Проект инклюзивной среды школы

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование проекта

Создание модели инклюзивной среды МБОУ Березовской СОШ №1

Основания для разработки проекта

  1. Закон Российской Федерации "Об образовании в РФ" от 29.12.2012 № № 273-ФЗ

  2. Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы Приложения N2 и N3 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 04.08.2008 № N 379н

  3. Конституция Российской Федерации

  4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № № 1662-р

  5. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования Приложение к Письму Минобразования и науки РФ от 27.06.2003 № № 28-51-513/6

  6. О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда на 2011 - 2015 годы» Постановление от 17.03.2011 № №175

  7. О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями) Письмо Минобразования РФ от 16.04.2001 № N 29/1524-6

  8. О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы Распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011 № N 163-р

  9. О коррекционном и инклюзивном образовании детей Разъяснения Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 июня 2013 г. №ИР-535/07 от 07.06.2013 № ИР-535/07

  10. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761

  11. О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения) Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № № 27/901-6

  12. О ратификации Конвенции о правах инвалидов Закон РФ от 03.05.2012 № 46-ФЗ

  13. О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № № АФ-150/06

  14. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации Закон Российской федерации с дополнениями и изменениями от 24.11.1995 № N 181-ФЗ

  15. О федеральных головных и окружных учебно-методических центрах по обучению инвалидов Приказ Минобразования РФ от 24.05.2004 № N 2356

  16. Об организации образовательных учреждений надомного обучения (школ надомного обучения) Письмо Минобразования РФ от 30.03.2001 № № 29/1470-6

  17. Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект Письмо Минобразования РФ от 03.04.2003 № N 27/2722-6

  18. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации Закон Российской Федерации, Принят Государственной Думой от 03.07.1998

  19. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № № 373

  20. Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы Приказ министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22.08.2005 № N 535

  21. Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии Приказ Министерства образования и науки РФ от 24.03.2009 № № 95

  22. Об утверждении типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи Постановление Правительства РФ от 10.03.2009 № от 31 июля 1998 г. N 867 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 23.12.2002 N 919, от 18.08.2008 N 617, от 10.03.2009 N 216)

  23. Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010

  24. Об утверждении формы документов государственного образца об основном общем, среднем (полном) общем образовании и документов об окончании специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, специального (коррекционного) класса общеобразовательного учреждения Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.11.2005 № N 281

  25. Перечень заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещения массовой школы Письмо Министерства просвещения РСФСР и Министерства здравоохранения РСФСР от 28.07.1980 № от 8 июля 1980 г. № 281-М и от 28 июля 1980 г. № 17-13-186

  26. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № N 189

  27. ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СЕМЕЙНОЙ ФОРМЕ Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.11.2013 № НТ-1139/08

  28. Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20.09.2013 № 1082

  29. ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015

  30. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 г. № 1060);

  31. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 № 164, от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427, от 10.11.2011 № 2643, от 24.01.2012 № 39, от 31.01.2012 № 69);

41.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2010 г. № 889 «О внесении изменений в федеральный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312»;

  1. Закон Красноярского края «Об образовании в Красноярском крае» № 6-2519 (от 26 июня 2014 года)

  2. Методические рекомендации Министерства образования и науки Красноярского края № 5429 от 17 июня 2013 года по формированию учебных планов для организации образовательного процесса детям с ограниченными возможностями здоровья в Красноярском крае.

  3. Приказ Министерства образования красноярского края от 28.08.2015г. №48-11-04 «Об утверждении порядка регламентации оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому и в медицинских организациях»

  4. Методические рекомендации по составлению адаптированных программ

  5. Программа развития МБОУ Березовской СОШ №1;

  6. Программы начального и основного общего образования по ФГОС МБОУ Березовской СОШ №1;

  7. Учебный план МБОУ Березовской СОШ №1 на 2015-2016 уч.год

Автор - разработчик

Алексеенко Ольга Александровна

Исполнители

Директор школы, завуч, специалисты школы- педагог-психолог, учитель-логопед, дефектолог, мед сестра, педагоги школы

Сроки реализации

1 год

Цель проекта

Разработать и внедрить модель инклюзивной среды, адекватной особым образовательным потребностям, физически и эмоционально комфортной для детей с ОВЗ, открытой для их родителей (законных представителей), гарантирующей сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся в условиях МБОУ Березовской СОШ №1 в рамках ФГОС.

