- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Программа Школа и музей
Программа Школа и музей
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Нарожная О.Г. |
Дата | 15.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Программа
воспитания учащихся МАОУ СОШ №1 средствами музейной педагогики
«Школа и музей»
Срок реализации: 2011-2016 г.г.
Возраст учащихся: 7-17 лет
Пояснительная записка
Много ступенек ведет к статусу истинного гражданина, жителя Ханты-Мансийского округа. От простого пользования территорией, местом жительства, его удобствами, через осознанное проживание и знание истории, сохранения и сбережения культурного богатства - к истинному служению округу и Когалыму, развитию и приумножению традиций жизнеустройства..
Богатейшее культурно-историческое и музейно-образцовое пространство Ханты-Мансийского округа, где буквально каждый метр земли, каждое место несут на себе множественную замечательность великих событий и деяний, позволяет использовать сохранившийся исторический материал в образовательной и воспитательной работе с учащимися.
Очень важно, чтобы любовь к родной школе, родной земле в жизни подрастающего поколения стала доброй созидательной силой по отношению к окружающему миру и к себе. Человек - созидатель должен быть способным к реальным действиям и поступкам, улучшающим его внутренний мир и окружающую жизнь.
Для правильного осмысления сложившейся ситуации и для необходимого воспитательного воздействия нужен "ключ", положительный пример конкретных людей, таких же, как они сами, кому можно доверять, кто сталкивался с такими же проблемами и их преодолевал. Таким "ключом" в воспитательной работе школы может стать школьный музей, деятельность которого будет основана на принципах музейной педагогики.
Специфика гражданского воспитания учащихся средствами музейной педагогики связана с формированием музейно-визуальной компетентности школьников. Именно она позволяет осуществлять музейно-коммуникационный анализ на основе широкого круга знаний об элементах зрительного образа, средствах и приемах композиционного решения экспозиции, ценности, свойств музейного предмета и его функций в экспозиции, а также знаний об отображаемом экспозицией явлении. Гражданское воспитание школьников средствами музейной педагогики позволяет полноценно и эффективно влиять на процесс формирования мотивационно-ценностного, интеллектуального, деятельностного, эмоционально-волевого компонентов гражданственности.
Зачем нужна музейная педагогика в школе?
Она может оказать неоценимую помощь в процессе воспитания, может помочь ребенку стать творческой личностью, помогает ему прожить не одну свою жизнь, а сотни других жизней, включает в сферу культуры. В этой сфере нет места вандализму - интересно не разрушать, а созидать.
Цели музейной педагогики в школе:
-
Развивать эмоциональную сферу детей и воспитывать у учащихся любовь к родному краю;
-
Формировать у учащихся способность проникать во внутренний мир (предназначение, историю, пользу, культурно-экономическое значение) предметов, постигать их истинную ценность;
-
Воспитывать у учащихся элементы исторического сознания;
-
Формировать у учащихся конкретные знания в области истории, воспитывать у учащихся чувства национального самосознания и любви к истории родного края.
-
Задачи музейной педагогики:
-
Воспитание любви к школе, уважения к учителям, работникам школы;
-
Воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании;
-
Формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;
-
Развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;
-
Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;
-
Освоение нового типа учебных занятий, формирование профессиональной компетентности музейного педагога;
-
Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.
Данная музейно-образовательная программа деятельности и перспективного развития музея МБОУ СОШ № 1 на период 2011-2016 гг разработана в соответствии с концепцией музея и построена на демократических принципах добровольности, доступности, сотрудничества и партнёрства музея с внутришкольными и внешкольными объединениями, учреждениями и общественными организациями.
Программа и прилагаемые к ней ежегодные планы работы представляют собой комплекс организационно-управленческих, по сбору и хранению музейных предметов и экспонатов, научно-исследовательских и рекламно-просветительских, массовых и методических мероприятий, призванных решать задачу гражданско-патриотического воспитания.
