Внеклассное мероприятие: литературно-музыкальный вечер М. Л. Матусовского Его кино нужно слушать

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Луганская Народная Республика

«Стахановская средняя общеобразовательная школа I-II ступеней № 12»







ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНЫЙ

ВЕЧЕР М.Л. МАТУСОВКОГО




Внеклассное мероприятие:литературно-музыкальный вечер М.Л.Матусовского Его кино нужно слушать



Внеклассное мероприятие:литературно-музыкальный вечер М.Л.Матусовского Его кино нужно слушать








Я песне отдал всё сполна, в ней жизнь моя, моя забота,

Ведь песня людям так нужна, как птице крылья для полёта.

Михаил Матусовский

Звучит песня «Вернулся я на Родину».

1 вед. Добрый день! Сегодня мы поговорим о поэте, который действительно вернулся на родину, которого знали не только в бывшем Советском Союзе, но и за рубежом. По иронии судьбы в своем родном Луганске он оставался просто Мишей, сыном самого знаменитого в городе фотографа

2 вед. Все так и говорили друг другу: «А вы слышали новую песню? Стихи к ней написал сам сын нашего фотографа»

1 вед. А поэт только посмеивался, этот человек был абсолютно равнодушен к собственной славе.

2 вед Пожалуй точную характеристику он дал себе сам в письме, которое еще в юности написал своей будущей жене:

«Жил на этом белом свете, полюбивший сразу и навек,

Очень добрый, очень неуклюжий, в сущности хороший человек»

1 вед. Сегодняшний вечер мы посвящаем поэту-песеннику и нашему земляку Михаилу Матусовскому.

2 вед. Михаил Матусовский родился 23 июля 1915 г. в г. Луганске в семье фотографа. Кто мог знать тогда, что маленькому мальчику уготована судьба знаменитого поэта-песенника?

На фоне (звучит Школьный Вальс)

1 вед. «В положенное время Михаил пошел в школу. Учился он в школе № 13 в Каменном Броде. Своей учительнице русского языка и литературы Марии Семеновне Тодоровой он позднее посвятит песню «Школьный вальс». Она первая обратила внимание на детские стихи будущего поэта и очень его поддержала. Об истории написания песни Матусовский вспоминал так: «Когда композитор Исаак Дунаевский предложил мне написать песню о школе, первой, о ком я вспомнил, была Мария Семеновна».

2 вед. Через несколько лет Михаил Матусовский встретился с любимой учительницей и со своими одноклассниками. Случилось это в 1975 г. В Ворошиловграде .Матусовский вспоминал- «Снова я шел привычной дорогой в школу мимо железнодорожного переезда, где давным-давно бабы торговали баранками с маком. Ах, это возвращение в родной город, где мы давно не бывали, это смутное узнавание ворот, крылечек, углов, перекрестков. Я так торопился, что пришел с женой в школу за полчаса до назначенной встречи и был испуган воскресной тишиной в школьном здании, предназначенном для того, чтобы в нем всегда шумели».

1 вед. Сочинять стихи Михаил начал рано, со школьной скамьи. Первое его стихотворение «Велопробег» было опубликовано в газете «Луганская Правда», когда автору едва исполнилось 12 лет.

2 вед. «Я скупил тогда целую пачку «Луганской Правды» и не мог оторваться от полосы с моими строками. Я повторял их про себя, декламировал и находил их просто прекрасными. Но все удовольствие портила одна единственная ошибка». Наборщик допустил опечатку, корректор ее не заметил и в строчку: «Казался барашком молоденький лес» вклинилось идиотское слово «бараликом».

1 вед. Но вот позади школьные годы. Михаил вначале поступает в строительный техникум, но оказывается «Учится в техникуме скучно…». все чаще вместо лекций рисует афиши, выступает в агитбригаде, начинает печататься со своими стихами в областных газетах и журналах.
И в его судьбу, как водится, вмешивается Его Величество Случай

2 вед. В город на Лугани с творческой встречей приехали поэты из столицы - Евгений Долматовский и Ярослав Смеляков. Молодой техник-строитель Матусовский принёс на суд гостям затрёпанную тетрадку своих стихов. И услышал от них: «В вас что-то есть. Приезжайте учиться в Москву».

1 вед. Матусовский бросил всё и поехал в Москву. Поступил в литературный институт, где подружился с Константином Симоновым и Маргаритой Алигер. Эта дружба длилась всю жизнь. На каникулах Симонов подолгу гостил у Матусовских в Луганске.

