- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Классный час Курт-драгоценный камень
Классный час Курт-драгоценный камень
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Алиманова Э.А. |
Дата | 12.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: Курт- драгоценный камень
Цель:
- воспитывать у старшеклассников уважение к историческому прошлому своего народа через сопереживания к судьбам конкретных людей;
Задачи:
- углубить знания учащихся о сложной и противоречивой судьбе страны ХХ века - периоде политических репрессий;
- показать бессмысленную жестокость репрессий, необыкновенную стойкость и преданность жен политических репрессированных.
Оборудование: презентация
Ход мероприятия:
Эпиграф:
«Знать надо, чтобы помнить, помнить, чтобы не забывать, чтобы трагедий, подобных той, что была на нашей земле более полувека назад не повторялось…»
Р. Рождественский
Ученик1: Когда в степи зацветают красные тюльпаны в Казахстане отмечают День Памяти жертв голода и политических репрессий. Кажется сама природа разлилась кровью, вспоминая страшные дни 20 - 30х годов, когда в степь пришла смерть. Чтобы оставаться людьми - нужно помнить. Сколько в человеке памяти - столько в нем и человека. Знать, что происходило с твоим народом, в твоей стране, не только наш гражданский, то и человеческий долг.
В 1921 году произошла трагедия Голодной степи - тогда произошло массовое уничтожение народа. Голод был в поволжье, на Украине, но для казахов он был страшнее во много раз, они ведь не знали тогда земледелия, а джут 1921 года уничтожил почти 80% скота. И грянул голод, люди ели кору, траву - степь из кормилицы превратилась в ловушку, люди бежали из аулов в города, на станции в надежде найти пропитания и умерали в пути.
30 - ые годы принесли народу Казахстана новые испытания. Началась конфискация скота и степняки вымерали сотнями тысяч, целыми аулами, районами. В Казахстане в 30 - е годы умерло голодной смертью 1 млн. 750 тысяч человек казахов, 200 тысяч представителей других этносов. Получается, что умер каждый второй. В это трудно поверить - каждый второй!
Это был голодомор, невидиданное убийство своего же населения устроили не просто так. По всей стране отбиралихлеб и обреали людей на смерть, потому что хлеб продавали для того, чтобы купить машины и оборудование на Западе. Миллионами жизней была оплачена индустриализация.
Ученик 2: В 1930 году по постановлению Совнаркома был образован КАРЛАГ -Карагандинский исправительно - трудовой лагерь, а всего в Казахстане было создано 10 концлагерей, где сидели ни в чем неповинные люди. Всю страну опутали колючей провлокой, посадили в лагеря миллионы людей, которые под дулами автоматов валили лес, строили каналы, дороги, осваивали новые земли.
О отделении КАРЛаГА на 26 точке в так называемом АЛЖИРе - лагере жен изменников родина отбывали срок жены партийных и советских работников вместе со своими малолетними детьми, через этот лагерь прошло более 18 тысяч женщин.
Ученица:
Репрессии - тридцатые, в лагерях они зажатые,
В истории они проклятые,
Ведь люди умирали, как мухи,
Испытывая на себе адские муки.
Средь степей выделялся АЛЖИР -
Темный лагерь, где замирал даже мир.
И быть может лагеря были везде,
Но сюда обращался мужчина к жене.
Мало кто знал, что испытали они,
Сохраняя в душе надежды огни.
Но женщин не смог сломить жесткий режим
И теперь мы с гордостью о них говорим.
Спасибо, любимые, что сохранили себя
За преданность вашу целуют мужья
Пусть каждый узнает, что вы испытали,
Ведь жизнью своей урок преподали!
Учитель: Когда в 1990 году бывшая заключенная Акмолинского лагеря жен «изменников» Родины Гертруда Платайс приехала в Казахстан, она рассказала сотрудникам музея «Алжир» как впервые увидела местных казахов и как они отнеслись к заключенным женщинам.
Ученица:.
