ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Белугина Елена Трофимовна

учитель русского языка и литературы,

естественно-научный лицей

Сургут

E-mail: [email protected]









Духовно-нравственное развитие и воспитание личности является сложным и многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека, от семьи и общества, культуры. В школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию. Педагогическая поддержка самоопределения личности, развития ее способностей, таланта, передача системных научных знаний для успешной социализации сами по себе не создают достаточных условий для свободного развития и социальной зрелости личности. Знание наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, деформируют его личностное развитие. Особое значение имеет возвращение к традиционной системе ценностей, сформированной православием (уважение к старшим, терпение и терпимость к окружающим, умение признавать свои ошибки, послушание, милосердие и т.д.) Современное общество нуждается не только в качественном обучении, но и в воспитании человека высоконравственного, духовного. Сегодня я расскажу лишь о некоторых аспектах своей работы в этом направлении. Работаю учителем русского языка и литературы, являюсь классным руководителем 6 класса. Основной целью моей работы является формирование гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, общей культуры моих воспитанников, что и является одной из главных задач современной школы. На уроках русского языка и литературы, на классных часах эти воспитательные задачи решаются совместно с обучающимися и их родителями. Полноценное духовно-нравственное развитие открывает перед детьми возможности для нравственного поступка. «Человека не следует сводить к его «сознанию», мышлению или «разуму». Его сущность гораздо глубже. Его определяет и ведет не мысль, а любовь… Воспитание должно сводиться не к проповеди, а внушать ребёнку новый способ жизни; не интеллект оно должно «образовывать», а сердце зажечь» {1, с. 370} И далее у русского философа Ивана Александровича Ильина, исследователя проблем русской национальной духовности и национального характера, в книге «Взгляд вдаль» я нахожу мысли о том, как ребёнку необходимо проникнуться состраданием, соучастием, готовностью помочь на деле. «Пусть встанет мысленно плечом к плечу с героями своего Отечества, борется с ними, с радостью идет по их стопам и побеждает, испытывая радость. Пусть испытывает живительный поток любви мужской, отцовской, и женской и материнской, и учится платить за нее тем же.» {2, с. 373} А каково моим детям-подросткам в этом огромном и не всегда добром мире. Уютно? Не совсем уютно, конечно. Компьютерный, телевизионный, информационный бум владеет нашими умами. Количество информации с каждым днем нарастает, компьютерные технологии постоянно совершенствуются, усложняются, за всем не угнаться. Вся эта техническая цивилизация прочно стала частью нашей жизни. Но как же в этом жесточайшем прессинге жизни найти место и время для ежедневных и добрых поступков? Найти время для общения, «вырвать» подростка у виртуального мира. С сожалением, мы, учителя, отмечаем, что все меньше и меньше времени члены семьи проводят друг с другом. Какое уж тут общение, до него ли? Но при всем этом не следует забывать, что личность может развиваться только в условиях общения с другими людьми, в процессе трудовой, учебной, информационной деятельности. А если эта общность теряется в семье, то ее необходимо восстанавливать и взращивать в школьном коллективе. Отсюда вывод: надо развивать у детей эмоциональную сферу, культуру чувств, мышления и культуру речи. Позитивные эмоции, переживания поддерживают жизненный дух человека. К ребенку надо идти только с «живым словом», только тогда такое слово, поступок, доброе дело смогут помочь нашим детям стать настоящими гражданами. Классный час является для меня драгоценным временем общения со своими ребятами. Я не боюсь открыто высказывать свое мнение, делиться им по тем или иным насущным проблемам с ребятами. А вопросов, которые надо решать ежедневно, много. Уверена, что никакие воспитательные программы не будут действенны и эффективны, если не будет моего живого примера. Понимаю, что неосторожным словом и взглядом можно ранить душу ребенка. Дети не сразу «раскрываются», но они очень нуждаются в моем участии, внимании. Видят с моей стороны интерес, мое искреннее участие, совет и помощь в разрешении любой их житейской мелочи, а может быть и сложной проблемы. Cчитаю, что классные часы, их организация, продуманность тематики - все это должно иметь важное и определяющее значение в работе классного руководителя. Начиная с октября мы готовимся к Дню Матери. Как необычно устроить очередной мамин праздник?» Что мы знаем о наших мамах? Какие они у нас? Поговорим о маминой улыбке, ее голосе, манере говорить, походке, характере. На уроках русского языка и литературы пишем сочинения о мамах, готовим праздничные открытки и подарки к этому дню. Идет работа над сценарием праздника. Только в таких совместных подготовках и рождается сплоченность коллектива. Сценарий готовится, а в этот момент продумываются детали костюмов, оформление зала. Все делается своими руками, до