Модель воспитательной системы класса

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ХАЛЬЗОВА НАТАЛЬЯ НИЕКОЛАЕВНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №С20» КВАРКЕНСКИЙ РАЙОН

МОДЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССА

«Наш класс - дружная семья»Модель воспитательной системы класса.Модель воспитательной системы класса.

Модель воспитательной системы класса.





Составила учитель первой

квалификационной категории,

МАОУ «СОШ № 20»

п. Красноярский Кваркенского района

Оренбургской области

Хальзова Наталья Николаевна

СОДЕРЖАНИЕ


1.Актуальность……………………………………………………………………3

2. Цели и задачи……………………………………………………………….…..5

3. Принципы воспитания………………………………………………………....8

4. Методы воспитания…………………………………………………………….9

5. Формы работы…………………………………………………………………10

6.Взаимодействие классного руководителя и классного коллектива с социальными службами………………………………………………………....12

7. Реализация воспитательной системы………………………………………..13

8. Ценностные установки…………………………………………………….....22

9. Подпрограммы воспитательной системы……………………………….......23

10. Система отслеживания результатов………………………………………..40

11. Модель выпускника начальной школы…………………………………….43

12. Место самоуправления в воспитательной системе класса……………….47

13. Работа с родителями………………………………………………………...49

14. Работа с социумом………………………………………………………......51

15. Социальная востребованность воспитательной системы………………...52

16.Критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы класса……………………………………………………………………………..54

17. Литература…………………………………………………………………...56

18. Приложение № 1…………………………………………………………….57





Воспитывает всё: люди, вещи, явления,

но прежде всего и дольше всего - люди.

Из них на первом месте - родители и педагоги.

А. С. Макаренко

Актуальность


Целью воспитательной системы класса является воспитание духовно - нравственной, творческой личности обладающей чувством гордости и гражданственной ответственности за судьбу Отечества и свое будущее. Воспитание гражданина - патриота начинается с любви к родине, дому, семье, знание ее истоков, корней.

Семья и школа - два особых социальных института в жизни каждого ребенка. Деятельность родителей и педагогов в интересах может быть успешной только тогда, когда они станут союзниками. Чтобы лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, и тем самым, помочь взрослым в понимании особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентаций, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении, важно создать атмосферу взаимной поддержки и общности интересов учителей, родителей и детей. Такое сотрудничество возможно, если все участники образовательного процесса выступают, как коллектив единомышленников, как единое целое, как большая семья, которая сплачивается и интересно живет в том случае, если организована совместная деятельность, где возникающие проблемы и задачи решаются сообща.

Являясь классным руководителем, разработала воспитательную систему класса «Наш класс - дружная семья».

Ключевая идея:

Кем мы станем неизвестно, все же впереди.

Мы должны всегда быть вместе бедам вопреки.

Ведь над нами солнце светит - за собой зовет.

Цели наши неизменны: мы идем вперед,

Ни за что с дороги не свернем, все осилим, все поймем.

Я, ты, он, она вместе - дружная семья.


Дружная семья - это дети, родители, классный руководитель, педагоги, работающие в тесном сотрудничестве, уважающие и понимающие друг друга, всегда готовые прийти на помощь. Формирование сотруднических отношений между учащимися, родителями и педагогами зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Родители и педагоги - воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным только тогда, когда учителя и родители станут союзниками. В основе этого союза - единство стремлений, взглядов на учебно-воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.

Актуальность заключается в том, что в процессе реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым.

Воспитательная система "Наш класс - дружная семья" - это осуществление "своих собственных надежд и мечтаний", движение по восходящей лестнице личностного развития и успеха ребёнка.

Данная воспитательная система рассчитана на учащихся 1 - 4 классов. Она не противоречит воспитательной программе школы, перекликается с основными направлениями, целями и задачами школьной программы.


Модель воспитательной системы класса.











Цели и задачи

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

Цель воспитательной системы: путем сочетания различных методов и приемов воспитательной педагогической деятельности способствовать становлению личности каждого школьника как гражданина Российской Федерации, способствовать духовно-нравственному развитию личности через систему «школа-семья-социум», формировать нравственные категории у обучающихся через принятие ими семейных традиций и ценностей.

Чтобы реализовать данную цель, необходимо решить следующие задачи:

  1. Воспитание учащихся с ориентацией на общечеловеческие ценности, понимание и поддержание нравственных устоев семьи.

  2. Формирование у учащихся высокого патриотического сознания.

  3. Воспитывать интерес и уважение к культуре русского народа.

  4. Предоставить учащимся возможность реализовать себя в различных видах деятельности, ориентированных на общечеловеческие ценности.

Система разработана по циклическому принципу для обучающихся в начальной школе и рассчитана на четыре года.

Ребёнок, приходя в начальную школу, испытывает большие психологические трудности, поэтому основными воспитательными моментами являются:

  • В первый год обучения - познание самого себя, в собственном взгляде на окружающих; адаптация ребенка к школе, преодоление психологических трудностей, помощь ребенку в определении своего места в классном коллективе, формирование познавательного интереса.

  • На втором году формирование условий для развития классного коллектива на основе формирования нравственных ценностей и понятий («дружба», «забота о близких», «сострадание» и «милосердие»).

  • Третий год воспитания год становления коллектива, формирование умения подчинять свои интересы общим; знание истории своей семьи, школы, достопримечательностей города; умение организовывать под руководством учителя внеклассные мероприятия; ощущение ответственности за совершаемые поступки.

  • Четвёртый год посвящен формированию самостоятельности, умению формулировать собственную гражданскую позицию и отстаивать ее методами, принятыми в демократическом обществе; овладение методами самовоспитания, самоконтроля; проявление самостоятельной творческой активности; умение самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности; готовность к самоопределению в социуме; создание благоприятных условий и возможностей для полноценной работы над реализацией программы со стороны администрации школы, педагогического коллектива и коллектива обучающихся; обеспечение гармонии взаимоотношений семьи и школы; мотивированность субъектов воспитания на совместную деятельность.

Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы класса, являются: индивидуальность, самостоятельность, доброта, творчество, активность, коллектив, которые одновременно исполняют роль принципов строящейся системы и жизнедеятельности классного сообщества.

Приоритетным видом деятельности в воспитательной системе является коллективная творческая деятельность. Основу этой деятельности составляет коллективное (совместное) творческое дело. Что же является надежным результатом творческих дел? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства (не нам сделали, устроили, провели, а мы решили, провели, сделали). Нельзя обойти вниманием тот факт, что одним из наиболее ярких проявлений системы являются соуправление и самоуправление.

Самоуправление. Здесь главное - не органы самоуправления, а деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива. Использую метод чередования организационных поручений. Сущность метода заключается в создании гибких, мобильных, часто обновляющихся по составу органов самоуправления с целью обучить всех участников коллективной деятельности организаторскому мастерству.

Органы самоуправления создаются для проведения конкретного дела. Как только оно заканчивается, подводим итог, органы самоуправления считаются распущенными. На следующее дело вновь создаются органы самоуправления, в них входят другие участники.

Соуправление. Младшие школьники очень любят выполнять в классе различные поручения. Они чувствуют себя значимыми, нужными, ждут возможности проявить себя. В начале учебного года провели классные собрания, которые были посвящены:

  • выбору актива класса (капитан, завуч, главный дежурный, главный редактор);

  • созданию законов класса;

  • распределению поручений (стилист, библиотекарь, цветовод, физорг)

Каждый четверг актив класса представляет отчет о проделанной работе за неделю.

Воспитательная система осуществляется:

через ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, собеседование, тестирование, наблюдение, опросники, социологические исследования);

через методическое обеспечение (семинары, курсы, учёбы, консультации, педсоветы, мастер-классы);

через систему дополнительного образования;

через систему КТД и традиционных дел ОУ;

в ходе организации образовательного процесса, а также во внеурочное и внешкольное время;

в ходе взаимодействия со школьными социологическими службами (социальный педагог, психолог, библиотекарь, организаторы детского досуга);

через систему взаимодействия, сотрудничества с культурными и образовательными учреждения города (школы, музеи, библиотеки, ЦВР, ДК);




ПРИНЦИПЫ


ПРИНЦИП ОТКРЫТОСТИ

ПРИНЦИП ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ


ПРИНЦИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


ПРИНЦИП СВОБОДНОГО УЧАСТИЯ


ПРИНЦИП ОБРАТНОЙ СВЯЗИ


ПРИНЦИП ТВОРЧЕСТВА


МЕТОДЫ


научно-исследовательский

метод проектов

коммуникативная методика

личностно-ориентированный метод

наглядно-иллюстративный метод

репродуктивный метод

метод критического мышления


походы

представления

мероприятия

викторины

праздники

КЛАССНЫЙ ЧАС

ФОРМЫ РАБОТЫ

игры

конкурсы

консультации

презентации презентации

беседа

обсуждение

выступления

балы

карнавалы

фестивали

встречи с интересными людьми


Средствами системы воспитания являются деятельность, общение и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закрепленными Уставом школы.

Деятельность любого вида должна привести к личному успеху, должна быть не бесполезной для людей, нравственно и экономически значимой.

Ведущие виды деятельности: познавательная, интеллектуальная, эстетическая, физическая, спортивная, духовная.

В общении педагога с детьми должны реализовываться следующие правила:

умение выслушивать его до конца;

не принимать за него решения, а побуждать его сделать это самостоятельно;

открытость и доступность учащимся.

Отношения педагога и ученика строятся на взаимном уважении, доверии, справедливости и требовательности.



Модель воспитательной системы класса.











ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА С СОЦИАЛЬНЫМИ СЛУЖБАМИ




МУДОД ЦВР

ДЮСШ

МУЗЕЙ

КСК «ТРИУМФ»

БИБЛИОТЕКА ДК

ДОМ КУЛЬТУРЫ

СМИ

Классный руководитель

СОВЕТ ВЕТЕРАНОВ

ШКОЛЬНАЯ МЕДСЕСТРА

ПСИХОЛОГ

СОЦИАЛЬНЫЙ

ПЕДАГОГ

ПЕДАГОГИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УЧИТЕЛЯ ПРЕДМЕТНИКИ

АДМИНИСТРАЦИЯ

ШКОЛЫ

РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Направление

Цель

Пути реализации

Предполагаемый результат

1. Гражданско-патриотическое

1.Прививать чувства справедливости, любви с семье, школе, городу, краю, Родине.
2. Развивать гражданско-патриотические и нравственные качества учащихся; скромность, личную порядочность.
3. Воспитывать и развивать первоначальные представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населенном пункте, на природе

4.Формировать. отрицательное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
5. Создавать атмосферу дружбы, взаимопонимания и сотрудничества.

- День защитников Отечества,
- мероприятия, посвященные Дню Победы, Дню России, дню Конституции и др.,
- тематические конкурсы детского рисунка

-Неделя пожилого человека ,

-тематические классные часы по нравственной тематике;

-читательские конференции;

- цикл бесед «Уроки нравственности»;

-праздники, конкурсы;

-экскурсии, поездки;

-Формирование

гражданско-нравственной

позиции.

-Развитое чувство собственного

достоинства,

самодисциплина.

-Осознание учащимися

судьбы Отечества, его

прошлому,

настоящему

и будущему.

-Настоящий гражданин любит

и бережет природу,

2. Нравственное и духовное воспитание

1. Воспитание цельной, целомудренной личности, понимающей и принимающей свои обязанности;
- формирование традиционного миропонимания и мировоззрения, познание окружающего мира во всем его многообразии, сложности, противоречивости и неоднозначности;
- осознание ценности человеческой жизни и уникальности каждого человека, воспитание бережного отношения к собственной жизни

- уроки,
- конкурсы детских творческих работ,
- праздники народного календаря,
- участие в смотрах и конкурсах.

-Начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями,

-нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми,

взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

-уважительное отношение к традиционным религиям;

-неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

способность

3. Воспитание положительного отношения к труду и творчеству

1.Первоначальные представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

2.Уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

3.Элементарные представления об основных профессиях;

4.Ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;

5.Первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

6.Умение соблюдать порядок на рабочем месте;

7.Бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному иму-ществу, учебникам, личным вещам.

- экскурсии,

- узнают о профессиях своих родителей, бабушек и дедушек, участвуют в организации и проведении презентаций «Труд наших родных»

- получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности (в ходе сюжетно-ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы и т.д.)

- приобретают начальный опыт участия в различных видах общественно полезной деятель-ности на базе школы и взаимодействующих с ней учреждений дополнительного образования (занятие народными промыслами, природоохранительная деятельность, трудовые акции, как в учебное, так и в каникулярное время);

-приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома.

-ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

-ценностное и творческое отношение к учебному труду;

-элементарные представления о различных профессиях;

-первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками и взрослыми;

-осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

-первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

-потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;

-мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

4.Здоровьесберегающее воспитание

1.Ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;

2.Понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

3.Знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающе-го режима дня;

4.Интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;

5.Первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;

6.Первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

7.Отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой

-приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья (в ходе уроков физической культуры, бесед, просмотра учебных фильмов, в системе внеклассных мероприятий, включая встречи с представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью);

-участие в беседах о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья;

-получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, рационально пользоваться оздоровляющим влиянием природных факторов (солнца, чистого воздуха, чистой воды), экологически грамотного питания (здоровьесберегающими формами досуговой деятельности в процессе бесед, просмотра учебных фильмов, игровых программ);

-получение знаний о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека (в рамках бесед с педагогами, родителями

-ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

-элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

-первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

-первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

-знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

5. Социокультурное и медиакультурное воспитание

- формирование у обучающихся общеобразовательных учреждений

представлений о таких понятиях как «толерантность», «миролюбие»,

- формирование представлений о своей роли и практического опыта в производстве культуры и культурного продукта;

- формирование условий для проявления и развития индивидуальных

творческих способностей;

- формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях,

собственных эстетических предпочтений и освоение существующих эстетических

эталонов различных культур и эпох, развитие индивидуальных эстетических

предпочтений в области культуры;

- формирование основ для восприятия диалога культур и диалога цивилизаций

на основе восприятия уникальных и универсальных эстетических ценностей;

- формирование дополнительных условий для повышения интереса

обучающихся к мировой и отечественной культуре, к русской и зарубежной

литературе, театру и кинематографу, для воспитания культуры зрителя.

Выставка рисунков «Мой край родной, как ты многообразен»

Экологическое мероприятие

Устный журнал, рубрика в школьной газете «Вежливость и доброта»

Диспут

Урок добра

Турпоход

- развитые индивидуальные

творческие способности;

- развитое представление о своей роли и практического опыта в производстве культуры и культурного продукта

6. Интеллектуальное воспитание

1. Развивать познавательную активность и учебные навыки учащихся
2. Формировать положительное отношение к учебе, знаниям, науке,

3. Развивать индивидуальные, особенности учащихся

-внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений младших школьников;

-интеллектуальные марафоны;

-конкурсы научно-исследовательских работ;

-предметные олимпиады.

- индивидуальные занятия с детьми

Развитие способностей

личности ученика;

самостоятельное мышление;

7. Культуроведческое и эстетическое воспитание

-формирование у обучающихся навыков культуроосвоения и

культуросозидания, направленных на активизацию их приобщения к достижениям

общечеловеческой и национальной культуры;

-формирование представлений о своей роли и практического опыта в производстве культуры и культурного продукта;

-формирование условий для проявления и развития индивидуальных

творческих способностей;

-формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях,

собственных эстетических предпочтений и освоение существующих эстетических

эталонов различных культур и эпох, развитие индивидуальных эстетических

предпочтений в области культуры;

- формирование основ для восприятия диалога культур и диалога цивилизаций

на основе восприятия уникальных и универсальных эстетических ценностей;

-формирование дополнительных условий для повышения интереса

обучающихся к мировой и отечественной культуре, к русской и зарубежной

литературе, театру и кинематографу, для воспитания культуры зрителя.

уроки
- конкурсы детских творческих работ,
- праздники народного календаря,
- участие в смотрах и конкурсах.

Формирование

эстетические качеств,

способствующих

успешной адаптации в жизни

8. Правовое воспитание и культура безопасности

-формирования у обучающихся правовой культуры, представлений об

основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам

человека и свободе личности, формирование электоральной культуры;

- развитие навыков безопасности и формирования безопасной среды в школе,

в быту, на отдыхе;

формирование представлений

о влиянии на безопасность молодых

людей отдельных молодёжных субкультур.

-организация участия обучающихся в социальных проектах

- Организация участия обучающихся в мероприятиях гражданско-правовой направленности (акциях, конкурсах, фестивалях)

- Проведение тематических классных часов по охране жизни и здоровья учащихся

-развитые навыки безопасности в школе, в быту, на отдыхе;

- сформированная у обучающихся правовая культура,

культура уважения к правам

человека и свободе личности, сформированная электоральная культура;

9. Воспитание семейных ценностей

формирование у обучающихся ценностных представлений об институте

семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни;

- формирование у обучающихся знаний в сфере этики и психологии семейных

отношений.

программы и проекты, направленные на повышение авторитета семейных отношений, на развитие диалога поколений, на совместное решение задач (например, в рамках деятельности школьных клубов «мам и пап», «бабушек и дедушек», в рамках проведения дней семьи, дней национально-культурных традиций семей, совместного благоустройства школьного пространства и т.д.);

сформированные у обучающихся ценностные представления о

семье, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни;

- сформированные знания в сфере этики и психологии семейных

отношений.

10. Формирование коммуникативной культуры.

-формирование у обучающихся дополнительных навыков коммуникации,

включая межличностную коммуникацию, межкультурную коммуникацию;

- формирование у обучающихся ответственного отношения к слову как к поступку;

- формирование у обучающихся знаний в области современных средств

коммуникации и безопасности общения;

- формирование у обучающихся ценностных представлений о родном языке,

его особенностях и месте в мире

-Участие в краевых и районных олимпиадах, соревнованиях, конкурсах.

