Методическая разработка Л. Н. Толстой Правила жизни

Раздел Воспитательная работа
Класс 11 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное го­су­дар­ст­вен­ное об­ра­зо­ва­тель­ное уч­ре­ж­де­ние

сред­не­го про­фес­сио­наль­но­го об­ра­зо­ва­ния

«Че­бок­сар­ский элек­тро­ме­ха­ни­че­ский кол­ледж»



Методическая разработка

по воспитательной работе

«Л.Н.Толстой «Правила жизни»



Выполнила:

преподаватель

русского языка и литературы

Михайлова Наталия Вячеславовна


2011 г.




Содержание


Введение

Глава 1. «Правила жизни» Л.Н.Толстого.

Глава 2.Духовно-нравственное воспитание молодёжи.

Заключение.

Список используемой литературы.











Введение

"Надо твердо помнить, что все пережитое нашим народом

окажется напрасным, а сами мы станем предателями

и изменниками великого русского дела, если не сделаем

должных выводов из горького опыта, доставшегося

нам безмерной, невосполнимой ценой. Стоит лишь начать,

и Господь Всемогущий подаст нам силы на духовную брань,

чистую жизнь и благие дела!"


Митрополит Санкт-Петербургский и

Ладожский Иоанн

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения.

Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью; резкое снижение физической подготовки молодежи, подмена физического воспитания и заботы о здоровом физическом развитии детей псевдонаукой "валеология", идеями "безопасного секса" и "планирования семьи"; отсутствие патриотического воспитания, целенаправленной комплексной молодежной, семейной государственной политики, государственной политики в интересах детей; резкие, не продуманные изменения в образовательной системе, вымывающие многолетний положительный опыт отечественной педагогики, ориентированной на формирование нравственной, всесторонне развитой личности.

Все это происходит на фоне беспрецедентной для России, направленной на детей пропаганды разврата, порнографии, жестокости и насилия, агрессивной рекламы алкогольной продукции и табачных изделий при полной неспособности правоохранительных и иных органов государственной власти реагировать на факты нарушения прав детей и каким-либо образом изменить сложившуюся ситуацию.

Это приводит к формированию вредных привычек у детей.

Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром.

Это подготовит ребят к вступлению во "взрослую" жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.

Качественное образование - это, прежде всего, становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Качественно образовать человека - значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, Богом, природой, культурой, цивилизацией.


Глава 1. «Правила жизни» Л.Н.Толстого.

Цель(слайд 1): привлечь внимание учащихся к проблемам семьи, воспитывая уважительное отношение к положительному опыту семейной жизни Л.Н. Толстого и толстовских героев, строить свои отношения с родителями на адаптивной основе.

Задачи:

Показать, что толстовский идеал - патриархальная семья с ее святой заботой старших о младших и младших о старших, с умением каждого в семье больше отдавать, чем брать; с взаимоотношениями, построенными на «добре и правде».

Организовать интеллектуально-познавательную деятельность учащихся в процессе работы по теме урока.

Развивать индивидуальные способности и творческие возможности учащихся.

Формировать устойчивые нравственные и морально - этические нормы взаимоотношений в семье и учить детей следовать им в повседневной жизни.

Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, книжная выставка, оформленная доска, телевизор, DVD, диск DVD «Литература 5-11 классы», диск DVD с художественным фильмом «Война и мир», «Анна Каренина», аудиомагнитофон, аудиокассета с записью музыки.

Эпиграф: (слайд 3) «Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь… с возможностью делать добро людям». (Л.Н. Толстой).

Предварительные задания к уроку (слайд 4)

1-я группа систематизирует материал о матери и отце по прочитанным главам повести «Детство».

2-я группа изучает материалы, связанные с традициями и преданиями в семье Л. Н. Толстого.

3-я группа анализирует сцены, показывающие семейную жизнь в романе «Война и мир».

Несколько учащихся готовят индивидуальное задание с использованием презентации: Тема семьи в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина».

В каждой группе есть свой руководитель, заранее подготовленный сильный ученик, который делает обобщение материала по теме. В конце урока он сдает листы с предварительными оценками ответов учащихся своей группы.

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя (слайд 5) .

- Что такое семья? Слово это понятно всем, как слова «хлеб», «вода». Оно впитывается нами с первых сознательных мгновений жизни, оно рядом с каждым из нас. Семья - это дом, это муж и жена, это дети, бабушки и дедушки. Это любовь и заботы, труды и радости, несчастья и печали, привычки и традиции.

И сегодня мы с вами поговорим о том, какую роль играла семья в жизни и творчестве Л.Н. Толстого.

2. Слово учителя: (слайд 6)

«Нынче утром обхожу сад и, как всегда, вспоминаю о матери, о «маменьке», которую я совсем не помню, но которая осталась для меня святым идеалом…» (Л.Н.Толстой).

Л. Н. Толстой, лишившийся матери 18-ти месяцев отроду, бережно собирал и хранил в памяти все, что удалось ему узнать о ней от родных. В «Воспоминаниях» он написал: «…все, что я знаю о ней, все прекрасно…»

Мария Николаевна обладала незаурядным творческим даром: была превосходной рассказчицей - сочиняла увлекательные волшебные истории и сказки, - отличной музыкантшей, писала и переводила стихи.

Мария Николаевна и Николай Ильич стремились дать своим детям - их было у них пятеро: Николай, Сергей, Дмитрий, Лев и дочь Мария - воспитание свободное, гуманное, патриотическое. Нравственный и интеллектуальный облик родителей, достигнутое ими семейное счастье - вот то, что определяло особую атмосферу Ясной поляны, где были заложены те истоки «чистоты нравственного чувства», так восхитившие впоследствии Н.Г.Чернышевского в первых произведениях Толстого.

Лев Николаевич всегда с любовью вспоминал о своих родителях, которых потерял в раннем детстве. Черты их жизни и характеров он запечатлел в своих произведениях. Облик Марии Николаевны угадывается в поэтическом образе Маman в повести «Детство».

Работа первой группы (слайд 7)

«Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства!» (Л. Н. Толстой).

Эпиграф: «Раннее детство - тот период, «в котором всё освещено таким милым утренним светом, в котором все хороши, всех любишь, потому что сам хорош и тебя любят». (Л. Н. Толстой).