Актуальность данной программы определяется особой ролью школьных музеев в современном обществе. Школьный музей - это важнейшее средство дополнительного образования школьников, позволяющее пробудить познавательный интерес к истории своей страны.
Реализация данной программы позволяет воспитать подрастающего человека, обладающего духовным богатством, способного к творчеству и самостоятельности, ценящего свою Родину.
Данная программа воспитывает гражданско-патриотические чувства, способствует развитию творческих способностей, коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, столь необходимых в современном мире.
Именно школьный музей призван помочь детям открыть многообразие способов освоения культуры, сформировать устойчивую потребность общения с ее ценностями. В ходе реализации программы можно сформировать у учащихся потребность в бережном и уважительном отношении к музейным памятникам как части культуры.
Новизна программы состоит в том, что позволяет использовать образовательный и воспитательный потенциал школьного музея в образовательном процессе, положив в основу проектный и исследовательский методы обучения и воспитания.
Особенности музейно - образовательной программы состоят в следующем:
-
Значимость музея в учебном процессе школы, ключевая роль музея в воспитательной работе школы, его востребованность в коллективе учащихся, родителей и педагогов, стабильность работы музея, поддержка со стороны администрации, общественных организаций сделали образовательную программу музея педагогически целесообразной, актуальной, своевременной.
-
Основным направлением деятельности школьного музея в течение всего его существования являлось гражданско-патриотическое воспитание обучающихся. Программа закрепила данное направление работы и стала т.о. фактором реализации Государственной программы «Гражданско-патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2011-2014 гг.»
-
Согласно концепции музея, его деятельность определяет принцип сотрудничества и партнёрства. Музей поддерживает сотруднические и партнёрские отношения с администрацией школы, обучающимися и педагогами, представителями учреждений образования и культуры, общественными организациями и властными структурами.
-
Программа определяет характер деятельности музея как краеведческий. Созданный как современный школьный музей верен традициям краеведения, постоянно расширяет границы своего исследования.
-
На всех этапах развития музея программа предусматривает разработку новых идей, инновационных проектов, апробацию новых форм работы, использование новых технологий.
Сегодня в рамках программы идёт активное использование интерактивных методов деятельности.
Цель программы - повышение уровня гражданского и патриотического воспитания учащихся средствами музейной педагогики.
Предлагаемая программа стремится через образовательные и воспитательные возможности музейной педагогики познакомить учащихся с особенностями музейной работы, формировать и развивать музейно - визуальную компетентность, содействовать их приобщению к историческому наследию школы, города, Отечества, способствовать профессиональной ориентации учащихся среднего звена для определения будущего профиля обучения в старшей школе.
В ходе реализации программы были поставлены следующие задачи:
-
содействовать развитию научного мировоззрения и креативного мышления учащихся,
-
расширить исторический кругозор,
-
создать условия для приобретения опыта общения с культурно-историческими ценностями музея,
-
сформировать умения документирования исторических событий, посильно участвовать в создании экспозиции музея,
-
отработать навыки деятельности по сохранению историко-культурного наследия школы и города,
-
формировать активную гражданскую и патриотическую позицию,
-
воздействовать на формирование личностного, эмоционально окрашенного отношения к историческому прошлому,
-
создать условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка;
-
воспитывать любовь и уважение к прошлому своей школы, города и Отечества.
Этапы реализации программы воспитания учащихся средствами
музейной педагогики:
I этап: подготовительный, проектировочно - диагностический:
1) определение уровня готовности к инновационной деятельности;
2) подбор команды единомышленников;
-
Педагогическая идея
-
Анализ условий и возможностей
-
Цель и программа инноваций
-
Подготовка к нововведениям
-
Фронтальное или фрагментарное апробирование
1.Подготовка родителей и учащихся
2.Разработка управления моделью
3.Материальное и кадровое обеспечение, научно - исследовательское сопровождение
4. Разработка образовательных программ
5. Подготовка педколлектива
6. Утверждение на экспертном совете
-
Анализ эффективности и целесообразности
-
Окончательный выбор инноваций
-
Планируемый конечный результат
3) определение направлений и методов работы по воспитанию учащихся средствами
музейной педагогики, содержания проводимых мероприятий;
-
определение критериев и показателей эффективной работы школы и каждого участника процесса.