Задачи:

  1. Разработать нормативно-правовую базу школы по проблеме (локальные акты).

  2. Организовать повышение профессиональной компетентности педагогов и специалистов по проблемам инклюзивного образования.

  3. Разработать паспорт образовательной услуги и программное обеспечение образовательного и воспитательного процесса

  4. Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение развития детей в инклюзивных классах.

  5. Обеспечить материально-техническое обеспечение, в том числе информационное.

  6. Разработать модель взаимодействия с родителями и социумом.

  7. Создать условия для открытия инклюзивных классов с разными возможностями

  8. Разработать адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ.

Основные мероприятия проекта

- Создание условий для «безбарьерной» среды и условий для формирования адаптивной учебно-воспитательной системы по отношению к образовательным запросам обучающихся, воспитанников и их родителей, а также современного общества.

  • Создание условий для развития инновационной деятельности педагогов через мотивацию профессиональной деятельности.

  • Создание условий для формирования жизненно важных компетенций у обучающихся, воспитанников во время УВП.

  • Создание условий, обеспечивающих охрану жизни, сохранение, коррекцию и развитие здоровья у обучающихся, воспитанников во время УВП.

  • Расширение материально-технической базы образовательного учреждения

  • Создание условий для реализации индивидуального обучения и воспитания в процессе работы с семьями, воспитывающих ребёнка с ОВЗ

Принципы реализации проекта

  1. 1. Принцип гуманности, предполагающий соблюдение прав учителя и ребенка, закрепленные Законом РФ «Об образовании», Декларацией прав ребенка, Конвенцией о правах ребенка и другими нормативными документами; создание в школе-интернате атмосферы заботы о здоровье и благополучии, уважении чести и достоинства личности ребёнка, педагога;

  2. 2. Принцип личностно-ориентированного подхода, состоящий в признании индивидуальности каждого ребёнка; обучение выступает как средство развития личности каждого обучающегося, воспитанника; самореализация как процесс раскрытия и развития природных возможностей, задатков каждого ребёнка;

  3. 3. Принцип коррекционно-развивающего компенсирующего обучения и воспитания, состоящий в интеграции действий педагогов в единую систему индивидуального комплексного динамического сопровождения развития ребёнка с ОВЗ на всех этапах обучения в школе;

  4. 4. Принцип сотрудничества, который регулирует построение взаимоотношений в школе на основе взаимного уважения и доверия учителей, учеников и родителей;

  5. 5. Принцип целостности деятельности школы на основе единства процессов коррекции, развития, обучения и воспитания обучающихся, воспитанников;

  6. 6. Принцип научности, предполагающий развитие у обучающихся понимания места и роли человека в современном мире; создание эффективной системы научно-методического информирования педагогов, постоянного повышения уровня их научной эрудиции и культуры, профессиональной компетенции;

  7. 7. Принцип программно-целевого подхода, который предполагает единую систему планирования и своевременного внесения корректив в планы;

  8. 8. Принцип вариативности, который предполагает осуществление различных вариантов действий по реализации задач развития школы; использование различных методик и технологий с учетом изменений социального заказа, потребностей и интересов участников образовательного процесса;

  9. 9. Принцип эффективности социального взаимодействия, который предполагает формирование у обучающихся, воспитанников навыков социальной адаптации, самореализации;

  10. 10. Принцип индивидуализации включающий всесторонний учёт уровня развития способностей каждого ребёнка, формирование на этой основе личных программ стимулирования и коррекции развития обучающихся, воспитанников; повышения учебной мотивации и развитие познавательных интересов каждого ребёнка;

  11. 11. Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании, который предполагает организацию образовательного процесса на наглядно-действенной основе.

Ожидаемые результаты


  • Построение модели инклюзивной среды, обеспечивающей равный доступ к услугам образования детей с ОВЗ с учетом меняющегося контингента учащихся (состав школьников каждый год разный по картине нарушений и отклонений у каждого ребенка)

  • Обеспечение условий для максимальной самореализации каждого воспитанника на основе использования инновационных коррекционных технологий, позволяющих оптимально решать проблему компенсации дефекта, развитие личности.

