Методическая разработка открытого классного часа на тему Патриотизм в XXI веке

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ «БРЮХОВЕЦКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»




Методическая разработка

в рамках военно-патриотической недели

классного часа на тему

«Патриотизм в XXI веке»
























ст. Брюховецкая, 2016 г.



Рассмотрена и утверждена на заседании

МО кл. руководителей ________________________

Протокол №___от «____»_________20___г.

Председатель МО кл. руководителей _______________Кузнецова С. Г.

Методические рекомендации к двухчасовому занятию.

Методическая разработка урока на тему классного часа на тему «Патриотизм в XXI веке». Основной идеей классного часа является формирование и развитие чувства патриотизма у детей, личной причастности к сохранению мира на основе принятия ценностей многонационального российского общества, уважения традиций малой родины, других национальностей, конфессий и мировоззрений.

Занятие разработано для студентов группы 135 (специальность «Механизация сельского хозяйства»). Количество студентов: 18 человек; возраст: 18 - 19 лет.




Разработчик: Яковенко Д. И., преподаватель общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин ГБПОУ КК «БАК».

Содержание



  1. Вступительное слово классного руководителя.

  2. Основное выступление классного руководителя.

  3. Заключительное слово классного руководителя.

  4. Список источников и литературы

Классный час в форме проблемно-ценностной дискуссии

Цель классного часа:

  1. формирование в учебно-воспитательном процессе колледжа у обучающихся любви к своей малой родине;

  2. формирование гражданственности, патриотизма, как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей

Задачи:

  1. создать условия для утверждения в сознании и чувствах обучающихся комплекса патриотических ценностей.

  2. формировать активную жизненную позицию гражданина .

  3. развивать познавательный интерес к историческому прошлому своего города, села.

  4. воспитывать личность гражданина - патриота своей земли, способного встать на защиту Родины, государственных интересов страны.

  5. воспитывать любовь к малой родине и природе.

  6. приобщать к культурно- историческому наследию народа нашей малой родины.







Дата проведения: 27.01.2016

Аудитория: №10

























ВВедение

Отрывок из к/ф "Молодая гвардия"(с 1.03.05)


"Молодая Гвардия", подпольная комсомольская организация, действовавшая в г. Краснодоне Ворошиловградской обл. в годы Великой Отечественной войны 1941-45, в период временной оккупации немецко-фашистскими войсками Донбасса.

"Молодая гвардия" возникла под руководством партийного подполья, во главе которого был Ф. П. Лютиков. После оккупации фашистами Краснодона (20 июля 1942) образовалось несколько антифашистских молодёжных групп: И. А. Земнухова, О. В. Кошевого, В. И. Левашова, С. Г. Тюленина, А. З. Елисеенко, В. А. Жданова, Н. С. Сумского, У. М. Громовой, А. В. Попова, М. К. Пегливановой.

"Молодая гвардия" насчитывала 91 чел. (в т. ч. 26 рабочих, 44 учащихся и 14 служащих), из них 15 коммунистов. организация имела 4 радиоприёмника, подпольную типографию, оружие и взрывчатку. Выпустила и распространила 5 тыс. антифашистских листовок 30 наименований; в канун 25-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции вывесила в городе 8 советских флагов. Члены организации уничтожали вражеские автомашины с солдатами, боеприпасами и горючим. 15 ноября 1942 молодогвардейцы освободили из фашистского концлагеря 70 советских военнопленных, было освобождено также 20 советских военнопленных, находившихся в больнице.

В результате поджога в ночь на 6 декабря 1942 здания фашистской биржи труда, где хранились списки людей, предназначенных к вывозу в Германию, около 2 тыс. краснодонцев были спасены от угона в фашистское рабство.

Подпольная партийная организация города и "Молодая гвардия" готовили вооруженное восстание с целью уничтожить фашистский гарнизон и выступить навстречу Советской Армии. Предательство провокатора Почепцова прервало эту подготовку.

