- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Духовно-нравственные ценности как источник формирования личности учащихся
Духовно-нравственные ценности как источник формирования личности учащихся
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Жакулина Л.А. |
Дата | 07.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Л.А. Жакулина
МБОУ СОШ п. Васильково
Духовно- нравственные ценности
как источник формирования личности учащихся
Образование изначально есть создание образа. Каким будет этот образ, зависит от целого ряда факторов: от воспитания и отношений в семье, от личной мотивации, от процессов, происходящих в обществе, от информационного пространства, от социальной среды, от отношения к тем, кто строит процесс образования в школе и целого ряда других факторов.
Очевидно, что современное общество, декларируя высокие моральные и духовные ценности, на самом деле от них уходит. Налицо духовно-нравственный кризис современного человека, утрата им нравственных ориентиров и, соответственно, деформирование основных свойств человеческой личности: мышления, воли, совести, веры. В соответствии с изменениями в духовной сфере взрослого человека, меняется и мир современного ребенка, который по своей сути является более чистым и непосредственным.
Ребенок, приходящий в школу, изначально уже приобщен к определенной субкультуре (социокультурному пространству). Школа же является одним из этапов его культурного развития, но в то же время может это развитие скорректировать. Направление этой коррекции должно строиться на конкретной идеологической концепции, но не пришедшей извне, а являющейся органичной частью мировоззрения, особенностей мышления, культуры государства и населяющих его граждан. Мне представляется актуальным образование и воспитание на основе традиционных культурных ценностей России.
Воспитание сегодня - прежде всего работа со смыслами, ценностями, системой отношений человека, его эмоционально- волевой и рефлексивной сферами, со всем тем, что позволяет человеку осознавать, оценивать и усовершенствовать себя, делая при этом главным критерием собственных действий и поступков совесть.
Основой духовно- нравственного воспитания является культура той среды, в которой живёт ребёнок, в которой происходит его становление и развитие - в первую очередь духовная культура семьи и образовательного учреждения. Тот дух, который царит в семье, в школе, дух, которым живут родители и педагоги - люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребёнка - оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребёнка.
Сегодня в образовательном учреждении воспитательная работа (работа с ценностями и смыслами) уже не может рассматриваться как набор определенных мероприятий, добавочных по отношению к урочной деятельности. Она является неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, пронизывает все формы взаимоотношений и взаимодействий между его субъектами.
Можно ли влиять на «ценностный климат» школы? Если да, то, как это делать профессионально (то есть осмысленно и целенаправленно)?
На мой взгляд, необходимо в школе проводить совместную работу с родителями, учащимися по воспитанию у детей духовно- нравственных ценностей: доброты, гуманности, чуткости, милосердия и т.д.
Итак, образование - ценностно по своей природе. Мы, взрослые, работающие с детьми, самим фактом сосуществования рядом и вместе с ними транслируем им определенные ценности. Более того, конкретное содержание нашего с ними общения уходит, а ценности - остаются и закрепляются в виде внутренних духовных ориентиров наших учеников.
Как уберечь своего ребёнка от вредных привычек?
Как защитить от злобы людской и насилия?
Как научить его верить в свои силы, помочь преодолеть жизненные трудности?
Как научить любить родных, жизнь, людей вокруг?
Как воспитать мудрого, сильного духом, здорового телом, щедрого сердцем человека?
Эти и другие вопросы задаёт себе каждый родитель и педагог рано или поздно.
Но как же всё это сделать?
Наконец-то в нашей школьной программе появился предмет духовно - нравственной направленности «Основы православной культуры», который не только поможет родителям, учителям расширить кругозор ребёнка, познакомить его с культурными ценностями родной страны, но и будет способствовать его духовно - нравственному воспитанию, становлению его как личности, живущей в обществе.
На уроках православной культуры дети знакомятся с системой духовно - нравственных ценностей русского человека, биографиями людей, являющихся образцами нравственного поведения, важными историческими событиями России, героическим прошлым родной страны, православными праздниками, символикой христианской православной культуры.
В учебную программу включены краеведческие экскурсии, кинопросмотры, фестивали, ярмарки, творческие мастерские.
Всё это способствует формированию у учащихся духовно - нравственных ценностей.
Итак, ценности - это осознаваемые представления, которые выступают для личности идеальной моделью, основанием выборов и непосредственно задействованы в процесс выбора человеком той или иной стратегии поведения в жизненной ситуации.
Духовно - нравственное воспитание детей и молодёжи - приоритет социально- экономического развития нашей страны. В этой связи, мне кажется, необходима консолидация общества вокруг наших духовных ценностей, прежде всего ценностей традиционной православной культуры, вокруг уважения к нашему прошлому, к нашей истории, к нашему многообразию.
Список литературы
1.Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. - 2005 - №11 - С. 68-71
2. Артюхова И. С. Ценности и воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика, 1999- №4.- С.78-80
3. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979. - 534с.
4. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании - 2003 - №3 - С. 9-12.
5. Зелинский К. Духовно-нравственное воспитание в школе: возможности и ограничения//Воспитательная работа в школе.- 2008.- №5. - С.19-27.
6. Камкин А.В. О трёх подходах к термину «православная культура» и о следуемых за тем педагогических задачах»//Администратор образования.-2010.-№7. - С.5-11.
7. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности: проект //Вестник образования.- 2009. -. №17. - С.9-31.
8. Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека / В.С. Леднев // Стандарты и мониторинг в образовании - 2002 - №6 - С. 3-6