Систематизировать материал о матери и отце по прочитанным главам повести «Детство».

МАТЬ (слайд 8)

1. Какие события происходят в главе «Маман»? Какой мы видим здесь мать?

2. Какое общее впечатление от матери остается в этой главе?

3. Почему Л.Н.Толстой не дает ясного портрета матери?

4. Счастлива ли Наталья Николаевна в личной жизни? Как она встречает близкую смерть?

ОТЕЦ (слайд 9)

1. Что мы узнаем об отце из главы «Папа»?

2. Какие две страсти отмечает Толстой в отце в главе «Что за человек был мой отец»?

3. Как отец относится к людям? Любили ли его окружающие?

4. Что он любил в жизни? Что доставляло ему радость и счастье? Для чего живет этот человек?

5. В какой атмосфере жил Николенька?

(Ассистент обобщает).

Учитель обобщает. (Данный материал учитель использует как при обобщении во время работы группы, так и при итоговом обобщении). В этом произведении Толстой не дает ясного портрета матери, так как у него остались в памяти только общие впечатления чего - то очень доброго и ласкового.

Мать изливает любовь и нежность на ребенка. И, как всякая мать, она боится оставить его сиротой: «Так ты меня очень любишь? Смотри, всегда люби меня, никогда не забывай. Если не будет твоей мамаши, ты не забудешь ее? Не забудешь, Николенька? - она еще нежнее целует меня».

Материнская нежность рождает в душе Николеньки чувства бесконечной любви и счастья; и из глаз его льются ручьями слезы любви и восторга» к «голубчику» и «душеньке» маменьке.

И эта горячая детская любовь к матери исторгает из души ребенка первую, чистую, от сердца молитву о матери и отце: «Спаси, Господи, папеньку и маменьку».

Прочитаем разговор родителей: ведь это спор на грани конфликта, но как он тактичен и деликатен! И отец проявляет чувство такта, закончив разговор улыбкой и шуткой. Как ведет себя мать? Деликатна и тверда одновременно, с чувством собственного достоинства. Она умеет отстоять свое мнение и право на свою внутреннюю жизнь.

А каким человеком был отец? Для папа удобство и наслаждения в жизни - главное, у него нет дела, которое бы его занимало (мы видим, какой он помещик), ни серьезных увлечений, ни цели в жизни, не сделал он и военной карьеры. Он живет для себя, для своих удовольствий и этим счастлив (хотя по-своему любит жену и детей, но себя - больше, замечают дети).

Первозданная чистота, свежесть чувств, доверчивость детского сердца, искренность любви к ближним - вот что такое счастье детства для Толстого. Но Лев Николаевич не скрывает и теневых сторон детских лет. Николенька - главный герой трилогии догадывается о неблагополучии во взаимоотношениях родителей, о том, что жизнь не так безоблачна и радостна, какой она казалась в те дни, когда его от всех невзгод оберегала любовь матери. Он глубоко огорчается, сталкиваясь с проявлениями жестокости, неискренности. Ему тяжело и неприятно находить эти качества у своих родных - бабушки и отца, у гувернера. Но все же Толстой всегда видел в детстве лучшую пору жизни человека.

В какой атмосфере жил Николенька? Это атмосфера любви, радости и счастья. Николеньку любили все: мать, отец, Карл Иванович, Наталья Савишна. Мальчик окружен любовью, живет в доброй хорошей семье (все сложности взрослой жизни открываются ему уже через годы), наверное, и жизнь должна быть легкой, беззаботной и счастливой.

По мысли писателя, все, что случается с ребенком, по мере взросления, всецело зависит от воспитания, от влияния на него среды и обстоятельств.

Работа второй группы (слайд 10)

Лев Николаевич Толстой и его семья

Эпиграф: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». (Л. Н. Толстой).

Изучить материалы, связанные с традициями и преданиями в семье Л.Н.Толстого.

(Ассистент обобщает).

Учитель обобщает (слайд 11). О своем детстве Лев Николаевич Толстой вспоминает как о чем - то особенно светлом, прекрасном, гармоничном. «Если бы мне дали выбирать: населить землю такими святыми, как я только могу вообразить себе, но только, чтобы не было детей, или такими людьми, как теперь, но с постоянно прибывающими детьми, я выбрал бы последнее», - так записал Л.Н.Толстой в своем дневнике. Таким, населенным детьми, был его дом».

Созидала, берегла этот дом, «стояла на страже» его Софья Андреевна Толстая. Хозяйка большого дома и усадьбы, мать пятнадцати детей, неумолимая помощница в литературных делах мужа, Софья Андреевна по праву могла считаться истинной хранительницей очага толстовского дома. Дети знали, что для них делает мама: она следит за едой, шьет им рубашки, штопает чулки, «мастерит» куколок или составляет гербарий, она и ругает, если промочены сапоги по утренней росе.

Но ребятам не было известно, что по ночам она часто просиживает по три - четыре часа над рукописями отца, что она много раз переписывала своей рукой главы «Войны и мира» и других произведений.

Дети были уверены, что мама не может уставать или быть не в духе. Ведь она жила для Сережи, для Тани, для Илюши, для Леши, для всех их братьев и сестер.

Только позднее, став взрослыми, они поняли, какая это была удивительно самоотверженная женщина, мать и жена.

А вот как вспоминал один из сыновей Льва Николаевича - Сергей Львович - о своем отце: «В детстве у нас было совсем особенное отношение к отцу. Для нас его суждения были беспрекословны, его советы были обязательны. Я плохо выдерживал взгляд его пытливых небольших стальных глаз, а когда он меня спрашивал о чем-нибудь…, я не мог солгать. Мы всегда чувствовали его любовь к нам, хотя у Толстого - отца не было привычных ласк. Он не баловал детей ни поцелуями, ни подарками, ни излишне ласковыми словами. И тем не менее дети всегда ощущали его любовь!»

Сергей Львович писал: «В детстве наше первое удовольствие состояло в том, чтобы отец занимался нами, чтобы он взял нас с собой на прогулку, по хозяйству, на охоту или в какую-нибудь поездку, чтобы он нам что-нибудь рассказал, делал с нами гимнастику. Отец никогда не наказывал: никогда не бил, не ставил в угол, и уж крайне редко он раздражался. Он поправлял, делал замечания, намекал на недостатки, шуткой давал понять, что поведение за столом не ахти какое и заодно рассказывал такой случай или анекдот, который содержал соответствующий намек. Он мог так пристально посмотреть в глаза, что взгляд этот действовал сильнее любого приказания. Наказание же выражалось обычно в «немилости»: не обращает внимания, не возьмет с собой на прогулку».

