- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Солнышко для всех - поэтический час посв. В. Н. Орлову
Солнышко для всех - поэтический час посв. В. Н. Орлову
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | 13 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ващенко В.С. |
Дата | 02.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования Республики Крым
«Дворец детского и юношеского творчества»
Солнышко для всех
Поэтический час, посвященный 85-летию со дня рождения
крымского поэта, драматурга, переводчика
Владимира Натановича Орлова.
Цели:
-
Расширение кругозора, обогащение знаний о наших выдающихся соотечественниках, приобщение детей к духовным и культурным ценностям родного края;
-
Содействие формированию у детей духовно-нравственных личностных ориентиров;
-
Формирование разнообразных чувств, накопление добрых, положительных эмоций и усвоение традиций.
8 сентября 2015 г. нашему земляку драматургу, поэту, писателю, сказочнику, фантазеру и мечтателю В.Н. Орлову исполнилось бы 85 лет.
Вот уже более 15 лет его нет с нами. 26 ноября 1999 г. «... по первому снежку, овеянный сияющей метелью, ушел от нас Владимир Орлов»,- так написала тогда об этом печальном событии известная крымская поэтесса Людмила Шершнева.
Нет среди нас сегодня нашего любимого поэта, но живет в памяти очень многих людей его добрая улыбка, живут его добрые, умные книжки.
Наш поэтический час сегодня мы посвящаем ему, нашему замечательному другу Владимиру Натановичу Орлову.
(В записи звучит стихотворение «Домовой» в авторском исполнении).
Вы слышали голос В.Н.Орлова. Он как будто предвидел тот день, когда не сможет быть с нами, и на этот случай намекнул, где и в каком качестве его можно встретить.
Это может быть кто угодно, в том числе и скромный, тихий, добрый домовой, который находит успокоение только там, где есть дети.
В.Н.Орлов был большим и настоящим другом детей. Он очень любил отвечать на вопросы детей, потому что знал очень много интересного. Откуда же у него эти знания? Дело, оказывается, в том, что он прошел не только очень интересную, но и очень трудную школу жизни.
Давайте проследим хотя бы некоторые моменты этой не простой жизни ...
- Родился в 1930 г. в Симферополе в семье рабочего-переплетчика.
- С первого класса школы, едва научившись читать, полюбил книгу,- может быть потому, что книг дома всегда было очень много - отец ремонтировал их на дому. Позже записался в библиотеку, и с тех пор уже не расставался с книгой никогда.
- Детство Володи Орлова было опалено войной. Вместе с семьей он был эвакуирован. Вернувшись после освобождения Крыма от фашистов в родной город, устроился в швейную мастерскую.
- Работал портным, учился в школе. Затем работал слесарем. Но такая работа не удовлетворяла юношу, он мечтал стать моряком.
Мечта эта родилась давно. Когда-то в детстве дедушка подарил мальчику игрушечную парусную яхту. Но радовался Володя ей недолго - во время паводка на Салгире унесло яхту в Черное море. Тогда он очень расстроился и, даже став взрослым, верил, что найдет ее в морских просторах.
В возрасте 19 лет Владимир поступил матросом на Черноморский флот. Служба была нелегкой, связанной не только с трудностями, но и с опасностями. Спасало величайшее трудолюбие, чувство юмора и богатое воображение.
Потом, через много лет, тема моря будет постоянно звучать в творчестве поэта. А пока были три года на флоте, затем три года в армии.
Писать стихи начал рано, но никому не показывал. Как-то принес стихи в редакцию
газеты «Крымский комсомолец». Одно из стихотворений было напечатано. Это окрылило.
«Начал писать много и плохо», - вспоминал В. Орлов.
После того, как старшие товарищи, опытные поэты указали на недостатки, он понял, писать стихи - далеко не легкий труд, и начал относиться в работе над ними более требовательно.
Вначале писал стихи для взрослых. Потом решил попробовать свои силы на стихах для детей.
