Классный час на тему Блокада Ленинграда

Раздел Воспитательная работа
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час, посвященный прорыву блокады Ленинграда

На 100 островах раскинулся могучий и неповторимый город. Гений русского народа, беспримерный труд создали этот город, навеки прославили его и дали ему бессмертие. (Слайд. Достопримечательности города). Город заводов и фабрик, театров и музеев, широких проспектов и площадей. Дворцовая площадь, Таврический дворец и Смольный, легендарная «Аврора», прославленная Выборгская сторона, Нарвская и Невская заставы. А помнишь… (Слайд : Ленинград в годы войны).

Уч-к: Опять война,

Опять блокада,

А может, нам о них забыть ?

Я слышу иногда:

«Не надо раны бередить».

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне

И о блокаде пролистали

Стихов достаточно вполне.

И может показаться:

Правы и убедительны слова,

Но даже если это правда,

Такая правда не права!


Чтоб снова

На земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно, Чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы!


Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память - наша совесть.

Она, как сила , нам нужна…


Уч. На Ленинград, обхватом с трех сторон,

Шел Гитлер силой сорока дивизий.

8 сентября 1941г. фашисты захватили Шлиссельбург. Ленинград был блокирован. Страшная угроза нависла над городом на Неве. А впереди оставалось еще 900 дней блокады. Сумеете ли вы оценить, понять все, что выстрадали ленинградцы, как выстояли они эти суровые, страшные блокадные дни? 900 дней мук и слез, горестей и смертей, надежд и тревог, труда и голода. Ни один город, ни одна крепость за всю историю человечества не выносили столь жестокого испытания… Гитлер решил стереть с лица земли Ленинград. Вот выдержка из секретной директивы немецкого военно-морского штаба от 22 сентября 1941г.: «Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли.. После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта. Предложено блокировать город и путем обстрела и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей».

Для осуществления этого варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы - более 40 отборных дивизии, свыше 1000 танков и 1500 самолетов. Немцев поддерживали 200-тысячная финская армия, «Голубая дивизия» из фашистов Испании, легионеры Нидерландов, Голландии, Бельгии, Норвегии, набранные из фашистских прихвостней.

Вражеские войска значительно превосходили наши силы. На помощь воинам Ленинграда пришло народное ополчение, партизанские отряды. Вместе со взрослыми сражались с врагом и ленинградские мальчишки и девчонки.

Уч. Несмотря на героизм наших воинов и отвагу партизан, благодаря перевесу в технике и живой силе в сентябре 1941 года врагу удалось подойти вплотную к Ленинграду и окружить его. Гитлеровское командование приступило к осуществлению своего кровавого замысла - уничтожению города и его населения. Начались ежедневные артиллерийские обстрелы и бомбежки. Днем фашисты обстреливали город из дальнобойный орудий, ночью сбрасывали с самолетов зажигательные и фугасные бомбы. Рушились жилые здания, школы, детские сады, больницы, заводы, театры, музеи, гибли старики, женщины, дети.

На домах появились предупреждающие надписи: «Граждане, во время обстрела эта сторона улицы наиболее опасна!» (Слайд).


УЧ. В перерывах между обстрелами, бомбежками ленинградцы слушали радио, которое не прекращало свою работу ни на день, поддерживая жизнь, придавая силы и давая надежду горожанам. А когда падающие в голодный обморок дикторы не могли работать, они включали метроном. ( демонстрация метронома). Равномерный, четкий, как приказ стук метронома напоминал ленинградцам ритмичные удары гигантского сердца великого города, он успокаивал и внушал уверенности - если звучит радио, значит, город живет и борется.


Уч. На защиту родного города поднялись все его жители. В короткий срок он был превращен в город-крепость. В нем построили 35 километров баррикад, 4170 дотов, 22000 огневых точек. Из гражданского населения были сформированы отряды местной противоздушной обороны; на заводах и фабриках - отряды по их охране; в жилконторах оборудованы медпункты, организованы дежурства.

21 октября 1941 г. молодежная газета «Смена» опубликовала такой наказ: «Юные участники обороны Ленинграда! Будьте достойны своих дедов и отцов, сестер и братьев, ушедших на фронт, и всем, чем только можно, помогайте своему народу в уничтожении фашистских варваров».

