Технологии работы с родителями с использованием метода работы по группам

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ШЕЛЕХОВСКОГО РАЙОНА

«НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА-ДЕТСКИЙ САД № 14»



Районные педагогические мастерские

по воспитательным технологиям



Технологии работы с детьми и родителями:

«Проблемная дискуссия

с использованием метода работы по группам»



Власова Екатерина Ивановна,

учитель высшей

квалификационной категории,

классный руководитель 2 «Г» класса

МКОУ ШР «НШДС №14»







Шелехов, 2014 год

Наше время требует активных, инициативных людей, не боящихся публичных выступлений, умеющих высказывать и доказывать свою точку зрения. За время своей работы я поняла, что необходимо внедрять в свою работу активные формы, позволяющие привлечь к обсуждению поставленных вопросов всех участников. Одной из таких активных форм является организация общей дискуссии с предварительным обсуждением проблем в нескольких группах, на которые разбиваются все участники. Как показывает опыт, это достаточно эффективная форма. Она позволяет выявить и сопоставить различные позиции по одному и тому же вопросу, выработать, если это возможно, единое мнение, обеспечить активное участие всех в обсуждении. Такая форма формирует культуру общения, культуру дискуссии. Она предоставляет возможность каждому из участников выступить, высказать свое мнение. Считаю, что именно проблемная дискуссия с использованием метода работы по группам помогает приобрести опыт публичного выступления, публичной дискуссии. Она учит отстаивать свою точку зрения, убеждать или признавать правоту и убедительность противоположной стороны. И, наконец, учит слушать и понимать своих товарищей. Дискуссия как метод может использоваться на любом уроке. Дискуссия может выступать как форма работы с родителями. В своей практике

Общая схема проведения проблемной дискуссии с использованием метода работы по группам такова:

1. Определение вопросов, актуальных для обсуждения.

2. Разбивка на группы.

3. Работа в группах.

4. Представление позиций, выработанных в группах.

5. Общая дискуссия по каждому вопросу с сопоставлением позиций.

6. Подведение итогов проблемной дискуссии.

Дискуссия проходит под руководством ведущего. Число ведущих может быть различным. Для эффективной работы бывает достаточно одного-двух ведущих. На практике использую вторым ведущим представителя родителей или обучающегося.

Слово «дискуссия» происходит от латинского «discussio» - рассмотрение, исследование. Под дискуссией понимают обсуждение какого-либо вопроса, проблемной темы. Отличие дискуссии от простого спора является ее аргументированность и нацеленность на достижение наиболее объективного знания в итоге.

Организация урока-дискуссии требует определенной предварительной подготовки. Вначале провожу "мозговой штурм" по планированию предстоящего дела: делю класс на 3-4 микрогруппы; совместно вырабатываем правила во время дискуссии; выбираем тему, наиболее понравившуюся, либо комбинируем идеи.

Представленная ниже проблемная дискуссия была проведена в ноябре этого года. В работе участвовали микрогруппы разных возрастов: 1 группа - бабушки и дедушки; 2 группа - родители ребят; 3 группа - выпускники нашей школы, учащиеся 10 класса; 4 группа - ученики моего класса. Данная проблемная дискуссия имела высокую эффективность в обсуждении проблемы ценностей поколений.

Тема: Ценности поколений

Цель: Создать условия для развития духовно-нравственного воспитания личности с учетом специфики историко-культурных ценностей, ее самоопределению в социуме.

Дискуссия направлена на организацию последовательного обсуждения предложенных вопросов и аспектов одной темы в малых группах с последующими анализом и согласованием различных подходов и принятием коллективного решения

Этап 1-ый, введение в дискуссию: Формулирование проблемы и целей дискуссии

Цель этапа: Создание мотивации к обсуждению - определение значимости проблемы, указание на нерешенность и противоречивость вопроса, установление регламента дискуссии и ее основных этапов; совместная выработка правил дискуссии;

Из честолюбия или чувства долга не может родиться

ничего ценного. Ценности возникают благодаря

любви и преданности людям

и объективным реалиям этого мира.