В семье была прочная традиция читать вслух. Отбору книг для чтения Лев Николаевич придавал огромное значение. Он советовал не спешить читать шедевры классики, считая, что, повзрослев, они лучше смогут прочувствовать их. Поэтому Пушкина, Лермонтова, Гоголя дети читали довольно поздно. Отец предлагал для чтения то, что любил сам.

Работа третьей группы (слайд 12)

«Мысль семейная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

Эпиграф: «Это не роман вообще, не исторический роман, даже не историческая хроника, это хроника семейная… это быль, были семейные». (Н.Страхов).

Проанализировать сцены, показывающие семейную жизнь в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

Слово учителя. «Есть вечные песни, великие творения, завещаемые из века в век» (А.И.Герцен). К числу таких творений принадлежит и роман Л.Н. Толстого «Война и мир». Мы открываем страницы 2 тома, где Толстой бессмысленности и бесчеловечности войны 1805 года противопоставляет ту жизнь, которую он называет «настоящей». Будучи сам в неустанном поиске истины, писатель считал: «Чтобы жить честно, надо путаться, биться, ошибаться, опять начинать и бросать… И вечно бороться и мучиться». Что дурно, что хорошо? Для чего жить и что такое я? На эти вечные вопросы каждый должен ответить сам. Тонкий исследователь человеческой души, Толстой утверждал, что «люди как реки»: у каждого свое русло, свой исток. Исток этот - родной дом, семья, ее традиции, уклад.

Мир семьи - важнейшая «составляющая» романа. Толстой прослеживает судьбы целых семейств. Его героев связывают родственные, дружеские, любовные отношения; нередко их разделяет взаимная неприязнь, вражда.

На страницах «Войны и мира» мы знакомимся с семейными гнездами главных героев: Ростовыми, Безуховыми, Курагиными, Болконскими. «Семейная идея « находит свое наивысшее воплощение в укладе жизни, общей атмосфере, в отношениях между близкими людьми этих семейств.

Вы, я надеюсь, прочитав страницы романа, побывали в гостях у этих семей. И нам предстоит сегодня разобраться, какая семья для Толстого - идеал, какую семейную жизнь он считает «настоящей».

Работа третьей группы по вопросам.

Семья Ростовых (слайд 13)

1. Какой вариант семейственных, родовых связей приемлем для Толстого?

2. К какому типу семьи примыкают Ростовы?

3. Что значит для них родительский дом? В каких ситуациях мы встречаемся с семейством Ростовых?

Каковы взаимоотношения родителей и детей? Обратите внимание на этику этих взаимоотношений.

Что будет значить семья в жизни Наташи - матери?

(Ассистент обобщает)

Учитель обобщает. Л.Н.Толстой стоит у истоков народной философии и придерживается народной точки зрения на семью - с ее патриархальным укладом, авторитетом родителей, их заботой о детях. Духовную общность всех членов семьи автор обозначает одним словом - Ростовы, а близость матери и дочери подчеркивает одним именем - Наталья. Мать - синоним мира семьи у Толстого, тот природный камертон, по которому будут проверять свою жизнь дети Ростовых: Наташа, Николай, Петя. Их объединит важное качество, заложенное в семье родителями: искренность, естественность, простота. Открытость души, радушие - их главное свойство. Отсюда, из дома, эта способность Ростовых притягивать к себе людей, талант понять чужую душу, умение переживать, сочувствовать. И все это на грани самоотречения. Ростовы не умеют чувствовать «слегка», «наполовину», они всецело отдаются чувству, завладевшему их душой.

Толстому важно было через судьбу Наташи Ростовой показать, что все ее таланты реализуются в семье. Наташа - мать сумеет воспитать в своих детях и любовь к музыке, и способность к самой искренней дружбе и любви; она научит детей самому главному в жизни таланту - таланту любить самозабвенно, забывая порой про себя; и учеба эта будет проходить не в форме нотаций, а в форме ежедневного общения детей с очень добрыми, честными, искренними и правдивыми людьми: матерью и отцом. И в этом - настоящее счастье семьи, потому что каждый из нас мечтает о самом добром и самом справедливом человеке рядом с собой. У Пьера эта мечта сбылась…

Как часто употребляет Толстой слова «семья», «семейство» для обозначения дома Ростовых! Каким теплым светом и уютом веет от этого, такого привычного и доброго всем слова! За этим словом - мир, согласие, любовь.

Слово учителя. А теперь погостим немного у Болконских, в Лысых горах.

Работа третьей группы по вопросам.

Семья Болконских (слайд 14)

1. Каковы взаимоотношения между членами семьи Болконских? Составляют ли они «породу», как Ростовы? Что общего у них у всех?

2. Что скрывается за внешней суровостью старика Болконского?

3. Наиболее яркие, на ваш взгляд, детали в изображении внутреннего и внешнего облика Болконских.

4. Как воплотит княжна Марья отцовский идеал семьи?

5. Чем похожи дом Болконских и дом Ростовых?

(Ассистент обобщает).

Учитель обобщает. Отличительные черты Болконских - духовность, ум, независимость, благородство, высокие представления о чести, долге. Старый князь, в прошлом екатерининский вельможа, друг Кутузова - государственный человек. Он, служа Екатерине, служил России. Не желая приспосабливаться к новому времени, которое требовало не служить, а прислуживаться, он добровольно заточил себя в имении. Однако и опальный, он не переставал интересоваться политикой. Николай Андреевич Болконский неустанно заботится о том, чтобы дети развивали свои способности, умели работать и желали учиться. Воспитанием и обучением детей старый князь занимался сам, не доверяя и не перепоручая этого никому. Он не доверяет никому не только воспитание своих детей, но даже их судьбы. С каким «внешним спокойствием и внутренней злобой» он дает согласие на брак Андрея с Наташей. И год для испытания чувств Андрея и Наташи - это тоже попытка максимально оградить от случайностей и бед чувство сына: «Был сын, которого жалко отдавать девчонке». Невозможность разлучиться с княжной Марьей толкает его на отчаянные поступки, злобные, желчные: при женихе скажет дочери: «…уродовать себя нечего - и так дурна». Сватовством Курагиных он был оскорблен «за свою дочь. Оскорбление самое больное, потому что оно относилось не к нему, к дочери, которую он любил больше себя».

