Программа Правильный выбор по формированию ценности здорового образа жизни

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГИМНАЗИЯ № 4

357532, Российская Федерация, Телефоны: 32-22-01

Ставропольский край, г. Пятигорск, 32-54-00

ул. Панагюриште, 14 - а 32-37-57

e-mail: pschool4@yandex.ru




Программа

« Правильный выбор»

по формированию

ценности здорового образа жизни


















г. Пятигорск

срок реализации 2012-2017 уч.год


Пояснительная записка

Происходящие в обществе социально-экономические изменения предъявляют к школе новые требования, выражающиеся в частности в том, что ее выпускникам уже недостаточно обладать широкими и разносторонними знаниями, навыками и умениями их самостоятельно пополнять. Они должны быть социально активными, ответственными людьми, обладающими определенным жизненным опытом, который поможет им адаптироваться к требованиям современной жизни в условиях рыночных отношений.
Сложная ситуация в стране, когда ученик средней школы подвержен различным негативным влияниям не только с внешней стороны, но порой даже и в семье, привела нас к мысли о создании школьной программы по формированию у учащихся здорового жизненного стиля, которая входит в концепцию воспитательной системы МБОУ гимназии №4

Для того, чтобы программа был максимально полезна, нами было проведено анкетирование среди учащихся, родителей и учителей школы. Было опрошено 343 учащихся 5-11 классов, 132 родителя, 54 педагога. Нам было важно узнать, как относятся все перечисленные выше категории к табакокурению, употреблению пива, алкоголя, наркотиков; что они думают о дальнейших жизненных перспективах. Как они проводят свое свободное время и т.п. Т.е. - могут ли они осознать и понять правильность собственного выбора между здоровьем и злоупотреблением ПАВ. Опрос показал, что вредные привычки имеют не только учащиеся «группы риска» ( 94 % от общего числа подростков «группы риска»), но и те дети, которые хорошо учатся, занимаются спортом, воспитываются в благополучных семьях ( 32% от общего числа опрошенных). Это лишний раз подтверждает то, что профилактическая работа должна быть направлена на все социальные группы учащихся, в неё должно вовлекать как можно больше подростков и их родителей.
Умение самостоятельно мыслить и принимать решения, не перекладывая собственной ответственности на других, в современной жизни необходимо каждому. Умение делать выбор - большое искусство, которому учатся годами. Очень часто выбор делается без участия человека, за него и совсем не в его интересах. Или по-другому: выбирают одни, а отвечают за это другие. В школе профилактическая работа должна опираться на лучшие качества учащихся, на их достижения, пусть и небольшие.
Наша Программа нацелена на то, может и должна помочь обучающимся как можно раньше увидеть проблему выбора, научиться выбирать свой путь, отвечать за свою жизнь. Требования к современной школе значительно возросли. От нее требуется не только дать учащимся некоторый объем знаний, но и сформировать навыки активной жизненной позиции, в том числе потребность в самостоятельном принятии решений в различных жизненных ситуациях, готовность нести ответственность за принятые решения.

Идея программы


Нет правильного или неправильного выбора. Есть выбор каждого конкретного человека, и есть его ответственность за сделанный выбор. Задача педагогического коллектива лишь подсказать возможные альтернативы, возможные последствия, но выбирает ученик.
У программы есть и вторая составляющая - это выбор и для учителей. Подавляющее большинство педагогов нашей гимназии владеют в основном традиционным образовательными технологиями в профилактической работе. Но современная жизнь требует от педагогов в целом и от каждого конкретного учителя нового социального содержания, новых технологий преподавания, новых отношений с учениками. Всего того, что помогает учащимся на практике познакомиться с жизнью еще в стенах гимназии, научиться делать верный выбор и нести за него личную ответственность. Для помощи учителям в программу включена значительная методическая составляющая - арсенал для учителя, в него входит игротехника, групповые дискуссии другие приемы современной педагогики.

Наша гимназия - это школа личностно-ориентированного подхода, подразумевает не только диалог между учеником и учителем, но и диалог между учениками.



Цели программы

  1. Создание вгимназии условий, направленных на развитие и рост личностного потенциала учащегося.

  2. Формирование у учащихся ценности здорового образа жизни.

Задачи программы


1. Своевременное выявление учащихся группы риска.

2. Проведение занятий, тренингов, направленных на развитие навыков поведения (уверенного отказа, способности к рефлексии, рационально распределять свое время, навыков уверенного поведения, навыков здорового образа жизни, навыков психосоциальной компетентности, ответственного отношения за свой выбор, эмоциональной стабильности и коммуникативных навыков).

  1. Включение учащихся в различные виды деятельности

4. Проведение активной просветительской работы с родителями (родительские лектории, родительский клуб).

5. Проведение семинаров, обучающих тренингов для педагогов, направленных на развитие навыков открытого общения с учащимися и родителями, конструктивного выхода из конфликтных ситуаций.

6. Разработка индивидуальных программ сопровождения ребенка рекомендаций (программ) для учащихся по дальнейшему сохранению и развитию психологического и социального здоровья.