(на фоне «Сиреневый туман»)

2 вед. Тогда же в студенческие годы Миша Матусовский по просьбе слушателей одного из московских вузов написал к выпускному вечеру песню «Сиреневый туман». Автором музыки был его однокурсник по литинституту Ян Сашин. Спустя почти 50 лет эта песня прозвучала в исполнении Владимира Маркина в программе «Песня года».

1 вед. В 1939г. вышла первая книга стихов Матусовского «Луганчане», написанная совместно с Константином Симоновым. В том же году он, окончив институт, поступил в аспирантуру под руководством Н. Гудзия, знатока древнерусской литературы. Защита диссертации, назначенная на 27июня 1941г., не состоялась

2 вед. Уже 22 июня Михаил Матусовский в группе московских писателей получает обмундирование, военные документы и отправляется на фронт, чтобы воевать словом, осваивая еще неведомую ему профессию военного корреспондента.

Снова все вещи в мешке,

Снова подтянут и юн я.

На календарном листке -

Двадцать второе июня.

В памяти снова встают

Лица, события, даты.

Снова солдатский наряд

Мне выдают интенданты.

Черной завесой беды

Не заволочены дали.

Что суждено испытать,

Мы еще не испытали.

1 вед. Михаил попал на Западный фронт, который защищал Москву. Матусовский плохо видел и поэтому на передовой случайно слишком близко подошёл к немцам. Его подстрелили, тяжело ранили в ногу. Миша лежал на ничейной полосе, и наши никак не могли его оттуда вытащить. Один санитар попробовал, но не дополз - убили. А второму удалось.

2 вед. Для вас _______________ прочтет стих «Память санитара»

Не знаю, то ли я и вправду стар,
А может быть, пошаливают нервы, -
Всё чаще стал мне сниться санитар,
Убитый в Духовщине, в сорок первом.

Пусть от меня всё дальше этот год,
Пусть многое в душе перегорело,
Но снова вижу я, как он ползёт,
Чтоб вынести меня из-под обстрела.

Всё это происходит как во сне:
На глине оставляя отпечатки,
Он неуклонно движется ко мне,
Шурша брезентом мокрой плащ-палатки.

Я вижу, словно в стереотрубу,
Особенно отчётливо и зорко
Багровый шрам на закопчённом лбу
И тёмную от пота гимнастёрку.

Вот он уже почти на полпути.
В налипшей глине сапоги как гири.
Осталось метров семь ему ползти,
Нет - шесть, нет - пять, нет - только лишь четыре…

Но страшный взрыв всю землю вдруг потряс.
Недолгий век был парнем этим прожит.
И тот рубеж, что разделяет нас,
Он никогда переползти не сможет.

Столбы огня встают со всех сторон.
Под вечер небо багровеет с краю.
Как звать его, откуда родом он -
Об этом ничего я не узнаю.

Я не узнаю, где солдатский дом,
Что думал он, ползя навстречу смерти,
И кто получит весточку о нём
В казённом проштампованном конверте.

Давно разрывы не терзают слух,
Давно развеян едкий запах гари,
Но всё напоминает мне вокруг
О том, меня спасавшем, санитаре.

Оставшись сам с собой наедине,
Я часто вижу взгляд его под каской.
И он опять, за пядью пядь, ко мне
Ползёт, ползёт, ползёт по глине вязкой.

И кажется, как будто наяву,
На жизнь мою он смотрит без улыбки,
И проверяет, так ли я живу,
И отмечает всё мои ошибки…

Солдатской дружбы неостывший жар
В своей душе я берегу поныне,
Как завещал мне это санитар,
Убитый в сорок первом в Духовщине.

2 вед. После госпиталя Матусовского опять оправили на фронт. Он прошёл всю войну от первого дня до последнего… был свидетелем трудных испытаний, выпавших на долю многих фронтовиков.

1 вед. Помимо фронтовых публикаций, и в годы войны, и после неё Матусовский написал немало текстов песен на военные темы. Сюжеты почти всегда брал из жизни.

Первая песня Михаила «Вернулся я на родину», в которой говорится о том, как после окончания войны автор возвращается в свой родной город Луганск:

Вернулся я на родину. Шумят берёзки встречные.

Я много лет без отпуска служил в чужом краю.

И вот иду, как в юности, я улицей Заречною,

И нашей тихой улицы совсем не узнаю...

...

2 вед. В основу песни «На безымянной высоте» положена действительная история

о восемнадцати солдатах, совершивших подвиг на высоте у посёлка Рубеженка Калужской области. Матусовский находился на том же участке фронта, где совершили свой подвиг сибиряки.