Николай Андреевич, гордящийся умом сына и духовным миром дочери, знает, что в их семье между Марьей и Андреем не только полное взаимопонимание, но и искренняя дружба, основанная на единстве взглядов и мыслей. Взаимоотношения в этой семье строятся не на принципе равенства, но они тоже полны заботы и любви, только скрытой. Болконские все очень сдержанны. Это образец подлинной семьи. Им присущи высокая духовность, истинная красота, гордость, жертвенность и уважение чужих чувств.

Чем похожи дом Болконских и дом Ростовых? Прежде всего чувством семьи, духовным родством близких людей, патриархальным укладом, гостеприимством. Обе семьи отличаются огромной заботой родителей о детях. Детей Ростовы и Болконский любят больше, чем себя: Ростова - старшая не переносит смерти мужа и младшего Пети; старик Болконский любит детей страстно и трепетно, даже строгость и требовательность его идут только от желания добра детям.

Слово учителя. На фоне характеристик Ростовых и Болконских контрастом прозвучат взаимоотношения в семье Курагиных.

Работа третьей группы по вопросам.

Семья Курагиных (слайд 15)

1. Какими этическими принципами руководствуются члены семьи Курагиных?

2. Существуют ли в их системе ценностей такие понятия, как «честь», «благородство», «чистая совесть», «жертвенность»?

3. Как доказывает Толстой свою мысль «нет нравственного стержня в родителях - не будет его и в детях».

(Ассистент обобщает).

Учитель обобщает. Собственно, Болконские и Ростовы - это больше, чем семьи, это целые жизненные уклады, каждый из которых со своей стороны овеян своей поэзией.

Простое и такое глубокое для автора «Войны и мира» семейное счастье, то самое, которое знают Ростовы и Болконские, оно им естественно и привычно, - это семейное, «мирное» счастье не будет дано семейству Курагиных, где царит атмосфера всеобщего расчета и бездуховности. Они лишены родовой поэзии. Их семейная близость и связь непоэтична, хотя она, несомненно есть - инстинктивная взаимоподдержка и солидарность, своего рода круговая порука эгоизма. Такая семейная связь не есть положительная, настоящая семейная связь, но, в сущности, ее отрицание.

Делать служебную карьеру, «делать» им выгодное замужество или женитьбу - так понимает свой родительский долг князь Василий Курагин. Каковы при этом его дети по существу - его мало интересует. Их надо «пристроить». Безнравственность, допускаемая в семье Курагиных, становится нормой их жизни. Об этом говорит поведение Анатоля, отношение Элен с братом, о которых с ужасом вспоминает Пьер, поведение самой Элен. В этом доме нет места искренности и порядочности. Вы заметили, в романе даже нет описания дома Курагиных, потому что семейные узы этих людей выражены слабо, каждый из них живет обособленно, учитывая прежде всего свои интересы.

О ложной семье Курагиных очень точно сказал Пьер: «О, подлая, бессердечная порода!»

(слайд 16)

Учитель обобщает материал по теме: (слайд 17)

«Мысль семейная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

«От обычного семейного романа роман Толстого отличается тем, что это, так сказать, открытая семья, с отворенной дверью - она готова распространиться, путь в семью - это путь к людям». (Н.Я. Берковский).

(слайд 18) И своей концовкой «Война и мир» напоминает открытую книгу: последние слова повествования - это мечты ребенка, планы жизни, которая вся впереди. Судьба героев романа - только звено в бесконечном опыте человечества, всех людей, и прошлых, и будущих, и в их числе того человека, который сегодня, в начале 21 века, спустя 139 лет после того, как она написана, читает «Войну и мир» с надеждой найти в ней ответы на «вечные» вопросы. И ныне «юноша, стиснув рот, заново определяет: ради чего живет, ради чего страдает? Что такое любовь? Где обитает совесть? И все - не в глаз, так в бровь, в самую душу то есть». (А. Яшин).

Сообщение ученика на тему: (слайд 19) «Тема семьи в романе Л. Н. Толстого» «Анна Каренина».

Эпиграф: « Чтобы произведение было хорошо, надо любить в нем главную, основную мысль. Так, в «Анне Каренине» я любил мысль семейную…» (Л.Н. Толстой).

Учитель обобщает. Параллельно с историей Анны и Вронского развивается история любви Кити и Левина, которые создают счастливую семью. Образ Левина, его мысли и чувства особенно близки Толстому: «мысль семейная» находит выражение и в крылатой фразе: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастная семья несчастлива по - своему».

Заключительное слово учителя (слайд 20). Итак, каждая семья - это большой сложный мир, в котором свои традиции, отношения и привычки, даже свой взгляд на воспитание детей. Говорят, что дети - эхо своих родителей. Однако чтобы это эхо звучало не только в силу естественной привязанности, но и главным образом в силу убежденности, необходимо, чтобы в доме, в семейном кругу укреплялись обычаи, порядки, правила жизни, переступить которые нельзя не из страха перед наказаниями, а из уважения к устоям семьи, к ее традициям.

Делайте все, чтобы детство, будущее ваших детей были прекрасными, чтобы семья была крепкой, дружной, семейные традиции хранились и передавались из поколения в поколение. Я желаю счастья в семье, в той, в которой вы живете сегодня, которую сами создадите завтра. Пусть под крышей вашего дома всегда царят взаимопомощь и взаимопонимание, пусть жизнь ваша будет богата и духовно, и материально.

(слайд 21) И в заключении хотелось бы прочитать прекрасные слова, которые принадлежат народной артистке СССР Ольге Волковой:

«Мы перестали радоваться, но самое страшное - перестали удивляться. Удивляться всему: рождению ребенка, восходу солнца, приходу весны. Не хами пожилому, накорми его чем - нибудь вкусненьким, даже если у него нет зубов; перед смертью скажи последнее ласковое слово. Отдай свое время и удели внимание ребенку. Пожалей женщину. А женщина - потерпи немного, если муж достоин этого. Повернись к своим друзьям. Вернитесь к традициям домашних посиделок, хождений друг к другу в гости, совместных праздников. Точка отсчета в процессе нашего возрождения - это дом, семья. В это я верю».









