Родительское собрание в 1 классе Учимся по ФГОС

Раздел Воспитательная работа
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Родительское собрание в 1 классе

«Оценивание планируемых результатов освоения программы НОО в 1 классе»


План РС:

  1. Повестка РС

  2. Сообщение по теме РС

  3. Решение

  4. Разное

Проблема: результаты освоения общеобразовательной программы

Цель: показать наиболее оптимальные и эффективные методы безотметочного оценивания в 1 классе и результат освоения программы НОО по отдельным предметам.

Задачи: 1) познакомить с эффективными методами безотметочного оценивания

2) описание наиболее доступных для начальной ступени безотметочных форм оценивания

3) проанализировать и отобрать наиболее эффективные приемы оценоРодительское собрание в 1 классе Учимся по ФГОСчной деятельности в 1 классе

4) АНАЛИЗ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НОО ПО ОТДЕЛЬНЫМ ПРЕДМЕТАМ В 1 КЛАССЕ

Ход РС:

  1. Орг. Момент.

  2. Сообщение по теме РС

В соответствии с ФГОС НОО (приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования») в рамках основной образовательной программы начального общего образования ОУ система оценки достижения планируемых результатов освоения НОО должна:

1) закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;

2) ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов начального общего образования и формирование универсальных учебных действий;

3) обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования;

4) предусматривать оценку достижений обучающихся (итоговая оценка обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования) и оценку эффективности деятельности образовательного учреждения;

5) позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся.

В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки результатов образования на ступени начального общего образования, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

Педагоги начальной школы используют следующие формы оценки:

1. Безоценочное обучение - 1 класс,

2. Пятибалльная система - 2 - 4 классы по всем учебным предметам.

3. Накопительная система оценки - Портфель достижений (для учащихся начальной школы введен в этом учебном году, представлен на выставке); и следующие виды оценивания: стартовую диагностику, текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения, и итоговое оценивание.

На вопрос «ЧТО ОЦЕНИВАть?» дает ответ стандарт.

Оцениваем результаты ученика - предметные, метапредметные и личностные (т. е. действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных).

КТО ОЦЕНИВАЕТ? Так как оценка выступает одновременно и как цель и элемент содержания, и как средство обучения и учения, то учитель и ученик вместе участвуют в оценивании достигнутых результатов.

В диалоге с учителем ребенок учится отвечать на вопросы о целях и результатах своей работы, то есть осваивает алгоритм самооценки.

В первом классе алгоритм самооценки состоит из четырёх вопросов:

Алгоритм самооценки (основные вопросы после выполнения задания)

1. Какова была цель задания (задачи)?

2. Удалось получить результат (решение, ответ)?

3. Правильно или с ошибкой?

4. Самостоятельно или с чьей-то помощью?

1. Что нужно было сделать в задаче (задании)? Какова была цель, что нужно было получить в результате? (отвечая на 1 вопрос, учится вспоминать цель работы.)

2. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? (Учимся сравнивать результат с целью.)

3. Справился полностью правильно или с ошибкой? Для ответа на этот вопрос ученику нужно: либо получить эталон правильного решения задачи и сравнить с ним своё решение; либо руководствоваться реакцией учителя и класса на собственное решение - исправляли ли какие-то его шаги, приняли ли его конечный ответ. (Учимся находить и признавать ошибки.)

4. Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)? (Учимся оценивать процесс.)

В 1-м классе, где ученик ещё психологически не готов к адекватной оценке своих результатов, в том числе к признанию своих ошибок, проводим целенаправленную работу по обучению детей самооценке.

Этапы работы учителя:

1.(на первых уроках). Обозначаем своё настроение.

Даём возможность детям эмоционально оценить прошедший урок (день). Эта рефлексия станет основой для адекватной оценки своих учебных успехов. На полях тетради или в дневнике дети обозначают своё настроение, реакцию на урок («доволен», «было трудно» и т. п.) в виде понятных им символов. Например, смайлики или кружки с цветами светофора.

2.(через 2-4 недели). Учимся сравнивать цель и результат.

Даём детям возможность оценить содержание своей письменной работы.

Раздав тетради с проверенными работами, учитель ведёт диалог с учениками, в котором главным являются такие вопросы:

- Какое у вас было задание (Обучение 1-му шагу алгоритма самооценки.)

