Модель организации трудового обучения и воспитания в школе

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 поселка Кубанский муниципального образования Новопокровский район







Модель трудового обучения и воспитания в МБОУ СОШ №3





Учитель начальных классов,

заместитель директора

по воспитательной работе

МБОУ СОШ №3

Кузема Людмила Алексеевна



2016 год


МОДЕЛЬ

ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ

В МБОУ СОШ №3









Формы реализации трудового воспитания

Форма деятельности

направление

Выход

Проектная деятельность

(1-8 классы)

Экспериментально - исследовательское по сохранению окружающей среды, социально - трудовое, практическая деятельность

Проект «Школьная клумба»

( выращивание рассады и высадка цветов на клумбы)

Кружок внеурочной деятельности «Школа-мой дом»

(1-4 классы)

Организация социально-значимой трудовой деятельности; формирование навыков самообслуживания; умения работать в коллективе формирование навыков и умений по содержанию в порядке личных вещей

- забота о сохранности классного инвентаря и мебели

- соблюдение чистоты и порядка в учебных кабинетах

- получение элементарных трудовых навыков во время дежурства по классу

- воспитание любви к труду и уважения к людям труда

Формирование умения самообслуживания, умения выполнять поручения в классе. Организация классного самоуправления. Участие в экологических субботниках. Участие в исследовательских социально-значимых проектах.

Кружок внеурочной деятельности «Твори добро»

(5-8 классы)

Социально -значимая трудовая добровольческая (волонтёрская) деятельность

Помощь ветеранам труда, детям - инвалидам, организация акций по благоустройству поселкового парка, уход за памятниками. Участие в исследовательских социально-значимых проектах.

Кружок «Мир профессий»

( 5-8 классы)

Подготовка к сознательному выбору профессии

( профориентационная работа)

Участие в муниципальном конкурсе-фестивале «Мир профессий». Подготовка к предпрофильному обучению.

ЛТО «Эколог»

(8-10 классы)

- благоустройство школьной территории;

- декоративное цветоводство;

- ландшафтный дизайн;

Оформление и уход за клумбами в летний период. Участие в экологических социально-трудовых акциях.

Участие в творческих конкурсах

(1-11 классы)

Развитие творческих способностей

Выставки поделок

Летняя творческая площадка «Город мастеров»


формирование нравственных качеств, необходимых для комфортного существования личности в коллективе; Участие в социально-трудовых акциях.



РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Направления

духовно-нравственного воспитания обучающихся

Ценностные установки духовно-нравственного воспитания обучающихся

Содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися

Воспитание трудолюбия

Получение первоначальных представлений о

профессиях и людях труда

1 класс

- Час общения "Что я должен делать сам", "Моё рабочее место"

- Рейд "Как содержим мы в порядке наши книжки и тетрадки"

- Праздник "Все работы хороши, пусть меня научат"

- Операции "Кормушка"

2 класс

- Час общения "Я помогаю маме, папе", "Мое общественное поручение"

- Выставка "Природа и фантазия"

- Мастерская Деда Мороза

- Операция "Живи книга"

- Классный час "Учись правильно выполнять домашнее задание"

3 класс

- Интеллектуальная игра "Я люблю конструировать"

- Конкурс рисунков "Профессии моих родителей"

- Операция "Книжкина неделя"

- Конкурс "Снежная фантазия"

4 класс

- Встреча с представителями разных профессий

- Экскурсии на предприятия сферы обслуживания (например, хлебозавод)

- Конкурс "Снежных архитекторов", "Умельцы", "Начинающий конструктор"