Глава 2.Духовно-нравственное воспитание молодёжи.

Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день.

Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым. Взгляните на детские рисунки. Там всегда нарисовано большое оранжевое солнце, синее-синее небо, густая зеленая трава. Удивительное восприятие мира у наших детей! И нам, взрослым, важно найти гармонию между нашей взрослой успокоенностью и ребячьей взволнованностью, чтобы не погасли искорки доверия и взаимопонимания в глазах наших детей.

Важной педагогической задачей формирования личности является выработка учащимися активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности.

Наши педагоги, изучая все лучшее, что было наработано до революции и после, пытаются воспитать физически здоровую душу, наполненную духовной энергией, которой обладает православие, интеллектуально развитую личность.

Используемые в школе учебные авторские программы и разработки уроков, внеклассных мероприятий представляют особую ценность, так как содержат крупицы опыта работы учителей по формированию интереса учащихся к подлинным ценностям родной истории и культуры, духовной жизни, что так актуально сегодня.

Переступив порог школы, первоклассники сразу встретились с игрой. На уроке знаний ребята путешествовали через весь земной шар на веселом поезде, встретились с островами школьных предметов, вернулись в родной Прокопьевск увидели его красивые дома и улицы, попрощались с детским садиком и вошли в светлую, просторную школу.

Родная наша школа начинает новую жизнь - творческую, интересную, плодотворную.

Дети, пришедшие за парты уже не те, что были 50, 30, даже 10 лет назад. Они более, активны и осведомлены, как им кажется, чуть ли не во всех областях жизни, они смелее и самоувереннее. Нередко у многих детей мы встречаем переоценку своей поверхностной информированности, пренебрежение к авторитету и мнению других, замечаем неумение чувствовать и нежелание задумываться.

Содержательность и осознанность нравственного "образа - Я" - в их самоопределениях ("хороший - не очень хороший") существенно не различаются. Характеристики национальной и гражданской принадлежности являются малозначимыми. Школьной микросредой недостаточно корректируется сознательное вырабатывание детьми нравственных норм, включая взаимоотношения со сверстниками (это значение школьной жизни было отмечено всего 6% выпускников: "быть доброй, дорожить дружбой", "нельзя обижать маленьких"). Слабеет влияние школьного образования на выбор нравственных образцов: учителя, литературные герои, знаменитые в истории соотечественники перестают выступать образцами для подражания. В частности, стремятся быть похожим в жизни на учителя 9% , а на литературных героев - 4% (мальчиков в основном привлекают былинные богатыри, а девочек - сказочные принцессы). Зато для 40% выпускников кумирами становятся эстрадные певцы, манекенщицы, герои зарубежных кинобоевиков: "Я хочу быть таким, как Рембо. Он хорошо обладает боевым искусством. Этот человек сметает всех, кто встает на его пути". Только у 14% детей образа их будущей жизни к связи с овладением определенной профессией включает смыслы бескорыстного несения блага другим, служения обществу. Явно прослеживается меркантилизация жизненных ориентаций: "Я хочу быть банкнотом (имеется в виду банкир - прим. автора), потому что банкист богатый и хорошая работа".

В представлениях детей о главных человеческих ценностях духовные ценности вытесняются материальными, и соответственно, среди желаний детей преобладают узколичные, "продовольственно-вещевые" по характеру. В оценках окружающего у 1,2% младших школьников проявляются их религиозные воззрения. Ценностное отношение к Родине, родному краю выражают в своих суждениях всего 3% детей. Вместе с тем имеются проявления негативного отношения к своему Отечеству ("хочу уехать жить в Германию"), а представления детей по мере их взросления о "должном" русском человеке не становятся определеннее, приобретают критически-циничный оттенок: "Быть русским - значит мусорить как все русские". В причислении себя детьми к русскому народу не последнее место занимают и внешние признаки: цвет кожи, волос.

1. Привлечение Библии к нравственному воспитанию детей

Методика формирования нравственных ориентаций в связи с религиозно-культурным просвещением учащихся на основе начального курса родной словесности направлена на создание у них определенного запаса систематических представлений, эмоционально окрашенных впечатлений о складывании через верования народа содержания его нравственного идеала и развитие ценностного отношения к нему как к духовному наследию.

1. Значение ознакомления с предысторией православия состоит в раскрытии для них в древних верованиях, основанных на тотемизме, фетишизме, анимизме, истоков народного нравственного духа, проявляющегося:

в "нежном сочувствии к природе", в "дружестве к животным и предметам". (Ф.И.Буслаев);

в почитании рода ("дедины", "отчины") и лада ("дабы его помощью брак добрый и любовный был" - Ипатьевская летопись) как следствии их языческого обожествления;

в проявлении веры в "волшебную" силу слова как следствие неразделения "вещи" и "имени", "имени" и "свойства".

2. Главное значение педагогического привлечения Библии к нравственному воспитанию детей видится нами в следующем:

в приращении понятия "человек" в детском сознании нравственными смыслами духу, души (на сегодняшний день представления младших школьников о человеке ограничиваются его пониманием как биологического существа: "у человека есть кровь, мышцы") и возвышении нравственных норм до "обожения" человека;

в раскрытии учащимся ветхозаветных "строгих" заповедей, христианских "заповедей блаженства" в качестве сердцевины общечеловеческой нравственности и вместе с тем духа русского народа (не зря "крестьянин" происходит от "христианин"): благочестия, мирности, совестливости, милосердия;

в формировании у детей образа Иисуса Христа как Учителя, просветившего людей благодатным знанием, и в осознании младшими школьниками значения учения как пути к познанию блага, своему духовному преобразованию с развитием у них на этой основе нравственных мотивов учения;

в истолковании на доступном для младших школьников уровне библейского взгляда на Слово как источник и орудие творения, раскрытие христианской трактовки Слова как посредника между Богом и людьми для развития у детей ценностного отношения к "дару" слова, благоговейного отношения к "высокому" слову, несущему истину и добро ("Живи по Слову").