(Альберт Эйнштейн

- Прочитайте эпиграф. Попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего разговора.

Люди всего мира ценят самые важные и главные общечеловеческие ценности: любовь, правда, ненасилие, правильное поведение, мир. Поэтому, для каждого человека на Земле, независимо на каком материке Земли он живет, важны эти ценности.

-Сегодня мы с вами поговорим о ценностях поколений. Теория поколений была создана в 1991 году американскими учеными Нейлом Хоувом и Вильямом Штраусом. Они одновременно и независимо друг от друга решили подробно изучить такое понятие как «поколение». Их внимание привлек известный «конфликт поколений», который не связан с возрастными противоречиями. Адаптацию Теории Поколений для России в 2003-2004 году выполнила команда под руководством Евгении Шамис

Поколение - это группа людей, рожденных в определенный возрастной период, испытавших влияние одних и тех же событий и особенностей воспитания, с похожими ценностями. Именно ценности и их сходство, а не возраст формируют и определяют поколение. Мы этих ценностей не замечаем, они действуют незаметно, но во многом определяют наше поведение: как мы общаемся, как решаем конфликты, как развиваемся, что нас мотивирует, как ставим цели.

Сейчас в России живут и работают представители следующих поколений (сопровождается показом слайдов):

Поколение GI или поколение Победителей (1900-1923 г. р.)

События, сформировавшие их ценности: революционные события 1905 и 1917 годов, коллективизация, электрификация.

Ценности: трудолюбие, ответственность, почти религиозная вера в светлое будущее, приверженность идеологии, семья и семейные традиции, доминантность и категоричность суждений.

Молчаливое поколение (1923-1943 г. р.)

События, сформировавшие ценности: сталинские репрессии, Вторая мировая война, восстановление разрушенной страны, открытие антибиотиков.

Ценности: преданность, соблюдение правил, законов, уважение к должности и статусу, честь, терпение.

Поколение Беби-Бумеров (1943-1963 г. р.)

События, сформировавшие ценности: советская «оттепель», покорение космоса, СССР - мировая супердержава, «холодная война», первые пластические операции и создание противозачаточных таблеток, единые стандарты обучения в школах и гарантированность медицинского обслуживания.

Ценности: оптимизм, заинтересованность в личностном росте и вознаграждении, в то же время коллективизм и командный дух, культ молодости.

Поколение Х или Неизвестное поколение (1963-1984 г. р.)

События, сформировавшие ценности: продолжение «холодной войны», перестройка, СПИД, наркотики, война в Афганистане.

Ценности: готовность к изменениям, возможность выбора, глобальная информированность, техническая грамотность, индивидуализм, стремление учиться в течение всей жизни, неформальность взглядов, поиск эмоций, прагматизм, надежда на себя, равноправие полов.

Поколение Y/Игреки или Поколение Милениум, Сети, Next (1984-2000 г. р.)

События, сформировавшие ценности: распад СССР, теракты и военные конфликты, атипичная пневмония, развитие цифровых технологий. Мобильные телефоны и интернет - их привычная действительность. Эпоха брендов.

Ценности: свобода, fun (веселье), результат как таковой. В систему ценностей этой группы также включены такие понятия, как гражданский долг и мораль, ответственность, но при этом психологи отмечают их наивность и умение подчиняться. На первый план для поколения Y выходит немедленное вознаграждение.

Поколение Z (c 2000 г. р.)

События: Выигрыш Олимпиады в Сочи, мировой экономический кризис, выигрыш Россией ЧМ по футболу, землетрясение в Японии, Фукусима , ликвидация У. Бин Ладена, выборы Президента РФ

Ценности: ------

- Почему на слайде не указаны ценности поколения Z?

(Они ещё только формируются)

- Попробуем сформулировать правила работы в группе во время дискуссии.

