- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Проект инклюзивной среды школы
Проект инклюзивной среды школы
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Алексеенко О.А. |
Дата | 21.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование проекта
Создание модели инклюзивной среды МБОУ Березовской СОШ №1
Основания для разработки проекта
-
Закон Российской Федерации "Об образовании в РФ" от 29.12.2012 № № 273-ФЗ
-
Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы Приложения N2 и N3 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 04.08.2008 № N 379н
-
Конституция Российской Федерации
-
Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № № 1662-р
-
Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования Приложение к Письму Минобразования и науки РФ от 27.06.2003 № № 28-51-513/6
-
О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда на 2011 - 2015 годы» Постановление от 17.03.2011 № №175
-
О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями) Письмо Минобразования РФ от 16.04.2001 № N 29/1524-6
-
О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы Распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011 № N 163-р
-
О коррекционном и инклюзивном образовании детей Разъяснения Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 июня 2013 г. №ИР-535/07 от 07.06.2013 № ИР-535/07
-
О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761
-
О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения) Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № № 27/901-6
-
О ратификации Конвенции о правах инвалидов Закон РФ от 03.05.2012 № 46-ФЗ
-
О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № № АФ-150/06
-
О социальной защите инвалидов в Российской Федерации Закон Российской федерации с дополнениями и изменениями от 24.11.1995 № N 181-ФЗ
-
О федеральных головных и окружных учебно-методических центрах по обучению инвалидов Приказ Минобразования РФ от 24.05.2004 № N 2356
-
Об организации образовательных учреждений надомного обучения (школ надомного обучения) Письмо Минобразования РФ от 30.03.2001 № № 29/1470-6
-
Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект Письмо Минобразования РФ от 03.04.2003 № N 27/2722-6
-
Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации Закон Российской Федерации, Принят Государственной Думой от 03.07.1998
-
Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № № 373
-
Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы Приказ министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22.08.2005 № N 535
-
Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии Приказ Министерства образования и науки РФ от 24.03.2009 № № 95
-
Об утверждении типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи Постановление Правительства РФ от 10.03.2009 № от 31 июля 1998 г. N 867 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 23.12.2002 N 919, от 18.08.2008 N 617, от 10.03.2009 N 216)
-
Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010
-
Об утверждении формы документов государственного образца об основном общем, среднем (полном) общем образовании и документов об окончании специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, специального (коррекционного) класса общеобразовательного учреждения Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.11.2005 № N 281
-
Перечень заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещения массовой школы Письмо Министерства просвещения РСФСР и Министерства здравоохранения РСФСР от 28.07.1980 № от 8 июля 1980 г. № 281-М и от 28 июля 1980 г. № 17-13-186
-
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № N 189
-
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СЕМЕЙНОЙ ФОРМЕ Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.11.2013 № НТ-1139/08
-
Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20.09.2013 № 1082
-
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 г. № 1060);
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 № 164, от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427, от 10.11.2011 № 2643, от 24.01.2012 № 39, от 31.01.2012 № 69);
41.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2010 г. № 889 «О внесении изменений в федеральный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312»;
-
Закон Красноярского края «Об образовании в Красноярском крае» № 6-2519 (от 26 июня 2014 года)
-
Методические рекомендации Министерства образования и науки Красноярского края № 5429 от 17 июня 2013 года по формированию учебных планов для организации образовательного процесса детям с ограниченными возможностями здоровья в Красноярском крае.
-
Приказ Министерства образования красноярского края от 28.08.2015г. №48-11-04 «Об утверждении порядка регламентации оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому и в медицинских организациях»
-
Методические рекомендации по составлению адаптированных программ
-
Программа развития МБОУ Березовской СОШ №1;
-
Программы начального и основного общего образования по ФГОС МБОУ Березовской СОШ №1;
-
Учебный план МБОУ Березовской СОШ №1 на 2015-2016 уч.год
Автор - разработчик
Алексеенко Ольга Александровна
Исполнители
Директор школы, завуч, специалисты школы- педагог-психолог, учитель-логопед, дефектолог, мед сестра, педагоги школы
Сроки реализации
1 год
Цель проекта
Разработать и внедрить модель инклюзивной среды, адекватной особым образовательным потребностям, физически и эмоционально комфортной для детей с ОВЗ, открытой для их родителей (законных представителей), гарантирующей сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся в условиях МБОУ Березовской СОШ №1 в рамках ФГОС.