Ему было 28 лет, когда вышли первые сборники для детей: «Тимошкина гармошка», «Детям», позже «Волшебная подушка», «Как удлинился день», «Если мы вместе».
Чтобы писать для детей, нужно не только хорошо помнить свое детство, но и знать все о жизни теперешней ребятни.
Поэт в летнее время начал выезжать в пионерские лагеря Крыма, встречаться с ребятами. Подружился с прекрасным лагерем «Артек», который расположился у самого подножия горы Аю-Даг, напоминающей по очертанию лежащего медведя. И появилась «Сказка о Медведь-горе», которую сегодня нам рассказывает (имя исполнителя).
Спасибо нашему замечательному чтецу, а мы пока остаемся в Артеке. Этому международному детскому центру, кстати, 16 июня 2015 г. исполнилось 90 лет.
Многое изменилось в жизни самого лагеря, да и в жизни его обитателей. Неизменной остается только забота взрослых о здоровье детей. Режим жизни Артека обязательно предусматривает дневной отдых в тени, пока солнце стоит в зените и не только не приносит пользы, но, наоборот, причиняет большой вред детскому организму - уж слишком активны и почти губительны его лучи. Поэтому в Артеке существует такой промежуток времени, когда абсолютно все - и взрослые, и дети - должны спрятаться от солнышка и отдохнуть в тишине и прохладе (это время раньше так и называлось - Абсолют).
Ребята, кто помнит, каким показался Абсолют поэту В.Орлову? (Читают стихотворение «Абсолют»).
Где бы ни бывал поэт, везде он примечал что-то такое, что обычному человеку совсем незаметно. Вошел он как-то на кухню, а там целое представление. Что там происходило, кто помнит, ребята? (Читают стихотворение «Представление в кастрюле»).
Как видите, все поэты - немножко волшебники. Помните, как Орлов написал о вороне? Такое впечатление, что он подслушал разговор птиц, понимая их язык. Как и что там случилось? Расскажите, пожалуйста.
Ребята, у вас впереди столько счастливых моментов встречи с героями произведений нашего земляка В. Орлова, что я вам по-хорошему завидую.
Вы еще познакомитесь с «морской мартышкой», которая жила в каюте капитана, и он выдал ей настоящую тельняшку, фуражку, надраенную пряжку и черные штаны; обучил ее многим полезным вещам, а она, зазнавшись, однажды сказала капитану:
«Ты родом из какой-то тропической страны.
Снимай мою тельняшку, снимай мою фуражку,
надраенную пряжку и черные штаны.
Ты плаваешь бесплатно;
давай, катись обратно,
Ходи на четвереньках, живи на берегу.
А видеть постоянно в каюте капитана
Такую обезьяну я просто не могу».
Вы узнаете об очень непростом мальчике, которого папа безуспешно искал на всех трех этажах детского сада. А когда дошел до четвертого этажа, и там уже не было обычных, нормальных детей, он в ужасе сел прямо на пол и прошептал: «Обстановочка!», --перед ним была железная дверь и на табличке написано имя его непослушного сына «Вовочка».
В пьесе «Золотой цыпленок» вас ждет добрый волк, который сначала был, как все волки, хищником. Он украл у деда с бабой золотое яйцо, чтобы съесть его. Но хитрая лиса посоветовала высидеть цыпленка и съесть его вместе. Волк высиживает цыпленка, а потом не может его съесть и не позволяет сделать это лисе, потому что это уже не просто цыпленок, а его сынок Петя, который нуждается в его заботе и защите. Сердце волка сладко щемит и тает, когда он слышит,
как Петя нежно называет его папой. Теперь волк понимает, что ему без маленького Пети уже не жить. Потому что «дети - главное на свете».
Да, главное на свете - это дети. Так считал В.Н.Орлов, посвятивший свой талант людям, решив, что лучшие из людей - это дети.
Владимир Натанович был сильным человеком, щедрым и добрым. Он знал, что жить в этом мире очень непросто и готов был предложить помощь, поддержку и дружбу юному существу.