Возникающие на этом мути методические вопросы касаются того, как повести младших школьников (уровень религиозных представлений которых ограничивается Богом-"дедушкой", помогающим, "когда перекрестишься") от конкретных библейских сюжетов, заповедей, притч к извлечению и последовательному обобщению заключенных в них понятий, идей. Не меньшая методическая проблема состоит в нахождении верной интонации чтения Библии как "величавого памятника" (К. Чуковский) культуры, ее ключевого текста.

3. Раскрытие учащимся причин создания славянской письменности, назначения грамоты (чтобы "ясен стал язык гугнивых" - "Повесть временных лет") формирует их взгляд на владение грамотой, чтением как на путь к духовному просвещению, а знакомство со славянской азбукой стимулирует интерес к чтению на ее основе. Наши подходы к осуществлению в начальной школе элементарного церковнославянского чтения (библейских извлечений, отрывков из святоотеческого наследия) с представлением его ученикам как "ваятеля души славянской" (В. Иванов) заключаются в следующем: от предварительного обеспечения восприятия учащимися "плана содержания" на современном русском языке и чтения уставного письма "по заученному" до детских попыток самостоятельного, с применением догадки декодирования церковно-славянского текста с упрощенной транслитерацией, но сохранением букв, обозначающих специфические для старославянского языка звуки (Ь, Ъ, Ь, А).

4. Первоначальное знакомство учащихся с историей православия, его идеями (у 89% детей отсутствуют об этом всякие представления) направляется нами на то, чтобы:

показать особенности прорастания христианства в национальной почве, породившей такие нравственные содержания православного духа как праведничество, соборность, патриотизм;

проявить "добрые обычаи" (К.Д.Ушинский) в православных традициях и праздниках;

обогатить понятия Отечества, Родины смыслом нравственной общности в вере.

Средством решения указанных задач выступает возвращение в построенный нами начальный курс чтение произведений духовно-нравственной тематики: фольклора (прежде всего пословиц - таких, как "Бог правду любит", "Кто добро творит, того Бог благословит"), фрагментов древнерусской книжности (летописаний, житий, поучений, "слов"), несущих, по выражению Д.С. Лихачева, "этикет миропорядка, этикет поведения и этикет словесный", и отечественной духовной поэзии, произведений русской классики (Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, А.Н. Майков, Ф.И. Тютчев), наполненных "светлым" мироотношением.

5. В христианско-ориентированной педагогике подчеркивается, что "с пробуждением у ребенка самосознания наряду с нравственным воспитанием возрастает роль нравственного образования, поэтому большое внимание следует уделить формированию у детей правильных духовно-нравственных понятий" (Т.И. Петракова. Духовные основы нравственного воспитания. М.. 1997. с. 82). В этой связи мы привлекаем внимание к проблеме расхождения социально-этических понятий и духовных и "светских" смыслах и все большего размывания последних, что нравственно дезориентирует детей.

Каждый десятый из опрошенных нами выпускников начальной школы отнес к антиценностям любовь (ограничив содержание этого понятия смыслами слова, "которое говорят в барах, в ресторанах и всяких заведениях"), каждый пятый дал отрицательную опенку скромности и кротости ("кого бьют"). В этой связи мы рекомендуем проведение углубленного семантического анализа "лексического собора духовности", содержащегося в святоотеческих "беседах", наставлениях ("О зависти" святого отца Василия Великого. "О трех видах лжи" Аввы Дорофея), обеспечивающего собой "свод" нравственных понятий.

Чтения, конференции, круглые столы проходят, это отрадный факт. Он свидетельствует о том, что сейчас явно рождается интерес и понимается необходимость возвращения духовно-нравственного воспитания. Это происходит не только на уровне Церкви, богословов, отдельных лиц, а на самом высоком уровне. Многим известно, наверно, что наш Президент, когда был в отпуске осенью и посещал северные обители, говорил, что трудно не согласиться с теми, кто утверждает, что без христианства, православной веры, без возникшей на их базе культуры вряд ли состоялась бы Россия. Поэтому важно вернуться к этим первоисточникам, когда мы вновь обретаем себя, ищем нравственные основы жизни. Очевидно, что это не просто дань моде или очередная кампания. К этой теме нас уже вынуждают обращаться обстоятельства. Хотя сейчас есть целый ряд, несомненно положительных, тенденций, в среднем положение по России не может не тревожить.

Скажем, журнал "Русский Дом" опубликовал прогнозы ученых, один из которых предрекает то же самое через 30 лет.

В чем же дело? Этот вопрос многих волнует, и мы ищем пути выхода из кризиса. Можно приводить множество причин - социальных, исторических, экономических, но есть одна фундаментальная причина, из-за которой возникли эти негативные последствия по всем направлениям жизни.

Поясню эту причину на примере. В свое время у нас на приходе один наркоман по моей просьбе записал свою исповедь, с его разрешения мы ее потом опубликовали в газете. Он рассказывает, как он начал употреблять наркотики. Учился в десятом классе, жизнь была совершенно серой и неинтересной. "Пытался покончить жизнь самоубийством, как и мои одноклассники". Когда среди этой серой жизни представилась ему возможность попробовать наркотик, то это произошло совершенно спокойно, безболезненно для совести. Раз жизнь не дорога, почему бы этого не сделать? Слава Богу, он уже давно православный человек и от своего порока избавился, но это очень хорошо характеризует то состояние души, которое может быть у человека, когда он духовно пал.

Если мы не будем обращать внимание на состояние души, на духовно-нравственное состояние нашей молодежи, то при всех наших самых замечательных инициативах, методиках, программах, учебниках мы можем никакого результата не получить. Мы придем к такому человеку со своими инициативами, а он скажет, что это ему не интересно и не нужно. Очевидно, что состояние души, которое обходится молчанием в наших образовательных учреждениях, - одна из тех фундаментальных задач, которые стоят перед всеми нами. Это не просто задача, например, повышения качества гуманитарного образования, когда нужно ввести какие-то духовно-нравственные дисциплины, а это та задача, которая стоит сейчас в самой основе нашей жизни. Если мы ее не решим, можем просто потерять и детей наших, и Россию. Как это делать?