Делами ответили юные ленинградцы на этот призыв. Они вместе со взрослыми рыли окопы, делали светомаскировку, проверяли затемнение окон жилых домов, обходили квартиры и собирали металлолом, необходимый для изготовления снарядов и патронов. Многие школы были переоборудованы в госпитали. Ученики собирали для них посуду, книги, дежурили в госпиталях, писали письма, читали газеты, помогали врачам, медсестрам, подносили инструменты, кормили раненых, убирали палаты. Чтобы поднять настроение раненых бойцов и развлечь их, юные ленинградцы выступали с концертами перед ними.

Надвигались холода. Ленинградцы приступили к сбору теплых вещей для воинов Советской Армии. Им помогали и ребята. Девочки постарше вязали варежки. Носки и свитера для фронтовиков. Сотни сердечных писем и посылок от школьников с теплыми вещами, мылом, носовыми платками, карандашами, блокнотами получили бойцы.

В газете «Смена» была помещена такая заметка школьника Вовы Иванова: «Это было поздно ночью. Я опять дежурил на чердаке. Вдруг услышал шум самолета, потом какой-то свист, и совсем рядом плюхнулись две зажигательные бомбы. За ними еще и еще! Я сперва растерялся, но потом схватил одну бомбу и сунул ее в бочку с водой. Зашипела она, как змея, и погасла. В бочку я бросил еще штуки три, а остальные стал забрасывать песком. Ко мне на помощь пришел Вова Крашилин. С ним мы погасили последние четыре бомбы. Справились! Даже чердак не загорелся. А ведь упало ни много ни мало - двенадцать зажигательных бомб.»


Уч. Запасы продовольствия в городе таяли с каждым днем. Постепенно сокращались нормы выдачи продуктов. С 20 ноября по 25 декабря 1941 года они были самыми низкими, ничтожно малыми: рабочие и инженерно-технические работники получали лишь по250гр. Суррогатного хлеба, а служащие, иждивенцы и дети - всего по 125гр. В день! Муки в этом хлебе почти не было. Его выпекали из мякины, отрубей, целлюлозы. Это было почти единственное питание ленинградцев. Кто имел дома столярный клей, сыромятные ремни, употребляли их в пищу.

Блокада принесла ленинградцам и другие тяжелейшие испытания. Зимой 1941-1942 годов город сковала лютая стужа. Не было топлива и электроэнергии. Истощенные голодом, обессилевшие и измученные непрерывными бомбежками и обстрелами, ленинградцы жили в неотапливаемых комнатах с заделанными окнами, потому что стекла были выбиты взрывной волной. Тускло светились коптилки. Замерзли водопровод и канализация. За водой для питья приходилось ходить на набережную Невы, с трудом спускаться на лед, брать воду в быстро замерзающих прорубях, а потом под обстрелом доставлять е домой.

Остановились трамваи, троллейбусы, автобусы. На работу приходилось ходить пешком по занесенным снегом улицам. Основной транспорт жителей города - детские саночки. На них везли скарб из разрушенных домов, мебель для отопления, воду из проруби в бидончиках или кастрюлях, тяжело больных и умерших, завернутых в простыни.

Смерть входила во все дома. Изнуренные люди умирали прямо на улицах. Свыше 640 тыс. ленинградцев погибли от голода. (Слайд.)

Склонившись под мглой снеговою,

Девчонка с ведерком пустым

Чуть движется.. А за Невою

Клубится пожарища дым.

А там, меж сугробов горбатых,

Где трудно и взрослым шагать,

На саночках узких ребята

Везут свою мертвую мать…


Уч. Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. Большая дружная семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой. В те жуткие дни Таня вела в записной книжке страшный дневник. Девять коротких, трагических записей, сделанных детской рукой, поведали о том, что принес фашизм семье Савичевых и другим ленинградским семьям.

«Женя умерла 28 дек. В 12.00 час. утра 1941 г.!

«Бабушка умерла 25 янв. В 3 ч. дня 1942г.»

«Лека умер 17 марта в 5 час. утра 1942г.»