3. (примерно через месяц). Устанавливаем порядок оценки своей работы.

4. Учимся признавать свои ошибки.

Учитель предлагаем ученику (психологически готовому) в классе оценить выполнение задания, в котором у него есть незначительные ошибки. В случае признания ошибки кружок в тетради или дневнике/еженедельнике («награда» за решение задачи) закрашивается не полностью, при этом доля закрашенного значения не имеет.

5. Учимся признавать свою неудачу.

Далее учитель помогает ученикам на уроках оценивать свои действия, признавая ошибки. Затем можно предложить кому-то из детей оценить себя в ситуации, когда он совсем не справился с заданием. В дневнике или в тетради это может (с согласия ученика) обозначаться незакрашенным кружком.

6. Используем умение самооценки.

Когда все (или почти все) ученики хотя бы раз оценили свою работу в классе, учитель перестаёт проговаривать все вопросы алгоритма самооценки и предлагает ученикам самим задавать себе эти вопросы и отвечать на них (с опорой на схему).

В чём специфика оценивания личностных, метапредметных и предметных результатов?

· Какими средствами они контролируются?

Говоря о личностных результатах, необходимо отметить, что личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке, однако осуществляется их текущая (выборочная) оценка:

· сформированность внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению,

· ориентация на содержательные моменты образовательного процесса - уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками - и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;

· сформированность основ гражданской идентичности - чувства гордости за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий, любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира, развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;

· сформированность самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;

· сформированность мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;

· знание моральных норм и сформированность морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем на основе децентрации (координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.

В нашем ОУ

- оценка личностного прогресса осуществляется в форме портфеля достижений;

- оценка знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений о поступках и действиях людей осуществляетсяпо ответам учащихся на уроках русского языка, литературного чтения, окружающему миру);

В чём специфика оценивания МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов?

Какими средствами контролируются метапредметные результаты?

Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.

Система внутренней оценки метапредметных результатов включает в себя следующие процедуры:

· решение задач творческого и поискового характера (система заданий УМК: творческие задания, интеллектуальный марафон, информационный поиск, задания вариативного повышенного уровня);

· проектная деятельность (развороты в учебниках «Проекты»);

· текущие и итоговые проверочные работы, включающие задания на проверку метапредметных результатов обучения;

· комплексные работы на межпредметной основе.

Главное средство контроля метапредметных результатов - специальные диагностические работы:

- задания по отдельным универсальным учебным действиям;

- комплексные задания, требующие одновременного применения различных УУД.

Дополнительные средства контроля − это

- педагогическое наблюдение отдельных, прежде всего коммуникативных УУД;

- самооценка ученика и внешняя оценка педагогом отдельных материалов «Портфеля достижений».

Мониторинг освоения учебных программ и сформированности регулятивных, познавательных, коммуникативных учебных действий может осуществляться на материалах учебников и рабочих тетрадей УМК ,представленных на листах с проверочными и тренинговыми заданиями.

В учебниках даются отдельные задания на определённые предметные и метапредметные умения, из которых педагог может компоновать проверочную работу, например:

Родительское собрание в 1 классе Учимся по ФГОС

В учебниках приводятся также примерные проверочные работы, нацеленные как на проверку предметных знаний, умений и навыков, так и на проверку метапредметных результатов обучения. Например, комплексная проверочная работа по русскому языку, кроме предметных знаний и умений, проверяет личностные (принятие значимости ценности труда), познавательные (выделение главного; различение информации и отношения, формы слова и однокоренных слов; моделирование предложения), коммуникативные (монологический текст как ответ на вопрос).

Развороты «Умеешь ли ты…» в учебниках математики конкретизируют метапредметные результаты, формируемые к концу каждого года обучения. Например, в учебнике для 1 класса:

Умеешь ли ты…

Упорядочивать числа

Запиши числа в порядке увеличения, начиная с самого маленького.

60, 16, 6, 61.

Понимать математическую речь

а) Запиши разность чисел 32 и 10. Найди эту сумму.

б) Сумма чисел равна 15. Одно число 3. Найди второе число.

Проверять свои действия

Проверь вычисления. Найди ошибки.

47 + 20 = 49 57 - 4 = 17 34 + 13 = 47

Устанавливать закономерность

Как изменяются числа? Продолжи каждый ряд - запиши следующие три числа.