Задачи:
-
Разработать нормативно-правовую базу школы по проблеме (локальные акты).
-
Организовать повышение профессиональной компетентности педагогов и специалистов по проблемам инклюзивного образования.
-
Разработать паспорт образовательной услуги и программное обеспечение образовательного и воспитательного процесса
-
Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение развития детей в инклюзивных классах.
-
Обеспечить материально-техническое обеспечение, в том числе информационное.
-
Разработать модель взаимодействия с родителями и социумом.
-
Создать условия для открытия инклюзивных классов с разными возможностями
-
Разработать адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ.
Основные мероприятия проекта
- Создание условий для «безбарьерной» среды и условий для формирования адаптивной учебно-воспитательной системы по отношению к образовательным запросам обучающихся, воспитанников и их родителей, а также современного общества.
-
Создание условий для развития инновационной деятельности педагогов через мотивацию профессиональной деятельности.
-
Создание условий для формирования жизненно важных компетенций у обучающихся, воспитанников во время УВП.
-
Создание условий, обеспечивающих охрану жизни, сохранение, коррекцию и развитие здоровья у обучающихся, воспитанников во время УВП.
-
Расширение материально-технической базы образовательного учреждения
-
Создание условий для реализации индивидуального обучения и воспитания в процессе работы с семьями, воспитывающих ребёнка с ОВЗ
Принципы реализации проекта
-
1. Принцип гуманности, предполагающий соблюдение прав учителя и ребенка, закрепленные Законом РФ «Об образовании», Декларацией прав ребенка, Конвенцией о правах ребенка и другими нормативными документами; создание в школе-интернате атмосферы заботы о здоровье и благополучии, уважении чести и достоинства личности ребёнка, педагога;
-
2. Принцип личностно-ориентированного подхода, состоящий в признании индивидуальности каждого ребёнка; обучение выступает как средство развития личности каждого обучающегося, воспитанника; самореализация как процесс раскрытия и развития природных возможностей, задатков каждого ребёнка;
-
3. Принцип коррекционно-развивающего компенсирующего обучения и воспитания, состоящий в интеграции действий педагогов в единую систему индивидуального комплексного динамического сопровождения развития ребёнка с ОВЗ на всех этапах обучения в школе;
-
4. Принцип сотрудничества, который регулирует построение взаимоотношений в школе на основе взаимного уважения и доверия учителей, учеников и родителей;
-
5. Принцип целостности деятельности школы на основе единства процессов коррекции, развития, обучения и воспитания обучающихся, воспитанников;
-
6. Принцип научности, предполагающий развитие у обучающихся понимания места и роли человека в современном мире; создание эффективной системы научно-методического информирования педагогов, постоянного повышения уровня их научной эрудиции и культуры, профессиональной компетенции;
-
7. Принцип программно-целевого подхода, который предполагает единую систему планирования и своевременного внесения корректив в планы;
-
8. Принцип вариативности, который предполагает осуществление различных вариантов действий по реализации задач развития школы; использование различных методик и технологий с учетом изменений социального заказа, потребностей и интересов участников образовательного процесса;
-
9. Принцип эффективности социального взаимодействия, который предполагает формирование у обучающихся, воспитанников навыков социальной адаптации, самореализации;
-
10. Принцип индивидуализации включающий всесторонний учёт уровня развития способностей каждого ребёнка, формирование на этой основе личных программ стимулирования и коррекции развития обучающихся, воспитанников; повышения учебной мотивации и развитие познавательных интересов каждого ребёнка;
-
11. Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании, который предполагает организацию образовательного процесса на наглядно-действенной основе.
Ожидаемые результаты
-
Построение модели инклюзивной среды, обеспечивающей равный доступ к услугам образования детей с ОВЗ с учетом меняющегося контингента учащихся (состав школьников каждый год разный по картине нарушений и отклонений у каждого ребенка)
-
Обеспечение условий для максимальной самореализации каждого воспитанника на основе использования инновационных коррекционных технологий, позволяющих оптимально решать проблему компенсации дефекта, развитие личности.