II этап: реализационный:
1) активизация экскурсионной, экспедиционной и поисковой работы;
2) сбор экспонатов для пополнения экспозиций музеев;
3) работа учащихся в поисковой и исследовательской работе школы ;
4) активизация работы групп лекторов-экскурсоводов;
5) включение музейной педагогики в учебный процесс;
III этап: практический, обобщающе - внедренческий:
1) обобщение опыта воспитания средствами музейной педагогики;
2) создание сайта проекта с целью пропаганды своей деятельности;
3) реализация комплексно-целевой программы воспитания учащихся
средствами музейной педагогики;
4) реализация принципов воспитания средствами музейной педагогики в учебно-воспитательном процессе.
Музейно - образовательная программа деятельности и развития комплексного историко-краеведческого музея МБОУ СОШ № 1 составлена на основе Законов РФ:
-
«О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» от 26 мая 1996 года № 54-ФЗ Российская Федерация Принят Государственной Думой
24 апреля 1996 года (в редакции от 23.02.2011г. № 19-ФЗ); -
«Об образовании» от 10.07.1992 г.№3266-1 с изменениями и дополнениями;
-
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждена Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 04.02.2010 года, приказ №271;
-
Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;
-
Государственная программа «Гражданско-патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2011-2014 гг.»;
-
Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения (ФГОС);
-
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Составлен пакет нормативных документов музея (в печатном и электронном виде). В него входит:
-
Паспорт музея;
-
Положение о школьном комплексном историко-краеведческом музее ;
-
Должностная инструкция руководителя музея;
-
Концепция музея;
-
Программа кружка «Школа экскурсовода»;
-
Циклограмма традиционных мероприятий музея и работы руководителя музея;
-
Учётная документация: картотека музейных предметов, инвентарные книги, тематико - экспозиционный план, книга поступлений, книга учёта посетителей.
Содержание программы
Музейная педагогика - это комплекс образовательных и воспитательных мероприятий, применяемых на практике, основывающихся на всестороннем использовании материалов школьного музея (разделы, экспозиции, архивные и исторические экспонаты и документы и т. д.), включая все формы краеведения.
Школьное краеведение и музееведение - важные факторы воспитания молодежи, способствующие развитию познавательных интересов, приобщению учащихся к творческой деятельности, формирующие практические и интеллектуальные знания, умения, навыки.
Позиция ученика в музейно - образовательной программе:
-
не сторонний наблюдатель, а заинтересованный исследователь;
-
личная ответственность в отношении к прошлому, настоящему и будущему;
-
бережное и уважительное отношение к культурному наследию;
-
позиция созидания;
-
от ученика требуется не запоминание всего, а понимание и эмоционально-
нравственная оценка.
Позиция учителя (педагога, курирующего программу; классного руководителя) в музейно-образовательной программе:
-
создает условия для познавательной деятельности ребенка;
-
организует общение ребенка с предметным миром культуры (на уроках, во внеклассной работе и во внеаудиторных занятиях);
-
содействует развитию творческих способностей и формирование культурных потребностей;
-
высоко оценивает оригинальное (не копийное) личное творчество во всех его проявлениях.
Участие в поисково-исследовательской и поисково-собирательской работе, знакомство с историческими фактами через встречи с людьми, участниками этих событий, помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений земляков, бережное отношение к культурному и природному наследию.
Для реализации этих задач учащиеся включаются в исследовательскую деятельность.
Школьный музей дает возможность учащимся попробовать свои силы в разных видах научной, культурной и общественной деятельности.
Музейная педагогика позволяет интегрировать возможности музея в школьные предметы, активизировать поисковую и исследовательскую деятельность учащихся.