- сформированное у обучающихся ответственное отношение к слову как к поступку;

- сформированное у обучающихся ценностного представления о родном языке,

его особенностях и месте в мире

11. Экологическое воспитание

1.Развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

2.Ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

3.Элементарный опыт природоохранительной деятельности;

4.Бережное отношение к растениям и животным.

-тематические классные часы по экологической тематике;

-читательские конференции;

- цикл бесед «Уроки экологии»;

-праздники, конкурсы;

-экскурсии, поездки;

Правильное использование

учащимися

экологических знаний в

процессе деятельности.

Настоящий гражданин любит

и бережет природу, занимает

активную позицию в борьбе за

сохранение мира на Земле.

• патриотизм - любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
• социальная солидарность - свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство,
• гражданственность - долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;
• семья - любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
• личность - саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;
• груд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;
• наука - ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;
• традиционные религии - представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
• искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;
• природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
• человечество - мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.






ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ


ПОДПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

1.Гражданско-патриотическое воспитание.

Цель: формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторов поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного поведения выбора поведения и ответственности за него.

Задачи:

1. Обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами морального саморазвития.

2. Формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом.

3. Формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию.

Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении:

- Знакомство с законами и правовыми нормами государства и формирование ответственного отношения учащихся к законам и правовым нормам.

- Сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся.

- Организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения.

- Формирование умений руководствоваться мотивами долга, совести, справедливости в ситуациях нравственно-правового выбора.

Формы работы классного руководителя в направлении:

- Тематические классные часы.

- Встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка.

- Конкурсы, викторины по правовой тематике.

- Праздники, читательские конференции по праву.

Проводимые мероприятия

сроки

1

Парламентский час «Я - ребёнок! Я - гражданин!»

сентябрь

2

Беседа «Символы России» (флаг, гимн, герб)

октябрь

3

Беседа 4 ноября - День народного единства

ноябрь

4

Посещение библиотеки.

декабрь

5

Профессии наших бабушек и дедушек. Конкурс рисунков и сочинений

январь

6

Ко Дню защитника Отечества «Армейский магазин»

февраль

7

Утренник 8 марта

март

8

Космические дали

апрель

9

Всероссийский сетевой межшкольный проект «Карта памяти»

май

10

Урок мужества «Этот день Победы».

«Стена памяти»

май

11

Встреча с тружениками тыла.

май

Модель воспитательной системы класса.



2.Нравственное и духовное воспитание

Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.

Задачи:

1. Формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания.

2. Формировать у учащихся осознания значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем.

Основные моменты деятельности классного руководителя в данном направлении:

- Развитие у учащихся желания поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.

- Знакомство учащихся нравственными позициями людей прошлого и их нравственным подвигом во имя человечества.

- Формирование у учащихся умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора, формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;

- Развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;

- Принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;

- Готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;

- Способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремлённость и настойчивость в достижении результата;

- Трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;

- Укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.

Формы работы с классным коллективом в направлении:

- Тематические классные часы по нравственной тематике.

- Дискуссии по нравственной тематике.

- Изучение нравственного наследия мира.

- Читательские конференции.

- Организация циклов бесед «Уроки нравственности».

- Праздники, сюрпризы, конкурсы.

- Экскурсии, поездки, походы по боевым местам.

- Изучение нравственного наследия своей страны.

- Знакомство с историями жизни людей, оставивших след в нравственной истории страны и мира.

Проводимые мероприятия

сроки

1

Кл.час «Человек среди людей».

сентябрь

2

Культура речи

октябрь

3

Беседа «Содержи в порядке книжки и тетрадки»

ноябрь

4

Кл.час «К тебе пришли гости»

декабрь

5

«Честность прежде всего» кл.час.

январь

6

«Что мы знаем, что умеем». Тесты, пантомима, рефлексия.

февраль

7

Конкурс стихотворцев «Любите всё, что Родиной зовём»

март

8

Литературные посиделки «Мои любимые книжки».

апрель

9

Конкурс на лучшую тетрадь.

май


3.Воспитание положительного отношения

к труду и творчеству

Цель: Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: трудолюбие; творчество; познание; истина; созидание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость.

Задачи:

  • уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

  • элементарные представления об основных профессиях;

  • ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;

  • навыки коллективной работы;

  • умение соблюдать порядок на рабочем месте;

  • бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

  • отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.

Формы работы:

формирование первоначальных навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности (в ходе сюжетно-ролевых игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы и т.д.), раскрывающих перед детьми широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности;

приобретение начального опыта участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе школы и взаимодействующих с ней учреждений дополнительного образования, других социальных институтов;

приобретение умений и навыков самообслуживания в школе и дома.

Проводимые мероприятия

сроки

1

Беседа «Я и мое рабочее место»

сентябрь

2

Просмотр презентации с последующим обсуждением

«Хлеб всему голова»

ноябрь

3

Участие в конкурсе «Дары осени »

октябрь

4

Конкурс « Моя будущая профессия»

декабрь

5

Классный час «Я - дежурный» (обязанности дежурного)

октябрь

6

Мастерская Деда Мороза

декабрь

5

Конкурс клумб

Май

сентябрь

6

Каждой вещи - свое место (коллективная уборка класса)

ежемесячно

8

Беседа с детьми, нуждающимся в особом внимании, о сознательном отношении к своим обязанностям.

регулярно






Модель воспитательной системы класса.













4.Здоровьесберегающее воспитание

Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.

Задачи:

- Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.

- Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.

Формы работы:

- спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами школы, между школами;

- встречи со старшеклассниками, активно занимающимися спортом, победителями спортивных соревнований, курсантами военных учебных заведений, спортсменами, семейными династиями, активно занимающимися спортом;

- походы выходного дня, дни здоровья, туристические походы;

- спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, конкурсы газет, посвященных спортивной тематике, устные журналы;

- беседы и дискуссии на различные темы;

- тематические консультации для родителей;

- обсуждения газетных и журнальных публикаций, просмотр специальных видеосюжетов и художественных фильмов по этой проблеме.