В одном из стихотворений он трогательно рассказывает о паучке, впервые вышедшем в неизведанный мир, где все так интересно, но не безопасно.
«Идет боязливо, идет осторожно,
Наверное, страшно ему и тревожно.
Идет паучок по воздушной тропинке,
Идет паучок по чужой паутинке.
Тропинку оставил
Другой паучок,
Он видел, что следом
Идет новичок».
Владимир Натанович хотел видеть нас добрыми и великодушными, он никогда никому ничего не диктовал, не указывал, он только намекал, как вот в этом рассказе об одуванчике.
Послушайте эту не очень веселую историю, она называется «Маленькое солнышко». И мы снова слышим голос В.Орлова. (Звучит запись авторского исполнения):
В саду между тюльпанами и нарциссами расцвел скромный желтый цветок.
«Мама!», - крикнула веснушчатая девочка, - «смотри, он похож на маленькое солнышко!»
«Обыкновенный одуванчик», - зашептались нарциссы, - «что она в нем нашла?»
«Рыжий сорняк», - добавили тюльпаны, - воображает себя цветком».
«Долой рыжих! Вон из нашего сада!»
Одуванчик загрустил. Он почувствовал себя лишним в этом саду. И однажды поутру проснулся совсем седым. Дунул ветерок, и одуванчика не стало.
Тюльпаны и нарциссы очень обрадовались. И не нужно на них сердиться. Ведь не каждый может разглядеть в обыкновенном одуванчике маленькое солнышко…
Как хорошо сказал поэт, правда? Ни упрека, ни осуждения... Только Понимание!
Владимир Натанович советовал нам развивать и воспитывать нашу душу, чтоб она стала зрячей, зоркой, доброй, чуткой; чтоб научилась мы радоваться тому, что воистину ценно в этом мире - синеве неба, золотому лучику солнца, нежной травинке, добрым глазам близких нам людей.
«Я желаю вам добра!»,- говорю я словами другого замечательного стихотворения В.Орлова и надеюсь, что теперь вы уже никогда не расстанетесь с его добрым и мудрым Словом. Пусть оно станет для вас той паутинкой, той первой дорожкой, на которой вы встретите надежных друзей, и которая приведет вас в большую и добрую жизнь.
Рефлексия: Что мне понравилось? Что меня поразило? Какие чувства испытал(а), слушая стихи в исполнении автора?
Использованная литература:
Орлов В.Н. Всем, всем добрый день. - Киев: Веселка, 1986. - 40 с.
Орлов В.Н. Если мы вместе. - Москва: Детская литература, 1989. - 96 с.
Орлов В.Н. Когда на планете хозяева дети. - Москва: Детская литература, 1986. - 48 с.
Орлов В.Н. Солнышко для всех. - Киев: Веселка, 1990. - 128 с.
Дополнительная информация.
Приложение 1.
1.1.Из крымской столицы стихи В.Орлова и песни, сказки и пьесы разлетелись по всему миру. Вышло в свет более 100 книг.
Пьеса «Золотой цыпленок» и более десятка других идут в театрах России, Украины, Белоруссии, Польши, Чехии, Венгрии, Мадагаскара и др. стран.
Сила его слова и доброта души служили и будут служить объединению людей, на каком бы языке они ни говорили, в какой бы стране ни жили, сколько бы лет от роду ни имели.
Когда с тобой говорит волшебник, о возрасте забываешь! А Владимир Орлов был именно таким волшебником. Впрочем, им и остался. Ведь в отличие от простых смертных, Всевышний награждает настоящих поэтов бессмертием. Ты открываешь книгу, и душа Поэта говорит с тобой.
Владимир Орлов уже при жизни стал классиком, и при этом - веселым, озорным, душевным человеком. На нем не было «хрестоматийного» глянца, хотя его произведения были включены в школьные программы России и Украины и напечатаны в учебниках рядом со стихами Агнии Барто, Самуила Маршака, Бориса Заходера, Сергея Михалкова.