Интеграция музейной педагогики, основного и дополнительного образования через основные направления работы:
-
Информирование - первичное получение сведений о музее, составе и содержании его коллекций или об отдельных экспонатах. Созданы электронные презентации, создаются электронные архивы-описи документов, информационные справки об отдельных экспонатах на уроках истории, литературы. В будущем планируется создать информационный киоск на страничке сайта школы.
-
Обучение - передача и усвоение знаний, приобретенных умений и навыков. Обязательный фактор - неформальность и добровольность. Обучение осуществляется в форме экскурсий, уроков, занятий кружка, проектных работ. К этому привлечены уроки истории, литературы, технологии. Кружки: «Резьба по дереву», «Мягкая игрушка», «Российские узоры», внеурочная деятельность первоклассников.
-
Творчество. В музее имеются особые условия для стимулирования творческого процесса. Это направление реализуется с помощью педагогов дополнительного образования, проектной деятельности, викторин, исторических игр, фестивалей и встреч. У нас стали традиционными фестивали в рамках тематических месячников «Спасти и сохранить», «Оборонно-массовой и спортивной работы», «Творчества учащихся «Созвездие Первой», «Безопасность - прежде всего».
-
Общение. Встречи с целью знакомства и общения с художниками, писателями и поэтами, ветеранами (т.е. по профилю музея). Сюда же относим и посиделки. Это театрализованная форма, участники которой собираются для общения, развлечения в сочетании с какой-то совместной деятельностью прикладного характера (вышивка, плетение, лепка и т.д.)
-
Отдых. Организация свободного времени учащихся и взрослых. Мы используем такие формы: день открытых дверей (1 раз в четверть), концерты, чаепития для ветеранов, именинников и гостей школы. При музее истории школы создан кинозал для проведения тематических классных часов.
Музейная педагогика дает возможность:
-
осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к
исследовательской деятельности и компьютерному обучению;
-
сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;
-
раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;
-
попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;
-
объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;
-
организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные
занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе.
Формы работы
-
театрализованные экскурсии;
-
экспедиции;
-
викторины;
-
встречи с участниками и свидетелями исторических событий;
-
краеведческие, экологические игры;
-
школьные конференции;
-
экскурсии по другим музеям округа.
-
кружок;
-
издание путеводителей, газеты;
-
составление видеофильмов;
-
создание музейных экскурсионных и индивидуально-образовательных маршрутов по карте города, округа с техническим или устным (живым) звуковым сопровождением. Такие видеофильмы могут в дальнейшем использоваться в классно-урочной и внеурочной, внеклассной работе.
-
работа с документальными материалами архивов;
-
подготовка докладов, рефератов;
-
запись воспоминаний, наблюдение;
-
выполнение познавательных заданий;
-
персональные выставки учащихся;
-
поиск эпистолярного и литературного материала, помогающего ученикам «озвучить»
экспонат в ходе устного рассказа.
К нетрадиционным формам (технологиям) проведения урока, которые могут применяться в музейной педагогике, относятся:
-
интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях;
-
уроки в форме соревнований и игр, конкурсов, турниров, эстафет, викторин;
-
уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, репортаж;
-
уроки на основе нетрадиционной организации и представления учебного материала: урок мудрости, урок мужества, урок любви, урок-презентация;
-
уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз; уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: урок-суд, следствие, дебаты в парламенте.
Однако одна форма работы не мыслится без другой. Из массовой работы вырастает кружковая, а результаты занятий в кружке зачастую выносятся на общешкольные вечера, конференции и т.д.
Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души школьников.
Этапы перспективного развития на период 2011-2016гг.
1 этап. 2011-2012 уч.г., год 67-летия Великой Победы в Великой Отечественной войне советского народа 1941-1945 гг.
-
Теоретическая проработка концепции личностного роста как основы воспитательной работы школы и музея, музейная педагогика - хорошо забытое старое (совместно с ШМО классных руководителей).
