Солнышко для всех - поэтический час посв. В. Н. Орлову

Раздел Воспитательная работа
Класс 13 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования Республики Крым

«Дворец детского и юношеского творчества»

Солнышко для всехСолнышко для всех - поэтический час посв. В.Н.Орлову

Поэтический час, посвященный 85-летию со дня рождения

крымского поэта, драматурга, переводчика

Владимира Натановича Орлова.

Цели:

  1. Расширение кругозора, обогащение знаний о наших выдающихся соотечественниках, приобщение детей к духовным и культурным ценностям родного края;

  2. Содействие формированию у детей духовно-нравственных личностных ориентиров;

  3. Формирование разнообразных чувств, накопление добрых, положительных эмоций и усвоение традиций.


8 сентября 2015 г. нашему земляку драматургу, поэту, писателю, сказочнику, фантазеру и мечтателю В.Н. Орлову исполнилось бы 85 лет.

Вот уже более 15 лет его нет с нами. 26 ноября 1999 г. «... по первому снежку, овеянный сияющей метелью, ушел от нас Владимир Орлов»,- так написала тогда об этом печальном событии известная крымская поэтесса Людмила Шершнева.

Нет среди нас сегодня нашего любимого поэта, но живет в памяти очень многих людей его добрая улыбка, живут его добрые, умные книжки.

Наш поэтический час сегодня мы посвящаем ему, нашему замечательному другу Владимиру Натановичу Орлову.

(В записи звучит стихотворение «Домовой» в авторском исполнении).

Вы слышали голос В.Н.Орлова. Он как будто предвидел тот день, когда не сможет быть с нами, и на этот случай намекнул, где и в каком качестве его можно встретить.

Это может быть кто угодно, в том числе и скромный, тихий, добрый домовой, который находит успокоение только там, где есть дети.

В.Н.Орлов был большим и настоящим другом детей. Он очень любил отвечать на вопросы детей, потому что знал очень много интересного. Откуда же у него эти знания? Дело, оказывается, в том, что он прошел не только очень интересную, но и очень трудную школу жизни.

Давайте проследим хотя бы некоторые моменты этой не простой жизни ...

- Родился в 1930 г. в Симферополе в семье рабочего-переплетчика.

- С первого класса школы, едва научившись читать, полюбил книгу,- может быть потому, что книг дома всегда было очень много - отец ремонтировал их на дому. Позже записался в библиотеку, и с тех пор уже не расставался с книгой никогда.

- Детство Володи Орлова было опалено войной. Вместе с семьей он был эвакуирован. Вернувшись после освобождения Крыма от фашистов в родной город, устроился в швейную мастерскую.

- Работал портным, учился в школе. Затем работал слесарем. Но такая работа не удовлетворяла юношу, он мечтал стать моряком.

Мечта эта родилась давно. Когда-то в детстве дедушка подарил мальчику игрушечную парусную яхту. Но радовался Володя ей недолго - во время паводка на Салгире унесло яхту в Черное море. Тогда он очень расстроился и, даже став взрослым, верил, что найдет ее в морских просторах.

В возрасте 19 лет Владимир поступил матросом на Черноморский флот. Служба была нелегкой, связанной не только с трудностями, но и с опасностями. Спасало величайшее трудолюбие, чувство юмора и богатое воображение.

Потом, через много лет, тема моря будет постоянно звучать в творчестве поэта. А пока были три года на флоте, затем три года в армии.

Писать стихи начал рано, но никому не показывал. Как-то принес стихи в редакцию

газеты «Крымский комсомолец». Одно из стихотворений было напечатано. Это окрылило.

«Начал писать много и плохо», - вспоминал В. Орлов.

После того, как старшие товарищи, опытные поэты указали на недостатки, он понял, писать стихи - далеко не легкий труд, и начал относиться в работе над ними более требовательно.

Вначале писал стихи для взрослых. Потом решил попробовать свои силы на стихах для детей.