В фашистских застенках молодогвардейцы мужественно и стойко выдержали жесточайшие пытки. 15, 16 и 31 января 1943 фашисты частью живыми, частью расстрелянными сбросили 71 чел. в шурф шахты № 5, глубиной 53 м. Кошевой, Шевцова, С. М. Остапенко, Д. У. Огурцов, В. Ф. Субботин после зверских пыток были расстреляны в Гремучем лесу вблизи г. Ровеньки 9 февраля 1943. 4 чел. расстреляны в других районах. От преследования полиции ушли 11 чел.: А. В. Ковалев пропал без вести, Туркенич и С. С. Сафонов погибли на фронте, Г. М. Арутюнянц, В. Д. Борц, А. В. Лопухов, О. И. Иванцова, Н. М. Иванцова, Левашов, М. Т. Шищенко и Р. П. Юркин остались живы. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 сентября 1943 Громовой, Земнухову, Кошевому, Тюленину, Шевцовой было присвоено звание Героя Советского Союза, 3 участника "М. г." награждены орденом Красного Знамени, 35 - орденом Отечественной войны 1-й степени, 6 - орденом Красной Звезды, 66 - медалью "Партизану Отечественной войны" 1-й степени. Подвиг героев "М. г." запечатлен в романе А. А. Фадеева "Молодая гвардия". В память об организации назван новый город Ворошиловградской обл. - Молодогвардейск (1961); именами героев названы населённые пункты, совхозы, колхозы, корабли и т. д.

Классный руководитель: все они - эти юноши и девушки, героически погибшие в борьбе за освобождение родного города от фашистов, были вашими ровесниками. Это была Великая Отечественная война, они были героями, патриотами, они не могли поступить иначе. А что думаете вы - современные юноши и девушки, о патриотизме, как понимаете это слово - мы поговорим на сегодняшнем классном часе, который, надеюсь, уже стал для вас Уроком Мужества.

Основная часть

Цель: воспитание чувства патриотизма, долга перед родиной и перед своей семьей, воспитание нравственности учащихся, ответственности за свои поступки.

Задачи:

- выявить отношение молодежи к проблемам патриотизма

-способствовать осознанию учащимися понятий Родина, патриот, долг перед отчизной

-воспитывать гражданскую ответственность, уважение к Родине

-развивать у учащихся познавательный интерес, критическое мышление, способность к определению собственной жизненной позиции.

Оборудование: компьютер.

Ход классного часа

Уважаемые студенты, как вы считаете, актуальна ли сейчас тема патриотизма?

(Сейчас - это наиболее жгучая и больная тема для нашей страны, для русских людей).

Часто по телевидению и в Интернете мы видим различные конфликтные ситуации, где наши молодые люди, называя себя патриотами, унижают людей других национальностей, провоцируют конфликты, разжигают войны... Что же такое патриотизм в 21 веке и чем отличается настоящий патриотизм от замаскированного фашизма?

Предлагаю вам ответить на вопросы анкеты: "Патриот. Какой он?"

Патриот:

Баллы (от 1 до 5)

1. Любит Родину;

2. Гордится Родиной, переживает за нее;

3. Готов встать на защиту Родины;

4. Предан Родине и отстаивает ее интересы;

5. Уважает людей всех национальностей;

6. Сострадает своему народу;

7. Защищает интересы только своего народа.


Из ваших ответов понятно что:

Патриот - это человек, который гордится Родиной, переживает за нее; готов встать на защиту Родины; предан Родине и отстаивает ее интересы; любит Родину.


Вопрос не в том, нужен или не нужен нам патриотизм. Любая страна рассыплется в прах, если ее граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут, желание сделать жизнь на этой земле лучше.

Мы привыкли гордиться ратными подвигами нашего народа, но победы в войнах не всегда делают страну богатой и счастливой.

Мы справедливо гордимся нашей культурой, но почему-то она не защитила нас от пьянства и наркомании, не избавила нас от хамства и грубости, пошлости и безнравственности.

Возможно, основания для нашего патриотизма лежат не столько в истории, сколько в сегодняшнем уважении к себе как к свободным, творческим и полным созидательной энергии людям.

Из чего же складывается патриотизм сегодня?

- Уважение к прошлому и настоящему своей страны

- Толерантность в национальном вопросе

- Служба в армии

Переходим к обсуждению:

- Как вы понимаете слова «родина»?

- Гордитесь ли вы своей страной? В какие именно моменты испытываете национальную гордость?

- Интересуетесь ли героическим прошлым нашей страны? Испытываете ли горечь за поражения и ошибки? Знаете ли вы, кто такой Александр Невский?

- Устраивает ли вас гимн нашей страны, какие вызывает эмоции?

- Нужно ли сегодня дорожить прошлым, уважать его?

Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимает семья, работа, служение Отечеству. Родина мать, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги, природа - такие простые, теплые человеческие ценности становятся основой настоящей любви к родине. Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при каких обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце.