-
Разработка Программы деятельности на 2011-2016 гг. с учётом традиций музея и внедрения инновационных проектов и подпрограмм: программы деятельности кружка «Школа экскурсовода»; планов совместной деятельности с ветеранскими общественными организациями, школьными и внешкольными учреждениями и организациями гражданско-патриотической направленности.
-
Организационно-управленческая деятельность Совета музея.
-
Разработка и реализация плана подготовки и празднования 67-летия Великой Победы.
-
Проведение акций, посвящённых 67-летию Победы, а именно: «Ветеранский платок», «Помоги ветерану», «Книга Памяти», «Герои города Когалыма», социальных акций: «Письмо солдату».
-
Обновление содержания экскурсий по музею, проведение лекций, встреч с ветеранами, выпускниками школы, прошедших армию, учащимися военных учебных заведений.
-
Выработка критериев оценки по всем направлениям деятельности музея.
-
Учебные занятия с членами Совета музея по вопросам улучшения организации работы Совета музея..
-
Учебные занятия для младших школьников и новых членов актива музея по изучению фондов музея .
-
Совместная работа с учителями- предметниками по написанию реферативно-исследовательских работ на базе материалов музея.
-
Использование Интернет-ресурсов для получения дополнительной информации. Выход в Интернет с информацией о музее.
2-й этап. 2012- 2013 уч.г., 35-летие школы.
-
Коррекция Программы деятельности музея и подпрограмм на текущий год, на
месяц, на неделю.
-
Функционирование кружка «Школа экскурсовода», объединения знатоков русской
военной истории.
-
Организационно - управленческая деятельность Совета музея.
-
Разработка и проведение общешкольной акции «Это наша с тобой биография» (страницы летописи школы). Сбор, систематизация и оформление материала по истории школы. Пополнение действующей экспозиции.
-
Серия учебных занятий для начальной школы «Эмблемы и символы большой и малой Родины»
-
Акция, посвящённая музею, «Эмблема школьного музея». Проведение конференции. Защита проектов.
-
Праздничный выпуск школьной печатной газеты «Ребячья республика».
-
Проведение сменных выставок к знаменательным и календарным датам.
-
Составление военно-исторического словаря для младших школьников.
-
Выпуск сборника «Научно-исследовательская работа учащихся МБОУ СОШ №1 «Наука юношей питает».
-
-
Систематическая работа по пополнению фондов музея и оформлению учётной документации.
-
-
Регулярное проведение запланированных экскурсий, лекций, встреч, совместных мероприятий с общественными организациями.
3 этап. 2013-2015 уч.г.
-
Организационно-управленческая деятельность Совета музея.
-
Проведение традиционных мероприятий музея: День знаний, День города, День учителя, День рождения музея, Дни воинской славы России. День Конституции, День защитника Отечества, День Победы, День Памяти и Скорби (22 июня). Создание Календаря музея.
-
Выступления в классах, на родительских собраниях по датам Календаря музея .
-
Внедрение практики разработки и защиты программы Председателя Совета музея.
-
Совместная работа старшеклассников и младшей группы Совета музея по поддержанию фондов музея в надлежащем порядке.
-
Контроль за фактическое проведение запланированных экскурсий, лекций, массовых мероприятий.
-
Развитие партнёрских отношений с внутришкольными структурами и объединениями воспитательной направленности (органами школьного самоуправления, туристско-экологическо-краеведческим объединением «ТЭК») и внешкольными учреждениями и организациями. Установление договорных связей. Привлечение родителей к участию в работе музея.
-
4 этап. 2015-2016гг. Этап рефлексии, анализа, разработка новой перспективной музейно - образовательной программы , новых идей, инновационных проектов.
