Доклад на педсоветеЛичностно -ориентированный подход в обучении и воспитании

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конечно, тюрьма консервирует лучшие качества, с которыми человек вошел в тюрьму, но эта же тюрьма усугубляет все пороки, с которыми порочный человек вступает в тюрьму…

(Валентин Пикуль. Каторга)


Вернуть человека в общество - вот в чем заключается задача и сверхзадача работы учителя в образовательном исправительном учреждении. Но под силу ли это образовательной школе и отдельно взятому учителю в местах лишения свободы? Не утопия ли это?

Общеобразовательные школы при исправительных колониях и тюрьмах

составляли всегда специфическое звено системы вечернего образования.

Вечерняя школа при ИУ - особый тип учебного заведения. В ней учатся те, кого, как правило, «забраковала» дневная школа и от кого она постаралась избавиться. В ней учатся те, кто совершили различные правонарушения и были осуждены на срок лишения свободы.

Человек, совершивший преступление, безусловно, заслуживает наказания. Лишение свободы - одно из них, причем тяжкое. Оно сопряжено со многими лишениями, которые доставляют немало страданий: отсутствие родных и близких рядом, невозможность перемещаться в пространстве по своему усмотрению, невозможность выбирать для себя соседей, пищу, работу, развлечения и т. д.

Итак, первая особенность нашей школы - особый контингент (спецконтингент) учащихся, т. е. лица, которые утратили интерес к школьному обучению, многие из них давно порвали со школой, нигде не работали, и круг их общения, характер поведения определялся нравами криминальной среды.

Исходя из опыта работы в колонии, я разделила бы учеников на следующие основные категории:

К первой группе относятся ученики, обладающие положительной социальной установкой, сильным типом личности, лидерскими качествами. Характерными чертами данного типа личности является также достаточно высокий уровень интеллекта, позволяющий относительно легко усваивать программу учебы, позитивное отношение к воспитательным мероприятиям. К сожалению, данная категория относится к существенному меньшинству.

Вторая группа - это ученики, имеющие потенциально положительные социальные установки, слабый тип личности .Они учатся с неохотой, но в целом положительно воспринимают процесс обучения и воспитания.

Третья группа включает учеников, которые абсолютно не хотят учиться, и не поддаются никаким правилам воспитания - это так называемое «болото». Однако следует заметить, что примерно каждый третий представитель данной группы характеризуется наличием устойчиво выраженных психических отклонений от нормы. Они могут проявляться в искаженном восприятии действительности, возникновении идей преследования, что при определенных условиях может сопровождаться неадекватными поведенческими реакциями, вплоть до криминогенных.

В четвертую группу входят осужденные, которые обладают асоциальными установками, неприятию и враждебному отношению.

В связи с этим возникает вторая особенность вечерней школы: в ней должны работать учителя высочайшей квалификации, причем более высокой, чем в дневной. Учитель-вечерник должен не только хорошо знать свой предмет, но и еще быть исследователем, тонким психологом, гуманным наставником тех, кто решил себя реабилитировать и встать на путь исправления.

К учителю предъявляются высокие требования. Учитель должен выступать не в роли инструктора или наставника, его задача стать организатором воспитательной и образовательной деятельности учащихся. Педагогу должен быть присущ демократический стиль работы и поведения, особенно это важно в школах мест лишения свободы. Ему необходимо знать и понимать сущность, назначение, основные направления образования, обладать такими качествами, как коммуникативность, искусством педагогической поддержки, владеть основами ораторского искусства, а также:

- владеть методикой использования активных и интерактивных методов обучения.
- уметь предупреждать и разрешать конфликты, владеть знаниями в области социальной психологии.
- владеть культурой толерантного поведения, быть лидером, уметь создавать команду.
-- уметь реализовывать возрастной подход в воспитании и образовании.
- уметь ориентироваться и разбираться в сущности преступного мира.
- уметь выявлять лидеров, авторитетов, обиженных.
- адекватно реагировать на различные изменения оперативной обстановки.

Конечно, такие учителя нужны и дневным школам. Но речь идет о том, что, если в вечерней школе при ИУ - особый тип учащихся, то и к педагогам должны предъявляться особые требования.

Кроме того, особенность вечерней школы - нестандартный учебно-воспитательный процесс. Вечерняя школа всегда акцентировала своѐ внимание на разнообразных формах и эффективных методах воспитательной деятельности, стимулирующих познавательную активность учащихся, создающих ситуацию успеха, повышающих личностную самооценку.

Значительной частью своей профессиональной деятельности считаю воспитательную работу. В своей воспитательной деятельности делаю акцент на усиление воспитательного процесса, используя технологии, не подавляющие

личность учащегося-осуждённого, а утверждающие ценность и достоинство человека. Я, как и каждый учитель в школе, изучаю личности осужденных с целью получения объективного представления о них, стараюсь находить индивидуальный подход к каждому учащемуся. Индивидуальная работа как система психолого-педагогического воздействия коллектива воспитателей и отдельных осужденных, ставших на путь исправления, имеет целью способствовать исправлению отбывающих сроки наказания в колонии, разрушить их ошибочные взгляды, укрепить в них веру в себя. Каждый учитель и воспитатель стремится убедить осужденных учеников: человек - творец своей судьбы и возможности его в этом плане безграничны. Примером может служить проведение таких воспитательных мероприятий, как «К чему люди стремятся в жизни?», «Уметь простить» и другие. Они показали, что для многих учащихся такие мероприятия имеют большое значение. Очень многие задумываются о перспективах новой жизни на свободе. Для большинства учащихся нашей школы большое значение имеют мероприятия, формирующие культуру поведения, воспитывающие художественный вкус. Ведь многие из них воспитывались в асоциальной среде. Поэтому традиционно в школе провожу с классом беседы, викторины, посвященные культуре поведения, этикету. Учащиеся узнают о нормах и правилах поведения в обществе, о творчестве поэтов и музыкантов, рассказывают о своих близких людях, раскрываются с новой, положительной стороны.

Помочь учащемуся-осужденному осознать себя человеком, пробудить в нем чувство собственного достоинства, веру в себя, ответственность за свою жизнь и поступки - это главные моменты в моей воспитательной работе с классом.

Подлинное перевоспитание (исправление) возможно только путем выявления и развития положительного в каждом человеке. Этот принцип - принцип опоры на хорошие стороны характера воспитанника - является для меня приоритетным.

Куда ведут благие намерения - всем известно, но очень хочется помочь хотя бы одному человеку.

  • обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования, ценности существования других людей.

4


© 2010-2022