Консультация Двигательная активность в полноценном развитии детского организма

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 339 городского округа Самара









Консультация

для воспитателей на тему:

«Двигательная активность в полноценном

развитии детского организма»

Подготовил

воспитатель

Рычнева Е.В.

























2010 г.

Потребность в движении - одна из общебиологических потребностей организма, играющая важную роль в его жизнедеятельности и полноценном формировании человека.

Двигательная активность относится к основным факторам, определяющим протекание обменных процессов, состояние костной, мышечной и сердечнососудистой систем. Она неразрывно связана с физическим, психическим и социальным здоровьем.

Под влиянием мышечной деятельности происходит гармоничное развитие всех отделов центральной нервной системы. Важно, чтобы занятия были систематическими, разнообразными и не вызывали переутомления.

Физические упражнения способствуют хорошей работе органов пищеварения, помогая перевариванию и усвоению пищи, улучшают деятельность печени, почек, желез внутренней секреции: щитовидной, половых, надпочечников, что имеет особенное значение для организма. Увеличивается частота сердцебиения, сердечная мышца сокращается сильнее, активизируется выброс крови в магистральные сосуды. Постоянная тренировка системы кровообращения приводит к её функциональному совершенствованию. Вовлечение в кровоток большого количества крови стимулирует кроветворение.

Двигательные нагрузки повышают потребность организма в кислороде. В результате чего возрастают жизненная ёмкость легких, подвижность грудной клетки, дыхание становится более редким и глубоким. Кроме того, полное расправление легких ликвидирует застойные явления, скопление в них слизи и мокроты, т.е. служит профилактикой возможных заболеваний. И конечно, физкультура вызывает положительные эмоции, создает хорошее настроение. Поэтому у человека появляется «вкус» к регулярным занятиям.

Таким образом, достаточная двигательная активность - необходимое условие гармонического развития личности.

Двигательная активность - это суммарная величина разнообразных движений за определенный промежуток времени (час, сутки). Оптимальный двигательный режим удовлетворяет естественную биологическую потребность в движении, которая строго индивидуальна и зависит от многих физиологических факторов, социально-экономических условий жизни общества, его ценностных и культурных ориентиров, от организации физического воспитания. Минимальный режим позволяет поддерживать нормальное функциональное состояние организма, максимальный - приводит к переутомлению, резкому снижению работоспособности.

При этом возникает вопрос о привычной физической нагрузке, которая определяется количеством и характером потребляемой энергии в процессе обычной жизнедеятельности. Она может не соответствовать потребности организма в движении и возрастным нормам, что, естественно, отражается на состоянии здоровья.

Суточная двигательная активность - сумма движений, выполняемых ребенком в процессе жизнедеятельности, включает три компонента:

- активность в процессе физического воспитания;

- физическую активность во время обучения, общественно полезной и трудовой деятельности;

- спонтанную физическую активность в свободное время.

Она может быть измерена и оценена на протяжении суток по длительности динамического компонента и отдельных видов деятельности, количеству шагов, величине энерготрат и изменениям частоты сердечных сокращений.

Здоровье во многом зависит от уровня привычной двигательной активности, связанного с биологическими и социальными факторами. Ведущими биологическими составляющими являются возраст и пол. Так, с возрастом ребенка суточная активность не только увеличивается, но и все больше зависит от половой принадлежности. Например: у девочек 7-8 лет физическая активность практически не отличается от аналогичной у мальчиков. Однако со временем она становится ниже.

Наименьшая двигательная активность отмечена у детей, не занимающихся спортом. Особенно резко (до 50%) она уменьшается с началом обучения в школе.

Важные социальные факторы - организация массовых спортивных соревнований и создание благоприятных условий для регулярных занятий. Образ жизни семьи также существенно влияет на формирование у ребенка осознанной потребности в движении.

В социальных и оздоровительных целях детские дошкольные учреждения должны проводить прогулки, различные виды гимнастики, физкультминутки, подвижные игры, спортивные занятия, организовывать соревнования и Дни здоровья. При планировании таких мероприятий необходимо учитывать климатические условия и сезоны года.

Сетка двигательной активности детей в режиме дня ДОУ

  1. Утренняя гимнастика - от 5 до 10 мин.

  2. Двигательная деятельность между занятиями - от 7 до 10 мин.

  3. Физкультминутки - от 3 до 5 мин.

  4. Физкультурные занятия - от 15 до 30 мин.

  5. Оздоровительный бег - от 1 до 3 мин.

  6. Двигательная активность на первой прогулке - от 10 до 30 мин.

  7. Гигиеническая разминка после сна - от 10 до 15 мин.

  8. Вторая прогулка - от 10 до 20 мин.

  9. Самостоятельная двигательная деятельность - от 15 до 20 мин.

Итого: 7-8 часов в неделю.

Предложенная сетка поможет не только создать благоприятные условия для формирования двигательной активности детей в режиме дня, но и своевременно развивать у них такие физические качества, как выносливость, сила, быстрота, гибкость.













© 2010-2022