Сроки реализации программы

2012 -2017 год

Участники реализации программы

  • Социальный педагог

  • Педагог-психолог

  • Учащиеся 1-11-ых классов

  • Классные руководители

  • Школьный медик

  • Совет старшеклассников

  • Родители

Ресурсы для реализации программы

Имеющиеся в ОУ: социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, учителя-предметники, школьный медик, Совет старшеклассников, активные члены родительской общественности.

Привлекаемые для реализации Программы: родители, педагоги ДО школы инспектор ПДН, инспектор пятигорского отдела ОВД, работники СПИД-лаборатории, работники психоневрологического диспансера.

Необходимые : видеоматериалы по теме ЗОЖ.

Этапы реализация программы.

Мониторинг является важнейшим инструментом проверки оценки эффективности внедряемого содержания образования, используемых методик, служит основой для путей устранения недостатков учебного процесса в школе.

Виды мониторинга:

Психологический мониторинг: тесты на выявление уровня тревожности, тесты на выявление школьной мотивации, социометрический тест, тест на выявление склонности к отклоняющемуся поведению, тест акцентуаций характера Шмишека, тест С. Розенцвейга, тесты на определение эмоционального состояния.

Педагогический мониторинг: уровень обученности, анализ посещаемости уроков, анализ занятости детей в ДО.

Социологический мониторинг: анкетирование родителей, учащихся, педагогов « Как сберечь свое здоровье»; составление социологических карт класса.

Направления работы.

  1. С учащимися:

  • Самопознание: в этой части программы обращается внимание на состояние общего душевного комфорта, воспитывается система ценностных установок на саморазвитие и самопознание.

  • Я и другие: данный раздел предполагает работу по социальной адаптации учащихся, обучение способам поведения в обществе.

  • Здоровый образ жизни: данный раздел предполагает работу по изучению состояния здоровья, пропаганду здорового жизненного стиля, профилактику вредных привычек.

2.С родителями:

- консультации школьных специалистов;
- работа родительского лектория;

- проведение тематических родительских собраний;

- привлечение родителей для совместного с детьми участия в классных, школьных и городских мероприятиях.

3. С педагогами:

- Проведение семинаров;

- Проведение обучающих тренингов;

- Консультации школьных специалистов;

- Проведение психолого-педагогических консилиумов.

Профилактические подходы

Как только человек становится зависимым от ПАВ, отказаться от их употребления на продолжительное время ему чрезвычайно трудно. Существующие методы лечения дорогостоящие и не всегда дают продолжительный положительный эффект. Поэтому совершенно очевидно, что школа и родители должны направить максимум усилий на профилактику.

При реализации программы используются следующие подходы в профилактике:

  • психосоциальные: психосоциальная прививка, навыки сопротивления давлению, развитие личностной и социальной компетентности;

  • традиционные: информационный, запугивание, морализирование, эмоциональный, организация досуга;

Методы обучения

Основу Программы составляет превентивное обучение, которое представляет собой новую область педагогической деятельности, в которой тесно переплетаются современная педагогика, практическая психология и идея медицинской профилактики.

Основные методы превентивного обучения:

  • кооперативное обучение

  • мозговой штурм

  • групповая дискуссия

  • ролевое моделирование

  • проектирование

  • упражнения-энергизаторы

Оценка результативности программы

1.Проведение мониторинга.

2.Систематизация и обобщение полученных результатов.

3.Корректировка Программы.

Ожидаемые результаты:

  • Сохранение и по возможности укрепление здоровья школьников через овладение навыками ЗОЖ (снижение пропусков уроков по болезни на 10%);

  • Увеличение % детей вовлеченных в ДО;

  • Снижение числа учащихся употребляющих ПАВ на 15 %;

  • Позитивная динамика результатов обученности за счет сокращения количества уроков, пропущенных по неуважительной причине (снижение пропусков уроков по неуважительной причине на 15%);

  • Повышение уровня психологической комфортности в системе "ученик - учитель"( снижение числа конфликтов).

  • Повышение личностного потенциала учащихся (психологический мониторинг);

  • Повышение адаптационных возможностей детского организма и стабилизация уровня обученности при переходе учащихся с одной ступени обучения на другую (психологический мониторинг);

  • Улучшение взаимоотношений семьи и школы, повышение ответственности родителей за здоровье ребенка (процентное увеличение числа родителей , участвующих в школьных, классных мероприятиях);

  • Создание единого профилактического пространства школы.

Литература

1. Мазниченко М. Что мешает выбору здорового стиля жизни. - Народное образование, №2,2009г.

  1. Ирма Штайм Что делать, чтобы ваш ребенок не вырос глупым, циничным, хамоватым бездельником. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008г.

  2. Классные часы и беседы для старшеклассников по профилактике наркомании: Методическое пособие/Под редакциейВ.В.Аршиновой. - М.: ТЦ Сфера, 2004г

  3. Правильный выбор:программа формирования у старших подростков социальных установок на здоровый образ жизни. \ Сост. С.М.Чечельницкая, А.А.Михеева, Д.А.Шалаева, Ю.В.Величкина - М.:Фоонд «Центр социального развития и информации», 2005.