Ему было 28 лет, когда вышли первые сборники для детей: «Тимошкина гармошка», «Детям», позже «Волшебная подушка», «Как удлинился день», «Если мы вместе».

Чтобы писать для детей, нужно не только хорошо помнить свое детство, но и знать все о жизни теперешней ребятни.

Поэт в летнее время начал выезжать в пионерские лагеря Крыма, встречаться с ребятами. Подружился с прекрасным лагерем «Артек», который расположился у самого подножия горы Аю-Даг, напоминающей по очертанию лежащего медведя. И появилась «Сказка о Медведь-горе», которую сегодня нам рассказывает (имя исполнителя).

Спасибо нашему замечательному чтецу, а мы пока остаемся в Артеке. Этому международному детскому центру, кстати, 16 июня 2015 г. исполнилось 90 лет.

Многое изменилось в жизни самого лагеря, да и в жизни его обитателей. Неизменной остается только забота взрослых о здоровье детей. Режим жизни Артека обязательно предусматривает дневной отдых в тени, пока солнце стоит в зените и не только не приносит пользы, но, наоборот, причиняет большой вред детскому организму - уж слишком активны и почти губительны его лучи. Поэтому в Артеке существует такой промежуток времени, когда абсолютно все - и взрослые, и дети - должны спрятаться от солнышка и отдохнуть в тишине и прохладе (это время раньше так и называлось - Абсолют).

Ребята, кто помнит, каким показался Абсолют поэту В.Орлову? (Читают стихотворение «Абсолют»).

Где бы ни бывал поэт, везде он примечал что-то такое, что обычному человеку совсем незаметно. Вошел он как-то на кухню, а там целое представление. Что там происходило, кто помнит, ребята? (Читают стихотворение «Представление в кастрюле»).

Как видите, все поэты - немножко волшебники. Помните, как Орлов написал о вороне? Такое впечатление, что он подслушал разговор птиц, понимая их язык. Как и что там случилось? Расскажите, пожалуйста.

Ребята, у вас впереди столько счастливых моментов встречи с героями произведений нашего земляка В. Орлова, что я вам по-хорошему завидую.

Вы еще познакомитесь с «морской мартышкой», которая жила в каюте капитана, и он выдал ей настоящую тельняшку, фуражку, надраенную пряжку и черные штаны; обучил ее многим полезным вещам, а она, зазнавшись, однажды сказала капитану:

«Ты родом из какой-то тропической страны.

Снимай мою тельняшку, снимай мою фуражку,

надраенную пряжку и черные штаны.

Ты плаваешь бесплатно;

давай, катись обратно,

Ходи на четвереньках, живи на берегу.

А видеть постоянно в каюте капитана

Такую обезьяну я просто не могу».

Вы узнаете об очень непростом мальчике, которого папа безуспешно искал на всех трех этажах детского сада. А когда дошел до четвертого этажа, и там уже не было обычных, нормальных детей, он в ужасе сел прямо на пол и прошептал: «Обстановочка!», --перед ним была железная дверь и на табличке написано имя его непослушного сына «Вовочка».

В пьесе «Золотой цыпленок» вас ждет добрый волк, который сначала был, как все волки, хищником. Он украл у деда с бабой золотое яйцо, чтобы съесть его. Но хитрая лиса посоветовала высидеть цыпленка и съесть его вместе. Волк высиживает цыпленка, а потом не может его съесть и не позволяет сделать это лисе, потому что это уже не просто цыпленок, а его сынок Петя, который нуждается в его заботе и защите. Сердце волка сладко щемит и тает, когда он слышит,

как Петя нежно называет его папой. Теперь волк понимает, что ему без маленького Пети уже не жить. Потому что «дети - главное на свете».

Да, главное на свете - это дети. Так считал В.Н.Орлов, посвятивший свой талант людям, решив, что лучшие из людей - это дети.

Владимир Натанович был сильным человеком, щедрым и добрым. Он знал, что жить в этом мире очень непросто и готов был предложить помощь, поддержку и дружбу юному существу.

