- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Технологии работы с родителями с использованием метода работы по группам
Технологии работы с родителями с использованием метода работы по группам
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Власова Е.И. |
Дата | 16.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ШЕЛЕХОВСКОГО РАЙОНА
«НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА-ДЕТСКИЙ САД № 14»
Районные педагогические мастерские
по воспитательным технологиям
Технологии работы с детьми и родителями:
«Проблемная дискуссия
с использованием метода работы по группам»
Власова Екатерина Ивановна,
учитель высшей
квалификационной категории,
классный руководитель 2 «Г» класса
МКОУ ШР «НШДС №14»
Шелехов, 2014 год
Наше время требует активных, инициативных людей, не боящихся публичных выступлений, умеющих высказывать и доказывать свою точку зрения. За время своей работы я поняла, что необходимо внедрять в свою работу активные формы, позволяющие привлечь к обсуждению поставленных вопросов всех участников. Одной из таких активных форм является организация общей дискуссии с предварительным обсуждением проблем в нескольких группах, на которые разбиваются все участники. Как показывает опыт, это достаточно эффективная форма. Она позволяет выявить и сопоставить различные позиции по одному и тому же вопросу, выработать, если это возможно, единое мнение, обеспечить активное участие всех в обсуждении. Такая форма формирует культуру общения, культуру дискуссии. Она предоставляет возможность каждому из участников выступить, высказать свое мнение. Считаю, что именно проблемная дискуссия с использованием метода работы по группам помогает приобрести опыт публичного выступления, публичной дискуссии. Она учит отстаивать свою точку зрения, убеждать или признавать правоту и убедительность противоположной стороны. И, наконец, учит слушать и понимать своих товарищей. Дискуссия как метод может использоваться на любом уроке. Дискуссия может выступать как форма работы с родителями. В своей практике
Общая схема проведения проблемной дискуссии с использованием метода работы по группам такова:
1. Определение вопросов, актуальных для обсуждения.
2. Разбивка на группы.
3. Работа в группах.
4. Представление позиций, выработанных в группах.
5. Общая дискуссия по каждому вопросу с сопоставлением позиций.
6. Подведение итогов проблемной дискуссии.
Дискуссия проходит под руководством ведущего. Число ведущих может быть различным. Для эффективной работы бывает достаточно одного-двух ведущих. На практике использую вторым ведущим представителя родителей или обучающегося.
Слово «дискуссия» происходит от латинского «discussio» - рассмотрение, исследование. Под дискуссией понимают обсуждение какого-либо вопроса, проблемной темы. Отличие дискуссии от простого спора является ее аргументированность и нацеленность на достижение наиболее объективного знания в итоге.
Организация урока-дискуссии требует определенной предварительной подготовки. Вначале провожу "мозговой штурм" по планированию предстоящего дела: делю класс на 3-4 микрогруппы; совместно вырабатываем правила во время дискуссии; выбираем тему, наиболее понравившуюся, либо комбинируем идеи.
Представленная ниже проблемная дискуссия была проведена в ноябре этого года. В работе участвовали микрогруппы разных возрастов: 1 группа - бабушки и дедушки; 2 группа - родители ребят; 3 группа - выпускники нашей школы, учащиеся 10 класса; 4 группа - ученики моего класса. Данная проблемная дискуссия имела высокую эффективность в обсуждении проблемы ценностей поколений.
Тема: Ценности поколений
Цель: Создать условия для развития духовно-нравственного воспитания личности с учетом специфики историко-культурных ценностей, ее самоопределению в социуме.
Дискуссия направлена на организацию последовательного обсуждения предложенных вопросов и аспектов одной темы в малых группах с последующими анализом и согласованием различных подходов и принятием коллективного решения
Этап 1-ый, введение в дискуссию: Формулирование проблемы и целей дискуссии
Цель этапа: Создание мотивации к обсуждению - определение значимости проблемы, указание на нерешенность и противоречивость вопроса, установление регламента дискуссии и ее основных этапов; совместная выработка правил дискуссии;
Из честолюбия или чувства долга не может родиться
ничего ценного. Ценности возникают благодаря
любви и преданности людям
и объективным реалиям этого мира.
