Методическая разработка классного часа Русские романсы

Раздел Воспитательная работа
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

министерство образования и науки Амурской области


государственное профессиональное образовательное автономное

учреждение среднего профессионального образования Амурской области

«Амурский колледж сервиса и торговли»













МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«Методическая разработка классного часа Русские романсыВ гостях у

Русского романса»


Специальность: 40.02.01 Право и организация социального обеспечения














Белогорск 2016

Методическая разработка предназначена для проведения внеклассного мероприятия по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения


УТВЕРЖДЕНО

научно-методическим советом отделения №4

Протокол № ____ от «____» ___________ 20___ г.

Председатель ______________ С.Г.Басистая


Рассмотрено на заседании ПЦК

Протокол № ___ от «_____» _______________ 201__ г.

Председатель ПЦК ______________ //


Авторы: Положай А.В.

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

1. Пояснительная записка

4

2. Подготовительный этап

6

3. Сценарий мероприятия (Ход занятия)

7

4. Самоанализ внеклассного мероприятия

14

5. Заключение

15

6. Список использованной литературы

16











ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Романс - это камерное вокальное произведение, которому свойственна стихотворная форма и лирическое содержание любовной тематики. Иными словами, это поэтическое произведения для пения под инструментальный аккомпанемент.

Романс по форме близок к песне, только с ограниченной тематикой любовно-лирического характера. Исполняется романс обычно в сопровождение какого-то одного инструмента, чаще всего фортепиано. Главный акцент в произведениях такого плана делается на мелодию и смысловую нагрузку.

Сам термин «романс» возник в эпоху Средневековья в Испании, где использовался для названия светских песен на испанском языке, которые нужно было отделить от религиозных гимнов, исполняемых на латыни. Испанское слово «romance» или позднелатинского «romanice» так и переводятся: «по-романски» или «по-испански», что собственно одно и то же. Термин «романс» прижился во многих языках параллельно с термином «песня», хотя в немецком и английском до сих пор не разделяются эти два понятия, обозначая их одним и тем же словом (нем. Lied и англ. Song). Итак, романс - это вид песни, оформившийся в период 15-19 веков.

Русская школа романса зародилась под влиянием романтических настроений в искусстве и окончательно сформировалась к середине 19 века. Основоположниками ее считают Алябьева, Гурилева, Варламова, часто обращавшиеся в своем творчестве к цыганской тематике.

Позже в жанре русского романса формируются отдельные течения - салонный романс, жестокий романс… Апогей развития русский романс переживает в начале 20 века, в эпоху творчества Вертинского и Вяльцева, Плевицкой и Панина. Заложенные этими гениальными музыкантами традиции успешно продолжили Алла Баянова и Петр Лещенко, а уже в эпоху существования Советского Союза - Вадим Козин, Тамара Церетели, Изабелла Юрьева.

К сожалению, в советскую эпоху жанр романса не приветствовался партийным руководством, поскольку считался непролетарским жанром, пережитком царизма. Композиторы и исполнители романсов подвергались гонениям и репрессиям.

Только в 70-е гг. 20 века романс переживает возрождение, когда обретают популярность романсы в исполнении Валентины Пономаревой и Нани Брегвадзе, Николая Сличенко и Валентина Баглаенко.

Цель мероприятия: Привитие любви к искусству, развитие творческо-познавательного потенциала, воспитание личности на духовно-нравственных традициях XIX века, релаксация.

Время проведения: 45 минут, Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, экран. Оформление: Помещение, оформляется под гостиную в стиле литературного салона XIX в.

Звуковое сопровождение:

  • «Гори, гори, моя звезда»

  • «Черное-белое» (из к/ф «Большая перемена», ком. Эдуард Колмановский, сл. Михаил Танич).

  • «Очи черные» (сл.Евгений Гребёнка, муз. Флориан Герман и Adalgiso Феррари)

  • «А на последок я скажу» (муз. А.Петрова, сл. Б.Ахмадулиной);

  • «Мне нравится, что вы больны не мной….…» (Сл. Марина Цветаева, муз.М.Таривердиев)

  • «Под лаской плюшевого пледа….» (Сл. Марина Цветаева, муз.А.П. Петров)

  • «Романс Настеньки, Мужественным героям 1812 года….» (Сл. Марина Цветаева, муз.А.П. Петров)

  • Стих «Утро туманное» (И.С.Тургенев);

  • Стих «Я встретил Вас…» (Ф.Тютчев);

  • Стих «Я помню чудное мгновение» А.С.Пушкин

Предварительная работа: разучивание романсов и стихов

Действующие лица:

Ведущие (1) и (2) - хозяева салона, гости - исполнители романсов и стихов.



ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП


В процессе подготовки была проведена подборка и анализ материала, создана презентация с монтирование роликов из кинофильмов.

Репетиция мероприятия проводится во внеурочное время. Участие принимают 2 студента - хозяева салона, 2 - студента - исполняют романсы, 3 - студента - читают стихи, 1 студент - контролирует работу презентации. Классный руководитель исполняет романсы и контролирует музыку.

Аудитория оформлена в стиле литературной гостиной XIX-XX века. Свечи в подсвечниках, приглушенный свет. Хозяева салона располагаются за журнальным столиком, в центре аудитории, гости на стульях напротив, зрителям устроены произвольные места, стулья, кресла в разных частях аудитории, обращенные к центру.




























СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

Звучит запись романса «Гори, гори, моя звезда…» в исполнении Анны Герман.

Кл.руководитель(1): Добрый день, уважаемые друзья. Сегодня мы приглашаем вас в мир высокого поэтического слова и яркой мелодии русского романса.

Удивительное это явление - русский роман…

Услышишь, и все в тебе перевернется,

охватит тебя невыразимой нежностью,

печалью, любовью.

Ведущие (1): Он полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним всегда приятна и желанна.

Ведущие (2): У песни много причин быть спетой. У романса только одна - любовь.

Ведущие (1): Особая нота, особая сила страсти, особые обстоятельства души.

Быть старомодной не боюсь,

Полна я грусти тривиальной,

Романс я помню наизусть,

Как доносил мне эту грусть

Твой голос страстный и печальный

(Звучит романс «Черное-белое» (из к/ф «Большая перемена»)

Кто ошибётся, кто угадает,

Разное счастье нам выпадает,

Часто простое кажется вздорным,

Чёрное белым, белое чёрным.

Часто простое кажется вздорным,

Чёрное белым, белое чёрным.

Мы выбираем, нас выбирают,

Как это часто не совпадает,

Я за тобою следую тенью,

Я привыкаю к несовпаденью.

Я за тобою следую тенью,

Я привыкаю к несовпаденью.

Я привыкаю, я тебе рада,

Ты не узнаешь, да и не надо,

Ты не узнаешь и не поможешь,

Что не сложилось, вместе не сложишь,

Что не сложилось, вместе не сложишь.

Счастье такая трудная штука,

То дальнозорко, то близоруко,

Часто простое кажется вздорным,

Чёрное белым, белое чёрным.

Часто простое кажется вздорным,

Чёрное белым, белое чёрным.

Часто простое кажется вздорным,

Чёрное белым, белое чёрным,

Чёрное белым, белое чёрным.

Ведущие (2): Родина романса - Испания. Именно там, в Средние века в творчестве странствующих поэтов-певцов (трубадуров) утвердился этот песенный жанр. Тогда он соединял в себе речитатив, напевное мелодическое начало и мимический танец. Свои песни трубадуры исполняли на родном романском (испанском) языке, отсюда и название песен - «романсы».

Ведущие (1): А в XVIII веке этот жанр обосновался в русском искусстве и явился миру загадочным феноменом русской культуры. Когда звучит русский романс, всегда есть повод говорить о судьбах, музах и творцах…

Ведущие (2): Первые русские романы сочиняли на французском языке. Этим занимались не только композиторы, но и певцы-любители. Их имена часто оставались неизвестными.

Ведущие (1): Создателями русского романса были выдающиеся композиторы: Глинка, Мусорский, Чайковский, и другие, они ощущали значимость и силу русской народной песни и находили неиссякаемый источник творчества в ней, и произведениях многих русских поэтов.

Ведущие (2): Русский романс имел сходство с русской народной песней, так как мелодию народной песни приспосабливали к какому-нибудь известному стихотворению, и тогда песня начинала новую жизнь.

(Звучит романс «Очи черные» Слова Е. Гребенки)

Очи черные, очи страстные!

Очи жгучие и прекрасные!

Как люблю я вас! Как боюсь я вас!

Знать, увидел вас я в недобрый час!

Ох, недаром вы глубины темней!

Вижу траур в вас по душе моей,

Вижу пламя в вас я победное:

Сожжено на нем сердце бедное.