а) 60, 55, 50, … , … , … б) 7, 17, 27, … , … , …

Сопоставлять информацию разного вида

Вишенка решил 35 задач на сложение. А задач на вычитание на 4 больше. Сколько задач на вычитание решил Вишенка?

· Какое выражение подходит для решения задачи:

35 - 4 или 35 + 4?

Группировать числа и фигуры

Выпиши числа, у которых 2 десятка: 12, 25, 2, 42, 28, 20.

Оценивание уровня сформированности личностных, коммуникативных и таких познавательных УУД как целеполагание, планирование может основываться на устных и письменных ответах учащихся, а также на наблюдениях учителя за участием учащихся в парной, групповой работе.

Использование наблюдения в качестве метода оценивания наиболее целесообразно применять для оценивания сформированности и индивидуального прогресса в развитии различных навыков

Так, например, для оценивания сформированности и индивидуального прогресса в развитии многих навыков учения, можно использовать метод наблюдений для изучения и фиксации следующих аспектов.

- Приобретение знаний (фиксируется увеличение запаса фактов, идей, слов; умение узнавать знакомое).

- Понимание (фиксируется умение ухватывать смысл, обсуждать и интерпретировать изученное).

- Применение (фиксируется способность использовать изученное на практике или в иных целях).

- Анализ (фиксируется умение вычленять знания или идеи, выделять отдельные компоненты, видеть связи, искать уникальные черты).

- Синтез (фиксируется умение комбинировать, воссоздавать, развивать, создавать новое).

- Оценка (фиксируется умение выдвигать суждения или заключения на основе выбранных критериев, стандартов, условий).

- Диалектичность мышления (фиксируется умение рассматривать объект/явление/суждение и т. п. с разных точек зрения, понимать обе позиции, приводить аргументы, принимая возможность существование иной точки зрения).

- Метазнание (фиксируется умение анализировать свой и чужой мыслительный процесс, задумываться о процессе познания).

Пользуясь методом наблюдений, можно фиксировать и оценивать многие аспекты формирования социальных навыков, например

- способность принимать ответственность;

- способность уважать других;

- умение сотрудничать;

- умение участвовать в выработке общего решения;

- способность разрешать конфликты;

- способность приспосабливаться к выполнению различных ролей при работе в группе.

Оценка предметных результатов

Объектом оценки предметных результатов является освоение учащимися предметных знаний и способов действия для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ.

В учебном процессе для выявления причин затруднения в освоении предметных результатов проводятся диагностические работы, для определения уровня освоения предметных результатов - промежуточные и итоговые проверочные работы.

Результаты, полученные в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме накопительной оценки - портфеля достижений

Для контроля и учёта достижений обучающихся используются следующие формы:

Текущая аттестация

- устный опрос;

- письменная самостоятельная работа;

- диктант;

- контрольное списывание;

- тесты;

- графическая работа;

- изложение;

- сочинение;

- доклад;

- творческая работа;

- посещение уроков по программам наблюдения;

- диагностическая работа

Итоговая аттестация

- контрольная работа;

- диктант;

- изложение;

- проверка осознанного чтения

ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАТЬ предметные ? По признакам трёх уровней успешности.

Необходимый уровень (базовый) - решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия (раздел «Ученик научится» примерной программы) и усвоенные знания, (входящие в опорную систему знаний предмета в примерной программе). Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки - «хорошо, но не отлично» или «нормально» (решение задачи с недочётами).

Повышенный уровень (программный) - решение нестандартной задачи, где потребовалось:

- либо действие в новой, непривычной ситуации (в том числе действия из раздела «Ученик может научиться» примерной программы);

- либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету).

Умение действовать в нестандартной ситуации - это отличие от необходимого всем уровня. Качественные оценки: «отлично» или «почти отлично» (решение задачи с недочётами).

Максимальный уровень (НЕобязательный) - решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований. Качественная оценка - «превосходно».

ГДЕ НАКАПЛИВАТЬ ОЦЕНКИ И ОТМЕТКИ?

Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы - Портфеля достижений.

Накопительная система Портфель достижений учащегося позволяет осуществить оценку динамики индивидуальных образовательных достижений ребёнка.

Портфель достижений предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность. Формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само - и взаимооценки дают возможность учащимся не только освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, но и способствуют развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.