Несколько слов хочу сказать о том, что же такое духовно-нравственное состояние человека. Есть разные понимания. Атеисты считают духовным человека, если тот начитан, соблюдает внешние рамки приличия, моральные нормы. Христианство дает очень простое определение: есть Дух Божий, благодать Святого Духа, та, которая преображает человека качественно. Он становится способен любить врага, ему дается необычайная радость бытия. Есть вещи, для светского человека совершенно непонятные. Например, старец Никон Беляев, один из последних старцев Оптиной пустыни, пережил расцвет обители, ее разорение, последние дни доживал в лагере среди шпаны уголовной, болея тяжелой формой туберкулеза. Что может человек в таком положении в таком месте писать в своем письме? Он пишет: "Радости моей нет предела. Я понял, что такое: Царствие Божие внутри вас есть". Это состояние духовного человека, когда душа восходит на высоты Духа, любовь неизреченная и радость неизреченная присутствуют в человеке независимо оттого, где он находится, в каких условиях. Так вот, когда идет речь о духовно-нравственном воспитании детей, мы говорим о том, чтобы у детей была вот такая душа. Не то чтобы они изучили какие-то предметы, получили знания в области, скажем, архитектуры храмов или истории Православия, а чтобы у человека была душа здоровая. В таком состоянии можно обучать и всему остальному.

2. Духовно-нравственное состояние души человека

3. Воспитательная работа по нравственному воспитанию

В нравственном воспитании учащихся начальных классах весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств.

В этом плане в школе с детьми проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей. Однако, чтобы вся эта система воспитательных мероприятий была эффективной, необходимо, чтобы каждое воздействие педагога имело силу формирующего.

Важным механизмом, обеспечивающим успешное вхождение ребенка в школьную жизнь, является психологическая готовность, которая включает определенный уровень интеллектуального и личностного развития ребенка, в том числе и коммуникативные компоненты готовности к школьному обучению.

Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.

Воспитательный процесс планируется и строится во взаимосвязи духовного и светского направлений, а внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы. Ведущим направлением является духовное воспитание, причем при разработке планов, содержания воспитательной работы учитывается возраст учащихся, прослеживается последовательность в развитии личности ребенка.

Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. Классные часы, праздники посвященные "Дню Победы", литературные вечера, "Дни духовности и культуры" предполагают встречи с интересными людьми.

Пытаемся возродить классный народный театр, руководителем которого является Гренц Л.В., над этим работают учителя и музыканты.

В школе проводятся свои праздники:

сентябрь (День знаний);

октябрь (Посвящение в ученики-первоклассники);

ноябрь (Дни духовности и культуры);

декабрь (Крещенские чтения);

январь (Рождество Христово);

февраль (Неделя патриотической песни);

март (Неделя малышей);

апрель (Пасха);

май (День славянской письменности).

Хочется поделиться опытом проведения классного часа. Его тема - "Мир человеческих отношений". Форму его проведения переняли у телевизионного клуба знатоков "Что? Где? Когда?". Наш классный час проходил в форме викторины и назывался "Можно - нельзя?".

На классной доске помещен рисунок с изображением совы - символа мудрости. К нему прикреплены разноцветные листки бумаги, на обороте которых написаны правильные ответы на вопросы, а сами вопросы прикреплены вокруг совы в конвертах тех же цветов. Вопросы даны в форме ситуаций, на которые ребята, подумав, должны коллективно ответить. Конвертов семь, расположены они в порядке радужного цвета - символа детской радости, счастья.

Учащиеся садятся за столы небольшими группами, договариваются, кто будет капитаном команды. По очереди капитаны выходят к доске, берут один из конвертов и читают всему классу вопрос-ситуацию. Ребята коллективно находят ответ. Первыми высказывают свою точку зрения капитаны, а затем добавляют или поправляют остальные ребята. В конвертах содержатся задания такого типа:

Опираясь на палочку, идет старый человек. Он останавливается, чтобы отдохнуть. И снова бредет. Мальчики, наблюдавшие за ним, начали подражать его походке, сгорбились, еле передвигают ноги - ребята весело смеются.

Что вы можете сказать о таких мальчиках?

В автобусе тесно, все едут с работы. Оля занимает освободившееся место и с улыбкой смотрит на тех, кто стоит.

Как должна была поступить Оля?

После того как ребята выскажут свое мнение, приведут свои примеры, я беру листочек, с ответом, который прикреплен к сове, и читаю "мнение" СОВЫ.

В одном из конвертов было сразу три вопроса - это означало блицтурнир. В другом конверте была команда - провести музыкальную паузу, которую мы с удовольствием провели, танцуя вальс (мальчики приглашали девочек).

А в конце нашей викторины была прочитана (я бы назвала ее нравственной проповедью) статья Л. Н. Толстого "Беседы с детьми по нравственным вопросам".

Этот классный час я проводила с выпускниками начальной школы, ребятами 4-го класса. Такая форма проведения разнообразила наши традиционные классные часы и вызывала активность даже у пассивных ребят.

Традиционно проводятся посиделки с родителями, учащимися, конкурсы "Папа, мама и я - дружная семья".

Интересно проходят предметные недели с подведением итогов: а это и концерты, и олимпиады, и научно-практические конференции и выпечка пирогов.

Незаметно идет работа по хореографии. Но начинается праздник, и мы видим радостные лица, красивые, плавные движения.

Тем, кто любит бегать, прыгать наш спортзал поможет мигом. Веселые старты, соревнования, игры и просто прогулки на свежем воздухе оказывают неоценимую помощь в оздоровлении не только тела, но и души. Большую работу проводит с нашими учениками учитель физкультуры. Все занятия проводятся в первой половине дня с чередованием учебных предметов.

4. Краеведение - одна из форм воспитания духовно-нравственной личности

Как учителя, мы не случайно обратились к проблеме использования краеведения на уроке и во внеурочной деятельности. Анализируя работу по природоведению, развитию устной и письменной речи на уроках чтения и русского языка, т.е. преподавания основных предметов, пришли к выводу, что учащиеся мало знают о малой родине, родном крае, не знакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим. Но даже имеющийся небольшой объем материала носит абстрактный характер. Неконкретность приводит к сложности восприятия и понимания данного материала. Чтобы повысить познавательный интерес к истории края, его прошлого, настоящего и будущего, к природе родного края, мы обратилась к анализу данной проблемы и поиску путей ее решения.

Для чего же следует изучать свой край? Что изучать? Как преподавать краеведческий материал?