Психолого-педагогические требования к музейно - образовательной программе, в соответствии со спецификой каждой ступени школьного образования, направлены на развитие личности ребенка:
I ступень (нач. кл.) - развитие знаний, умений и навыков, а также сферы умственной деятельности посредством игры с музейным предметом в образовательной ситуации, «знакомство» и «проба»;
II ступень (5-9 кл.) - развитие ассоциативно-рефлекторных и поисковых функций интеллекта, овладение формальной и диалогической логикой, гармоничное сочетание восприятия музейного предмета, памятника с собственной творческой и исследовательской практикой;
III ступень (10-11 кл.) - формирование эмоционально-нравственной сферы личности посредством интеграции представлений о культурных феноменах как целостного восприятия историко-культурного наследия. Развитие духовных потребностей, ценностной ориентации личности.
Совет музея.
Работой музея руководит Совет музея в составе :
Взрослые - это руководитель музея; руководитель туристической секции школы «Таёжник»; руководитель поискового отряда «Память»; президент ДЮО «Ребячья Республика»; педагог-организатор, курирующий работу детско-юношеской организации «Ребячья Республика».
Актив также составляют дети - учащиеся 5-11 классов, группа экскурсоводов.
Набор детей в актив идёт разными способами: по желанию самих учащихся, по индивидуальному приглашению, по направлению класса, по рекомендации педагогов.
Психологические особенности детей разного возраста предполагают и различные формы участия в работе, при этом обязательно непосредственное участие каждого, особенно учащихся среднего и младшего возраста, в игре, выступлении, в соревновании и пр. Привлечение детей в качестве пассивных зрителей и слушателей крайне неэффективно. В целом любое участие в делах музея помогает учащимся раскрыть свои способности, обрести внутреннюю свободу, почувствовать себя более значимыми и. сильными.
Совет Музея и Президентский Совет способствуют развитию у школьников навыков ученического самоуправления.
Основные задачи Совета музея:
-
Разработка основных направлений деятельности школьного комплексного
историко-краеведческого музея;
-
Формирование целей и задач функционирования школьного музея;
-
Организация просветительской, инновационной и научно-исследовательской
деятельности, направленной на функционирование и развитие школьного музея;
-
Организация сбора, накопления, оформления материалов и документов для
пополнения фондов школьного музея;
-
Осуществление поисковой работы по всем направлениям деятельности
школьного музея;
-
Обеспечение сохранности музейных материалов и документов;
-
Проведение экскурсий по экспозиции музея, бесед, лекций;
-
Сотрудничество с другими музеями города и общественными организациями;
-
Организация встреч с ветеранами Великой Отечественной войны,
выпускниками школы;
-
Проведение декад, линеек, митингов, вечеров, конкурсов, праздников, слетов,
конференций и других мероприятий, посвященных участникам Великой
Отечественной войны и истории МБОУ СОШ № 1;
-
Сбор воспоминаний ветеранов Великой Отечественной войны;
-
Создание и обновление экспозиции, стационарных и передвижных выставок,
выпуск стенных газет.
Планируемые результаты.
Основы научного мировоззрения, заложенные в ходе музейных занятий, позволят ребятам успешно освоить все этапы научно-исследовательской работы:
-
научатся работать с источниками разных типов: как с вещественными, так и с письменными, устными и информационными источниками,
-
освоят приемы внешнего и внутреннего анализа источников,
-
научатся формулировать проблему, цели и задачи исследования, отстаивать свою точку зрения,
-
получат навыки работы с научной и справочной литературой, а также навыки публичных выступлений (в ходе экскурсий, выступлений на школьных и городских научно-практических конференциях).
Благодаря работе в музее школьники получат возможность включиться в социально значимую деятельность по сохранению историко-культурного наследия школы, города и своей страны. Научатся выявлять и фиксировать новые источники по истории школы, применять меры по их сохранению в ходе ежегодного мониторинга состояния материально-технической базы музея. Научатся приемам камеральной обработки материала и освоят ведение музейной документации, правила хранения артефактов. Примут участие в реализации социально-значимых проектов, проводимых в учебном учреждении.
Таким образом, можно выделить ряд педагогических причин в пользу использования средств музейной педагогики в школе:
-
Подход к истории облегчается, если она демонстрируется на известных и понятных примерах. Местная история гораздо более конкретно затрагивает жизненный мир школьников.
