Статья на тему: Экологическое воспитание в условиях дополнительного образования детей

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья на тему:

«Экологическое воспитание в условиях дополнительного образования детей»

Автор: Бельды Валентина Александровна,

учитель ИЗО МБОУ СОШ №85 г. Хабаровска

Актуальность проблемы. Экология в настоящее время является основой формирования нового образа жизни, характеризующегося гармонией в отношениях человека с окружающей средой. Экологическое воспитание неотъемлемая часть общего образования детей. Это подтверждается в статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании», где задают общую смысловую и содержательную рамку для определения целей и задач социализации обучающихся: «приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников».

В системе экологического образования исключительно важную роль играет школа, где оно должно носить непрерывный, интегрированный характер и осуществляться в течение всей жизни человека, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста. Задача школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе.

Но что же означает «экологическое образование»? Концепция общего среднего экологического образования рассматривает его как «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью».

Но теперь стало совершенно понятно, что формировать экологическое знания школьника только на уроках невозможно. Необходимы другие формы и методы работы: занятия в кружке, экскурсии в природу, конкурсы рисунков по экологии, работа в лаборатории и внеклассные мероприятия, так называемые «интерактивные формы образования»: дискуссии, диспуты, экологические вечера, спектакли, беседы, ролевые игры и другие мероприятия.

На сегодняшний день опубликовано большое количество учебной и справочной литературы по экологии. Этого достаточно, чтобы обеспечить высокий научно-методический уровень уроков. Но необходимо продолжать изучение экологии и во внеурочное время. Для этого и используются «интерактивные формы образования и воспитания». Практическая значимость настоящей работы состоит в использовании данных разработок в внеурочной работе.

Интерактивные формы и методы экологического воспитания

Соревнуясь между собой в игровых ситуациях, воспитанники познают окружающий мир и реальные взаимоотношения между людьми, реализуют творческие потребности и познавательные интересы. Игра способствует развитию мышления воспитанника, учит его действовать осознанно - по правилам, преодолевать трудности, развивает воображение, фантазию, творческие способности, учит навыкам публичного выступления и самореализации.

1. Интерактивные экологические мероприятия. Интерактивные экологические мероприятия - это внеклассные экологические мероприятия: викторины, олимпиады, экологические спектакли.

«Экологические спектакли» - эти форма ролевой игры. Данная игра несёт основную экологическую информацию.

В экологическом спектакле учителю и учащимся предоставляется больше возможностей проявить выдумку при исполнении какой-либо роли. Успех спектакля во многом определяется придуманными костюмами, и даже выбором исполнителя той или иной роли.

В экологических спектаклях также можно использовать немало юмора. При хорошей постановке спектакля и исполнении ролей зал должен периодически смеяться.

Дети любят соревноваться, и поэтому любое экологическое мероприятие целесообразно завершать экспресс-викториной. Формы определения победителя могут быть различными.

2. Экологическая тропа - форма экологического воспитания.
Многие специалисты признают важнейшим педагогическим условием воспитания и образования наряду с теоретическим обучением на уроках организацию разнообразных видов деятельности учащихся среди природы. Такой формой организации экологического образования и воспитания может выступать учебная экологическая тропа, где создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность учащихся в природном окружении. Задания выполняются во время экологических экскурсий и полевого практикума. В ходе полевых занятий на учебной экологической тропе создаются условия не только для углубления, но и для конкретизации, применения на практике получаемых на уроках предметных знаний и умений школьников.

Маршрут экологической тропы выбирается таким образом, чтобы на нем сочетались уголки естественной природы и антропогенный ландшафт. Это позволяет проводить сравнительное изучение естественной и преобразованной природной среды, чтобы дети учились оценивать характер природопреобразующей деятельности человека. Назначение экологической тропы - создание условий для целенаправленного воспитания экологической культуры обучающихся.

Экологическая тропа создается детьми, прежде всего для самих же детей, ради их обучения и воспитания. Это одна из привлекательных форм организации их деятельности в системе экологического воспитания и образования. Если она правильно организована, то позволяет обучающимся с разных сторон раскрывать свои творческие возможности, сочетать умственный и физический труд.

Организация экологической тропы силами школьников дает педагогам возможность создавать различные жизненные ситуации, решение которых требует от ребят творческого подхода, активной деятельности. Задания по изучению и оценке состояния окружающей среды в зоне тропы побуждают детей не только использовать свои знания из различных предметов, но и - самое важное - принять посильное участие в трудовых природоохранительных делах. В конечном итоге у детей вырабатываются навыки экологически грамотного поведения, сознательное отношение к природе.

Оборудованию тропы проводится в два этапа: первый этап - подготовительный. Работа начинается с подготовки небольшой группы ребят - организаторов и помощников руководителя - учителя. На этом этапе ставится цель, определяются задачи и объем работы, раскрываются перспективы и определяется место каждого ученика в предстоящем деле.

Второй этап - открытие тропы. Это мероприятие можно провести в виде вечера, превратить в школьный праздник.

Учебная экологическая тропа способствует повышению научного уровня школьного образования и экологического воспитания. Знания, которые учащиеся получают на тропе, тесно связаны со знаниями, полученными на уроках. Таким образом, дети овладевают умениями применять на практике знания из разных предметов в комплексе, постигая неразрывное единство природной среды и человека.

На учебной экологической тропе во внеурочное время учащиеся усваивают не только научные знания о природной среде, но и этические и правовые нормы, связанные с природопользованием.

Заключение

В заключении необходимо отметить, что существует необходимость в дальнейшей более глубокой разработке проблемы экологического воспитания школьников, т.к. при проведении такой работы решаются следующие задачи:

  • развитие экологической этики обучающихся, ответственности в их отношениях с природой;

  • эстетическое, нравственное воспитание, воспитание любви к Родине;

  • формирование чувства сопричастности к своему времени, личной ответственности за все происходящее вокруг.

Итак, экологическое воспитание школьников необходимо для гармоничного развития школьников и является необходимой формой работы.













Список литературы

  1. Грехова Л. И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. Учебно-методическое пособие. - М.: ЦГЛ, Ставрополь: Сервисшкола, 2002.

  2. Егоренков Л. И. Каким должно быть школьное экологическое образование и воспитание // Народное образование, 2000, №7.

  3. Евладова Е. Б., Логинова Л. Г. и др. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М.: Гладос, 2002.

© 2010-2022