Не менее важным этапом работы по краеведению является целенаправленная внеклассная и внешкольная воспитательная работа. Большое значение имеет связь с социосредой (родителями, учреждениями города, способными помочь в освоении социальной, культурной, природной среды родного края). Такая организация краеведческой работы способствует осознанию своего места в окружающем мире ("Я - мой город"), значения Кемеровской области в истории и культуре России ("Я - мой город, мой край, мое Отечество"). Она не позволяет скатиться на позиции местничества при изучении края и в то же время содействует формированию гражданственности.

Для чего же изучается свой край в начальной школе? Остановимся на этом более подробно. Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города как окружающего ребенка микроклимата, создаются условия для формирования нравственных чувств. Ребенок на доступном для него уровне осознает важность и ценность лично для него окружающего микроклимата; в привычном окружении он открывает новые стороны, учится грамотно с ним взаимодействовать и т.д.

Краеведение предполагает комплексное изучение родного края. Широкое поле деятельности представляет изучение предмета "природоведение". Здесь, на мой взгляд, необходимо систематизировать и расширять представления учащихся о своем крае, природных условиях и ресурсах, об особенностях взаимодействия человека и природы. Основными направлениями являются геологическое строение, климатические условия, растительный и животный мир... Понимая, что только на основе знаний можно убедить учащихся в необходимости заботливо относиться к природе, выбираю разнообразные формы и методы ознакомления: экскурсии, беседы, творческие работы, встречи с людьми разные профессий и т.п. (Приложение 2).

5. Работа с родителями

Современные родители уже привыкли к личной безответственности, которую в нас воспитали на протяжении последних десятилетий.

Но нельзя давать согласие на эту разрушительную работу. Для этого надо создавать свои учебные заведения, делать все, чтобы помогать людям и в первую очередь детям воцерковляться, приходить к Богу, чтобы утвердиться на единственно верном фундаменте.

Православие - это не система, это жизнь в любви. И православным наше воспитание получается только тогда, когда мы начинаем совершать его в любви.

Благочестивая мать и жена, любящая, нежная, твердая и терпеливая в жизненных невзгодах, опора семье и Отечеству - это и идеал русской женщины и наша история, это боль, тревога и забота наших дней. Как воспитать девочку такой? Конечно, это немыслимо без восстановления исторической памяти, возрождения русской национальной традиции. (Приложение 3).

В конце каждого учебного года учителя подводят итоги, было ли интересно жить ребятам в школе. Для этого предложили детям анкету. Первый вопрос был такой: "Какие наши общие дела тебе показались интересными и больше всего запомнились? Ребята перечислили много мероприятий, проведенных за год, а те ребята, которые пришли вновь, написали: "Я узнала, что в школе можно не скучать, а жить интересно и весело". На вопрос "Чему научили тебя наши дела?" дети написали, что они научились любить Родину, свой город, научились охранять природу, добросовестно трудиться, узнали цену честности и доброты, вежливости, научились помогать друг другу и не оставлять товарища в беде.

Все эти годы мы наблюдали, как дети ведут себя во время общих дел, каких-либо событий в классе, на переменах и после уроков. Наблюдения показали, что у ребят сложились товарищеские отношения, они умеют быстро договориться, редко ссорятся, хотя и спорят по деловым вопросам. Общее поручение выполняют дружно, видят, кому нужна помощь, активно помогают друг другу, слушаются старосту и вожатых. Детские коллективы живут согласно урокам хороших манер (Приложение 4).











Заключение.

Огромная роль в нравственном становлении личности принадлежит учителю, его методическому мастерству. Методика работы со сказками в начальных классах обусловлена качественной неоднородностью этого жанра. Учителю при руководстве чтением сказок необходимо, опираясь на специфику сказочного жанра, целенаправленно формировать у учащихся оптимальный объем умений, концентрирующих внимание детей на главном в "сказочном мире", умение выделить при чтении и рассказывании сходные по идейному содержанию эпизоды с одним и тем же героем и определять их эмоциональный характер для развития у детей способности к сопереживанию, эмоциональной и образной памяти.

Надо подчеркнуть, что формирование нравственных понятий - это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий учителя, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.

Очень много нужно еще сделать начальной школе, чтобы воспитывать в детях нравственное чувство, вести их к подлинной духовности. Будем искать.

Одной из наших находок был обобщающий урок на свободную тему "Десять заповедей". Дети припомнили все, что читали об этом за три года: из полузабытых рассказов учебной книги и внеклассного чтения у них вновь возникли образы друзей детства. Учащиеся готовились к нему в течение недели, и общий разговор убедил их, что десять заповедей можно разделить на три условные группы. Почему о десяти заповедях можно сказать, что они составляют "костяк" нравственности христианина, его конституцию? (Приложение 1).

Много интересного о прошлом они узнают от старых людей, многому полезному в жизни, первым трудовым навыкам учатся у дедушек и бабушек, последние же помогают детям познать тайны природы. Бабушки приобщают детей к истокам народной поэзии и учат их родному языку. А главное - они, эти прожившие долгую трудную жизнь люди, учат детей доброте. Доброта и любовь старших к детям учат и детей быть добрыми, отзывчивыми, внимательными к другим людям. Примеры доброты и милосердия мы видели во время трагических событий в нашей стране и радовались тому, как много в мире хороших людей. Ученики начальной школы постоянно поддерживают связь с жителями Дома ветеранов, который расположен в микрорайоне (изготовление поздравительных открыток, встречи, концерты).

Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества. Духовно-нравственное становление нового поколения, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни - важнейшее условие развития России. Разрешение проблем нравственного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных.

Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во "взрослую" жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.

Качественное образование - это, прежде всего, становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Качественно образовать человека - значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, Богом, природой, культурой, цивилизацией.


Список используемой литературы:

1.Гудзий Н.К. Лев Толстой. Гослитиздат, М., 1960.

2.Сабуров А.А. «Война и мир» Л.Н.Толстого. Проблематика и поэтика. Издательство МГУ, 1959.

3.Ермилов В. Толстой - художник и роман «Война и мир», Гослитиздат, М, 1961

Искусство анализа художественного произведения. (Пособие для учителей). Сост. Т.Г. 4.Браже. М.. «Просвещение», 1971.

5.Сухотина-Толстая Т.Л. Дневник. Сост. И автор вступ. Статьи Т.Н. Волкова. - М.: Современник, 1979.

6.Храпченко М.Б. Лев Толстой как художник. М., «Художественная литература», 1971.



© 2010-2022