(Альберт Эйнштейн
- Прочитайте эпиграф. Попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего разговора.
Люди всего мира ценят самые важные и главные общечеловеческие ценности: любовь, правда, ненасилие, правильное поведение, мир. Поэтому, для каждого человека на Земле, независимо на каком материке Земли он живет, важны эти ценности.
-Сегодня мы с вами поговорим о ценностях поколений. Теория поколений была создана в 1991 году американскими учеными Нейлом Хоувом и Вильямом Штраусом. Они одновременно и независимо друг от друга решили подробно изучить такое понятие как «поколение». Их внимание привлек известный «конфликт поколений», который не связан с возрастными противоречиями. Адаптацию Теории Поколений для России в 2003-2004 году выполнила команда под руководством Евгении Шамис
Поколение - это группа людей, рожденных в определенный возрастной период, испытавших влияние одних и тех же событий и особенностей воспитания, с похожими ценностями. Именно ценности и их сходство, а не возраст формируют и определяют поколение. Мы этих ценностей не замечаем, они действуют незаметно, но во многом определяют наше поведение: как мы общаемся, как решаем конфликты, как развиваемся, что нас мотивирует, как ставим цели.
Сейчас в России живут и работают представители следующих поколений (сопровождается показом слайдов):
Поколение GI или поколение Победителей (1900-1923 г. р.)
События, сформировавшие их ценности: революционные события 1905 и 1917 годов, коллективизация, электрификация.
Ценности: трудолюбие, ответственность, почти религиозная вера в светлое будущее, приверженность идеологии, семья и семейные традиции, доминантность и категоричность суждений.
Молчаливое поколение (1923-1943 г. р.)
События, сформировавшие ценности: сталинские репрессии, Вторая мировая война, восстановление разрушенной страны, открытие антибиотиков.
Ценности: преданность, соблюдение правил, законов, уважение к должности и статусу, честь, терпение.
Поколение Беби-Бумеров (1943-1963 г. р.)
События, сформировавшие ценности: советская «оттепель», покорение космоса, СССР - мировая супердержава, «холодная война», первые пластические операции и создание противозачаточных таблеток, единые стандарты обучения в школах и гарантированность медицинского обслуживания.
Ценности: оптимизм, заинтересованность в личностном росте и вознаграждении, в то же время коллективизм и командный дух, культ молодости.
Поколение Х или Неизвестное поколение (1963-1984 г. р.)
События, сформировавшие ценности: продолжение «холодной войны», перестройка, СПИД, наркотики, война в Афганистане.
Ценности: готовность к изменениям, возможность выбора, глобальная информированность, техническая грамотность, индивидуализм, стремление учиться в течение всей жизни, неформальность взглядов, поиск эмоций, прагматизм, надежда на себя, равноправие полов.
Поколение Y/Игреки или Поколение Милениум, Сети, Next (1984-2000 г. р.)
События, сформировавшие ценности: распад СССР, теракты и военные конфликты, атипичная пневмония, развитие цифровых технологий. Мобильные телефоны и интернет - их привычная действительность. Эпоха брендов.
Ценности: свобода, fun (веселье), результат как таковой. В систему ценностей этой группы также включены такие понятия, как гражданский долг и мораль, ответственность, но при этом психологи отмечают их наивность и умение подчиняться. На первый план для поколения Y выходит немедленное вознаграждение.
Поколение Z (c 2000 г. р.)
События: Выигрыш Олимпиады в Сочи, мировой экономический кризис, выигрыш Россией ЧМ по футболу, землетрясение в Японии, Фукусима , ликвидация У. Бин Ладена, выборы Президента РФ
Ценности: ------
- Почему на слайде не указаны ценности поколения Z?
(Они ещё только формируются)
- Попробуем сформулировать правила работы в группе во время дискуссии.