Знакомство с профессиями своих родителей

Творческий проект,

откровенный

разговор, создание

совместных

презентаций

Получение первоначальных навыков

сотрудничества, ролевого взаимодействия со

сверстниками, старшими детьми, взрослыми в

учебно-трудовой деятельности

Сюжетно-ролевая

игра, праздник

труда, ярмарка,

конкурсы


Приобретение начального опыта участия в различных видах общественно - полезной

деятельности на базе школы

Акция, творческая

мастерская, озеленение школьных клумб

Приобретение умений и навыков

самообслуживания в

школе и дома

Участие во встречах и беседах с

выпускниками школы, членами кубанского хуторского казачьего общества , знакомство с

биографиями выпускников, показавших

достойные примеры высокого

профессионализма, творческого отношения к

труду и жизни

Праздник «Кубанская казачья ярмарка», встреча,

презентация,

посещение

школьного музея,

экскурсия в поселковый музей, районный музей.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ « ТРУД» в рамках программы воспитания и социализации (5-9 классы)

Направления

организации воспитания и социализа-ции обуча-ющихся

Ценностные установки воспитания и социализа-ции обуча-ющихся

содержание воспитания и социализации обучающихся

Виды деятельности и формы занятий с обучающимися

• воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии

уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, выбор профессии

• понимание необходимости научных знаний для развития личности и общества, их роли в жизни, труде, творчестве;

• осознание нравственной природы труда, его роли в жизни человека и общества, в создании материальных, социальных и культурных благ; знание и уважение трудовых традиций своей семьи, трудовых подвигов старших поколений;

• умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать время, информацию и материальные ресурсы, соблюдать порядок на рабочем месте, осуществлять коллективную работу, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

• сформирован-ность позитивного отношения к учебной и учебно-трудовой деятельности, общественно полезным делам, умение осознанно проявлять инициативу и дисциплинированность, выполнять работы по графику и в срок, следовать разработанному плану, отвечать за качество и осознавать возможные риски;

• готовность к выбору профиля обучения на следующей ступени образования или профессиональному выбору в случае перехода в систему профессионального образования (умение ориентироваться на рынке труда, в мире профессий, в системе профессионального образования, соотносить свои интересы и возможности с профессиональной перспективой, получать дополнительные знания и умения, необходимые для профильного или профессионального образования);

• бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам; поддержание чистоты и порядка в классе и школе; готовность содействовать в благоустройстве школы и её ближайшего окружения;

• общее знакомство с трудовым законодательством;

• нетерпимое отношение к лени, безответственности и пассивности в образовании и труде.

Участвуют в подготовке и проведении «Недели науки, техники и производства», конкурсов социальных проектов, Ведут дневники наблюдений по оценке окружающей среды.

Участвуют в общественно полезном труде в помощь школе, посёлку.

Участвуют в олимпиадах по учебным предметам.

Участвуют в экскурсиях на промышленные и сельскохозяйственные предприятия, в Новопокровский многоотраслевой техникум, учреждения культуры, в ходе которых знакомятся с различными видами труда, с различными профессиями.

Знакомятся с профессиональной деятельностью и жизненным путём своих родителей и прародителей, участвуют в организации и проведении презентаций «Труд нашей семьи».

Участвуют в различных видах общественно полезной деятельности на базе школы и взаимодействующих с ней учреждений дополнительного образования, других социальных институтов.

Приобретают умения и навыки сотрудничества, проведения внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров), раскрывающих перед подростками широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности).

Участвуют в различных видах общественно полезной деятельности на базе школы и взаимодействующих с ней учреждений дополнительного образования, других социальных институтов (природоохранительная деятельность, работа в творческих и учебно-производственных мастерских, трудовые акции, как в учебное, так и в каникулярное время).

Участвуют во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомятся с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни.

Учатся творчески и критически работать с информацией: целенаправленный сбор информации, её структурирование, анализ и обобщение из разных источников (в ходе выполнения проектов с приложением карт, схем, фотографий и др.).

Ключевые дела: круглый стол «Формула успеха»

Праздник «Город мастеров»

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Обустройство территории школьного помещения к праздникам.