-
Изучение истории на примере собственного региона помогает перебросить мостик к большой истории. Подобным образом школьники могут усвоить часть своей собственной жизненной истории.
-
Изучение истории на образцах из близкого окружения предоставляет большие возможности с точки зрения психологии обучения, использования эмоционального опыта ребёнка (экскурсии, музеи, памятники, свидетельства современников и пр.). Логичным представляется переход к проектному преподаванию и интеграции учебных дисциплин.
-
Изучив историю своей местности, школьники в будущем смогут более активно участвовать в жизни своего региона. Краеведческая работа является эффективным средством формирования гражданского сознания.
-
С помощью местных исторических фактов легче усваиваются структурно-исторические подходы, иллюстрируются трансрегиональные процессы.
-
Социальная история особенно хорошо поддаётся исследованию в микроисторическом плане, т.е. применительно к региону.
Изучение таких тем, как экономическая, политическая, культурная и духовная сферы деятельности людей в определенные исторические эпохи, носят как бы близкий характер; история повседневности - труд, досуг, быт (еда, жильё, одежда), история нравов и т. д. - изучаются через призму региональной истории, личностного восприятия школьников.
В эту работу включается старшее поколение - родители, бабушки, дедушки, знаменитые и известные земляки - ученые, военные, деятели культуры и искусства и др., те, кто оставили след в истории своей большой или малой родины. Поэтому так важно вести диалог с ушедшими поколениями, порой виртуальное общение с ними.
-
Активная миграция людей в современном мире нуждается в противовесе, который может быть создан благодаря изучению в школе региональной истории.
По всем направлениям деятельности разработаны критерии оценивания, составлена мониторинговая карта работы .
МОНИТОРИНГОВАЯ КАРТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Уч/год
Посещение музея
Лекции, беседы
Массовые мероприятия, классные часы
Акции
Инновационные проекты
Методическая работа
1. Кол-во экскурсий.
2. Число экскурсантов
3. Свободн. осмотр
1. Кол-во лекций, бесед.
2 .Число слушател.
1. Кол - во
мероприятий
2. Число
участников.
1. Колич-во
2. Охват
уч-ся
1. Название.
2. Число
участников.
1 Срок
проведения
2 Число
организованных
мероприятий
Критерии оценивания организации и проведения массового мероприятия.
-
Актуальность, целесообразность проведения.
-
Определение темы и цели мероприятия, форм и методов проведения.
-
Возрастная и социальная ориентация.
-
Эстетичность оформления помещения, создание комфортной обстановки.
-
Чёткая организация приёма участников, посетителей, гостей.
-
Глубина и эмоциональность подачи и восприятия.
-
Использование современных технических средств, музыкального сопровождения.
-
Соответствие содержания мероприятия формам и методам его проведения.
-
Продолжительность.
-
Воспитательный потенциал.
-
Отзывы.
Критерии оценивания лекции.
-
Выбор темы, её актуальность.
-
Использование информационного материала.
-
Содержательность, полнота и глубина раскрытия вопроса.
-
Структура, композиция лекции.
-
Соблюдение логики, последовательность рассказа, чтения.
-
Использование дополнительного материала (стихи, музыка, иллюстрации, фото т др.)
-
Объём и продолжительность лекции.
-
Мотивация слушателей.
-
Культура речи и общения со слушателями.
-
Внешние атрибуты лектора.
Критерии оценивания подготовки и проведения экскурсии.
Подготовка экскурсии:
-
Правильный подбор объектов
-
Умение определить тип, тему, характер и цель экскурсии.
Проведение экскурсии:
-
Соблюдение логики, последовательности показа и рассказа.
-
Правильный выбор площадки.
-
Расстановка экскурсантов.
-
Полное раскрытие темы.
-
Использование дополнительных материалов: фото, документы, стихи, музыка и др.
-
Яркое художественное изложение.
-
Стройность композиции, построения рассказа.