Проводимые мероприятия

сроки

1

Проведение гимнастики до занятий

каждый день

2

Физминутки на уроках (двигательные, зрительные)

ежеурочно

3

Игровые перемены (игры малой подвижности)

ежедневно

4

Кросс «Золотая осень»

сентябрь

5

Конкурс по ПДД( (рисуки, кроссворды)

октябрь

6

«Все на лыжи и санки»

декабрь

7

Конкурс рисунков «Азбука здоровья»

январь

8

Кл.час «Твое здоровье»

февраль

9

7 апреля - Всемирный день здоровья.

Спортивная эстафета «Быстрые, сильные, ловкие»

апрель

10

Сотрудничество с медицинским персоналом. Медосмотр детей.

По графику

11.

Работа спортивного кружка

в течение года

12

Пересаживание детей с целью охраны зрения

каждый месяц

13

Все на белом свете солнышкины дети»- поход в лес

Май, сентябрь









Модель воспитательной системы класса.





















5.Социокультурное и медиакультурное воспитание

Цель: формирование у обучающихся представлений таких понятий как «толерантность», «миролюбие», «гражданское согласие», развитие опыта противостояния таким явлениям как «социальная агрессия», «экстремизм».

Формы работы с классным коллективом в направлении:

- Тематические классные часы по данной тематике.

- Дискуссии по толерантности.

- Читательские конференции.

- Организация циклов бесед «Уроки толерантности».

- Праздники, сюрпризы, конкурсы.

Проводимые мероприятия

Сроки

1

Занятие «Услышать сердце человека»

сентябрь

2

Классный час «Мир, дружба и толерантность»».

сентябрь

3

«Россия - Родина моя. Богатыри на Руси»

февраль

4

«Я и мои друзья» - классный час

апрель



Модель воспитательной системы класса.









6. Интеллектуальное воспитание.

Цель: оказание помощи ученикам в развитии в себе способностей мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.

Задачи работы:

- Определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития.

- Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.

-Формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность.

- Сохранить любопытство и информационную ненасыщаемость.

Формы работы:

- внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений младших школьников;

- интеллектуальные игры внутри класса, параллели, среди школ района, республики;

- интеллектуальные бои;

- спецкурсы для интеллектуального развития.


Проводимые мероприятия

сроки

1

Словесные головоломки.

сентябрь

2

Кто хочет на загадки находить отгадки.

октябрь

3

Развивай свою память. Какая у меня память.

ноябрь

4

Участие в зимней ОНЛАЙН - ОЛИМПИАДЕ ПЛЮС

декабрь

5

Участие в акции «Я люблю математику»

декабрь

6

Математический час «волшебные цифры»

февраль

7

Участие в школьных, районных, интернет олимпиадах.

март

8

Работа на интерактивной образовательной платформе UCI. RU

еженедельно

9

ФГОСТЕСТ

ежемесечно


7. Культуротворческое и эстетическое воспитание

Задачи:

-Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

- Стремление формировать свою среду, свои действия по эстетическим, культурным критериям.

- Воспитание чувственной сферы, чуткости, видения прекрасного.

Формы работы:

-Посещение культурных центров района, области;

-КВН, классные часы, праздники,

-Просмотр и обсуждение спектаклей, кинофильмов, концертов.

Проводимые мероприятия

сроки

1

Классный час «Школьный этикет»

сентябрь

2

Конкурс чтецов «Осень золотая»

октябрь

3

Конкурс - Нарисуй сказку

ноябрь

4

Неделя вежливости - Если Вы вежливы

ноябрь

5

День русской культуры. Разыгрывание русских народных сказок (совместно с ДК)

апрель

6

Беседа «Культура общения…»

октябрь

7

Участие в школьных выставках

в течение года

8

Конкурс рисунка «Оживи букву»

февраль

9

Подготовка к Новому году (разучивание песен, стихов, танцев, украшение елочными игрушками классной комнаты, новогодней ёлки)

декабрь

10

Новогоднее представление «Здравствуй Новый Год!»

декабрь

11

Посещение кружков МАОУ «СОШ № 20» и ДК.

в течение года



8. Правовое воспитание и культура безопасности

Цель: формирование правового сознания, ответственности, правовой культуры учащихся, активной гражданской позиции.

Задачи:

- воспитание правовой и нравственной ответственности за свои поступки, толерантности;

-профилактика правонарушений;

- Защита прав детства;

- организация психолого-педагогической помощи детям и их родителям;

- работа с семьями попавшими в трудную жизненную ситуацию;

- выявление детей и семей группы риска;

Формы работы:

- игровые и творческие мероприятия;

- диспуты, устные журналы;

- беседы, тематические классные часы;

- тематические недели, КВНы;

Проводимые мероприятия

сроки

1

Классный час «Что значит быть ответственным на улицах и дорогах»

сентябрь

2

Составление социального паспорта.

сентябрь

3

Участие в районном конкурсе «Каждый имеет право»

ноябрь

4

Мы школьники - а это значит…»

ноябрь

5

Классный час «Будь воспитанным человеком»

декабрь

6

Что такое друзья, как их находить и дружить.

январь

7

Классный час «Умей себя защитить».

февраль

8

Беседа «Спешите делать добро».

апрель

9

Анкетирование «Летний отдых»

май





9. Воспитание семейных ценностей

Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.

Задачи:

1. Организация и совместное проведение досуга детей родителей.

2. Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед.

3. Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса - педагогов, детей и родителей.

4. Обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми.

Основные моменты деятельности классного руководителя:

- Изучение семей учащихся, ситуации развития ребенка в семье, нравственных ценностей и традиций семей, влияющих на нравственные и личностные развития ребенка.

- Сотрудничество с психологической службой школы, организующей консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями и детьми.

- Сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка.

- Поощрения родителей, участвующих в жизни класса и школы.

Формы деятельности классного руководителя в направлении:

- Тематические классные часы.