Правила участники дискуссии формулируют сами. Вот возможные варианты:

Я критикую идеи, а не людей

Моя цель не в том, чтобы "победить", а в том, чтобы прийти к наилучшему решению

Я побуждаю каждого из участников к тому, чтобы участвовать в обсуждении

Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ними не согласен

Я сначала выясняю все идеи и факты, относящиеся к обеим позициям

Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему

Я изменяю свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов

Этап 2-й, обсуждение проблемы:

Обмен участниками мнениями по каждому вопросу.

Цель этапа - собрать максимум мнений, идей, предложений, соотнося их друг с другом;

Инструкция 1:

Выполните в группах следующую работу: напишите на листках бумаги, запомнившиеся, значимые для вас:

  • Три политических события

  • Три культурных события

  • Три научно-технических события

  • Три фильма (отечественных)

  • Три фильма (зарубежных)

  • Три мультфильма

  • Три игры, в которые играете(-ли) во дворе

  • Три игры, в которые играете(-ли) дома

  • Три картины

  • Три музыкальных произведения

  • Три книги

  • Три песни (исполнителя, группы)

  • Три города, значимых для поколения

  • Три политических лидера, определивших судьбу поколения

(публично представьте список от каждой микрогруппы);

Инструкция 2:

  • в Микрогруппах обсудите и перечислите героев и кумиров нынешнего поколения (публично представьте список от каждой микрогруппы);

Инструкция 3:

  • Обсудите в микрогруппах: «Почему, на Ваш взгляд, списки имеют расхождение?» (общее мнение публично представляет спикер от микрогруппы)

  • Обсудите в микрогруппах: «К чему, на Ваш взгляд, это может привести?» (общее мнение публично представляет спикер от микрогруппы)

Инструкция 4:

  • Обсудите в микрогруппах: «Что, на Ваш взгляд, необходимо предпринимать, чтобы ситуация изменилась в лучшую сторону?» (общее мнение публично представляет спикер от микрогруппы)

В наше время одной из отмеченных ценностей является общение через высокие компьютерные технологии. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка, многие дети предпочитают виртуальное общение.

Инструкция 5:

Ответьте на вопрос: «Должны ли родители следить за общением своего ребёнка в социальных сетях?»

Этап 3-й, подведение итогов обсуждения:

Цель этапа: Выработка согласованного мнения и принятие группового решения; Настрой на дальнейшее осмысление проблемы и поиск путей ее решения; Совместная оценка эффективности дискуссии в решении обсуждаемой проблемы и в достижении педагогических целей, позитивного вклада каждого в общую работу.

- Сегодня мы говорили о ценностях. Ценностях поколений. Ведущий отзывается о работе групп. Если он наблюдал за работой групп - высказать свои соображения относительно того, как была построена эта работа в разных группах. Обратить внимание на общность позиций, отметить спорные вопросы, а также вопросы, которые остались без внимания или которые недостаточно аргументированы.

Подумайте, какая позиция вам ближе и почему:

1) Лучшие вещи в мире бесплатны... и бесценны. ( Брюн)

2)Воду мы начинаем ценить не раньше, чем высыхает колодец. (Томас Фуллер)

- Почему?

Обсуждение вопросов, рефлексия

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В своей работе часто использую описанную форму проблемных дискуссий, рассматриваю ее как констатирующий и формирующий метод. Он позволяет выявить существующие точки зрения - диагностическая функция, помочь в формировании мнений - воспитательная и формирующая функция, изменить представления людей, расширить их представления о проблеме - коррекционная функция

Благодаря системному применению формы и метода дискуссии у обучающихся и родителей формируется сознательное отношение к рассмотрению выдвигаемых проблем, активность в ее обсуждении, речевая культура, направленность на выявление причин возникающих проблем и установка на их решение в дальнейшем, реализуется принцип критического мышления, что способствует развитию коммуникативной компетенции. У родителей повышается мотивация к активному включению в образовательный процесс.


© 2010-2022