-
Функционирование школы как системы, обеспечивающей формирование жизненно важных компетенций у обучающихся, воспитанников на максимально возможном и качественном уровне в соответствии с индивидуальными возможностями личности, их успешную самореализацию в социальном включении.
-
Создание здоровых и безопасных условий труда и учёбы.
-
Создание адекватной системы определения детей с ОВЗ, обеспечение более благоприятными условиями для их развития и включения в общественно полезную деятельность;
-
Укрепление кадрового потенциала школы, совершенствование системы повышения квалификации педагогов школы.
Система контроля
Управление реализацией проекта осуществляют администрация школы, Педагогический совет.
Пояснительная записка
Введение
Актуальность проекта.
В настоящее время в нашей школе увеличивается с каждым годом количество детей, которые относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям. К их числу относятся дети с нарушениями восприятия (неслышащие и слабослышащие, незрячие и слабовидящие), умственно отсталые (в том числе и глубоко умственно отсталые) дети и дети с задержкой психического развития, дети с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, дети с тяжелыми нарушениями речи, а также дети со сложными, комбинированными недостатками в развитии.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» эти дети имеют равные со всеми права на образование.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Учитывая контингент школы, который неоднороден по своему составу с точки зрения картины нарушений каждого ребенка, необходимо опираться на научно-методические разработки, которые бы обеспечивали коррекционно - развивающее сопровождение детей одного возраста с разными видами нарушений.
Актуальность проекта заключена в том, что дети с ОВЗ должны иметь равные возможности с другими детьми в получении образования. Уже сегодня существует потребность во внедрении такой формы обучения, которая создаст детям с ограниченными возможностями оптимальные условия обучения
Цель и задачи проекта
Цель: Разработать и внедрить модель инклюзивной среды, адекватной особым образовательным потребностям, физически и эмоционально комфортной для детей с ОВЗ, открытой для их родителей (законных представителей), гарантирующей сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся в условиях МБОУ Березовской СОШ №1 в рамках ФГОС.
Задачи:
-
Разработать нормативно-правовую базу школы по проблеме (локальные акты).
-
Организовать повышение профессиональной компетентности педагогов и специалистов по проблемам инклюзивного образования.
-
Разработать паспорт образовательной услуги и программное обеспечение образовательного и воспитательного процесса
-
Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение развития детей в инклюзивных классах.
-
Обеспечить материально-техническое обеспечение, в том числе информационное.
-
Разработать модель взаимодействия с родителями и социумом.
-
Создать условия для открытия инклюзивных классов с разными возможностями.
-
Разработать адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ.
Этапы реализации проекта
этап
Задачи
сроки
Подготовительный
-
изучение потребностей социума в организации инклюзивного образовательного пространства,
-
изучение возможностей школы для организации инклюзивного образования детей с разными возможностями;
-
разработка нормативно-правовой базы школы в соответствии с Законодательством РФ об инклюзивном образовании;
-
разработка программно-методического обеспечения
Этап запуска проекта
Диагностика индивидуальных особенностей развития детей инклюзивных классов.
2. Междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов детей, составление Индивидуальных образовательного маршрута и Индивидуальных образовательных планов.
3. Планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей учащихся
4. Организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивного класса
5. Оценка эффективности инклюзивного образовательного процесса.
Основной этап развертывания проекта
Обобщение опыта, диагностика и контроль
.
Завершающий этап проекта
Определение проблем и выбор путей из решения.
Разработанная модель организации инклюзивного образовательного пространства может быть адаптирована для других общеобразовательных учреждений.
Реализация проекта по внедрению инклюзивной модели образования позволит организовать процесс обучения лиц с ОВЗ по замкнутой схеме планирование - учебный процесс - контроль - анализ - коррекция. Это позволит оперативно корректировать действий непосредственно на стадиях учебного процесса, а не по конечным результатам.