1 вед. Для вас 6 класс исполнит песню «На безымянной высоте»

Дымилась роща под горою,
И вместе с ней горел закат.
Нас оставалось только двое
Из восемнадцати ребят.
Как много их, друзей хороших,
Лежать осталось в темноте -
У незнакомого поселка
На Безымянной высоте.

Светилась, падая, ракета,
Как догоревшая звезда.
Кто хоть однажды видел это,
Тот не забудет никогда.
Он не забудет, не забудет
Атаки яростные те -
У незнакомого поселка
На Безымянной высоте.

Над нами «мессеры» кружили,
И было видно, словно днем.
Но только крепче мы дружили
Под перекрестным артогнем.
И как бы трудно ни бывало,
Ты верен был своей мечте -
У незнакомого поселка
На Безымянной высоте.

Мне часто снятся все ребята -
Друзья моих военных дней,
Землянка наша в три наката,
Сосна, сгоревшая над ней.
Как будто вновь я вместе с ними
Стою на огненной черте -
У незнакомого поселка
На Безымянной высоте.

2 Вед. Гораздо менее известна - сегодня, пожалуй, лишь коллекционерам песен военных лет и ветеранам соответствующего фронта - торжественная песня Блантера «Пушки молчат дальнобойные». А ведь это сильная песня, не лишённая особой поэтической образности.

(Читает _Волков Данил).

Пушки молчат дальнобойные,
Залпы давно не слышны.
Что ж мне ночами спокойными
Снятся тревожные сны?
Молнией небо расколото,
Пламя во весь горизонт.
Наша военная молодость -
Северо-Западный фронт.

Где ж эти парни безусые,
С кем в сорок первом году
Где-то под Старою Руссою
Мы замерзали на льду?
С кем по жаре и по холоду
Шли мы упрямо вперед.
Наша военная молодость -
Северо-Западный фронт.

Славой солдатской повитую
С тех незапамятных дней,
Землю, с боями отбитую,
Мы полюбили сильней.
Рощи, одетые в золото,
Реки, пройденные вброд.
Наша военная молодость -
Северо-Западный фронт.

1 вед. Солдатская тема прошла через судьбу Матусовского ещё не раз. Соловьёв-Седой написал на стихи поэта песню «Солдат - всегда солдат».
Для вас исполнит песню «Солдат всегда солдат» ученики ______ класса

Пускай ты нынче не в строю,
Но под одеждой штатскою
Всегда и всюду узнаю
Я выправку солдатскую.
И пусть не носишь ты давно
Армейский свой наряд,
Но все же люди говорят:
Солдат - всегда солдат.

Солдат, легко собравшись в путь,
Без лишних слов прощается.
И все имущество его
В один мешок вмещается.
Он, даже списанный в запас,
Служить отчизне рад.
Вот потому и говорят:
Солдат - всегда солдат.

Противник с фланга ли навис,
Грозит ли окружение,
Солдат с успехом выйдет из
Любого положения.
Вот он забрался в свой окоп-
И черт ему не брат.
Так значит, верно говорят:
Солдат - всегда солдат.

В окопе плещется вода,
Шумят дожди осенние.
А он находится всегда
В хорошем настроении.
Он не привык робеть в беде
И отступать назад.
Так, значит, верно говорят:
Солдат - всегда солдат.

1 вед. К кинофильму «В трудный час» режиссёра И. Гурина тот же неисчерпаемый Соловьёв-Седой написал очень сильную «Балладу о солдате», где Матусовский нашёл проникновенные слова о русском воине-освободителе, который пел и про русские берёзы, и «про кари очи», и бил врага под Смоленском.

Полем вдоль берега крутого,
Мимо хат
В серой шинели рядового
Шел солдат.
Шел солдат, преград не зная,
Шел солдат, друзей теряя.
Часто, бывало,
Шел без привала,
Шел вперед солдат.

Шел он ночами грозовыми,
В дождь и град.
Песню с друзьями фронтовыми
Пел солдат.
Пел солдат, глотая слезы,
Пел про русские березы,
Про кари очи,
Про дом свой отчий
Пел в пути солдат.

Словно прирос к плечу солдата
Автомат -
Всюду врагов своих заклятых
Бил солдат.
Бил солдат их под Смоленском,
Бил солдат в поселке энском.
Глаз не смыкая,
Пуль не считая,
Бил врагов солдат.

Полем вдоль берега крутого,
Мимо хат
В серой шинели рядового
Шел солдат.
Шел солдат - слуга отчизны,
Шел солдат во имя жизни.
Землю спасая,
Смерть презирая,
Шел вперед солдат...