Но не грустен я, не печален я,

Утешительна мне судьба моя:

Все, что лучшего в жизни Бог дал нам

В жертву отдал я огневым глазам!


Ведущие (2): Судьба многих известных романсов необычна, они были созданы в светлые мгновения жизни поэтов и композиторов.

Ведущие (1): Элегия - это лирико-философское стихотворение. Примером романса, имеющего сходство с элегией, может служить прекрасный романс «Утро туманное» на слова И.С.Тургенева. В нем с поэтическим очарованием запечатлено щемящее чувство тоски по ушедшему счастью.

(Звучит стихотворение «Утро туманное» (И.С.Тургенева).

Утро туманное, утро седое,

Нивы печальные, снегом покрытые…

Нехотя вспомнишь и время былое.

Вспомнишь и лица, давно позабытые.

Вспомнишь обильные, страстные речи,

Взгляды, так жадно, так робко ловимые,

Первые встречи, последние встречи,

Тихого голоса звуки любимые.

Вспомнишь разлуку с улыбкою странной.

Многое вспомнишь родное, далекое,

Слушая ропот колес непрестанный.

Глядя задумчиво в небо широкое.

Ведущие (1): Роман Тургенева с Татьяной Бакуниной длился недолго, но оставил заметный след в поэтическом творчестве молодого Тургенева.

Ведущие (2): В ноябре 1843 г. И.С.Тургенев пишет стихи, все еще находясь под впечатлением разрыва с Татьяной Бакуниной, происшедшего полтора года назад. Тогда в марте 1842 г., он написал ей прощальное письмо: «Я все хочу забыть, все, исключая Вашего взгляда, который я теперь так живо, так ясно вижу…».

(Звучит романс «А на последок я скажу» (муз. А.Петрова, сл. Б.Ахмадулиной)

А напоследок я скажу.

А напоследок я скажу:

Прощай, любить не обязуйся.

С ума схожу.

Иль восхожу к высокой степени

безумства.

Как ты любил? Ты погубил.

Но погубил так неумело.

И напоследок я скажу...

Работу малую висок еще вершит.

Но пали руки,

И стайкою, наискосок,

Уходят запахи и звуки.

А напоследок я скажу:

Прощай, любить не обязуйся.

С ума схожу.

Иль восхожу к высокой степени

безумства.

Так напоследок я скажу...

Ведущие (1): Юные и прекрасные девы, вечные спутницы поэтов земли. Они всегда рядом; иногда чуть впереди. Они ведут своих избранников сквозь рокот и лязг жизни.

Верь в великую силу любви!..

Свято верь в ее крест побеждающий,

В ее свет, лучезарно спасающий

Мир, погрязший в грязи и крови.

Верь в великую силу любви!

(Звучит романс «Мне нравится, что вы больны не мной ….…»

Слова М, Цветаевой.

Мне нравится, что вы больны не мной,

Мне нравится, что я больна не вами,

Что никогда тяжелый шар земной

Не уплывет под нашими ногами.

Мне нравится, что можно быть смешной -

Распущенной - и не играть словами,

И не краснеть удушливой волной,

Слегка соприкоснувшись рукавами.

Спасибо вам и сердцем и рукой

За то, что вы меня - не зная сами! -

Так любите: за мой ночной покой,

За редкость встреч закатными часами.

За наши не гулянья под луной,

За солнце не у нас над головами, -

За то, что вы больны - увы! - не мной,

За то, что я больна - увы! - не вами.

(На экране фото Ф.Тютчева)

Ведущие (1): Любовь протяженностью в века… На стихи Федора Ивановича Тютчева создано много красивых, лирических романсов.

Ведущие (2): В 1823 году поэт находился на дипломатической службе в Мюнхене. Здесь он знакомится с шестнадцатилетней Амалией фон Лерхенфельд, внебрачной дочерью прусского короля Фридриха-Вильгельма III. Тютчев влюбляется в юную красавицу. В 1824 году он написал стихотворение «Твой милый взор, невинной страсти полный …», посвященное Амалии. В нем есть строки:

Как жизни ключ, в душевной глубине

Твой взор живет и будет жить во мне;

Он нужен ей, как небо и дыханье…

Ведущие (1): В 1825 году поэт уезжает в отпуск в Россию. А красавица Амалия, чьи портреты висели в галерее баварского короля Людовика I, чьей красотой и обаянием восхищались А.С. Пушкин и царь Николай I, выходит замуж за сослуживца Ф.Тютчева


Звучит романс «Под лаской плюшевого пледа….»