-
Правильное расположение и поза самого экскурсовода.
-
Использование ораторских приёмов.
-
Культура речи: ясность, чёткость, выразительность, эмоциональность, в рамках
литературных норм, темп.
Критериями оценки результатов работы музея являются следующие:
-
повышение уровня активности учащихся в массовых мероприятиях и повседневной работе музея, показателей учёбы активистов музея, их общей культуры поведения, чистоты морали;
-
расширение кругозора детей и молодёжи, приобретение положительного опыта общения с разными социальными категориями, способности ориентироваться в жизненных ситуациях, в т.ч. в выборе профессии;
-
высокая оценка работы обучающимися, родителями, руководством школы, района, города, общественными организациями, СМИ.
В то же время при реализации инновационной программы воспитания учащихся средствами музейной педагогики выявлен ряд противоречий, которые не позволяют достигать прогнозируемых и планируемых результатов:
-
Стихийность создания и работы музеев; отсутствие серьёзной опоры на формирующуюся теорию, методику работы школьных музеев в мировой образовательной практике.
-
Отсутствие теории и методики, технологии разработки комплексных программ, включающих музейную педагогику или обеспечивающих деятельность школьных музеев: в результате не учитывается специфика отдельного школьного музея и его возможностей для оптимизации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении.
-
Музейная педагогика предъявляет высокие требования к тем, кто обращается к ней как к инструменту культурного развития, воспитания, образования личности, а современные педагоги в основной своей массе не готовы включиться в организацию и обеспечение деятельности школьного музея на достойном профессиональном уровне.
-
Музейная педагогика пока мало связана с процессом формирования детских общественных движений на своей базе.
-
Музейная педагогика пока мало вписывается в систему образования как один из способов творческого развития личности, способной и готовой войти в мировую, региональную, локальную культуру. В этой связи школьные музеи зачастую являются любительским делом отдельных энтузиастов. Комплексного подхода к этой проблеме пока нет.
Эти противоречия призваны были учесть в своей работе по внедрению программы воспитания учащихся средствами музейной педагогики.
Формы подведения итогов.
-
Показатели учёбы, активность на уроках;
-
Участие во внеклассной работе, в конкурсах, смотрах, КВН, в организации выставок,
-
проведении семинаров, выступления на конференциях, в СМИ;
-
Отчёты перед вышестоящими инстанциями, родителями, администрацией школы.
Прогнозируемые результаты деятельности.
-
Ощутимые показатели личностного роста каждого участника музейной
деятельности.
-
Повышение уровня качества знаний по гуманитарным предметам;
-
Развитие коммуникативных навыков общения с различными социальными
категориями, с родителями, одноклассниками, учителями;
-
Повышение общей культуры поведения, культуры речи, культуры одежды и пр.;
-
Приобретение жизненного опыта, способности ориентироваться в мире профессий.
Сверхзадача педагога занимающегося музейной педагогикой, - создание условий для выработки у учащихся позиции созидания; позиции не стороннего наблюдателя, а заинтересованного исследователя; позиции личной ответственности в отношении к прошлому, настоящему и будущему наследию; позиции не столько механического запоминания исторического и прочего материала, а его понимания и эмоционально-нравственной оценки.
Список основной литературы
1. Бердникова, И.В., Резник, С.А. Управление инновационной деятельностью по формированию приёмов мыслительной деятельности учащихся / И.В. Бердникова, С.А. Резник // Краванне адукацы. - 2008. - 8. - С. 31-36.
2. Васичева, Э.В., Иванова, Л.М., Соколова, Т.А. Музейная педагогика в образовательном пространстве школы / Э.В. Васичева, Л.М. Иванова, Т.А. Соколова // Методист. - 6. - 2007.- С. 53-59.
3. Васичева, Э.В., Иванова, Л.М., Соколова, Т.А. Музейная педагогика в образовательном пространстве школы / Э.В. Васичева, Л.М. Иванова, Т.А. Соколова // Методист. - 7. - 2007.- С. 50-53.