  • Функционирование школы как системы, обеспечивающей формирование жизненно важных компетенций у обучающихся, воспитанников на максимально возможном и качественном уровне в соответствии с индивидуальными возможностями личности, их успешную самореализацию в социальном включении.

  • Создание здоровых и безопасных условий труда и учёбы.

  • Создание адекватной системы определения детей с ОВЗ, обеспечение более благоприятными условиями для их развития и включения в общественно полезную деятельность;

  • Укрепление кадрового потенциала школы, совершенствование системы повышения квалификации педагогов школы.

Система контроля

Управление реализацией проекта осуществляют администрация школы, Педагогический совет.

Пояснительная записка

Введение

Актуальность проекта.

В настоящее время в нашей школе увеличивается с каждым годом количество детей, которые относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям. К их числу относятся дети с нарушениями восприятия (неслышащие и слабослышащие, незрячие и слабовидящие), умственно отсталые (в том числе и глубоко умственно отсталые) дети и дети с задержкой психического развития, дети с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, дети с тяжелыми нарушениями речи, а также дети со сложными, комбинированными недостатками в развитии.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» эти дети имеют равные со всеми права на образование.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Учитывая контингент школы, который неоднороден по своему составу с точки зрения картины нарушений каждого ребенка, необходимо опираться на научно-методические разработки, которые бы обеспечивали коррекционно - развивающее сопровождение детей одного возраста с разными видами нарушений.

Актуальность проекта заключена в том, что дети с ОВЗ должны иметь равные возможности с другими детьми в получении образования. Уже сегодня существует потребность во внедрении такой формы обучения, которая создаст детям с ограниченными возможностями оптимальные условия обучения

Цель и задачи проекта

Цель: Разработать и внедрить модель инклюзивной среды, адекватной особым образовательным потребностям, физически и эмоционально комфортной для детей с ОВЗ, открытой для их родителей (законных представителей), гарантирующей сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся в условиях МБОУ Березовской СОШ №1 в рамках ФГОС.

Задачи:

  1. Разработать нормативно-правовую базу школы по проблеме (локальные акты).

  2. Организовать повышение профессиональной компетентности педагогов и специалистов по проблемам инклюзивного образования.

  3. Разработать паспорт образовательной услуги и программное обеспечение образовательного и воспитательного процесса

  4. Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение развития детей в инклюзивных классах.

  5. Обеспечить материально-техническое обеспечение, в том числе информационное.

  6. Разработать модель взаимодействия с родителями и социумом.

  7. Создать условия для открытия инклюзивных классов с разными возможностями.

  8. Разработать адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ.





Этапы реализации проекта

этап

Задачи

сроки

Подготовительный

  • изучение потребностей социума в организации инклюзивного образовательного пространства,

  • изучение возможностей школы для организации инклюзивного образования детей с разными возможностями;

  • разработка нормативно-правовой базы школы в соответствии с Законодательством РФ об инклюзивном образовании;

  • разработка программно-методического обеспечения

Этап запуска проекта

Диагностика индивидуальных особенностей развития детей инклюзивных классов.

2. Междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов детей, составление Индивидуальных образовательного маршрута и Индивидуальных образовательных планов.

3. Планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей учащихся

4. Организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивного класса

5. Оценка эффективности инклюзивного образовательного процесса.

Основной этап развертывания проекта

Обобщение опыта, диагностика и контроль

.

Завершающий этап проекта

Определение проблем и выбор путей из решения.

Разработанная модель организации инклюзивного образовательного пространства может быть адаптирована для других общеобразовательных учреждений.

Реализация проекта по внедрению инклюзивной модели образования позволит организовать процесс обучения лиц с ОВЗ по замкнутой схеме планирование - учебный процесс - контроль - анализ - коррекция. Это позволит оперативно корректировать действий непосредственно на стадиях учебного процесса, а не по конечным результатам.

