Доклад Роль учителя истории

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Воспитательная и общественная роль учителя истории

Не только учителя истории уделяют внимание на уроках воспитанию учащихся и их подготовкой к жизни вобществе, социальной адаптации, но именно на уроках истории это можно можно раскрывать на конкретных примерах, опираясь на конкретных людей. Ведь история -это не вымышленные персонажи, как это чаще всего бывает в литературе и не просто статистические данные , как в географии. История -это встреча с настоящими диктаторами, понятие цензуры, геноцид, дружба народов и ущемление прав, и то, как люди и страны могут преодолевать трудности и становиться знаковыми в истории мира.

Если взять из исторического прошлого сравнение двух личностей- Сталин и Гагарин- согласитесь ,что в мире этих людей знают, но у каждого из них своя память. Гагарин- это светлая сторона жизни СССР, а Сталин - это темные, несмываемые пятна на истории многих народов. Так и мы должны донести до учащихся, что жизнь нужно прожить так, чтобы « не было мучительно больно, за бесмысленно прожитые годы».

Роль учителя истории в воспитании подрастающего поколения важна, учитывая значительную роль исторического образования в формировании мировоззрения учащихся, воспитании патриотизма, гражданственности, любви к родному краю.Стране нужны выпускники, владеющие компетенциями, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы.

Учитель истории должен прививать общечеловеческие ценности, любовь к культуре, уважение к традициям других народов, показывать путь, которое прошло человечество, его свершения и достижения.Знакомство с памятниками мировой культуры и искусства- благодатная почва для воспитания общей культуры и духовных ценностей в учениках.

Одна из главных задач исторического образования сегодня- это не только объективное изложение происходивших событий и фактов но именно воспитание чувства любви к своей Родине у школьников, гордости культурными достижениями, осознание высокой гражданственности и своего долга перед Отечеством.

Учитель истории должен развивать в учениках понимание сущности мировых исторических процессов. Без этого молодому человеку трудно будет ориентироваться в политической жизни общества. Политическая сознательность немыслима без развитого политического мышления, способности глубоко осмысливать политические и исторические события, давать им оценку, делать правильный тактический и стратегические выводы относительно направления гражданского общественного развития.Следовательно, и здесь роль учителя истории очень высока.

Особенностью педагогического труда является то, что учитель призван помочь ребенку состояться как личности , и как профессионалу. Те коренные изменения, которые произошли в обществе в последние годы кореным образом зменили представления о школе, ее целях, возможностях и перспективах развития , остро поставили вопрос о приоритетах образования и воспитания в обновлении общества.

Воспитание - это педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества; духовно-нравственное воспитание личности - это педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ нашей республики, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные религиозные объединения, мировое сообщество. Воспитание является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, которое осуществляется в системе казахстанского образования. Педагогика считает необходимым развитие у человека духовность, ориентированную на доброту, любовь, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества и государства.

Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности, всех ее духовных и физических сил, способностей; вести каждого к новому мироощущению, мировоззрению, осно­ванному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.

Сегодня категории «образование», «обучение» и «воспитание» начинают пониматься как целостный, нераздельный процесс. Собственно говоря, без должной воспитанности учащихся эффективный процесс обучения просто невозможен. Вот почему процесс обучения закономерно предполагает единство образовательной и воспитательной функций. Речь идет о единстве, а не о параллельном независимом их осуществлении. Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых людей, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции. Современная культура перестала быть культурой отраслевой, она развивается под знаком интеграции, и взамен специализированному иерархизированному знанию должны прийти целостное знание, новые принципы и структура образования, ориентированные на формирование культуры человека.

На уроках истории мы должны определить готовность и способность учащихся к социальной адаптации, заострить внимание ребенка на понимание смысла своей жизни и дать примеры ответственного поведения.Каждый из нас житель этой планеты и от каждого из нас зависит в той или иной степени будущее человечества.

На уроках истории учитель должен давать учащимся выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки.Именно способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятие ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата поможет нам вырастить настоящих граждан своей страны.

На уроках истории Казахстана учащиеся должны осознавать себя гражданами Казахстана, быть готовыми солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам. Через конкретные примеры развивать чувство гордость за взлет нашей страны в мировом сообществе.

Усилия общества и государства направлены сегодня на воспитание у молодежи активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну.

Желательно, чтобы сам учитель истории был нравственным примером для учащихся, т. е. был отличным семьянином, целенаправленно шел на выборы, имел активную гражданскую позицию, мог дать собственную оценку происходящим событиям в стране и мире. Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам - все это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания подрастающего поколения. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения.

Очевидной является необходимость социальной востребованности воспитания. Воспитание, чтобы быть эффективным, должно быть востребованным в жизни ребёнка, его семьи, других людей, общества. Социализация и своевременное социальное созревание ребёнка происходят в процессе его добровольного и посильного включения в решение проблем более взрослого сообщества. Полноценное духовно-нравственное развитие происходит, если воспитание не ограничивается информированием обучающегося о тех или иных ценностях, но открывает перед ним возможности для нравственного поступка.

В заключении отмечу следующее:

Воспитание подрастающего поколения является ключевым фактором успешного развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, его состояния и качества внутренней жизни. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.



© 2010-2022