Ведущие (2): Тютчев продолжает свою дипломатическую карьеру. Он уже дважды женат, отец большого семейства. В жизни его началась страшная череда потерь: мать, брат, четверо детей. Тютчев тяжело болен. Ему 67 лет.

Жизнь, как подстреленная птица,

Подняться хочется - и не может…

Ведущие (1): И новая встреча с Амалией в 1870 году в немецком курортном городке Карлсбад, ей почти 60. Казалось бы, встретились два старых человека, все в прошлом, все поросло травой забвения. Но… как будто романтичный юноша встретил ту же девочку, которая когда-то давно так потрясла его воображение и сердце. После этой встречи поэт написал стихотворение «Я встретил Вас..», положенное на музыку оно стало популярным романсом.

(Звучит стихотворение «Я встретил Вас..»

Я встретил вас - и все былое

В отжившем сердце ожило;

Я вспомнил время золотое -

И сердцу стало так тепло...

Как поздней осени порою

Бывают дни, бывает час,

Когда повеет вдруг весною

И что-то встрепенется в нас.

Так, весь обвеян дуновеньем

Тех лет душевной полноты,

С давно забытым упоеньем

Смотрю на милые черты...

Как после вековой разлуки,

Гляжу на вас как бы во сне, -

И вот - слышнее стали звуки,

Не умолкавшие во мне…

Тут не одно воспоминанье,

Тут жизнь заговорила вновь, -

И то же в вас очарованье,

И та ж в душе моей любовь!..

Ведущие (2): В июльские дни 1825 года, А.С.Пушкин находясь в своем селе Михайловском Псковской губернии, испытал незабываемые минуты счастья и творческого вдохновения. Когда-то, в 1819 году, а Петербурге поэт встретил на балу у Олениных девятнадцатилетнюю красавицу Анну Керн, когда бал окончился и гости разошлись, влюбленный Пушкин, не накинув шубы, выскочил на мороз, чтобы проводить Керн, и стоял на крыльце, пока она не уехала.

Ведущие (1): С тех пор А.С. Пушкин и А.П.Керн больше не виделись, и велика была радость поэта, когда у своих друзей Осиповых, соседей по имению, он неожиданно встретил Анну Керн, такую же обворожительную и красивую. Они вспоминают Петербург, юношеские годы. На следующий день Анна Керн уезжала в Псков к мужу, Пушкин приехал проводить Керн и передал ей недавно напечатанную главу романа «Евгений Онегин». Между страницами бал вложен небольшой листок со стихами «Я помню чудное мгновенье...»

Звучит стихотворение «Я помню чудное мгновенье...»

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты,

Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты,

И я забыл твой голос нежный,

Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

Ведущие (2): Одно из свойств романса - быть всегда правдивым, нести в себе радость и печали, страсть и горечь своих создателей. Это маленькая человеческая драма, рассказанная с подлинным вдохновением, страстным чувством.

Ведущие (1): Есть книга вечная любви.

Одни едва в ней несколько

страниц перелистали,

Другие, все забыв, ее читали,

Слезами полили слова.

Ее читают много тысяч лет.

От строк ее и мне покоя нет.

Ведущие (2): В 1812 году Россия вела освободительную войну с наполеоновской Францией. За 1 год непобедимая Французская армия была разгромлена. На стихи Цветаевой написан романс «О героях - победителях Отечественной войны 1812 года».


«Романс Настеньки, Мужественным героям 1812 года….»


Генералам двенадцатого года

Слова М. Цветаевой

Вы, чьи широкие шинели

Напоминали паруса,

Чьи шпоры весело звенели

И голоса,

И чьи глаза, как бриллианты,

На сердце вырезали след, -

Очаровательные франты

Минувших лет!

Одним ожесточеньем воли

Вы брали сердце и скалу, -

Цари на каждом бранном поле

И на балу, И на балу.

Вам все вершины были малы

И мягок самый черствый хлеб,

О молодые генералы

Своих судеб!

О, как - мне кажется - могли вы

Рукою, полною перстней,

И кудри дев ласкать - и гривы

Своих коней.

В одной невероятной скачке

Вы прожили свой краткий век...

И ваши кудри, ваши бачки

Засыпал снег.