  4. Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. Программа профилактики злоупотребления психоактивными веществами/под научной ред.Л.М.Шипицыной - СПБ.:Речь, 2003.

  5. Кулинич Г.Г. Вредные привычки:профилактика зависимостей: 5-7 классы. М.: ВАКО, 2008.

  6. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.

  7. Мой выбор. - Учебно-методическое пособие для учителей средней школы. Под общей ред.Положевец П.Г.- М.: 2003.

  8. Мой выбор. - Рабочая тетрадь для учеников средней школы.Под общей ред.Положевец П.Г. - М.: 2003г.

  9. Полезные привычки. - Учебное пособие для начальной школы по предупреждению употребления детьми табака и алкоголя. - М.: 2000.

  10. Полезные навыки. - Учебное пособие для 5-7 класса средней школы по предупреждению употребления ингалянтов и наркотиков. Материалы для учителя.- М.: 2001г.

  11. Психологическая поддержка учащихся: развивающие занятия, игры, тренинги и упражнения (авт.-сост. Е.Д.Шваб, Н.П.Пудникова.-Волгодрад:Учитель,2009г.

  12. Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия(из опыта работы)\авт.сост.Е.Д.Шваб,. - Волгоград:Учитель, 2007г.





План мероприятий по реализации программы

№ п/п

Мероприятие

Кол-во часов

Ответственный

Сроки

Начальная школа

1.

Проведение психологического мониторинга


Кузнецова е.А

сентябрь апрель

2.

Ведение занятий по программе «Полезные привычки»

12

Паршина Л.К

В течение года

3.

Проведение родительского собрания «Как уберечь ребенка от курения»

5

Медик гимназии

Соц. Педагог Зуева Е.А

В течение года

4.

Проведение классных часов по темам: «Режим дня школьника» «Физическая активность и здоровье» «Вредные привычки и их влияние на здоровье»


Классные руководители, медик гимназии

В течение года

5.

Педагогический консилиум по учащимся « группы риска»


Зам.директора по УВР Гладких Н.В. соц. Педагог Зуева Е.А.

Два раза в год

6.

Психологический тренинг по формированию эмоциональной стабильности и коммуникативных навыков

16

Никитина Т.Ю.

В течение года

7.

Конкурс рисунков на тему «Здоровый образ жизни»


Учителя ИЗО

ноябрь

8.

Проведение родительских собраний на тему «Формирование у младших школьников умений и навыков в учебной деятельности»


Кузнецова Е.А Классные руководители

В течение года

Основная школа

9.

Проведение психологического мониторинга


Кузнецова Е.А

Сентябрь апрель

10.

Ведение занятий по программе «Мой выбор» 8 - 9-е классы

12

Гладких Н.В

В течение года

11.

Педагогический консилиум по учащимся « группы риска»


Зуева Е.А.

Кувшинова Г.А

Два раза в год

12.

Тренинг по формированию психосоциальной компетентности (способности личности отвечать требованиям и задачам, выдвигаемым повседневной жизнью)

16

Зуева Е.А

Никитина Т.Ю

В течение года

13.

Проведение семинара-тренинга на тему: «Трудности адаптационного периода для учащихся 5-ых классов»

2

Кузнецова Е.А

Классные рук.


Сентябрь

14.

Проведение классных часов по темам: «Режим дня учащихся основной школы» «Физическая активность и здоровье» «Модный образ жизни»


Классные руководители, медик гимназии, соц.педагог

В течение года

15.

Проведение профилактической игры «Здоровая молодежь - основа будущего!»


Инспектор ПДН

Зуева Е.А

Кувшинова Г.А

Ноябрь

16.

Встреча с подростковым наркологом для уч-ся 7-9 классов


Врач- нарколог . классные руководители

февраль

17.

День здоровья


МО учителей физ.культуры

март

18.

Конкурс рисунков и плакатов на тему «ЗОЖ»


Учителя ИЗО

декабрь

19.

Агитационная акция «СОК-ШОУ» для учащихся 5-8 классов


Зуева Е.А

Актив РСМ

В течение года

20.

Проведение родительских собрания на тему: «Семейные нормы и правила»


Классные руководители

В течение года

21.

Проведение учебных занятий по теме «Здоровый образ жизни»

Согласно программам

Учителя предметники

В течение года

22.

Проведение тренинга для учителей «Эффективное решение конфликта»


Гладких Н.В

Кувшинова Г.А

Декабрь

23.

Общешкольное родительское собрание на тему: «Особенности обучение учащихся в средней школе»


Зам.директора по УВР Гладких Н.В Классные руководители

В течение года

Старшая школа

24.

День здоровья


МО учителей физ.культуры

Март

25.

Деловая игра на правовую тему «Я - гражданин»


Зуева Е.А Инспектор ПНД и Классные руководители

Декабрь

26.

Встреча с работниками СПИД - лаборатории


классные руководители

Врач кожно-венерического диспансера

Г. Пятигорска

январь

27.

Проведение занятий спецкурса по профессиональному самоопределению в 8 - 11-х классах

9

Классные руководители

В течение года

28.

Выпуск школьной газеты на тему здорового образа жизни


Кривобокова Т.Ю

Два раза в год















© 2010-2022