2 Вед. Стихотворения М. Матусовского о войне вбирают в себя историческую память военного поколения, воплощают его жизненный опыт, включают ощущение сопричастности и эмоционально воздействуют на слушателей и читателей. Это своеобразные песни-клятвы о верности отчизне, гражданскому долгу, памяти о прошлом.

1 Чтец.

Укрылся лес листвою рыжею,
Умолк до лета соловей.
Парнишка, коротко остриженный,
Прощался с мамою своей.
На нем шинелька непримятая
И за плечами автомат.
Такой молоденький, молоденький,
Совсем молоденький солдат.

Где берег речки затуманенный
И где обстрел жесток и част,
Огнем врага смертельно раненный,
Он упадет на снежный наст.
Он упадет, как будто скошенный,
И потускнеет ясный взгляд.
Такой молоденький, молоденький,
Совсем молоденький солдат.

Не плачьте, девушки безмужние,-
Ушел он рано на войну
И, обручен с армейской службою,
Из вас не выбрал ни одну.
Он не назначит вам свидания
И не придет уже назад -
Такой молоденький, молоденький,
Совсем молоденький солдат.

Коротким залпом над могилою
Отдав ему последний долг,
В кровавый бой за землю милую
Опять пойдет стрелковый полк.
И в том полку и в той дивизии
Его заменит младший брат -
Такой молоденький, молоденький,
Совсем молоденький солдат.

2 Чтец «Тишина»

Как ни странно, в дни войны

Есть минуты тишины,

Когда бой затихает устало

И разрывы почти не слышны.

И стоим мы в дни войны,

Тишиной оглушены.

Так бывает в дни войны -

Нам в окопах снятся сны,

Снятся нам довоенные села,

Где в окошках огни зажжены.

И в землянках в дни воины

Дышат миром наши сны.

Как предвидеть наперед

Трудный путь стрелковых рот,

Кто дойдет до ближней переправы,

Кто до самой победы дойдет?

Как предвидеть наперед,

Что тебя на свете ждет?..

1 вед. Песня «Как скажи тебя зовут?» в исполнении ____________

Было много трудных дней,

Будет много трудных дней

Значит рано подводить итоги.

Вот и встретились мы с ней,

Вот и свиделись мы с ней

Где-то на проселочной дороге.

Припев:

Только несколько минут,

Только несколько минут

Между нами длилась та беседа.

-Как скажи тебя зовут?

Как скажи тебя зовут?

И она ответила:-Победа!

Под шинелью на груди

Рядом с сердцем на груди

Скромные солдатские медали

Только ты не уходи,

Больше ты не уходи

Мы тебя в окопах долго ждали.

Припев.

За тебя в огонь и дым

Шли вперед в огонь и дым

Моряки в изодранных бушлатах.

Это именем твоим,

Светлым именем твоим

Бредили солдаты в медсанбатах.

Припев.

1 вед. Настоящий звездный час наступил для талантливого луганчанина в 1957-м году. Именно тогда впервые прозвучала песня "Подмосковные вечера", написанная Михаилом Львовичем для документального фильма "Ко дню Спартакиады". Некоторые музыкальные критики считают, что эта песня стала своеобразной карточкой Советского Союза. Она занесена в Книгу рекордов Гиннесса как самая исполняемая в мире.

2 вед. Уехав из родного Донбасса, поэт не забыл его. Знаменитый романс из фильма «Дни Турбиных» тоже посвящён Луганску, чьи улицы в мае буквально залиты пьянящим ароматом цветущей белой акации:

Целую ночь соловей нам насвистывал,

город молчал, и молчали дома,

Белой акации гроздья душистые

ночь напролёт нас сводили с ума...

1Вед . Шедевром в ряду прекрасных детских песен стоит почти одическое полотно «Крейсер «Аврора» из мультфильма «Аврора» ,ставшая одним из неофициальным гимном города Санкт-Петербурга. Для вас исполнит «Крейсер Аврора» ученик 2 класс Дзейранов Эдуард.

Дремлет притихший северный город
Низкое небо над головой
Что тебе снится крейсер Аврора
В час когда утро встает над Невой
Что тебе снится крейсер Аврора
В час когда утро встает над Невой
Может ты снова в тучах мохнатых
Вспышки орудий видишь вдали
Или как прежде в черных бушлатах
Грозно шагают твои патрули
Или как прежде в черных бушлатах
Грозно шагают твои патрули
Волны крутые штормы седые
Доля такая у кораблей
Судьбы их тоже чем-то похожи
Чем-то похожи на судьбы людей
Судьбы их тоже чем-то похожи
Чем-то похожи на судьбы людей
Ветром соленым дышат просторы
Молнии крестят мрак грозовой
Что тебе снится крейсер Аврора
В час когда утро встает над Невой
Что тебе снится крейсер Аврора
В час когда утро встает над Невой
Что тебе снится крейсер Аврора

2. Вед. Не менее знаменитой и любимой стала и песня «С чего начинается Родина». Между прочим, Михаил неоднократно менял текст, выбирая наиболее точные слова, пока стихи не приобрели тот вид и содержание, которые мы знаем и любим. С чего начинается родина исполняют учащиеся 3 класса.