1.2.«Он навсегда останется нашим современником, поэтом XX века, на его добрых, мудрых стихах будут воспитываться граждане XXI-го и будущих столетий. Ведь истинная поэзия живет вечно.
В Союз писателей СССР его приняли в 1963 г. В 1999-м - стал лауреатом Премии Автономной Республики Крым. А до этого удостоен премий «Золотой теленок» «Литературной газеты», журналов «Кругозор», «Барвинок». Союз писателей Украины его творчество отметил в 1999 году премией имени В.Г.Короленко.
От Прибалтики до Сахалина поют дети песни на его стихи, считая их народными.
Своей любовью и силой доброты Владимир Орлов помог стать на ноги многим писателям.
Нам всегда будет не хватать нашего Друга, Учителя и Человека, открывшего нам, что только любовь движет миром, все на земле происходит во имя любви и для любви.
Каждый живет столько, сколько его помнят. Значит, впереди у В.Орлова - вечность...».
/Людмила Шершнева //Крымские известия, 1999, №231, 30 ноября
Приложение 2.
2.1.Морская мартышка
Жила у капитана в каюте обезьяна,
Обычная мартышка тропической страны.
Он выдал ей тельняшку, он выдал ей фуражку,
Надраенную пряжку и черные штаны.
Она у капитана училась постоянно,
Держать умела вилку, и ложку, и стакан.
И вскоре, как ни странно, решила обезьяна,
Что жил в ее каюте какой-то капитан.
Однажды обезьяна сказала капитану:
- Ты родом из какой-то тропической страны,
Снимай мою тельняшку, снимай мою фуражку,
Надраенную пряжку и черные штаны.
Ты плаваешь бесплатно.
Давай, катись обратно,
Ходи на четвереньках, живи на берегу.
А видеть постоянно в каюте капитана
Такую обезьяну я просто не могу.
2.2. Представление в кастрюле
Прыгает крышка
Вот уже час
От удивления -
От веселья такого
Прямо в кастрюле
Крышка с кастрюли
Идет представление:
Свалиться готова:
Пляшет петрушка
- Эй, вы, артисты,
И пляшет морковка,
Дайте ответ,
Пляшет картошка.
Скоро у вас
И пляшет перловка.
Перерыв на обед?
Так они пляшут
и кувыркаются,
Что над кастрюлею
пар поднимается.
2.3. Сказка о Медведь-горе.
На юге Крыма
Глаза откроет детвора
С давних пор.
И спросит:
От времени стара,
- Где Медведь-гора?
Среди других известных гор
Скорей, вожатый,
Лежит Медведь-гора.
Нам ответь,
У головы ее прибой
Куда ушла
Шумит не первый век,
Гора Медведь?
Внизу, под этою горой,
Вожатый скажет:
Раскинулся Артек.
- Не вернуть
Но как-то ночью,
Теперь Медведь-горы.
Верь не верь,
И станут грустными чуть-чуть
Осеннею порой,
Глаза у детворы.
Очнулся вдруг
Тогда Медведь,
Огромный зверь
Хоть он устал,
От спячки вековой.
Опять на лапы встал.
Гудели старые дубы
Он головою покачал
В ту ветреную ночь,
И что-то прорычал.
Медведь поднялся на дыбы
И чтобы в темени ночной
И в лес подался прочь.
С дороги не свернуть,
Проделал он огромный путь
Он по Медведице Большой
И лег немного отдохнуть.
Нашел обратный путь.
Медведь глядел в ночную тьму,
Медведь вернулся до зари
За звездами следил
В Артек, объятый сном,
И, сам не зная почему,
Ведь сердце,
О чем-то загрустил.
Как ни говори,
Медведь вздыхал,
Не каменное в нем.
Как человек,
Не зная отчего,
И вдруг подумал,
Что Артек
Проснется без него.
Материал подготовила
педагог дополнительного образования
Ващенко В.С.