«Дядя Вася умер 13 апр. В 2 ч. ночи»

«Дядя Леша умер 10 мая в 4ч. дня 1942г.»

«Мама умерла 13 мая в 7.30 час. утра 1942г.»

«Савичевы умерли все», «Умерли все». «Осталась одна Таня».


Уч. Таню удалось спасти от голодной смерти. При первой же возможности ее вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение, ужасы войны сломили девочку, и она вскоре умерла. 19 мая 1972 года в день 50-летия пионерской организации на могиле Тани был открыт памятник.

Вызовом врагу была работа 39 школ в осажденном Ленинграде. Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды, многие ленинградские дети учились. Сохранилось сочинение школьницы блокадных лет Вали Соловьевой. Она писала:» Мы, дети Ленинграда, должны были окончить учебный год, несмотря ни на что: ни на бомбежки. Ни на обстрелы, ни на голод, ни на холод. Родина поставила перед нами эту задачу, и мы должны были ее выполнить». Опасен и тяжел был путь в школу и обратно домой. Ведь на улицах, как на передовой, часто рвались снаряды, и идти приходилось, преодолевая холод и снежные заносы.

В бомбоубежищах, подвалах зданий, где проводили занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Стоявшая в центре класса жестяная печурка-буржуйка не могла его обогреть, и ученики сидели в пальто с поднятыми воротниками, шапках и рукавицах. Руки коченели, мел то и дело выскальзывал из пальцев. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней прибавилась и цинга. Кровоточили десны, качались зубы. Ученики умирали от голода не только дома, на улице по дороге в школу, но и случалось, и прямо в классе.


Уч. Вся страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продовольствие и топливо. Неперерезанной оставалась лишь узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью озеро замерзло, и движение судов по нему прекратилось. И тогда была проложена по Ладожскому озеру ледовая дорога. Народ очень точно назвал ее Дорогой жизни. От нее зависело спасение жителей Ленинграда, обеспечение фронта всем необходимым. 22 ноябя 1941 г. на еще не окрепший лед вышли первые грузовики, везшие муку. Вплоть до 23 апреля 1942г. по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны, доставляя в Ленинград продукты и другие необходимые важные грузы. А из города на Большую землю вывозили детей, раненых, крайне истощенных и ослабевших людей. Сколько человек спасла от неминуемой гибели эта легендарная ледовая трасса!


Уч. В январе 1943г. войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ - прорвать блокаду! 12 января 1943г. началось сражение прорыва блокады. Наша артиллерия со стороны Ленинграда и Волхова открыла ураганный огонь по врагу. Сводный оркестр воинов-ленинградцев заиграл «Интернационал». Под звуки гимна они ринулись через скованную льдом Неву, преодолели ледяные валы и ворвались в укрепления противника. Одновременно атаковали врага и воины-волховчане. Оккупанты сопротивлялись злобно, ожесточенно.

18 января 1943г. вражеское кольцо блокады было прорвано. Ленинград получил связь с Большой землей. Это означало, что ленинградцы больше не будут умирать от голода. Вместе с ними отмечали победу все советские люди.

Уч. Прошло 70 лет. Но героическое прошлое легендарного города неподвластно времени. Подвиг защитников Ленинграда, в том числе и юных, бережно хранят в памяти все честные люди, и прежде всего те, кто пережил блокаду.

Но разве может что-нибудь забыть,

Кто был под грозным, под военным небом,

Кому пришлось блокаду пережить,

Кто плакал над кусочком малым хлеба?

Кто близких здесь своих похоронил,

Запомнил звук «Воздушная тревога»,

Кто на Большую землю выходил

По ледовой по Ладожской дороге?


Уч. Многие дети блокадного Ленинграда так и не увидели победного салюта. Они лежат вместе со взрослыми защитниками города на Пискаревском кладбище.

Под шелестом опущенных знамен

Лежат бок о бок дети и солдаты.

На пискаревских плитах не имен,

На пискаревских плитах только даты.

Год сорок первый…

Год сорок второй…

Полгорода лежит в земле сырой.

Классный час на тему Блокада Ленинграда



© 2010-2022