Отбирая в свой Портфель достижений творческие, проектные работы, ребёнок проводит рефлексию сделанного, а педагог может отследить как меняются, развиваются интересы ребёнка, его мотивация, уровень самостоятельности и другие личностные и метапредметные действия. Динамика образовательных достижений учащихся за период обучения станет очевиднее, если накопительная система оценивания станет действовать с 1 класса, поэтому так важно сохранить первые тетради (или отдельные страницы), первые творческие работы ребёнка.

«Портфель достижений ученика» - это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т. д.), а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.

Основные разделы «Портфеля достижений»:

- показатели предметных результатов (контрольные работы, данные из таблиц результатов, выборки проектных, творческих и других работ по разным предметам);

- показатели метапредметных результатов;

- показатели личностных результатов (прежде всего во внеучебной деятельности).

Пополнять «Портфель достижений» и оценивать его материалы должен прежде всего ученик. Учитель же примерно раз в четверть пополняет лишь небольшую обязательную часть (после контрольных работ), а в остальном - обучает ученика порядку пополнения портфеля основным набором материалов и их оцениванию по качественной шкале: «нормально», «хорошо», «почти отлично», «отлично», «превосходно»

В области чтения

Техника и навыки чтения

- скорость чтения про себя, чтение вслух; умение прочитать и понять инструкцию, следовать инструкции при выполнении задания;

Навыки работы с текстом и информацией

- деление текста на части; умение выделять главное; поиск и упорядочивание информации; краткий пересказ; заучивание наизусть стихотворения.

Темп чтения вслух (программные требования)

В 1 классе основное учебное время занимает чтение вслух, и оно же выступает объектом усвоения. Таким образом, в 1 классе проверяется сформированность слогового способа чтения: осознание общего смысла читаемого текста при темпе чтения, соответствующего программным требованиям; понимание значения отдельных слов и предложений.

1 полугодие

15-20 слов

2 полугодие

25-30 слов

Время

норма

реальность

1 полугодие

15-20 слов

От 17-22 слов

2 полугодие

25-30 слов

От 21 слова - 42 слов

В классе 8 человек. Общий темп чтения вслух по классу на сегодняшний момент составляет от 21 слова до 42 слов, из них 6 уч-ся читают осознанно; 2 уч-ся не совсем понимают, о чём прочитали.

В области русского языка

Овладение основополагающими понятиями и способами действий по изученным разделам курса (фонетика, графика, морфология, орфография, синтаксис), в том числе:

- звуко-буквенный анализ слов (4 уч-ся из класса с таким типом заданий справляются полностью, остальные допускают ошибки);

Сформированность навыков правописания (в объёме изученного), техники оформления текста (в ситуации списывания и записи под диктовку):

- для списываний предлагаются связные тексты (от 2-4 предложений); с таким видом заданий справляется весь класс, затруднений ни у кого не возникает;

- с записью предложений под диктовку справляется 7 учащихся из 8;

- умение строить свободные высказывания - предложения (справляются все учащиеся)

В области математики

Овладение основополагающими понятиями и способами действий по изученным разделам курса (числа и действия с ними, геометрические тела и формы, работа с данными), в том числе сформированность вычислительных навыков, навыков решения и оформления математических задач.

Умение видеть математическую проблему, работать с рисунками , текстами, таблицами.

Умение рассуждать и обосновывать свои действия.

- текущий контроль по математике осуществляется в основном в письменной форме, куда входят задания разного вида:

Работа над задачей - 8 уч-ся из 8

Работа с геометрическим материалом - 7 уч-ся из 8

Сравнение чисел и числовых выражений - 7 уч-ся из 8

Решение числовых выражений - 7 уч-ся из 8

В области окружающего мира

Сформированность первичных представлений о природных объектах, их характерных признаках и соответствующих понятиях:

- объекты живой и неживой природы, их распознавание и классификация, некоторые св-ва отдельных объектов;

- Тела и вещества, некоторые их хар-ки;

- некоторые географические объекты, их распознавание.

Наличие первоначальных представлений о природных объектах, умение анализировать ситуации, умение читать информацию по схемам и таблицам - все уч-ся обладают базовым уровнем этих навыков

Т.о., оценивание планируемых результатов освоения программы НОО в 1 классе проводится в соответствии с требованиями ФГОС, что показывает эффективность усвоения программы НОО.


© 2010-2022