Кл.рук-ль: Как много прекрасных мгновений запечатлели романсы! И совсем неважно, сколько с тех пор прошло лет. Образы романса вечны. Видимо, потребность в нем все так же сильна, как желание любить.

Как любовь возникает? В улыбке?

В первом взгляде? В движении

глаз?

Или знак есть, невнятный и зыбкий,

О котором не сложен рассказ.

Или, может быть, просто так надо,

Чтобы ветер прибрежный гремел

В золотые часы листопада,

Как простой, без раздумья пример?..

Кл.рук-ль: Спасибо всем за внимание! Мы были рады встречи с вами!




САМОАНАЛИЗ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ


Дата: 09.12.2015

ФИО классного руководителя: Положай Анна Викторовна

Группа: ПС-315

Количество присутствующих учащихся - 31

Тема занятия: «В гостях у русского романса»

Форма занятия: Музыкально-литературная гостиная

Кто привлекается к проведению мероприятия: студенты группы ПС-315

Цели занятия: привитие любви к искусству

Воспитательная: воспитание личности на духовно-нравственных традициях XIX век

Развивающая: развитие творческо-познавательного потенциала

Обучающая: релаксация

В подготовке участвовали семь студентов, кабинет оформлен под гостиную, с использованием технических средств - музыкальный центр, проектор, экран

Мероприятие прошло в соответствии с поставленной целью; материал подобран тематический, использованы элементы современного кинематографа; ребят заинтересовала тематика, они приняли активное участие в подготовке и проведении.

Анализирую мероприятия со своей стороны могу сказать, что мероприятие раскрывает мою индивидуальность и заинтересованность, во время подготовки и проведения выявила некоторые особенности поведения студентов в групп.

Русские романсы довольно глубокая и трогательная тематика для изучения, сколько бы ни прошло времени, образы романсов остаются в душе и сердцах исполнителей и слушателей. Ценность мероприятия заключена в привитии интереса к музыкальному творчеству, показать, как необычно раскрываются в исполнении певцов стихотворения известных поэтов. Произошло объединение студентов группы, были выявлены неформальные лидеры, безответственные и подчиненные ребята.

В дальнейшем планируем провести данное мероприятие на родительском собрании.





ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цели поставленная для проведения мероприятия: привитие любви к искусству, развитие творческо-познавательного потенциала, воспитание личности на духовно-нравственных традициях XIX века, релаксация, была достигнута.

В результате были сделаны следующие выводы.

Романс - это удивительный жанр. Его уникальность заключается в том, что в малой форме, он способен поведать об очень многом.

Термином «русский романс» обозначают романс бытовой (характеризующийся фольклорными и литературными формами бытования в городской среде), отличая его от романса «высокого» (классического), под которым подразумеваются вокальные произведения, созданные профессиональными композиторами на слова профессиональных поэтов и не предназначенные для пения в быту или любительского музицирования.

Отличительной чертой романса является его популярность и общедоступность.

Романс порожден субкультурой народа и обладает определенной ценностью в ее рамках, оставаясь при этом за пределами элитарной культуры.

Основные черты романса: сюжет о страданиях неразделенной любви; характерная расстановка персонажей, где Он - страдающий влюбленный, Она - недостижимая возлюбленная; особая «романсовая» фразеология («глядел он до боли в очах»); ступенчатая композиция, нагнетающая эмоциональное напряжение и так далее. Романсу свойственна конкретика. Это как бы «случай из жизни», воспоминания свидетеля, обычно бывалого человека.






СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Даль, В. И. Толковый словарь русского языка [Текст] / В. И. Даль - М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. - 736 с.

  2. Валери, П. Об искусстве [Текст] / П. Валери - М.: Искусство, 1993. -507 с.

  3. Визбор, Ю.И. Не верь разлукам старина. - М., Эксмо, 2004. - 237 с.

  4. Долгушина, М. Г. У истоков русского романса: камерная вокальная культура Александровской эпохи [Текст] / М. Г. Долгушина; Рос. ин-т истории искусств, Волог. гос. пед. ун-т. - Вологда: Кн. наследие, 2004. - 381 с.

  5. Комиссарская, М.А. Русская музыка XIX века. [Текст] / М.А. Комиссарская, М.: Знание, 1974. - 208 с.

  6. Уколова, Е. Л. Очи черные: Альманах для поклонников старинного романса и любителей русской старины [Текст] / Е. Л. Уколова - М.: 2001. - 64 с.

16


© 2010-2022