Ожидаемые результаты:
-
Построение модели инклюзивной среды, обеспечивающей равный доступ к услугам образования детей с ОВЗ с учетом меняющегося контингента учащихся (состав школьников каждый год разный по картине нарушений и отклонений у каждого ребенка)
-
Обеспечение условий для максимальной самореализации каждого воспитанника на основе использования инновационных коррекционных технологий, позволяющих оптимально решать проблему компенсации дефекта, развитие личности.
-
Функционирование школы как системы, обеспечивающей формирование жизненно важных компетенций у обучающихся, воспитанников на максимально возможном и качественном уровне в соответствии с индивидуальными возможностями личности, их успешную самореализацию в социальном включении.
-
Создание здоровых и безопасных условий труда и учёбы.
-
Создание адекватной системы определения детей с ОВЗ, обеспечение более благоприятными условиями для их развития и включения в общественно полезную деятельность;
-
Укрепление кадрового потенциала школы, совершенствование системы повышения квалификации педагогов школы.
Критерии оценки реализации проекта:
Критерий
Показатели
Толерантность субъектов инклюзивного образовательного процесса
Толерантное отношение ко всему процессу инклюзии
Рост удовлетворенности качеством работы со стороны родителей
Удовлетворены полностью
Проведение обучающих семинаров педагогов и специалистов
Проводятся регулярно
Наличие нормативных материалов по проблеме инклюзивного обучения
Имеются все необходимые материалы
Взаимодействие с организациями других ведомств
Тесное сотрудничество
Обеспечение ОУ справочными изданиями, учебно-методическими пособиями
Полное обеспечение
База диагностического инструментария, специальных коррекционных методик, мультимедийных пособий
Постоянно обновляется
Сформированность материально-технической базы
Сформирована
Наличие медико-психолого-педагогического сопровождения
Полная комплектация специалистов
Использование технологии поэтапного включения
Владение технологиями
Вариативная составляющая ОП
Введение коррекционного компонента
Внеурочная деятельность
План мероприятий полный
Дополнительные занятия с узкими специалистами
Занятия проводятся, штат узких специалистов укомплектован
Мероприятия по реализации проекта
№
Наименование мероприятий
Срок исполнения
Исполнители
1. Нормативно - правовое и организационное обеспечение
1.2.
Обеспечение нормативно-правовой базы реализации экспериментальной деятельности.
Сентябрь
Директор
1.3.
Создание приказов
1.4.
Разработка положений, функциональных обязанностей и т.д.
2. Работа с родителями
2.1
Вовлечение родителей в образовательный и воспитательный процесс.
В течение года
Классные руководители, зам. по воспитательной работе.
2.2.
Создание семейного клуба "Растем вместе"
2.3
Читательская конференция "Читаем вместе"
Библиотекарь
2.4
Спортивные мероприятия: веселые старты, дни Здоровья
Учителя физической культуры.
3. Организация образовательного процесса
Обучающиеся
3.1
Факультативные занятия
В течение года
Учителя - предметники
3.2
Кружки, секции
В течение года
Педагоги доп. образования.
3.3
Конкурсы, олимпиады
В течение года
Учителя -предметники
Учителя
3. 4.
Уточнение состава группы учителей-экспериментаторов
Август, сентябрь
Директор
3.5
Организация работы педагогического коллектива
в условиях ЭД
Сентябрь
Зам. директора по НМР
3.6
Курсовая подготовка
Сентябрь - май
Зам. директора по НМР
3.7
Организация поддержки и сопровождения ЭР: психолого-педагогического; научно-методического; информационного
Сентябрь, октябрь, в течение года
Зам. директора по НМР
3.8
Контроль хода ЭД
В течение года
Зам. директора по НМР
3.9
Изучение и обобщение опыта работы в интегративном образовательном пространстве: из опыта включения в образовательный процесс детей с ДЦП; особенности интегративной образовательной среды основной школы; творческая деятельность как условие успешной адаптации ребенка в социуме
В течение года
Директор, зам. директора по НМР
3.10
Разработка и реализация программы по преемственности начальной и основной школы
В течение года
Директор, зам. директора по НМР
3.11
Обеспечение школы необходимым оборудованием, создание безбарьерной среды
В течение года
Директор, зам. директора по НМР