В анкете отметьте три основных черты характера, свойственных, по-вашему, человеку - патриоту.

1. ответственность

2. справедливость

3. стойкость

4. преданность

5. решительность

6. терпимость

7.благодарность

8. усердие


Вопросы для обсуждения:

- Считаете ли себя патриотом? Почему?

- Какие поступки надо совершить, чтобы их назвали патриотическими?

- Что такое национализм?

- Приходилось ли вам в вашей жизни сталкиваться с национальной проблемой?

- Является ли фактом утверждение, что представители других наций не могут быть патриотами России?

А что значит быть патриотом в мирное время?

Подводя итог, можно сказать - есть патриотизм истинный, а есть ложный, когда за патриотическими лозунгами скрываются аморальные поступки и даже преступления.

Никакими высокими словами о величии нации нельзя оправдать бесчеловечность.

Великая нация велика своей историей, культурой, достижениями во всех сферах общественной жизни, а не стремлением к унижению других народов.

Армия во все времена находилась в центре внимания российского общества. В советское время было очень почетно служить в ней, и на того, кого туда не брали смотрели как-то искоса. Теперь же перспектива "шагать год в кирзовых сапогах" не вызывает никакого желания и тем более уж удовольствия.

Вопросы для обсуждения:

- Что значит гражданский долг?

- Нужны ли стране профессиональные военные? Престижна ли профессия офицера?

- Кто из вас хочет поступить в военные училища?

- Вы за или против службы в армии? Должна ли служба в армии быть обязательной?

Допускаете ли вы возможность альтернативной службы?

Итак, армия является школой мужества профессиональной подготовки для каждого мужчины, институтом воспитания патриотов. Отправляясь на службу, юноша должен знать, что он защищает свой народ, дом, мать, невесту, сестру…

Кто такой патриот современной России? Кто любит свою Родину не на словах, а на деле?

Тот, кто любит бриться наголо, носить униформу и ходить строем, кричать всем, что он - патриот; или тот, кто считает службу в российской армии своим долгом; или тот, кто стремится получить хорошее образование, освоить нужную профессию, завести семью, обустроить собственный быт? Каково ваше мнение?

Вопросы для обсуждения:

- Кто такой патриот современной России?

- Нужно ли нести ответственность за себя, своих друзей, как вы относитесь к взаимовыручке?

- Хотели бы вы уехать из России?

- Гордитесь ли тем, что живете в России?

- Верите ли вы в возрождение России?

- Готовы ли вы посвятить свою жизнь процветанию Родины?

Заключение

В заключение разговора о патриотизме можно привести слова Василия Розанова: "Что значит быть патриотом? Любить - да, но не только любить землю свою, но и обязательно, что-то конкретное для нее делать".

Поэтому быть патриотом не так уж сложно, настоящая любовь не только и не столько выражается словом, сколько подкрепляется конкретными делами. Так что - всё в наших руках!


"Храни огонь родного очага" (О. Фокина)

Храни огонь родного очага

И не позарься на огни чужие -

Таким законом наши предки жили

И завещали нам через века:

Храни огонь родного очага!

Лелей лоскут отеческой земли

Как не болотист, как ни каменист он,

Не потянись за черноземом чистым,

Что до тебя другие обрели.

Лелей лоскут отеческой земли!

И если враг задумает отнять

Твоим трудом взлелеянное поле,

Не по страничке, что учился в школе,

Ты будешь знать, за что тебе стоять.

Ты будешь знать, за что тебе стоять!

Рефлексия по итогам занятия (письменные ответы):

- О чем заставил вас задуматься сегодняшний наш разговор?

- Какие чувства испытывали при обсуждении проблем?

- Изменился ли у вас первоначальный взгляд на проблему патриотизма в нашей стране?


Список источников и литературы


  1. Артановский С.Н. Российское патриотическое сознание сегодня: кризис и возрождение // Социальный кризис и социальная катастрофа: Сб. м-лов конференции. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002.

  2. Беспалова Т.В. Патриотизм как духовное состояние в социально-философской интерпретации И.А. Ильина // Философия права. 2009. №3. - С. 59-61.

  3. Шейко В.Н. Российский патриотизм: государственные и этнорегиональные социокультурные аспекты: Автореф. дисс. ... канд. филос. наук. Краснодар, 2005. - 26 с.


© 2010-2022