Ожидаемые результаты:

  • Построение модели инклюзивной среды, обеспечивающей равный доступ к услугам образования детей с ОВЗ с учетом меняющегося контингента учащихся (состав школьников каждый год разный по картине нарушений и отклонений у каждого ребенка)

  • Обеспечение условий для максимальной самореализации каждого воспитанника на основе использования инновационных коррекционных технологий, позволяющих оптимально решать проблему компенсации дефекта, развитие личности.

  • Функционирование школы как системы, обеспечивающей формирование жизненно важных компетенций у обучающихся, воспитанников на максимально возможном и качественном уровне в соответствии с индивидуальными возможностями личности, их успешную самореализацию в социальном включении.

  • Создание здоровых и безопасных условий труда и учёбы.

  • Создание адекватной системы определения детей с ОВЗ, обеспечение более благоприятными условиями для их развития и включения в общественно полезную деятельность;

  • Укрепление кадрового потенциала школы, совершенствование системы повышения квалификации педагогов школы.

Критерии оценки реализации проекта:

Критерий

Показатели

Толерантность субъектов инклюзивного образовательного процесса

Толерантное отношение ко всему процессу инклюзии

Рост удовлетворенности качеством работы со стороны родителей

Удовлетворены полностью

Проведение обучающих семинаров педагогов и специалистов

Проводятся регулярно

Наличие нормативных материалов по проблеме инклюзивного обучения

Имеются все необходимые материалы

Взаимодействие с организациями других ведомств

Тесное сотрудничество

Обеспечение ОУ справочными изданиями, учебно-методическими пособиями

Полное обеспечение

База диагностического инструментария, специальных коррекционных методик, мультимедийных пособий

Постоянно обновляется

Сформированность материально-технической базы

Сформирована

Наличие медико-психолого-педагогического сопровождения

Полная комплектация специалистов

Использование технологии поэтапного включения

Владение технологиями

Вариативная составляющая ОП

Введение коррекционного компонента

Внеурочная деятельность

План мероприятий полный

Дополнительные занятия с узкими специалистами

Занятия проводятся, штат узких специалистов укомплектован

Мероприятия по реализации проекта

Наименование мероприятий

Срок исполнения

Исполнители

1. Нормативно - правовое и организационное обеспечение

1.2.

Обеспечение нормативно-правовой базы реализации экспериментальной деятельности.

Сентябрь

Директор

1.3.

Создание приказов

1.4.

Разработка положений, функциональных обязанностей и т.д.

2. Работа с родителями

2.1

Вовлечение родителей в образовательный и воспитательный процесс.

В течение года

Классные руководители, зам. по воспитательной работе.

2.2.

Создание семейного клуба "Растем вместе"

2.3

Читательская конференция "Читаем вместе"

Библиотекарь

2.4

Спортивные мероприятия: веселые старты, дни Здоровья

Учителя физической культуры.

3. Организация образовательного процесса

Обучающиеся

3.1

Факультативные занятия

В течение года

Учителя - предметники

3.2

Кружки, секции

В течение года

Педагоги доп. образования.

3.3

Конкурсы, олимпиады

В течение года

Учителя -предметники

Учителя

3. 4.

Уточнение состава группы учителей-экспериментаторов

Август, сентябрь

Директор

3.5

Организация работы педагогического коллектива
в условиях ЭД

Сентябрь

Зам. директора по НМР

3.6

Курсовая подготовка

Сентябрь - май

Зам. директора по НМР

3.7

Организация поддержки и сопровождения ЭР: психолого-педагогического; научно-методического; информационного

Сентябрь, октябрь, в течение года

Зам. директора по НМР

3.8

Контроль хода ЭД

В течение года

Зам. директора по НМР

3.9

Изучение и обобщение опыта работы в интегративном образовательном пространстве: из опыта включения в образовательный процесс детей с ДЦП; особенности интегративной образовательной среды основной школы; творческая деятельность как условие успешной адаптации ребенка в социуме

В течение года

Директор, зам. директора по НМР

3.10

Разработка и реализация программы по преемственности начальной и основной школы

В течение года

Директор, зам. директора по НМР

3.11

Обеспечение школы необходимым оборудованием, создание безбарьерной среды

В течение года

Директор, зам. директора по НМР



© 2010-2022