мелочей все продумывается. Бывает трудно уступить, но мы учимся слушать друг друга. В празднике, посвященном Дню Матери, участвует весь класс. Здесь ребята с гордостью рассказывают о том, как наша русская литература много сказала миру о Матери. На празднике читаются стихи, разыгрываются сценки, звучат отрывки из текстов художественной литературы. А слезы наших мам на празднике, когда они слушают выступления своих детей - это нам драгоценный подарок за нехватку времени на репетиции, за многочисленные повторы одних и тех же сценок во время подготовки к празднику. Это подарок и мне, учителю, чтобы не сомневалась, а верила в своих детей, что они всегда сумеют в нужный момент собраться и быть единой командой. Семья занимает главенствующую роль в социализации и становлении личности и сегодня надо говорить и о создании условий для духовного общения детей и родителей. Нам, учителям, не надо забывать, что без общения с родителями, детьми, без постоянной заботы об устроении общего досуга, общих с ними дел, родители не будут интересны собственным детям. Они «уходят» к друзьям, уходят из дома, потому что им неинтересно в семье, где все живут своими интересами, все заняты своими делами. Вот здесь и помогают организовать досуг наши совместные календарные праздники. Ежегодные «Капустки», или осенние праздники, проводятся тоже совместно с родителями. Они оценивают литературную часть праздника, речевое мастерство детей, театральные пробы, выставку детского мастер-класса по изготовлению осенней композиции. В конце нашего мероприятия победителям вручается капуста - символ праздника, а победителями бывают все, никто не уходит без подарка. Несколько раз в год приглашаем родителей на открытые внеклассные уроки литературы. В этом году мы показали родителям уроки по теме «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства», «Когда кончается детство». На наших уроках родители являются активными участниками, собеседниками, откровенно делятся с нами воспоминаниями из своего детства. В ходе литературных бесед-встреч знакомлю учащихся и родителей не только с новыми для них авторами, но и даю возможность ребятам рассуждать о самих себе. Возможно, что такие совместные уроки- встречи помогут в выборе своего жизненного пути моим ребятам в дальнейшем. У нас в гостях были герои Василия Белова («Рассказы о всякой живности»). Эти небольшие рассказы, повествующие о собаках, кошках, птицах, обитающих рядом с человеком, явились для нас интересным открытием. Человек и животный мир живут рядом, часто животные похожи на своих хозяев. У природы и человека много общего. И человеку многому стоит поучиться у «братьев наших меньших». Пригласили мы наших родителей и на встречу с Альбертом Лихановым и его повестью «Последние холода». Эта повесть о том, как холодно и голодно жилось детям во время Великой Отечественной войны. Голод - это страшно. Понимать самые главные мысли о жизни трудно, но необходимо. Мне кажется, мы смогли заглянуть в события полувековой давности неравнодушными глазами, увидели и почувствовали сердцем боль и радость того тяжелого военного времени. Вот только литературы, посвященной подростковому возрасту не так уж и много. Книги Альберта Лиханова издаются, но их единицы находятся в наших школьных и городских библиотеках. Книги не достать! Вот и читали мы, передавая текст друг другу. Конечно, это сплачивает нас. Только грустно замечать, что такой подростковой литературы, имею в виду произведения Альберта Лиханова, не так уж много. А такая литература должна быть в каждом доме и в каждой домашней библиотечке, чтобы купить её могли родители не по такой дорогой цене, как в этом, 2015 году, а чтобы она была стоила дёшево. Этой зимой мы побывали в Санкт-Петербурге, постояли у музейных стендов на Пискаревском кладбище, рассматривая странички дневника Тани Савичевой. Такие экскурсии - поездки, конечно, оставляют след в сердце детей. А после поездки начала читать им историческую повесть Ильи Миксона «Жила, была» о детях блокадного Ленинграда, о Тане Савичевой. Потом были написаны детские сочинения-размышления. И здесь я должна сказать, что это произведение читали только по Интернету, саму книгу не нашли. Конечно, грустно всё это. В год 70- летия Великой Победы хотелось бы побольше литературы для детей о войне. Наши дети должны знать не только даты исторических военных событий прошедшей войны, но и её героев. На наших встречах, открытых уроках, дети высказывают свое мнение сначала робко, а потом робость уходит, ведь рядом с ними родители, здесь и поддержка, и участие, и понимание. Считаю, что в подростковом возрасте надо учить преодолевать страх публичного выступления. Без речевой практики этот страх не преодолеть. Именно такие мероприятия, основанные на традиционных духовных ценностях, что необходимы нашим детям. В заключение хочется сказать, что классные часы, открытые мероприятия, совместные родительские собрания очень многое дают моим детям. И очень важно, что работаю я не напрасно, что моя работа необходима не только мне.

Список литературы:

1.Ильин И.А. Собрание сочинений. М.: Русская книга, 1993г т.2 Книга 1

2. Ильин И.А. Собрание сочинений. М.: Русская книга, 1993г т.2 Книга 1

© 2010-2022