- Праздники семьи, спортивные состязания с участием мам, пап, бабушек и дедушек.

- Праздники, посвященные красным датам календаря (8 Марта, 23 февраля, День Победы) и красным датам школы (1 Сентября, День Учителя, День рождения школы, школьные юбилеи).

- Походы выходного дня, экскурсии, викторины.

- Дни творчества, дни открытых дверей.

- Тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей, тематические беседы с детьми и родителями.

- Читательские конференции по проблемам семьи.

Проводимые мероприятия

сроки

1

Классный час «Профессии наших родителей».

сентябрь

2

Праздник мудрости. (День пожилого человека)

октябрь

3

«Моя семья» иллюстрированные рассказы о семье для создания альбома.

октябрь

4

Семейный праздник «При солнышке тепло, при матери добро».

ноябрь

5

Пасха - праздник праздников.

апрель

6

Как трудится моя семья. Выставка рисунков.

январь

7

Конкурс стихов и пословиц о папе.

февраль

8

Конкурс стихов и пословиц о маме.

март

9

Родительские собрания, всеобучи, индивидуальные беседы

ежемесячно

11

Участие родителей класса в ремонте классного кабинета, подготовка к новому учебному году

июнь

Модель воспитательной системы класса.












10. Формирование коммуникативной культуры

Цель: формирование у обучающихся навыков коммуникации , включая межличностную коммуникацию .межкультурную коммуникацию.

Задачи : 1. Формирование у учащихся умения принимать самого себя и других людей, при этом осознавая свои и чужие достоинства и недостатки;

2. Развитие личностной рефлексии детей: умения осознавать свои и чужие эмоции, чувства, причины своих и чужих поступков,

3. Формирование потребности в саморазвитии и самоизменении у ребенка,

4. Развитие умения в трудной ситуации находить силы внутри самого себя и принимать ответственность за свою жизнь на самого себя,

5. Расширение пассивного и активного психологического слова. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий - 30-40 минут. Программа рассчитана на целый учебный год.

Формы и методы:
·Ролевые игры; · Коммуникативные и командные игры; · Методы, развивающие воображение, · Терапевтические метафоры, · Упражнения, формирующие эмоциональный интеллект, · Групповые дискуссии, · Упражнения, развивающие исследовательскую деятельность,

· Арттерапевтические приемы

Проводимые мероприятия

сроки

1

Адаптационная игра «Здравствуй, школа!»

сентябрь

2

Правила школьной жизни

октябрь

3

Игра «Страна слов»

октябрь

4

Занятия по развитию мышления и речевых навыков

ноябрь

5

Игра «Волшебная поляна»

декабрь

6

Город радости и веселья

январь

7

Мы умеем побеждать страх

февраль

8

Прощение растворяет обиды

март

9

Мешок хороших качеств

апрель

10

«Темные» и «Светлые» качества

май

11.Экологическое воспитание

Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.

Задачи:

1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.

2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.

4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.

5. Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.

6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.

Формы работы:

- Тематические классные часы.

- Конкурсы, викторины по экологической тематике.

Вид деятельности

сроки

1

Классный час «Земля - наш дом.»

сентябрь

2

Экскурсия «Вот и осень пришла»

октябрь

3

Презентация «Природа и человек»

ноябрь

4

Викторина «Путешествие в мир животных»

декабрь

5

Поле чудес «Там, на неведомых дорожках»

январь

6

Познавательная игра - конкурс «Эти удивительные растения»

февраль

7

Заочное путешествие «Чем богат наш край?»

март

8

Станция «Зелёный патруль»

апрель

9

Экскурсия в лес.

май

10

Операция «Помоги птицам зимой».

Декабрь -март

11

Культура речи - беседа

март


Модель воспитательной системы класса.



СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ



  • педагогический мониторинг, использование методов специальной диагностики;

  • тестирование;

  • микроисследования.

Цель мониторинга - выявить потенциальный ресурс воспитания и разработать стратегию его реализации. Мониторинг качества воспитания - это система сбора, анализа, отслеживания, коррекции, сопоставления результатов наблюдения для обоснования стратегии и прогноза развития. Мониторинг выступает системным способом оценки качества воспитательного процесса, действенности форм, способов, приемов воспитательного воздействия. Он позволяет адаптивно корректировать процесс становления личности, устранять негативные подходы, обеспечивать эффективность воспитательного процесса.

Организационная структура мониторинга:

  • Программа сбора информации

  • Методы обработки и анализа информации

  • Коррекционная программа управления воспитательным процессом

Особенности педагогического мониторинга

  • Непрерывность

  • Диагностичность

  • Информационная оперативность

  • Обратная связь

  • Научность

Объекты мониторинга:

  • Развитие ребенка и формирование его новообразований в процессах самопознания, самовоспитания, самоутверждения, самоопределения, саморегуляции, самоактуализации и самореализации

  • Развитие общения и особенности коллектива одноклассников

  • Создание воспитательной среды

  • Деятельность всех участников воспитательного процесса

  • Социально-педагогичекая поддержка и защита учащихся

  • Развитие мотивационно-потребностной сферы учащихся

  • Развитие познавательной сферы учащихся

  • Формирование Я-концепции ученика

  • Уровень воспитанности учащихся как интегративная личностная характеристика.

Показатели результативности воспитательной работы:

  • Создание благоприятного микроклимата

  • Создание обогащенной образовательной среды

  • Состояние здоровья учащихся

  • Уровень воспитанности

  • Уровень нравственного, культурного развития учеников

  • Уровень социального развития ученика (готовность и умение взаимодействовать друг с другом в различных жизненных ситуациях, брать на себя ответственность, проявлять инициативу, работать в группе)

  • Дисциплинированность

  • Общественная активность, отношение к труду

  • Наличие правонарушений

  • Занятость в кружках и секциях

  • Главные успехи и достижения учащихся в различных видах деятельности

  • Уровень сформированности классного коллектива

  • Работа ученического самоуправления класса

  • Степень удовлетворенности воспитательной работой всех участников: детей, родителей, учителей

  • Результаты работы воспитателя по самообразованию и росту профессионализма, педагогического мастерства.