Правила участники дискуссии формулируют сами. Вот возможные варианты:
Я критикую идеи, а не людей
Моя цель не в том, чтобы "победить", а в том, чтобы прийти к наилучшему решению
Я побуждаю каждого из участников к тому, чтобы участвовать в обсуждении
Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ними не согласен
Я сначала выясняю все идеи и факты, относящиеся к обеим позициям
Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему
Я изменяю свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов
Этап 2-й, обсуждение проблемы:
Обмен участниками мнениями по каждому вопросу.
Цель этапа - собрать максимум мнений, идей, предложений, соотнося их друг с другом;
Инструкция 1:
Выполните в группах следующую работу: напишите на листках бумаги, запомнившиеся, значимые для вас:
-
Три политических события
-
Три культурных события
-
Три научно-технических события
-
Три фильма (отечественных)
-
Три фильма (зарубежных)
-
Три мультфильма
-
Три игры, в которые играете(-ли) во дворе
-
Три игры, в которые играете(-ли) дома
-
Три картины
-
Три музыкальных произведения
-
Три книги
-
Три песни (исполнителя, группы)
-
Три города, значимых для поколения
-
Три политических лидера, определивших судьбу поколения
(публично представьте список от каждой микрогруппы);
Инструкция 2:
-
в Микрогруппах обсудите и перечислите героев и кумиров нынешнего поколения (публично представьте список от каждой микрогруппы);
Инструкция 3:
-
Обсудите в микрогруппах: «Почему, на Ваш взгляд, списки имеют расхождение?» (общее мнение публично представляет спикер от микрогруппы)
-
Обсудите в микрогруппах: «К чему, на Ваш взгляд, это может привести?» (общее мнение публично представляет спикер от микрогруппы)
Инструкция 4:
-
Обсудите в микрогруппах: «Что, на Ваш взгляд, необходимо предпринимать, чтобы ситуация изменилась в лучшую сторону?» (общее мнение публично представляет спикер от микрогруппы)
В наше время одной из отмеченных ценностей является общение через высокие компьютерные технологии. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка, многие дети предпочитают виртуальное общение.
Инструкция 5:
Ответьте на вопрос: «Должны ли родители следить за общением своего ребёнка в социальных сетях?»
Этап 3-й, подведение итогов обсуждения:
Цель этапа: Выработка согласованного мнения и принятие группового решения; Настрой на дальнейшее осмысление проблемы и поиск путей ее решения; Совместная оценка эффективности дискуссии в решении обсуждаемой проблемы и в достижении педагогических целей, позитивного вклада каждого в общую работу.
- Сегодня мы говорили о ценностях. Ценностях поколений. Ведущий отзывается о работе групп. Если он наблюдал за работой групп - высказать свои соображения относительно того, как была построена эта работа в разных группах. Обратить внимание на общность позиций, отметить спорные вопросы, а также вопросы, которые остались без внимания или которые недостаточно аргументированы.
Подумайте, какая позиция вам ближе и почему:
1) Лучшие вещи в мире бесплатны... и бесценны. ( Брюн)
2)Воду мы начинаем ценить не раньше, чем высыхает колодец. (Томас Фуллер)
- Почему?
Обсуждение вопросов, рефлексия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В своей работе часто использую описанную форму проблемных дискуссий, рассматриваю ее как констатирующий и формирующий метод. Он позволяет выявить существующие точки зрения - диагностическая функция, помочь в формировании мнений - воспитательная и формирующая функция, изменить представления людей, расширить их представления о проблеме - коррекционная функция
Благодаря системному применению формы и метода дискуссии у обучающихся и родителей формируется сознательное отношение к рассмотрению выдвигаемых проблем, активность в ее обсуждении, речевая культура, направленность на выявление причин возникающих проблем и установка на их решение в дальнейшем, реализуется принцип критического мышления, что способствует развитию коммуникативной компетенции. У родителей повышается мотивация к активному включению в образовательный процесс.