В одном из стихотворений он трогательно рассказывает о паучке, впервые вышедшем в неизведанный мир, где все так интересно, но не безопасно.

«Идет боязливо, идет осторожно,

Наверное, страшно ему и тревожно.

Идет паучок по воздушной тропинке,

Идет паучок по чужой паутинке.

Тропинку оставил

Другой паучок,

Он видел, что следом

Идет новичок».

Владимир Натанович хотел видеть нас добрыми и великодушными, он никогда никому ничего не диктовал, не указывал, он только намекал, как вот в этом рассказе об одуванчике.

Послушайте эту не очень веселую историю, она называется «Маленькое солнышко». И мы снова слышим голос В.Орлова. (Звучит запись авторского исполнения):

В саду между тюльпанами и нарциссами расцвел скромный желтый цветок.

«Мама!», - крикнула веснушчатая девочка, - «смотри, он похож на маленькое солнышко!»

«Обыкновенный одуванчик», - зашептались нарциссы, - «что она в нем нашла?»

«Рыжий сорняк», - добавили тюльпаны, - воображает себя цветком».

«Долой рыжих! Вон из нашего сада!»

Одуванчик загрустил. Он почувствовал себя лишним в этом саду. И однажды поутру проснулся совсем седым. Дунул ветерок, и одуванчика не стало.

Тюльпаны и нарциссы очень обрадовались. И не нужно на них сердиться. Ведь не каждый может разглядеть в обыкновенном одуванчике маленькое солнышко…

Как хорошо сказал поэт, правда? Ни упрека, ни осуждения... Только Понимание!

Владимир Натанович советовал нам развивать и воспитывать нашу душу, чтоб она стала зрячей, зоркой, доброй, чуткой; чтоб научилась мы радоваться тому, что воистину ценно в этом мире - синеве неба, золотому лучику солнца, нежной травинке, добрым глазам близких нам людей.

«Я желаю вам добра!»,- говорю я словами другого замечательного стихотворения В.Орлова и надеюсь, что теперь вы уже никогда не расстанетесь с его добрым и мудрым Словом. Пусть оно станет для вас той паутинкой, той первой дорожкой, на которой вы встретите надежных друзей, и которая приведет вас в большую и добрую жизнь.

Рефлексия: Что мне понравилось? Что меня поразило? Какие чувства испытал(а), слушая стихи в исполнении автора?

Использованная литература:

Орлов В.Н. Всем, всем добрый день. - Киев: Веселка, 1986. - 40 с.

Орлов В.Н. Если мы вместе. - Москва: Детская литература, 1989. - 96 с.

Орлов В.Н. Когда на планете хозяева дети. - Москва: Детская литература, 1986. - 48 с.

Орлов В.Н. Солнышко для всех. - Киев: Веселка, 1990. - 128 с.

Дополнительная информация.

Приложение 1.

1.1.Из крымской столицы стихи В.Орлова и песни, сказки и пьесы разлетелись по всему миру. Вышло в свет более 100 книг.

Пьеса «Золотой цыпленок» и более десятка других идут в театрах России, Украины, Белоруссии, Польши, Чехии, Венгрии, Мадагаскара и др. стран.

Сила его слова и доброта души служили и будут служить объединению людей, на каком бы языке они ни говорили, в какой бы стране ни жили, сколько бы лет от роду ни имели.

Когда с тобой говорит волшебник, о возрасте забываешь! А Владимир Орлов был именно таким волшебником. Впрочем, им и остался. Ведь в отличие от простых смертных, Всевышний награждает настоящих поэтов бессмертием. Ты открываешь книгу, и душа Поэта говорит с тобой.

Владимир Орлов уже при жизни стал классиком, и при этом - веселым, озорным, душевным человеком. На нем не было «хрестоматийного» глянца, хотя его произведения были включены в школьные программы России и Украины и напечатаны в учебниках рядом со стихами Агнии Барто, Самуила Маршака, Бориса Заходера, Сергея Михалкова.