Общенаучные методы мониторинга:

  • Наблюдение

  • Описание

  • Диагностика

  • Абстрагирование

  • Моделирование

  • Проектирование

Специальные методы мониторинга:

  • Включенное наблюдение за изменениями личностного развития под влиянием социально-педагогического процесса и определение смысла в происходящих явлениях

  • Метод тестовых ситуаций - педагог создает специфические условия, в которых проявляется наиболее отчетливо каждый из компонентов учебно-воспитательного процесса

  • Экспликация как развертывание содержания воспитательного процесса, позволяющее вносить коррективы в личностное развитие

  • Опросные методы

  • Анализ результатов воспитательного процесса по разработанным критериями показателями качества воспитания, соотнесение реальных результатов с прежними и составление прогноза развития

  • Тестирование и самотестирование как объективные методы сбора информации об уровне развития личности, степени выраженности социально значимых качеств и т.д.












МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ



Личностные качества:

У выпускника будут сформированы:

· внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

· широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

· учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

· ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

· способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

· основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

· ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

· знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм,

· развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

· эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

· установка на здоровый образ жизни;

· основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегаюшего поведения;

· чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.


Регулятивные качества:

Выпускник научится:

· принимать и сохранять учебную задачу;

· учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

· планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

· учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

· оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

· адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

· различать способ и результат действия;

· вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

Познавательные качества:

Выпускник научится:

· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

· осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

· сообщения в устной и письменной форме;

· ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

· осуществлять синтез как составление целого из частей;

· проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;

· устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

· строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

· осуществлять подведение пол понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

Коммуникативные качества:


Выпускник научится:

· адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой, владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

· допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

· учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

· формулировать собственное мнение и позицию;

· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

· строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

· задавать вопросы.


Модель воспитательной системы класса.











МЕСТО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ КЛАССА


Самоуправление младших школьников начинается с простых детских форм организации деятельности, где, прежде всего, учитываются желания и интересы самих ребят. Наш коллектив - это маленькая страна, в которой жизнь построена так, чтобы каждый чувствовал себя значимым, нужным, а также ощущал необходимость и нужность другого. Ребята придумали название нашей стране, определили поручения, которые они могут выполнять, проявляя свои возможности и способности. Поручения были распределены в игровой форме по желанию ребят.

Командир - организует работу всех центров.

Центр «Чистота и порядок» представляют ребята, которые организуют дежурство по классу, по школе, по столовой, а также изучают отношение одноклассников к выполнению своих обязанностей. Пишут заметки в классную газету по результатам дежурства.

Центр «Айболит» - ребята помогают оказывать первую медицинскую помощь, организуют посещения больных одноклассников, собирают интересную информацию под рубрикой «Это знать важно».

Центр «Фантазёры и затейники» - ребята участвуют в разработке всех мероприятий класса. Они подбирают материал для сценариев, ведут концерты и праздники, анализируют участие в них.

Центр «Зелёный патруль» - ребята заботятся о земных насаждениях в классе и школе, помощь в организации и проведении экскурсий в природу.

Центр «Спорт» - ребята проводят минутки отдыха на уроках, помогают в организации и проведении спортивных мероприятий.

Высшим органом самоуправления в классном коллективе является классное собрание. Оно проводится 1-2 раза в месяц. На классном собрании мы решаем вопросы жизни в нашем коллективе, проблемы и конфликтные ситуации, возникающие в классе. Классное собрание учит ребят общению, сотрудничеству, самостоятельности и ответственности, учит понимать значение коллектива в жизни человека. Результатом собрания являются конкретные решения, направленные на положительные преобразования в коллективе.

Я на собрании выступаю одновременно в двух качествах:

как представитель учебного заведения, наделённый определёнными официальными полномочиями,

как член классного коллектива, с которым я связана дружескими отношениями на правах старшего товарища.

Самоуправление - это:

  • взаимоуважение;

  • плодотворное сотрудничество;

  • приобретение жизненного опыта;

  • организаторские и лидерские качества;

  • коммуникативность;

  • воля и уверенность в себе;

  • формирование активной гражданской позиции.

Все эти качества я формирую у ребят в процессе нашей совместной деятельности.

Самоуправление помогает моим детям научиться выполнять порученное дело ответственно, выработать в себе привычку активно участвовать в выполнении общественного поручения. Я как классный руководитель постоянно контролирую участие ребят в выполнении поручений и поощряю инициативу, самостоятельность, желание выполнять общественное поручение. Самоуправление способствует сплочению классного коллектива.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ


Процесс становления личности - процесс сложный. Без союза с родителями не обойтись самому опытному педагогу. Задача совместной деятельности учителя и родителей - создание воспитывающей среды, обеспечение единства требований школы и семьи. Я придерживаюсь следующих принципов:

• полное взаимопонимание и согласованность действий;

• постоянный контакт с родителями;

• опора на положительные черты в каждом ребенке.

Взаимодействие школы и семьи - решающее условие обновления системы воспитания в наше время. Учитель - ученик - родитель - вот что поможет сохранить желание учиться, укрепит веру в себя, позволит строить педагогический процесс на принципах гуманно-личностного подхода к детям.

Действия

Предполагаемый результат

1.День открытых дверей для родителей.

2.День семьи.

3.Спортивные соревнования « Папа, мама и я - спортивная семья»

4.Выставка поделок семейного творчества.

5.Выставка семейных газет.

6.Проведение конкурсов: « А ну-ка бабушки!», « А ну -ка дедушки!», « У меня сестренка есть, у меня братишка есть.»

7.Поздравление дедушек и бабушек поселка с Днем Победы.

8.Оформление классных летописей фотоальбомов силами родителей.

Вовлечение родителей в воспитательный процесс школы.


Педагогическое и психологическое просвещение родителей

Задачи: Повышение воспитательного потенциала семьи через просвещение родителей

Действия

Предполагаемый результат

1.Собрание родителей будущих

первоклассников.

2,Открытые уроки для родителей.

3.Тематические собрания с привлечением родителей.

