бывал. Редакция бросала его с одного важного участка фронта на другой - Западный фронт, Одесса, Севастополь, Рыбачий полуостров, снова Западный фронт, Курская дуга, Украинские фронты - Первый, Второй, Третий, Четвертый, а потом Польша, Румыния, Болгария, Югославия, наконец, поверженная в прах Германия.
(Фоном звучит аудиозапись песни «Корреспондентская застольная» (муз. М. Блантера, сл. К. Симонова).)
Ученик: «Я не был солдатом, был всего-навсего корреспондентом... Это не самый тяжелый хлеб на войне…» - не однажды высказывал эту мысль Симонов.
Нельзя было с этим не согласиться. Но все же она была и тяжелой и опасной.
Ученица: Симонов знал войну как никто. Стихи и очерки, рассказы и пьесы Симонова сыграли огромную роль в духовной жизни нашего народа во время Великой Отечественной войны. Широкую популярность приобрела в годы войны его: « Ты помнишь Алеша, дороги Смоленщины». «Убей его». В 41-м поэт потрясен седым мальчишкой, которого отец-майор на пушечном лафете вывез из Брестской крепости. И Симонов пишет стихотворение «Майор привез мальчишку на лафете».
Чтец читает стихотворение «Майор привез мальчишку на лафете»
Учитель: Как корреспондент газеты «Красная звезда» Симонов издает книгу очерков «От Черного до Баренцева моря».
Роман-трилогия «Живые и мертвые», повесть «Случай с Полыниным», пьеса «Русские
люди» и многие другие произведения Симонова повествуют о войне.
Валентина Серова стала лирической героиней и музой поэта.
Этой красивой и талантливой женщине поэт посвятил свое стихотворение «Жди меня».
Стихотворение «Жди меня» читает третий чтец.
Учитель: Это стихотворение, звучащее как заклинание, десятки, если не сотни, раз перепечатывалось во фронтовых и армейских газетах, выпускалось как листовка, постоянно читалось по радио и с эстрады. Его переписывали друг у друга, отсылая с фронта в тыл и из тыла на фронт, эти листовки хранили с самыми дорогими реликвиями - люди военного поколения отлично это помнят.
Ученик: Кончилась война, Симонову нет еще и тридцати. Работавший всю войну, не зная отдыха и передышек, он и теперь не имеет времени, чтобы оглянуться. В мирное время Симонов становится одним их руководителей Союза писателей, главным редактором "Нового мира", а затем "Литературной газеты", общественным деятелем. Приступив к работе над трилогией "Живые и мертвые", писатель не ограничился собственными воспоминаниями, пережитым на фронте с ним делились Г.К. Жуков, А.М. Василевский, И.С. Конев.
Ученица: Симонов объездил полсвета. Побывал в Германии, США, Японии, во Вьетнаме и многих других странах. Любознательность, писательский и общественный темперамент ведут его по всей стране, по всему миру.
Учитель: Непрерывность труда была стилем и смыслом жизни Симонова. И, пожалуй, самым печальным днем для этого человека был день в июле 1979 года, когда он почувствовал, что не может работать. Умер Константин Михайлович в Москве 28 августа 1979 года.
По завещанию писателя прах его развеян на Буйническом поле под Могилевом, откуда он чудом выбрался живым, тогда, в июле сорок первого.
Сейчас там, на поле боя, стоит валун, на котором высечено «Константин Симонов», а в каких-нибудь ста метрах - обелиск воинам 388-го полка, почти целиком полегшего под Могилевом.
Прах его смешался с прахом погибших в сорок первом. Он вернулся к ним навсегда.