Праздник «Город мастеров»

Уроки профориентации: встречи-беседы с родителями - людьми различных профессий, прославившихся своим трудом, его результатами.Взаимодействие с ЦСЗН.

Творческие выставки. Участие в творческих конкурсах.

Экскурсии на предприятия района

Конкурсные, познавательно развлекательные, сюжетно-ролевые мероприятия «Много профессий хороших и разных!»

НОУ «Университет знаний»

Участие во «Всероссийской олимпиаде школьников»

Участие в муниципальном смотре-конкурсе (фестивале) «Мир профессий»

Проектно-исследовательские проекты, творческие работы учащихся.

Круглый стол «формула успеха»

Вовлечение школьников в кружки, секции, клубы по интересам.

Конкурс «Ученик года».

«Недели науки, техники и производства»,

Участие в социальных акциях, трудовых бригадах, экологических субботниках

Участие в социальных акциях, трудовых бригадах, экологических субботниках

Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:

1. Праздники-игры по теме труда: ярмарки.

2 Экскурсии на производственные предприятия с привлечением родителей.

3.Встречи, беседы с родителями, с людьми различных профессий, прославившихся своим трудом, его результатами;

4. Совместные социальные проекты с родителями.

Пути реализации модуля «Труд»

  • участие в реализации проекта по благоустройству школьного двора;

  • субботники по благоустройству школьной территории;

  • работа кружков;

  • участие в воспитательном модуле «Труд»

  • участие в олимпиадах, НОУ

Планируемые результаты:

  • ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

  • ценностное и творческое отношение к учебному труду;

  • элементарные представления о различных профессиях;

  • первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

  • ответственность, самосознание каждого ребёнка к образовательному процессу

  • осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

  • первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

  • потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

  • мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.









Кружок внеурочной деятельности «Мир профессий»

Работа по профориентации очень специфична. Особенность заключается в том, что в 5-7 классах ставится цель подвести детей к выбору определённой профессии. Главное - развитие внутренних психологических ресурсов личности ребёнка. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему ещё трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. На этой стадии создаётся определённая наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем на основе этого материала ребёнок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно. Для этого и необходимы занятия по профориентации. Экскурсии, беседы с элементами практической деятельности, сюжетно-ролевые игры, играют важную роль в профессиональной ориентации школьников. Они способствуют расширению знаний о мире профессий, углубляют представления детей. Использование наглядности, игрового материала (кроссворды, загадки, пословицы, викторины), элементов занимательности, состязательности (мастер-классы, шоу, конкурсы) поможет создать у школьников многообразие впечатлений. В игре совершенствуются движения и умственные операции. Таким образом, ребёнок познаёт и запоминает мир профессий.





Кружок внеурочной деятельности «Твори добро»

Цель данной программы - сформировать компетентность в сфере трудовой волонтерской деятельности, создать условия для овладения учащимися способами деятельности, сделать детей активными участниками общественной жизни школы и поселка. Воспитание таких нравственных качеств как милосердие, сострадание в рамках выполнения разного рода социально-значимых проектов.

Социально- значимая трудовая добровольческая деятельность организована для обучающихся 5-7 классов.

Программа кружка рассчитана на 34 ч. В неделю в каждом классе и предполагает реализацию в форме интенсивов.

Программа состоит из 3 относительно самостоятельных разделов, каждый из которых предполагает организацию определённого вида внеурочной деятельности и направлена на решение своих собственных педагогических задач направленных на :

- воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к труду

- понимание необходимости знаний для развития личности , её роли в жизни, труде, творчестве;

- осознание нравственной природы труда, его роли в жизни человека и общества, в создании материальных, социальных и культурных благ; знание и уважение трудовых традиций своей семьи, трудовых подвигов старших поколений;

- умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать время, информацию и материальные ресурсы, соблюдать порядок на рабочем месте, осуществлять коллективную работу, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
















Кружок внеурочной деятельности «Школа - мой дом»

В основных направлениях ФГОС НОО особое значение придается подготовке учащихся к труду, овладению трудовыми умениями и навыками, расширению самообслуживания. Используя широкие возможности общественно- полезного труда, следует прививать младшим школьникам необходимые в жизни навыки самообслуживания, приемы ручной работы с различными материалами, умение ремонтировать различные предметы быта, учебные пособия, участвовать в благоустройстве школьных дворов, оздоровительных площадок и других общественно полезных делах.