4. Совместные родительские и

ученические собрания с

приглашением учителей

предметников.

5. Собрания практикумы для

родителей.

6.Индивидуальная работа с родителями.

7. Итоговые четвертные собрания .

8. Родительские конференции.

Терапия семейных отношений. Улучшение микроклимата в семье.

Модель воспитательной системы класса.



РАБОТА С СОЦИУМОМ

Задача: Активизация работы с социумом, поиск новых путей привлечения семьи к участию в жизни школы.

Действия

Предполагаемый результат

Школа традиционно поддерживает отношения с :

Поселковой библиотекой.

Поселковым ДК.

Детским садом

Центр внешкольной работы.

Расширение культурно-воспитательного пространства.


Модель воспитательной системы класса.







СОЦИАЛЬНАЯ ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ


Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.

Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.

Развитие этих качеств начинается с первого шага ребёнка, и непременным условием успешности этого процесса вначале является уверенность воспитателя, родителя, учителя, а затем и ребёнка в том, что всего можно добиться, если проявить настойчивость и упорство.

Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая будет соответствовать современным требованиям общества. Развитие «способности жить в современном обществе и сознательно строить свою жизнь, достойную человека» составляет сущность воспитательного процесса.
Система воспитательной работы должна стать гарантом интеллектуального, нравственного и физического развития воспитанников, потому что она направлена на формирование личности, сочетающей в себе мировоззренческую культуру, высокие нравственные качества, деловитость, творческую индивидуальность, гуманистическое отношение к миру, способность к саморазвитию и самореализации.

Путь от сердца к сердцу можно проложить на основе искренности, взаимопонимания, взаимодоверия. Любая педагогическая концепция может быть воплощена в жизнь при одном главном условии: необходимо любить детей и принимать их такими, какие они есть, защищать их любовью просто за то, что они - дети!

Данная модель воспитательной системы может послужить основой модернизации разработанных педагогами программ и помочь педагогам осуществить личностно-ориентированный подход к воспитанию младших школьников.

Она ориентирует педагогов на: психолого-педагогическую помощь детям в индивидуальном развитии; создание необходимых условий личностного развития детей, их адаптацию к жизни в обществе; стимулирование творческой активности личности, развитие способности к решению возникающих проблем; активное усвоение содержания образования и развитие способности к постоянному самообразованию, применению полученных знаний в различных ситуациях; развитие умений обобщать жизненный опыт; воспитание научного познания мира.

Прогнозируемые результаты:

  • активная жизненная позиция школьника;

  • приобщение к нравственным, духовным ценностям современного мира;

  • патриотическое и гражданское самосознание;

  • уважительное отношение к старшим, проявление заботы к младшим;

  • соблюдение народных и семейных традиций,

  • толерантное отношение к окружающим;

  • представление о семье как о высшей ценности гражданского общества.

  • формирование общетрудовых навыков, потребности в труде.

Модель воспитательной системы класса.





КРИТЕРИИ И СПОСОБЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССА



  • сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциалов личности младшего школьника;

  • развитость креативных способностей учащихся;

  • проявление индивидуальности каждого ученика и классного сообщества в целом;

  • сформированность классного коллектива.

В соответствии с данными критериями могут быть использованы традиционные и нетрадиционные методики изучения воспитательного

Процесса.

Критерии

Показатели

Методики

1. Интеллектуальное развитие

1. Освоенность образовательной программы

2. Развитость познавательных процессов

3. Способность к проведению научного поиска, проектной деятельности.

1. Анализ текущей и итоговой успеваемости

2. Уровень учебной мотивации (методика Лускановой Н. Г.)

2. Нравственное развитие

1. Сформированность основных нравственных качеств личности

2. Социальная активность учащихся

1. Оценка уровня воспитанности (методика Капустина И. И.)

2. Педагогическое наблюдение

3. Коммуникативное развитие

1. Коммуникабельность

2. Сформированность коммуникативной культуры учащихся

1. «Я в глазах других» (анализ «Индивидуальной карты развития ребенка)

2. Педагогическое наблюдение

4. Развитость креативных способностей

1. Способность к оригинальному мышлению

2. Стремление к творчеству

1. Анкета для родителей «Способности вашего ребенка»

2. Педагогическое наблюдение

5.Сформированность классного коллектива

1. Состояние эмоционально - психологических отношений в коллективе

1. Социометрия

6. Удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью классного сообщества

1. Комфортность, защищенность личности учащегося его отношение ко всем сторонам жизнедеятельности в классе

2. Удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания своих детей

1. Тест «Хорошо ли ребенку в школе?»

2. Изучение удовлетворенности школьной жизнью (методика Андреева А.)

Перечисленные методики позволяют получить необходимую и достоверную информацию о развитии личности учащихся и сформированности коллектива классного сообщества, использовать ее при планировании организации воспитательного процесса и жизнедеятельности класса.




ЛИТЕРАТУРА




1.Е.Н. Степанов « Педагогу о воспитательной системе школы и класса»

2.Е.Н.Степанов « Воспитательная система класса, теория и практика»

3. Г.К. Селевко «Воспитательные технологии.»

4. М.П.Нечаев « Управление воспитательным процессом в классе»

5. Журнал « Справочник классного руководителя»

6. Журнал « Классный руководитель»

7. Журнал « Воспитательная работа в школе»

8. Л.И.Божович « Личность и ее формирование в детском возрасте»

9. Н. И. Дереклеева « Справочник классного руководителя»















ПРИЛОЖЕНИЕ № 1


Модель воспитательной системы класса.


Встреча с труженицей тыла

Модель воспитательной системы класса.


Выступление в Доме милосердия





Модель воспитательной системы класса.



В музее






Модель воспитательной системы класса.



В библиотеке

Модель воспитательной системы класса.



Экскурсия в лес

Модель воспитательной системы класса.



КОНКУРС КЛУМБ

Модель воспитательной системы класса.

Модель воспитательной системы класса.

ДЕНЬ ДЕТСТВА

В ДК

ПАПЫ ПОЗДРАВЛЯЮТ МАМ

49


© 2010-2022