Дело было в одно буранное зимнее утро. Женщины-узницы под усиленным надсмотром конвоя собирали камыш на берегу озера Жаланаш для постройки бараков. У каждой заключенной была своя норма и для ее выполнения приходилось работать по 17-20 часов в сутки. Измученные женщины буквально валились с ног, когда из зарослей камыша выскочили старики и дети - местные жители соседнего казахского села Жанашу. Старшие дали команду, и дети стали забрасывать камнями женщин. Конвоиры начали громко и жестоко смеяться: мол, видите, вас не только в Москве, вас и здесь, в ауле, даже дети не любят.
«Было очень больно и обидно и, в первую очередь, морально» - вспоминает Гертруда Платайс.
Такие «избиения» повторялись в течение нескольких дней. По лицам оскорбленных узниц текли слезы. Они тихо взывали к судьбе и роптали на несправедливость задурманенных и озлобленных сталинской пропагандой казахов…
Но однажды обессилев от летевших в нее камней, Гертруда споткнулась и упала лицом на эти самые камни. Секунду спустя до нее донесся запах творога. Камни, от которых она так старалась укрыться, пахли сыром и молоком. Она подняла один из них с земли и положила в рот - он оказался очень вкусным. Она собрала камешки и отнесла в барак, где находились заключенные, среди которых были и женщины-казашки. Они рассказали, что это курт, соленые и высушенные на солнце плотные комочки творога. Оказалось, чтобы хоть как-то помочь пленным женщинами, местные казахи нашли единственный способ, который не привлекал внимания надзирателей, ибо был сокрыт под маской жестокого пренебрежения к пленным. Казахи пережили голодные 1930-е годы, но даже страх потерять своих детей не останавливал их. Втайне они прятали в кустах кусочки вареного мяса, лепешки, курт и толокно.
Благодарность на всю жизнь сохранилась в сердцах выживших. «Все лагеря плохие, - рассказывают женщины - но именно в казахстанских выживали многие и, в первую очередь, благодаря казахам. Они на себе испытали голод, холод, лишения».
Учитель:Воспоминания Гертруды Платайс легли в основу стихотворения «Курт-драгоценный камень». Его автор- преподаватель истории Раиса Голубева. Вот отрывок из ее стихотворения
О, Господи, да это ведь не камень.
От него так пахнет молоком.
И в душе затрепетал надежды пламень,
А в горле встал ком.
Так вот что придумали старики!
Вот за что женщины детьми рисковали!
Они нас от болезни берегли,
Они нас от безверия спасали.
Они поняли, что мы не враги,
А просто несчастные женщины.
И чем смогли - помогли,
Поразив нас своей человечностью.
Я молча поползла по льду,
Собирая драгоценные камни.
Теперь я отвратила от них беду,
Спасая их от охраны.
А ночью в холоднейшем бараке,
На оскверненной палачами земле,
Я, немка, молилась мусульманскому богу,
Да ничего не просила себе.
Я просила старикам здоровья,
Женщинам-матерям - счастья.
Особенно я молилась за детей,
Чтобы они не видели несчастья.
Я прошла все круги ада,
Потеряла веру и друзей,
Но одно я знаю,
Что только так и надо воспитывать детей.
Учитель: Даже в глубокой старости Гертруда Платайс с благодарностью вспоминает тех казахов, которые, рискуя жизнью, подкармливали узниц сталинского лагеря таким вот необычным способом. Она считает, что именно курт помог ей выжить. Немудрено, ведь это очень полезный продукт. Курт-древнее изобретение кочевых народов.
Виртуальный тур в Музейно-мемориальный комплекс жертв политических репрессий и тоталитаризма «АЛЖИР» в городе Астана.
Учитель: Мы изучаем историю, чтобы не повторять ее ошибок.Чтобы не смотря ни на какие трудности оставаться прежде всего-Людьми! Быть гуманными, справедливыми,честными!
От каждого из нас зависит судьба нашей Родины. Вы-будущее своей страны!
Спасибо всем !