Главным направлением общественно полезного труда являются работы, имеющие общественно полезную значимость; работы для своей школы, класса, по охране природы, самообслуживание.

Программа рассчитана на 34 часа и предусматривает специальные трудовые занятия на территории школы в форме интенсивов в каникулярное время.

Осенью (осенние каникулы) - дети следят за чистотой вокруг школы, на спортивной и других площадках, совершают прогулки в парк и, в процессе экскурсии, наблюдают за трудом людей осенью, участвуют в экологических акциях.

Зимой (зимние каникулы) - работают с разными материалами: изготавливают игрушки для детского сада, рассказывают о том, какую помощь они оказывают родителям дома, зимующим птицам, изготавливают кормушки.

Весной (весенние каникулы) - учащиеся совершают экскурсии на предприятия, делают скворечники, узнают о профессии родителей, читают книги о труде, выполняют работу на цветочных клумбах. Участвуют в исследовательском проекте «Школьная клумба», выращивают рассаду цветов, наблюдают за её ростом, высаживают на участок.

Лето (летние каникулы) - работы на пришкольном участке, операции «Чистый двор» и т.д. , знакомство с трудовой деятельностью людей летом.













Летний лагерь труда и отдыха с дневным пребыванием «Эколог»

В лагере труда и отдыха с дневным пребыванием «Эколог» мероприятия, направлены на воспитание трудовой деятельности подростков, приобретении опыта социальных отношений, самостоятельности.

Направление деятельности программы:

- благоустройство школьной территории;

- декоративное цветоводство;

- ландшафтный дизайн;

Краткое содержание программы: содержательная часть программы направлена на выполнение общих целей и задач программы.

Работа, выполняемая учащимися в первой половине дня, направлена на благоустройство школьной территории, клумб, закладку и оформление альпийской горки. Мероприятия второй половины дня направлены на воспитание ЗОЖ.









Летняя творческая площадка «Город мастеров»

Программа творческой площадки «Город мастеров» по декоративному- прикладному творчеству реализуется в летний период.

Содержание программы «Город мастеров» является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии, истории) в освоении различных видов и техник искусства. Программа знакомит со следующими направлениями декоративно - прикладного творчества: пластилинография, бисероплетение, бумагопластика, изготовление кукол, которые не разработаны для более глубокого изучения в предметных областях. Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Значительное место в содержании программы занимают вопросы композиции, цветоведения.

Программа способствует:

-развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;

-помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;

-формированию понятия о роли и месте декоративно - прикладного искусства в жизни;

-освоению современных видов декоративно - прикладного искусства;

-обучению практическим навыкам художественно - творческой деятельности, пониманию связи художественно - образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;

-созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы;

-знакомству с историей пластилина, бисероплетения, бумагопластики, и изготовления кукол, народными традициями в данных областях.
















Проектная деятельность

Социальный проект «Школьный двор как экосистема»

Цель проекта: содействие улучшения экологической обстановки в посёлке через благоустройство и озеленение территории школьного двора.



Социальный проект«Школьная клумба»

(экспериментально- исследовательский проект по выращиванию рассады петуньи, уходу за ней, высаживанию на школьную клумбу, уходу за цветами)

Цель проекта: воспитывать активную социально-значимую позицию в деле охраны окружающей среды и экологическую культуру у учащихся через исследовательскую и практическую деятельность - выращивание рассады для школьных клумб и уход за цветами.

© 2010-2022