С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре,

С хороших и верных товарищей

Живущих в соседнем дворе.

А, может, она начинается

С той песни, что пела нам мать,

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять.

С чего начинается Родина?

С заветной скамьи у ворот,

С той самой березки, что во поле,

Под ветром склоняясь, растет.

А, может, она начинается

С весенней запевки скворца

И с этой дороги проселочной,

Которой не видно конца.

С чего начинается Родина?

С окошек, горящих вдали,

Со старой отцовской буденовки,

Что где-то в шкафу мы нашли,

А, может, она начинается

Со стука вагонных колес

И с клятвы, которую в юности

Ты ей в своем сердце принес.

С чего начинается Родина?

2 вед. В цикл детских песен Матусовского также вошли такие песни, как «Крестики -нолики», «Вместе весело шагать» и др.

Встречайте учеников 1 класса.

Вместе весело шагать по просторам,
По просторам, по просторам
И, конечно, припевать лучше хором,
Лучше хором, лучше хором.

Спой-ка с нами, перепёлка, перепёлочка,
Раз иголка, два иголка - будет ёлочка.
Раз дощечка, два дощечка - будет лесенка,
Раз словечко, два словечко - будет песенка.

Вместе весело шагать по просторам,
По просторам, по просторам
И, конечно, припевать лучше хором,
Лучше хором, лучше хором.

В небесах зари полоска заполощется,
Раз берёзка, два берёзка - будет рощица,
Раз дощечка, два дощечка - будет лесенка,
Раз словечко, два словечко - будет песенка.

Вместе весело шагать по просторам,
По просторам, по просторам
И, конечно, припевать лучше хором,
Лучше хором, лучше хором.

Нам счастливую тропинку выбрать надобно,
Раз дождинка, два дождинка - будет радуга,
Раз дощечка, два дощечка - будет лесенка,
Раз словечко, два словечко - будет песенка.

Вместе весело шагать по просторам,
По просторам, по просторам
И, конечно, припевать лучше хором,
Лучше хором, лучше хором.

1 вед. Матусовкий никогда не стеснялся того, что он из провинции. Наоборот, даже гордился тем, что луганчанин и земляк великого Владимира Даля, создателя "Толкового словаря живого великорусского языка":
Сидят теперь четыре института
Над словарем одним.
А Даль всё так же нужен почему-то,
А Даль незаменим.

2 вед. Вспоминает жена Матусовского Евгения Акимовна: «Он не лукавил и не приспосабливался, это не его стиль. Поэтому и упустил многие возможности; но он правильно прожил свою жизнь. Это был его путь, путь поэта, хотя он и говорил - «я не поэт, пусть другие скажут, что я поэт. Я - литератор…».

1 вед. Поэтом Матусовского назвал народ. Назвал и полюбил. Полюбил за умение в толпе видеть человека, за умение сочувствовать и сопереживать. За талант быть простым и понятным. За стихи, греющие душу, и песни, которые хочется петь даже в одиночестве.

2 вед. И хоть его именем не названа ещё улица в родном Луганске, но памятник ему стоит у входа в институт культуры. Но, самое главное, звучат песни на его стихи. А для поэта - это лучшая память.

Песня «Березовый сок» в исполнении 8 класса

Лишь только подснежник распустится в срок,

Лишь только приблизятся первые грозы,

На белых стволах появляется сок,

То плачут березы, то плачут березы.

Как часто, пьянея от светлого дня,

Я брел наугад по весенним протокам.

И Родина щедро поила меня

Березовым соком, березовым соком.

Священную память храня обо всем,

Мы помним холмы и проселки родные.

Мы трудную службу сегодня несем

Вдали от России, вдали от России.

Где эти туманы родной стороны

И ветви берез, что над заводью гнутся,

Сюда мы с тобой, непременно, должны

Однажды вернуться, однажды вернуться.

Открой мне, Отчизна, просторы свои,

Заветные чащи открой ненароком,

И так же, как в детстве, меня напои

Березовым соком, березовым соком.

1 вед. Надеемся, что наша встреча помогла открыть творчество Матусовского и больше узнать о нем.

© 2010-2022