1.2.«Он навсегда останется нашим современником, поэтом XX века, на его добрых, мудрых стихах будут воспитываться граждане XXI-го и будущих столетий. Ведь истинная поэзия живет вечно.

В Союз писателей СССР его приняли в 1963 г. В 1999-м - стал лауреатом Премии Автономной Республики Крым. А до этого удостоен премий «Золотой теленок» «Литературной газеты», журналов «Кругозор», «Барвинок». Союз писателей Украины его творчество отметил в 1999 году премией имени В.Г.Короленко.

От Прибалтики до Сахалина поют дети песни на его стихи, считая их народными.

Своей любовью и силой доброты Владимир Орлов помог стать на ноги многим писателям.

Нам всегда будет не хватать нашего Друга, Учителя и Человека, открывшего нам, что только любовь движет миром, все на земле происходит во имя любви и для любви.

Каждый живет столько, сколько его помнят. Значит, впереди у В.Орлова - вечность...».

/Людмила Шершнева //Крымские известия, 1999, №231, 30 ноября


Приложение 2.

2.1.Морская мартышка

Жила у капитана в каюте обезьяна,

Обычная мартышка тропической страны.

Он выдал ей тельняшку, он выдал ей фуражку,

Надраенную пряжку и черные штаны.

Она у капитана училась постоянно,

Держать умела вилку, и ложку, и стакан.

И вскоре, как ни странно, решила обезьяна,

Что жил в ее каюте какой-то капитан.

Однажды обезьяна сказала капитану:

- Ты родом из какой-то тропической страны,

Снимай мою тельняшку, снимай мою фуражку,

Надраенную пряжку и черные штаны.

Ты плаваешь бесплатно.

Давай, катись обратно,

Ходи на четвереньках, живи на берегу.

А видеть постоянно в каюте капитана

Такую обезьяну я просто не могу.

2.2. Представление в кастрюле

Прыгает крышка

Вот уже час

От удивления -

От веселья такого

Прямо в кастрюле

Крышка с кастрюли

Идет представление:

Свалиться готова:

Пляшет петрушка

- Эй, вы, артисты,

И пляшет морковка,

Дайте ответ,

Пляшет картошка.

Скоро у вас

И пляшет перловка.

Перерыв на обед?

Так они пляшут

и кувыркаются,

Что над кастрюлею

пар поднимается.

2.3. Сказка о Медведь-горе.

На юге Крыма

Глаза откроет детвора

С давних пор.

И спросит:

От времени стара,

- Где Медведь-гора?

Среди других известных гор

Скорей, вожатый,

Лежит Медведь-гора.

Нам ответь,

У головы ее прибой

Куда ушла

Шумит не первый век,

Гора Медведь?

Внизу, под этою горой,

Вожатый скажет:

Раскинулся Артек.

- Не вернуть

Но как-то ночью,

Теперь Медведь-горы.

Верь не верь,

И станут грустными чуть-чуть

Осеннею порой,

Глаза у детворы.

Очнулся вдруг

Тогда Медведь,

Огромный зверь

Хоть он устал,

От спячки вековой.

Опять на лапы встал.

Гудели старые дубы

Он головою покачал

В ту ветреную ночь,

И что-то прорычал.

Медведь поднялся на дыбы

И чтобы в темени ночной

И в лес подался прочь.

С дороги не свернуть,

Проделал он огромный путь

Он по Медведице Большой

И лег немного отдохнуть.

Нашел обратный путь.

Медведь глядел в ночную тьму,

Медведь вернулся до зари

За звездами следил

В Артек, объятый сном,

И, сам не зная почему,

Ведь сердце,

О чем-то загрустил.

Как ни говори,

Медведь вздыхал,

Не каменное в нем.

Как человек,

Не зная отчего,

И вдруг подумал,

Что Артек

Проснется без него.







Материал подготовила

педагог дополнительного образования

Ващенко В.С.

© 2010-2022